Сценарий родительского собрания "Бесспорный треугольник: Родители?Дети?Учитель"
методическая разработка (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_stsenariy_roditelskogo_sobraniya.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анна Борисовна Пыляева Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Торжок | |
Сценарий родительского собрания
«Бесспорный треугольник:
РОДИТЕЛИ? ДЕТИ? УЧИТЕЛЬ?»
ИЛИ…
Пояснительная записка
В настоящее время трудности восприятия друг друга, взаимодействия и взаимопомощи присутствуют во многих семьях, потому что каждый хочет добиваться своей цели, не учитывая желаний других.
Учитель недоволен учеником. Родители в претензии к учителю. Ученик в оппозиции и к учителю, и к родителям. Как им выстроить гармоничные отношения?
А если родители не хотят прислушиваться к мнению учителя, а ученики ведут себя непозволительным образом?
Надеюсь, родительское собрание, сценарий которого вы читаете, поможет ответить на эти вопросы.
Родители – это основные воспитатели, которые закладывают основной «фундамент» в развитие и воспитание своего ребенка. Школа же, в свою очередь, ставит перед собой задачу – как организовать работу между родителями, учениками и учителями. Целью школы является необходимость не только дать основы школьной программы, но и помочь ребенку стать личностью, привить нужные качества, помочь каждой семье в воспитании ребенка. Но, основная задача ложится на плечи учителей, которым необходимо найти подход к каждому ребенку, найти общий язык с родителями. Родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы, посещение на дому, консультации – это метод работы каждого учителя, но стать, с родителями ученика, единомышленниками – это чрезвычайно сложная задача.
Итак, бесспорный ли треугольник: РОДИТЕЛИ ? ДЕТИ ? УЧИТЕЛЬ?
Предложенный сценарий может послужить материалом для проведения родительских собраний в 8-11 классах.
Цель: Выстроить модель взаимоотношений «учитель – ребенок – родитель»
Задачи:
- провести анкетирование с целью определения «точек соприкосновения» во взаимодействии учитель – ребенок – родитель;
- мотивировать и побудить каждый объект этого процесса к размышлению о его роли в обучении;
- разработать схему взаимоотношений учитель – ребенок – родитель;
- предложить памятки с рекомендациями.
Форма проведения: круглый стол
Участники: классный руководитель, родители учащихся, учителя – предметники, учащиеся, психолог
Подготовительный этап:
- за 2 недели до родительского собрания провести анкетирование всех участников родительского собрания:
Анкета
Выберите треугольник, который, по вашему мнению, более соответствует: Расставьте приоритеты в обучении:
Почему Вы так считаете?______________________________________________________________________
- провести анализ результатов в каждой группе (родители, дети, учителя), вывод сделать по наибольшему количеству
- вывести результат в виде наглядного материала на доску, например:
Родители | Дети | Учителя | |
Всего | |||
Треугольник |
- подготовить ситуации;
- подготовить приглашение для родителей и учителей с датой и темой собрания.
ХОД СОБРАНИЯ
- Вступительное слово классного руководителя
Человек всю жизнь проводит в семье: в родительской, потом в школьной, потом в своей собственной, а затем, возможно, в семье своих детей.
Со временем меняются жизненные устои, меняются дети, меняются родители, меняются взгляды на мир. Но и не только на мир, но и на обучение. Кто несет ответственность за качественное образование? Три элемента, три стороны, три точки зрения - Учитель, Родитель, Ребенок. Кто на вершине это процесса? Сегодня мы постараемся построить модель этого спорного вопроса и определить ведущий бесспорный элемент этого процесса.
- Беседа по анкетам
- За две недели до родительского собрания, вам были даны анкеты. Вам необходимо было выбрать ту модель, которая соответствует вашим взглядам. Кто, по вашему мнению, занимает ведущую роль в обучении?
