Когда классный час классный
классный час (7 класс) по теме
Охлопкова Елена Семеновна
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова» Томпонского района Республики Саха (Якутия)
УПД – высшая, «Отличник образования РС(Я)», «Почетный работник общего образования РФ», победитель конкурса «Лучшие учителя РФ» в рамках ПНПО 2008 года
Педстаж – 27 лет
Образование – высшее, Ярославский ГПИ имени К.Д.Ушинского, 1986 год
Когда классный час классный …
( из опыта методики проведения классного часа в среднем звене)
В последнее время законодательные документы, формулирующие государственную политику в области образования, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Успешное приобретение новых знаний не может компенсировать недостатки в воспитании. Действительно, становление полноценной личности невозможно без овладения нормами поведения, общения, морали. Образование, бесспорно, основной путь развития личности, но оно бесполезно и даже вредно без воспитания. Еще в XVI веке великий французский философ-гуманист Мишель де Монтень говорил, что знание «обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая его держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться».
На дворе XXI век, однако данная тенденция разрыва знания и морали актуальна и сейчас. Всем известно, что воспитание – непрерывный, целенаправленный и систематический процесс воздействия учителя на ученика. Каждый воспитатель (учитель) ставит перед собой цель – модель ученика, какого бы он хотел видеть как продукт своей деятельности. Хотя воспитание – такая сфера деятельности, в которой невозможно увидеть результаты своего труда, каждый учитель под конечным продуктом своей работы подразумевает гармонично развитую личность, творческую, законопослушную, патриотическую, нравственную, ведущую ЗОЖ и т.д. Мы же в свою очередь к этому перечню добавляем и подчеркиваем приоритетность следующих качеств, как воспитание личности, активной, обладающей лидерскими качествами, способной саморазвиваться, уверенной в себе, в своих силах, умеющей общаться, подавать себя в обществе. Всем известно, что сельские дети несколько закомплексованы, им сложно общаться, не совсем умеют подавать себя в обществе.
Перед своими учениками я поставила довольно понятную, доступную цель, которая заключается в том, что главным девизом каждого моего ученика является следующее выражение «Я хочу, я могу, я умею…Мне это нужно». Как претворить этот девиз в жизнь?
Основной формой работы в этом направлении я выбрала классный час или по-другому – час общения. Конечно, это самая распространенная форма работы классного руководителя. Это такая форма работы, которая предполагает наиболее близкое общение классного руководителя с ученическим коллективом в целом и с отдельными учениками, что дает максимум возможностей для претворения в жизнь своих воспитательных концепций. И тут не обходится без стереотипов.
Не секрет, что у большинства учителей классный час превращается в коллективный разбор наболевших проблем, организационных вопросов в лучшем случае или в муштровку провинившихся учеников в худшем. В любом случае классный час учениками воспринимается без энтузиазма, а то и негативно. А на так называемых тематических классных часах мы своих воспитанников разными способами делаем лишь простыми исполнителями продуманных взрослыми для ребят и за ребят поручений, планов, сценариев, мероприятий, иногда даже не интересуясь мнением ребят. При этом одни воспитатели добиваются пассивного послушного исполнения, другие (более демократичны) – исполнения активного, но тоже обязательного, а третьи довольствуются выполнением воспитанниками того, что они сами захотят, сочтут интересными для ребят.
Чтобы избежать этих весьма распространенных ошибок, мы за 23 года педагогической деятельности разработали наиболее оптимальную, на наш взгляд, структуру классных часов. Первым делом я определила, что классный час должен стать желанным, интересным для ребят, чтобы он вызывал лишь позитивные эмоции. Мне кажется, что это мне удалось: наши классные часы ждут с нетерпением, иногда даже просят проводить классные часы не 1 раз в неделю, а несколько. Как я добилась этого? Почему я теперь могу с полной ответственностью утверждать, что мои классные часы стали действительно классными?
