Классный час "Конституция России-основной закон страны"
классный час (7 класс) на тему
12 декабря. Наша страна празднует День Конституции РФ. Я предлагаю вашему вниманию разработку классного часа, посвященную данному мероприятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu_konstitutsiya_rossii-_osnovnoy_zakon_strany.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: Конституция России – Основной закон страны»
Главная цель государства - не создать рай на земле,
а не допустить ада.
Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Задачи:
- воспитание чувства гордости за свою страну;
- развитие интереса к истории России;
- расширение кругозора.
Подготовительный этап:
- Познакомить обучающихся с понятием «Конституция» на уроках обществознания
- подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ;
- оформить кабинет: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах, проектор, экран для трансляции презентации.
Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры.
Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция.
Стили обучения:
- визуальный (раздаточный материал, схема на доске);
- аудиальный (мини-лекция, комментарии обучающихся);
- кинестический (моделирование страны, активные передвижения);
- эмоциональный (примеры об опыте, полученном ранее, рефлексия).
Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.
Ход классного часа:
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы проведем с вами необычный классный час. А тему его вы назовете мне сами. Давайте сначала с вами побеседуем. Ответьте пожалуйста на вопросы:
- Как называется наша Родина? (Россия)
- Как называют людей, живущих в России? (Россияне)
- Почему к Москве у нас особое отношение? (Столица нашей Родины)
- Кто занимает пост Председателя Правительства? (В. В. Путин)
- Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ?(Президент)
- Форма правления в России? (Республика)
- Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
- Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг )
Сегодня 12 декабря. Скажите, пожалуйста, чем знаменателен этот день для нашей необъятной страны под названием Россия?
Обучающиеся: День Конституции
Учитель: А кто знает, что такое Конституция?
Обучающиеся: Конституция – это основной закон государства.
Учитель: Верно. Итак, скажите, какой дате мы сегодня посвятим нашу с вами встречу?
Обучающиеся: Дню Конституции.
Учитель: Молодцы! (слайд 1, 2,3)
В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 4)
Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
Мне бы хотелось сейчас немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно.
В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (слайд 5) Вот как она начиналась:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
Ребята, как вы уже сказали сегодня День Конституции., так давайте проведем нашу встречу в форме небольшого состязания. Вы сейчас разделитесь на 2 команды. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетоны. В конце нашего мероприятия жюри ответит нам, кто из вас лучше ориентируется в понятии «Конституция»
Итак, начинаем!
(Обучающиеся делятся на группы)
Задание №1
Игра «Неизвестная страна». (Цель игры: показать, что права и обязанности часто вызваны жизненной необходимостью)
Представьте себе вы плывете на корабле и перед вашим взором появляется неизвестная вам до сих пор страна. У каждой команды она своя. Вы - ее жители. Дайте название вашей стране и составьте 10 самых важных правил безопасной жизни, которые должны быть гарантированы каждому в вашей стране и оформите их на листе ватмана. Ведь раньше здесь никто не жил. Здесь не было ни законов, ни правил.
(Каждая команда представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы.)
Учитель: Можно ли как-то сгруппировать похожие права и обязанности? (Права выделите зеленым цветом, обязанности выделите красным цветом)
Задание №2
Работа с таблицей. Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. Давайте, разберем их все вместе!
Права и свободы граждан | Обязанности граждан |
Право на жизнь | Обязанность сохранять природу и окружающую среду |
Право на защиту своей чести и доброго имени | Обязанность защищать Родину |
Право личную неприкосновенность | Обязанность соблюдать законы |
Право на жилище и его неприкосновенность | Обязанность платить налоги |
Право на свободное передвижение |
|
Свобода совести, свобода вероисповеданий |
|
Свобода мысли и слова |
|
Право избирать и быть избранным |
|
Право на труд |
|
Право на отдых |
|
Право на получение социальной помощи |
|
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь |
|
Право на образование |
|
Право на получение юридической помощи |
|
Свобода информации |
|
Свобода творчества |
|
Задание №3
Работа с Конституцией. (Цель: найти схожие статьи в Конституции. Номера статей выписать рядом со схожими правилами на ватмане) (слайд 6)
Вопросы командам:
1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?