- Обработав анкеты, я получила следующие результаты…
(подсчитывается большее количество совпадений, и результаты анкеты размещаются на доску – «Мнение родителей», «Мнение учителей», «Мнение детей» в форме таблицы)
- А пояснения были разные (продолжает классный руководитель), например (некоторые ответы зачитываются):
Родители: «Мы отдали детей в школу, значит и несет ответственность за обучение школа!»
Дети: «Мы ходим в школу, мы и должны сами нести ответственность за себя»
Учителя: «Родители первоначальная ступень воспитания и обучения детей»
- Все ваши мнения, я собрала воедино, таким образом, получилось общее восприятие, я назвала его «КОРЗИНА МНЕНИЙ» (оформляется корзина)
(мнения могут быть разные, но отбираются и оглашаются частовстречаемые)
Вывод: Получается спорный треугольник. Попробуем выбрать вместе модель треугольника и разобраться, почему именно треугольник? А поможет нам в этом психолог, опираясь на существующие нормативные документы. Лидер класса - ведущий нашего родительского собрания (далее лидер проводит родительское собрание, совместно с классным руководителем)
(заранее прописывается и оговаривается сценарий проведения)
- Выступление лидера «О правилах на собрании»
Обращаем ваше внимание, что собрание проходит в форме круглого стола, т.е. каждый участник процесса имеет одинаковые права, каждый может высказать свою точку зрения, независимо от статуса.
Главное правило: Терпимо относись к чужим точкам зрения.
(правило оформляется на доске)
- Обмен мнениями (продолжает лидер)
- И так, каждая сторона процесса высказывает причину, по которой они выбрали именно этот треугольник и почему, по вашему мнению – это треугольник?
- Диспут «Особенности взаимодействия родитель – ребенок – учитель»
Зачитываются разные ситуации (3,4 в зависимости от времени), участники высказывают мнения и подводится итог психологом.
Пример ситуации 1:
- Мам, мне нужна твоя помощь!
- Хватит, мамкать, пора самому разбираться со своими проблемами.
Пример ситуации 2:
- Мам, у меня проблемы в классе!
- Ой, ой, я сейчас приеду, я звоню папе, я звоню классному руководителю, нет, лучше сразу директору или в прокуратуру…
Пример ситуации 3:
- Мам, я сегодня получила двойку по информатике!
- Давай постараемся с тобой разобраться, как тебе выйти из этой ситуации!
(Идет обсуждения с разных позиций)
Вывод психолога: Необходимо давать возможность самостоятельного принятия решения, но эта деятельность должна контролироваться родителями. Иначе ребенок может перешагнуть грань дозволенного. В данной ситуации, он может не пойти в школу, мама разрешила разбираться самому. Самостоятельный, но в меру.
- «Вопрос – ответ» (продолжает лидер)
(за 1 минуту учащиеся должны придумать ситуацию с вопросом по теме собрания, чтобы родители и учителя дали ответ на этот вопрос)
Пример возможного вопроса 1: Зачем, мне учится на пять, если я могу получить спокойно «троечку» без лишних нервов, что может изменить – эта «Пятерочка»?
Пример возможного вопроса 2: Зачем мне учить информатику, если я буду поступать на гуманитарий?
Пример возможного вопроса 3: Зачем мне вообще нужна физическая культура, если я и так в прекрасной форме?
( ответы стараются дать учителя и родители с их позиции)
Вывод психолога: Конечно, успех зависит от самого ребенка, от его собственной мотивации на желание получить хорошее качественно образование, но без поддержки в первую очередь родителей, а во вторую педагогов ребенок может потерять желание и интерес к обучению.
- Выступление психолога
Семья это - первый устойчивый коллектив жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. Школа – второй устойчивый коллектив в жизни ребенка. Семья и школа несут ответственность за воспитание человека, поэтому нужно помогать друг другу, вырабатывать правильный системный подход к каждому ребёнку. Родитель – учитель – ребенок должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом.