Основной постулат – идея сотрудничества в варианте Ш.Амонашвили: «Педагогический процесс – это сотрудничество педагога с ребенком». В частности, в нашем случае идея сотрудничества выражается в том, что к классному часу готовится не только учитель, но и ученики. Опытные педагоги знают, что порой воспитывает не столько сам классный час, сколько и подготовка к нему.
Следующий принцип – на классном часе ученик должен чувствовать себя комфортно, уютно, он должен максимально раскрыться, должен поверить в себя, в свои силы. Для этого на классном часе создается ситуация успеха, атмосфера доброжелательности.
Третий принцип заключается в том, чтобы на классном часе развивать в единстве все три стороны личности человека: познавательно-мировоззренческую, нравственно-психологическую и занимательно-развлекательную. То есть ученику, получающему весь потенциал воспитательно-обучающих методов, должно быть просто-напросто интересно. Докучающим нравоучениям, нудным наставлениям не место.
Хочется отметить еще один повсеместный факт, что в большинстве школ дела обстоят так: учитель учит, воспитатель воспитывает, психолог изучает. Каждый вращается в своем круге, занимается своими узкими делами. На наших же классных часах классный руководитель выполняет, таким образом, обучающую, воспитывающую функцию, вместе с тем он еще изучает личности своих учеников, наблюдает за ними в ходе психологических игр.
Классный час, по нашему мнению, призван выполнять основные функции воспитательного процесса – развивать, совершенствовать, реализовывать. На нем ученик должен:
1)развивать ум, речь, мышление, память, что понадобится ему в процессе обучения;
2)совершенствовать навыки и умения (выступать перед аудиторией, слушать других, с уважением относиться к мнениям других, дискутировать, общаться, правильно реагировать на критику и т.п.)
3)реализовывать свои возможности и способности(лидерские качества, ораторские, творческие способности и др.)
4)получать положительный заряд для реализации своих замыслов, возможностей;
5)пополнять свой кругозор, повышать уровень знаний;
6)приобретать необходимые каждому практические знания и умения.
Чтобы реализовать все эти функции, я разработала новую структуру классных часов, которая опробована на практике. Работая по этой методике я выпустила 2 класса: в 2001 году – 19 учащихся, из которых поступили в ВУЗы 62%, и в 2008 году, из 17 выпускников поступили в ВУЗы 71%. Нынче у меня 5 «а» класс. Вот схематичное изображение данной методики.
В первой части выступают сами учащиеся, рассказывают хорошие новости, происходящие в мире, в России, в Якутии, в улусе, в родном наслеге, в школе, и в классе. Информацию получают из СМИ, телепередач, из разговоров в семье и др., специально отбирают только хорошие новости. В процессе подготовки к этой части решаются несколько воспитательных задач, как привитие чувства патриотизма, гордости за свою родину, народ, школу, класс, выработка оптимистической точки зрения, что особенно важно, когда кругом выливается столько негативной информации. Заодно развивается монологическая речь, вырабатывается умение выступать перед публикой. Обычно хороших новостей бывает очень много, ребята рассказывают наперебой, но я отвожу на эту часть не более 5 минут. Потом подвожу итог и все вместе отмечаем саму хорошую новость недели.
На следующем этапе проводится психологический тренинг. Ребятам очень нравятся психологические игры («Белый трон», «Черный трон» и т.д.), тесты, по которым учащиеся могут выявить свои способности. Или даются психологические ситуации, в ходе которых ученик один или в группе ищет наиболее оптимальные пути выхода их тех или иных ситуаций. На данном этапе психологические приемы и методы призваны снизить эмоциональную нагрузку учащихся, дать возможность учащимся познать себя, одноклассников, оценить свои поступки, свое поведение. А учитель может изучать личности своих учеников, выявлять проблемы класса в целом или отдельного ученика. Обычно на эту часть отводится 5-7 минут. Иногда по необходимости эта часть идет как сеанс аутотренинга.
