Беседа на классном часе "Путь к толерантности".
план-конспект занятия по теме

Тугушева Марина Александровна

Цели:

-  сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

-  воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

-  развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_na_klassnom_chase._put_k_tolerantnosti.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

 Беседа: «Путь  к толерантности».

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование: презентация, листики с надписями качеств толерантной личности, вырезанные из бумаги следы человека

Ход урока.

1. Организационный момент. 

Дети стоя слушают песню «Если друг не смеётся».

2.   Вступительная беседа.

- Ребята, о чём эта песня? (О дружбе).

 - Если хочешь подружиться, что нужно сделать в первую очередь? (Улыбнуться)

- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).

- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

 - Итак, тема нашей беседы «Путь к толерантности».

2. Введение и объяснение понятия толерантность. 
- Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

4. Беседа.

- Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля).

-Как называется наша страна? ( Россия).

- А какой народ живет  в России? (Русские, ……….).

 - Мордва тоже проживают в России. В 2012 году в Республике Мордовия отмечался праздник  1000- летие  единения с русским народом. В Саранске есть памятник «Навеки с Россией».

 - Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? ( Люди).

- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети…).

Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.

- В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать?
- События на Украине.

 - Мы должны помнить о том, что украинский и русский народы  - братья славяне. Мы не должны ссориться,  потому что мы одна семья.
- Почему происходят войны?
- Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы.
- Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас.         
И чтобы этого не случилось, мы должны быть толерантными!

6. Тестирование. 
- А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  • Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  • Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  • Ты разговариваешь с ним.
  • Ты говоришь, что все мальчик драчуны и хулиганы..

На твоих глазах на кого – то нападают…

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

 7. Определение качеств толерантной личности.

- Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность и посадим цветок под названием «Толерантность» У каждого из вас на столах лежат лепестки, на которых записаны качества характера человека. Поднимите те  листики, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, не поднимайте.
Качества:

Терпимость

Бессердечность

Конфликт

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Желание что-либо делать вместе

Милосердие

Злорадство

Ложь

Сотрудничество

Уважение прав других

Раздражение

Принятие другого таким, какой он есть

Зависть

- Итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

8. Решение проблемных ситуаций.

 - Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? (Нет).
- Все ли можем спокойно выслушать друг друга?
- Поддержать в трудную минуту?
- Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
- Предлагаю вам ситуацию.

 Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки? (
Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся).
-  Я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
                  
 
Памятка.

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай, из-за чего возник спор.

Другая ситуация.

Видео ролик «Два жадных медвежонка».

- Из-за чего поссорились медвежата?

- Как вы поступите в этой ситуации?

 - Сегодня это конфликтная ситуация в семье, в классе, а завтра она может превратиться в  общемировую. Поэтому каждый из вас должен иметь терпение по отношению к другим, а это значит быть каким человеком? ( Толерантным).

9. Итог «В добрый путь».

- Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из бумаги в виде человеческого следа. Вы сидите парами, и поэтому пусть каждый из вас напишет положительную черту характера вашего соседа. Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»

Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Диета для тех, кто хочет стать толерантным.

Эта диета поможет избавиться вам от злобы, эгоизма и нетерпимости.

Понедельник

Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

Вторник

Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.

Среда

Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.

Четверг

Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Пятница

Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

Суббота

Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга.

Воскресенье

Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним.

Проживите хотя бы одну неделю по этой диете. Расскажите своим близким и друзьям о том, как изменилось ваше отношение к людям.

7. Обобщение.
(Слайд №19) Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Как вы поняли эту притчу?

8. Тренинг (Слайд №20)
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут сч
астливо жить дети и никогда не будет войны.

(Дети рисуют под музыку «Дорогою добра» и «Если добрый ты»)

Сказка о толерантности

13 декабря, 2012

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
- Фу, какая ты уродина. Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк!
Лошадь фыркнула и сказала:
- Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные горбы у тебя на спине!
Спорили они, спорили, кто из них уродливее, и решили пойти к мудрецу, который жил в отдалённой хижине. Выслушал их мудрец и спросил у лошади:
- Скажи, ты могла бы идти неделю или две без воды и пищи?
- Нет, – ответила лошадь.
- А верблюд может, потому что в его горбах – запас жира... Посмотри, как он красив, как гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо. 
Затем мудрец обратился к верблюду:
- А ты, друг, можешь скакать так быстро, как лошадь?
- Нет, – ответил верблюд. Мудрец сказал:
- Посмотри, как красива лошадь, когда летит она, подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и примирились.

Диета для тех, кто хочет стать толерантным.

Эта диета поможет избавиться вам от злобы, эгоизма и нетерпимости.

Понедельник

Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

Вторник

Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.

Среда

Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.

Четверг

Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Пятница

Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

Суббота

Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга.

Воскресенье

Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним.

Проживите хотя бы одну неделю по этой диете. Расскажите своим близким и друзьям о том, как изменилось ваше отношение к людям.

А теперь давайте посмотрим мультфильм о необычном ежике.

(Просмотр м/ф «Ежик должен быть колючим?»)

- Ребята, скажите, виноват ли ежик в том, что он родился с кудряшками вместо колючек? (Нет)

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)

- А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет)

- Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)

- Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).

- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похлжи друг на друга? (Да).

- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность –  имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.

- А как же появились люди на Земле? Человечество всегда пыталось выяснить свое происхождение и свое различие. Когда не было научных знаний, люди складывали легенды. Такие легенды есть у каждого народа. И у народов, которые живут на территории России. Вот послушайте одну из них.

Когда-то во вселенной никого и ничего не было. Хаос царил в мире. И был в это время владыкой вселенной могучий Чам-паз. Шел Чам-паз по лесу, увидел пенёк, говорит ему : «Кто там ?» Отвечает пенёк : «Я»Чам-паз попросил : «Принеси воды». Пенёк ответил: «Не могу ни ходить я, ни брать». — «А ты попробуй»,— говорит могучий владыка. Стал пенёк шевелить-ся, появились у него руки и ноги, протёр он глаза, видеть стал. Принёс он воды Чам-пазу. Так возник первый человек. А вскоре людей стало много. Появились народы, племена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о толерантности

Если хочешь изменить государство, начни с провинций; если хочешь изменить провинции, начни с городов;  если хочешь изменить города, начни с домов;  если хочешь изменить дома, начн...

Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"

Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...

Презентация к беседе по теме "Что такое толерантность?"

Презентация к беседе по теме: "Толерантность"....

Беседа для родителей "Как воспитать толерантного человека?"

Данный материал знакомит родителей с тем, как воспитать у детей толерантность - терпимое отношение к другим людям. Наши дети обучаются в коллективе, поэтому для них очень важно быть терпимымм и внимат...

Беседа для родителей "Как воспитать толерантного человека?"

Беседа для родителей "Как воспитать толерантного человека?"Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение.ВольтерУва...