- Вывод родительского собрания
И так, приоритеты расставлены, каждый элемент этого процесса важен для обучения и должен работать в единой системе, но центральную роль в этом процессе все равно играют родители!
У вас на столах лежат треугольники, в которых вы должны написать ответ на вопрос: «Как добиться успеха в обучении для качественной жизни?» (пример ответов: помогать друг другу, быть неотрывным участником процесса и т.д.).
(Далее, классный руководитель берет эти треугольники и совмещает их в 1 большой треугольник, над вершинами треугольника расставляет приоритеты)
И говорит: «Таким образом, из трех маленьких треугольников мы получили целую единую систему – МОДЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ в виде БЕССПОРНОГО РАВНОСТОРОННЕГО ТРЕУГОЛЬНИКА взаимопомощи, взаимопонимания, взаимовыручки.
- Подведение итогов
- всем участникам раздаются памятки с рекомендациями на улучшение обучения, способствующего качеству жизни;
приложение 1. «Памятка для родителей»
приложение 2. «Памятка для учителей»
приложение 3. «Памятка для детей»
- благодарим всех за участие, откровенность и просим на листах закончить предложения: «Для меня было новым…», «Я задумался сегодня о…», «Я бы провел родительское собрание на тему…»
Используемые источники
- Родительские собрания: 8 класс/Авт. – сост. О.Г. Черных, В.А. Малюгина. – М.: ВАКО, 2008. – 176 с. (учебный год)
- Родительские собрания: 7 класс/Авт. – сост. О.Г. Черных, В.А. Малюгина. – М.: ВАКО, 2008. – 176 с. (учебный год)
- http://school-zvd.ru/metodicheskie_razrabotki?id=279
приложение 1
«Памятка для родителей»
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
2. Развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите свое время, внимание и улыбку.
3. Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки.
4. Постоянно проявляйте заинтересованность делами своего ребенка. Он должен постоянно чувствовать вашу поддержку и заботу.
5. С пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами это искоренить. Необходимо выработать у ребенка иммунитет на страх.
6. Никогда не обманывайте детей. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка.
7. Если вы чувствуете, что ребенок обманывает вас, постарайтесь вызвать его на откровенный разговор. Не наказывайте ребенка, если он сам даст оценку собственному поступку.
8. Откажитесь от практики постоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот.
9. Никогда не говорите ребенку, что он хуже других детей. Воспитывайте в нем чувство уверенности в себе. Это первые шаги к успеху.
10. Не критикуйте и не наказывайте ребенка в присутствии других детей и взрослых.
11. Не шантажируйте своих детей («если ты это не сделаешь, то...»).
12. Учите ребенка уважать других людей. Чаще говорите хорошее о людях в его присутствии.
13. Не стесняйтесь признать свою неправоту.
14. Не делайте ребенка «громоотводом» для разрядки своих родительских эмоций.
15. Не подавляете ребенка своим авторитетом. Не занижайте его самооценку.
приложение 2
«Памятка для учителей»
1. Предоставление частичной свободы выбора.
2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения
3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.
4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого.
5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.
7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
10. Изменять методы и приемы обучения.
11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
приложение 3
«Памятка для детей»
- Любите, цените и берегите своих родителей. Это самые близкие и родные вам люди. Их никто не заменит.
- Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесет им радость.
- Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы ваши родители были спокойны и счастливы. Это зависит от вас.
- Старайтесь следовать совету Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
- Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания.
1.Родительское собрание Тема: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации. ...
Сценарий родительского собрания
Полный сценарий проведения родительского собрсния: "О трудностях в учении, или чтобы ребенок учился"...
Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"
Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"...
Сценарий родительского собрания по профориентации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСценарий родительского собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?» « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит...
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...
Сценарий родительского собрания в 6 классе: «О родительском авторитете»
Сценарий родительского собрания в 6 классе: «О родительском авторитете»...