В третьей части классного часа я провожу различные развивающие игры. Это игры, упражнения, которые развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, речь, воображение и т.п. Учащиеся дожны понимать, что каждый обязан развивать свои способности, а если их нет, то надо их выработать, только в этом случае возможна успешная учеба в дальнейшем. В зависимости от темы эта часть длится 5-19 минут. По своему усмотрению учитель варьирует развивающие игры.
Следующая часть самая долгожданная. Учащиеся сами проводят интеллектуальные игры и конкурсы. В начале года учащиеся разбиваются на пары, затем по очереди проводят. Эти конкурсы по сути должны развивать интеллект, расширять кругозор. В ходе проведения таких конкурсов учащиеся учатся выступать перед аудиторией, выслушивать друг друга, развиваются организаторские способности, лидерские качества. У них вырабатывается чувство ответственности, поднимается самооценка, формируется дух здорового соперничества, учатся достойно проигрывать, не воспринимают поражение слишком болезненно. Следует отметить, что в некоторых классах из-за поражения на подобных конкурсах дело доходило до вмешательства учителя. Но в конце концов все-таки учились достойно проигрывать и уважать противника. Даже иногда проводили без учителя. Что касается жанрового своеобразия таких игр, то они самые разнообразные, воистину детская фантазия безгранична. На первых порах это были ребусы, шарады, кроссворды, викторины, а потом и игры наподобие телевизионных «Своя игра», «Поле чудес» и т.п. Допускается подготовка с родителями, но проводить должен сам ученик. Радует, что даже слабые ученики справляются. Из-за закомплексованности они считали, что не могут они знать больше других. Но как сияли их глаза, когда их игра вызывает затруднения: значит, что-то он знает больше, чем другие. Появляется уверенность в себе, развивается положительная мотивация, формируется чувство самоуважения.
Следующая часть классного часа – этическая минутка – включается по необходимости, в зависимости от основной темы. Если на тему культуры поведения, то эта часть отпадает сама собой. На данном этапе учитель рассказывает ту или иную ситуацию нравственно-этического характера, которая затем обсуждается в ходе беседы и совместными усилиями делается тот или иной вывод. Иногда проводится в форме дискуссии. Материал для таких ситуаций можно подобрать в художественной литературе, в средствах СМИ, в повседневной жизни. Особенно полезной в моем случае оказалась книга К.Чиряева «Народная педагогика, в которой как раз есть этнопедагогические рассказы».
Я в своей работе не стала останавливаться на тематике классных часов, так как у каждого учителя темы их самые разнообразные, что зависит и от уровня воспитанности учащихся, и от возрастных особенностей, и от педагогической направленности самого учителя. Я лишь предложила универсальную структуру проведения классных часов. Как показала практика, чем раньше будет введена данная система, тем она эффективней. Ведь в старших классах сложно расшевелить ребят, да и учить чему-то, формировать что-то новое уже поздновато.
Как уже сказано выше, подобное воспитательно-обучающе-развивающее содержание классного часа способствует выполнению многих воспитательных функций. В чем же основные плюсы подобной методики?
- ученик не пассивный объект воспитания, а активный соучастник, сотворец, сотрудник;
- за сорок минут ученик имеет возможность развиваться по нескольким направлениям сразу: учится, развивается, воспитывается;
- классный час вызывает лишь положительные эмоции, создает ситуацию успеха;
- многоэтапность классного часа не позволяет ученику наскучить, он с интересом ждет каждого этапа;
- ученик начинает испытывать потребность в проведении такого классного часа, так как именно здесь он получает полезную информацию, имеет возможность саморазвиваться, самосовершенствоваться, показать себя с лучшей стороны, может научиться тому, что он не умел или думал, что не умеет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_klassnyy_chas.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Охлопкова Елена Семеновна
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова» Томпонского района Республики Саха (Якутия)
УПД – высшая, «Отличник образования РС(Я)», «Почетный работник общего образования РФ», победитель конкурса «Лучшие учителя РФ» в рамках ПНПО 2008 года
Педстаж – 27 лет
Образование – высшее, Ярославский ГПИ имени К.Д.Ушинского, 1986 год
Когда классный час классный …
( из опыта методики проведения классного часа в среднем звене)
В последнее время законодательные документы, формулирующие государственную политику в области образования, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Успешное приобретение новых знаний не может компенсировать недостатки в воспитании. Действительно, становление полноценной личности невозможно без овладения нормами поведения, общения, морали. Образование, бесспорно, основной путь развития личности, но оно бесполезно и даже вредно без воспитания. Еще в XVI веке великий французский философ-гуманист Мишель де Монтень говорил, что знание «обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая его держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться».