2) Какие обязанности записаны в Конституции?
(Ответы обучающихся:
- ст. 57 – платить налоги
- ст. 59 – защита Отечества
- ст. 58 – об охране природы и окружающей среды
- ст. 44 – забота об охране памятников культуры
- ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей, п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.)
Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.
Задание №4
Учитель: А сейчас каждая команда получает задание составить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы. (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд) (слайд 7)
(презентация обучающимися схем управления РФ)
Задание №5
Учитель: Ребята, в жизни случается много разных ситуаций, которые требуют правомерного разрешения. Давайте и мы, попробуем найти выход из сложившихся ситуаций.
( Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.)
Ситуация (для 1 команды): Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади городка. (право каждого на судебную защиту (ст. 45, 46))
Ситуация(для 2 команды): У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право других на отдых (ст. 37))
Задание №6
Учитель: Все мы хорошо знаем сказки и мифы, но если проанализировать их с позиции соблюдения конституционных прав героев выявляется нечто неожиданное. Вам нужно определить, какая статья Конституции была нарушена в приведённой сказке, или каким конституционным правом воспользовались её герои:
- « Карабас - Барабас наблюдал за Буратино,
которого подвесил на крючок.
Он чувствовал себя хозяином.
Однако вдруг Буратино заявил,
что он нарушает право на …?» (Статья 22 «Право на личную неприкосновенность») (слайд 8)
- «Сказка о царе Салтане». Там есть такие слова:
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел де царь Салтан.
Какое право было нарушено? (Статья 20 «Право на жизнь») (слайд 9)
- Какие два злодея решили отнять у деревянного человечка все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязав его за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить из него деньги? (Статья 35 п. 1 «Право собственности охраняется законом») (слайд 10)
- Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на…? (Статья 22 «Право на личную неприкосновенность») (слайд 11)
- Мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет.
И никогда она не думала о том,
что нарушает права Золушки на.. ? (Статья 37 п.5 «Право Отдых») (слайд 12)
- Какое право хотел нарушить крот, когда собирался жениться на Дюймовочке? (Статья 29 «Свобода мысли и слова») (слайд 13)
Итоговое выставление оценок жюри.
Итоговое слово учителя:
Рефлексия.
- У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?
- Кому было некомфортно на уроке? Почему?
- Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?
Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно прикрепить на дерево настроения желтые и зеленые листья (зеленый - узнал новое, и было интересно, желтый - время потерял зря).
Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.
Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» (слайд 14)
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.
(В конце классного часа звучит гимн России)
Список использованных источников:
- Конституция Российской Федерации (с гимном России). – М.: ТК Велби, Проспект. 2008.
- Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины). – Волгоград: Учитель.2007.
- Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Конституция РФ- основной закон страны"
данные презентации учащихся 9-10 класса явились итогом их работы над проектом по Конституции РФ....
Внеклассное мероприятие "Конституция России – основной закон нашей страны"
Материал содержит разработку внеклассного мероприятия по Конституции страны и презентацию. Парламентский урок посвящен теме «Конституции Российской Федерации -19 лет!». Проведение урока призвано актуа...
Классный час "Конституция- основной закон страны"
Классный час, посвящен 20-летию российской Конституции....
Классный час 20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны.
20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны....
Внеклассное мероприятие - Парламентский урок по теме: Конституция России – основной закон нашей страны.
Цель: продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации, Всеобщей Декларацией прав человека.Задачи: - вспомнить основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека о правах чело...
Внеклассное мероприятие - Парламентский урок по теме: Конституция России – основной закон нашей страны.
Внеклассное мероприятие по обществознанию...
Рабочие листы разговоры о важном 11 декабря 2023 тема классного часа главный закон страны
Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 11 декабря 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Тема внеурочного занятия: главный закон страны. День констит...