На дворе XXI век, однако данная тенденция разрыва знания и морали актуальна и сейчас. Всем известно, что воспитание – непрерывный, целенаправленный и систематический процесс воздействия учителя на ученика. Каждый воспитатель (учитель) ставит перед собой цель – модель ученика, какого бы он хотел видеть как продукт своей деятельности. Хотя воспитание – такая сфера деятельности, в которой невозможно увидеть результаты своего труда, каждый учитель под конечным продуктом своей работы подразумевает гармонично развитую личность, творческую, законопослушную, патриотическую, нравственную, ведущую ЗОЖ и т.д. Мы же в свою очередь к этому перечню добавляем и подчеркиваем приоритетность следующих качеств, как воспитание личности, активной, обладающей лидерскими качествами, способной саморазвиваться, уверенной в себе, в своих силах, умеющей общаться, подавать себя в обществе. Всем известно, что сельские дети несколько закомплексованы, им сложно общаться, не совсем умеют подавать себя в обществе.
Перед своими учениками я поставила довольно понятную, доступную цель, которая заключается в том, что главным девизом каждого моего ученика является следующее выражение «Я хочу, я могу, я умею…Мне это нужно». Как претворить этот девиз в жизнь?
Основной формой работы в этом направлении я выбрала классный час или по-другому – час общения. Конечно, это самая распространенная форма работы классного руководителя. Это такая форма работы, которая предполагает наиболее близкое общение классного руководителя с ученическим коллективом в целом и с отдельными учениками, что дает максимум возможностей для претворения в жизнь своих воспитательных концепций. И тут не обходится без стереотипов.
Не секрет, что у большинства учителей классный час превращается в коллективный разбор наболевших проблем, организационных вопросов в лучшем случае или в муштровку провинившихся учеников в худшем. В любом случае классный час учениками воспринимается без энтузиазма, а то и негативно. А на так называемых тематических классных часах мы своих воспитанников разными способами делаем лишь простыми исполнителями продуманных взрослыми для ребят и за ребят поручений, планов, сценариев, мероприятий, иногда даже не интересуясь мнением ребят. При этом одни воспитатели добиваются пассивного послушного исполнения, другие (более демократичны) – исполнения активного, но тоже обязательного, а третьи довольствуются выполнением воспитанниками того, что они сами захотят, сочтут интересными для ребят.
Чтобы избежать этих весьма распространенных ошибок, мы за 23 года педагогической деятельности разработали наиболее оптимальную, на наш взгляд, структуру классных часов. Первым делом я определила, что классный час должен стать желанным, интересным для ребят, чтобы он вызывал лишь позитивные эмоции. Мне кажется, что это мне удалось: наши классные часы ждут с нетерпением, иногда даже просят проводить классные часы не 1 раз в неделю, а несколько. Как я добилась этого? Почему я теперь могу с полной ответственностью утверждать, что мои классные часы стали действительно классными?
Основной постулат – идея сотрудничества в варианте Ш.Амонашвили: «Педагогический процесс – это сотрудничество педагога с ребенком». В частности, в нашем случае идея сотрудничества выражается в том, что к классному часу готовится не только учитель, но и ученики. Опытные педагоги знают, что порой воспитывает не столько сам классный час, сколько и подготовка к нему.
Следующий принцип – на классном часе ученик должен чувствовать себя комфортно, уютно, он должен максимально раскрыться, должен поверить в себя, в свои силы. Для этого на классном часе создается ситуация успеха, атмосфера доброжелательности.
Третий принцип заключается в том, чтобы на классном часе развивать в единстве все три стороны личности человека: познавательно-мировоззренческую, нравственно-психологическую и занимательно-развлекательную. То есть ученику, получающему весь потенциал воспитательно-обучающих методов, должно быть просто-напросто интересно. Докучающим нравоучениям, нудным наставлениям не место.
Хочется отметить еще один повсеместный факт, что в большинстве школ дела обстоят так: учитель учит, воспитатель воспитывает, психолог изучает. Каждый вращается в своем круге, занимается своими узкими делами. На наших же классных часах классный руководитель выполняет, таким образом, обучающую, воспитывающую функцию, вместе с тем он еще изучает личности своих учеников, наблюдает за ними в ходе психологических игр.
Классный час, по нашему мнению, призван выполнять основные функции воспитательного процесса – развивать, совершенствовать, реализовывать. На нем ученик должен:
1)развивать ум, речь, мышление, память, что понадобится ему в процессе обучения;
2)совершенствовать навыки и умения (выступать перед аудиторией, слушать других, с уважением относиться к мнениям других, дискутировать, общаться, правильно реагировать на критику и т.п.)
3)реализовывать свои возможности и способности(лидерские качества, ораторские, творческие способности и др.)
4)получать положительный заряд для реализации своих замыслов, возможностей;
5)пополнять свой кругозор, повышать уровень знаний;
6)приобретать необходимые каждому практические знания и умения.
Чтобы реализовать все эти функции, я разработала новую структуру классных часов, которая опробована на практике. Работая по этой методике я выпустила 2 класса: в 2001 году – 19 учащихся, из которых поступили в ВУЗы 62%, и в 2008 году, из 17 выпускников поступили в ВУЗы 71%. Нынче у меня 5 «а» класс. Вот схематичное изображение данной методики.
В первой части выступают сами учащиеся, рассказывают хорошие новости, происходящие в мире, в России, в Якутии, в улусе, в родном наслеге, в школе, и в классе. Информацию получают из СМИ, телепередач, из разговоров в семье и др., специально отбирают только хорошие новости. В процессе подготовки к этой части решаются несколько воспитательных задач, как привитие чувства патриотизма, гордости за свою родину, народ, школу, класс, выработка оптимистической точки зрения, что особенно важно, когда кругом выливается столько негативной информации. Заодно развивается монологическая речь, вырабатывается умение выступать перед публикой. Обычно хороших новостей бывает очень много, ребята рассказывают наперебой, но я отвожу на эту часть не более 5 минут. Потом подвожу итог и все вместе отмечаем саму хорошую новость недели.
На следующем этапе проводится психологический тренинг. Ребятам очень нравятся психологические игры («Белый трон», «Черный трон» и т.д.), тесты, по которым учащиеся могут выявить свои способности. Или даются психологические ситуации, в ходе которых ученик один или в группе ищет наиболее оптимальные пути выхода их тех или иных ситуаций. На данном этапе психологические приемы и методы призваны снизить эмоциональную нагрузку учащихся, дать возможность учащимся познать себя, одноклассников, оценить свои поступки, свое поведение. А учитель может изучать личности своих учеников, выявлять проблемы класса в целом или отдельного ученика. Обычно на эту часть отводится 5-7 минут. Иногда по необходимости эта часть идет как сеанс аутотренинга.
В третьей части классного часа я провожу различные развивающие игры. Это игры, упражнения, которые развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, речь, воображение и т.п. Учащиеся дожны понимать, что каждый обязан развивать свои способности, а если их нет, то надо их выработать, только в этом случае возможна успешная учеба в дальнейшем. В зависимости от темы эта часть длится 5-19 минут. По своему усмотрению учитель варьирует развивающие игры.
Следующая часть самая долгожданная. Учащиеся сами проводят интеллектуальные игры и конкурсы. В начале года учащиеся разбиваются на пары, затем по очереди проводят. Эти конкурсы по сути должны развивать интеллект, расширять кругозор. В ходе проведения таких конкурсов учащиеся учатся выступать перед аудиторией, выслушивать друг друга, развиваются организаторские способности, лидерские качества. У них вырабатывается чувство ответственности, поднимается самооценка, формируется дух здорового соперничества, учатся достойно проигрывать, не воспринимают поражение слишком болезненно. Следует отметить, что в некоторых классах из-за поражения на подобных конкурсах дело доходило до вмешательства учителя. Но в конце концов все-таки учились достойно проигрывать и уважать противника. Даже иногда проводили без учителя. Что касается жанрового своеобразия таких игр, то они самые разнообразные, воистину детская фантазия безгранична. На первых порах это были ребусы, шарады, кроссворды, викторины, а потом и игры наподобие телевизионных «Своя игра», «Поле чудес» и т.п. Допускается подготовка с родителями, но проводить должен сам ученик. Радует, что даже слабые ученики справляются. Из-за закомплексованности они считали, что не могут они знать больше других. Но как сияли их глаза, когда их игра вызывает затруднения: значит, что-то он знает больше, чем другие. Появляется уверенность в себе, развивается положительная мотивация, формируется чувство самоуважения.
Следующая часть классного часа – этическая минутка – включается по необходимости, в зависимости от основной темы. Если на тему культуры поведения, то эта часть отпадает сама собой. На данном этапе учитель рассказывает ту или иную ситуацию нравственно-этического характера, которая затем обсуждается в ходе беседы и совместными усилиями делается тот или иной вывод. Иногда проводится в форме дискуссии. Материал для таких ситуаций можно подобрать в художественной литературе, в средствах СМИ, в повседневной жизни. Особенно полезной в моем случае оказалась книга К.Чиряева «Народная педагогика, в которой как раз есть этнопедагогические рассказы».
Я в своей работе не стала останавливаться на тематике классных часов, так как у каждого учителя темы их самые разнообразные, что зависит и от уровня воспитанности учащихся, и от возрастных особенностей, и от педагогической направленности самого учителя. Я лишь предложила универсальную структуру проведения классных часов. Как показала практика, чем раньше будет введена данная система, тем она эффективней. Ведь в старших классах сложно расшевелить ребят, да и учить чему-то, формировать что-то новое уже поздновато.
Как уже сказано выше, подобное воспитательно-обучающе-развивающее содержание классного часа способствует выполнению многих воспитательных функций. В чем же основные плюсы подобной методики?
- ученик не пассивный объект воспитания, а активный соучастник, сотворец, сотрудник;
- за сорок минут ученик имеет возможность развиваться по нескольким направлениям сразу: учится, развивается, воспитывается;
- классный час вызывает лишь положительные эмоции, создает ситуацию успеха;
- многоэтапность классного часа не позволяет ученику наскучить, он с интересом ждет каждого этапа;
- ученик начинает испытывать потребность в проведении такого классного часа, так как именно здесь он получает полезную информацию, имеет возможность саморазвиваться, самосовершенствоваться, показать себя с лучшей стороны, может научиться тому, что он не умел или думал, что не умеет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Моя классная,самая классная!
Моя классная - самая "классная"! Наш классный руководитель с нами в течение пяти лет. Все эти годы учитель ведет своих подопечных по нелегкому и тернистому пути знаний. И от него многое зависит: успе...
Классное руководство. Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"
Разработка классного часа. Источники: журналы "ПЕдсовет", Интернет(презентация)....
Классное руководство. Классные часы
Военно-патриотическая игра "Юные защитники Отечества". Классный час "Я – гражданин России"...
"Моя классная- самая классная!" Сочинение
Сочинение - отзыв учеников классному руководителю!...
Выступление на конкурсе "Наша классная- самая классная!"
Материал готовился очень долго и является абсолютно авторским. На мой взгляд, достойный материал и может использоваться в работе классных руководителей. Можно что-то изменить. Это принимается....
"Самый классный классный-2020" Классный час «Урок толерантности» в 8 классе
Классный час «Урок толерантности» в 8 классе ...