Сценарий классного часа "Благовещение"
классный час (6 класс) по теме
Русский народ с благоговением относится к празднику Благовещения. Он является третьим по важности праздником после Пасхи и Рождества Христова.
Празднование этого праздника на Руси имеет давние традиции. Ещё в 17 в. накануне Благовещения совершали «чин хлебопреломления». Особые просфорки (небольшие испечённые колобки из пресного теста) делились на кусочки и раздавались прежде всего девушкам. Также на Благовещение по приказу царя кормились нищие.
По сей день, как и много лет назад, православные люди в Благовещение утром надевают чистые одежды, идут в церковь к заутренней церковной службе. Возвратившись домой, садятся обедать. В этот день разрешено есть рыбу, рыбные пироги и растительное масло. А вот веселиться не стоит, ведь с давних пор Благовещение считается днём полнейшего покоя и свободы.
В этот день нельзя косу заплетать. А то куры «расчешут» грядки с посевами. В народе говорят: «На Благовещение птица гнезда не вьёт, девица косу не плетёт».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_blagoveshchenie.docx | 91.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Сценарий классного часа
Подготовила и провела
кл. руководитель
Дударева С.Н.
Цели:
- познакомить обучающихся с православным праздником Благовещение.
- развивать творческие способности ребят посредством изготовления поделки «Голубок»; эстетический интерес через восприятие церковной музыки.
- продолжить духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей через привитие интереса к изучению народных праздников, обычаев и традиций.
Методические приёмы:
лекция учителя, выступление учеников, мультимедийная презентация.
Оборудование:
- репродукции икон «Благовещение»;
- музыкальное сопровождение;
-музыкальный материал:
- «Аве Мария» Ф.Шуберта,
- «Богородица Дева, радуйся» из «Всенощного бдения» С.В.Рахманинов,
-детские рисунки;
- картон, бумага, ножницы, фломастер, шаблоны голубей;
-медиапроектор.
Ход классного часа
- Организационный момент.
- Выразительное чтение стихотворения учеником.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!)
То и Богоматерь и земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так, вот и стоит она в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
Все на свете метится следами
Сколько б ты не вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
(С. Островский)
3. Вступительное слово классного руководителя.
Мама – теплое и родное слово. Мама - нежность и всепрощение. Мама- главная помощница и заступница. Мама - вечная Любовь. Каждый из нас самой признательной искренностью скажет эти слова своей маме. И будет тысячу раз прав. Говорите своим мамам добрые слова, не стесняйтесь, не оставляйте их на потом, не опоздайте…
Сегодняшний наш разговор будет посвящением всем мамам, но поведем мы разговор об одной – о Пресвятой Богородице. И эта взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной выбрана нами не случайно. Общеизвестно, что христианство, как и любая другая религия, считает материнскую любовь возвышенной, жертвенной. Во всем мире почитается образ Пресвятой Богородицы — «древнейшей песни материнства», как идеал женщины-матери.
4. Работа по теме.
Кл. руководитель. Произошло это более двух тысяч лет тому назад, в маленьком городке Назарете, ранней весной. Природа едва начала пробуждаться, и ярко-зелёная травка ещё слабо пробивалась из-под земли.
Было раннее утро, когда в доме плотника Иосифа проснулась Дева Мария. Ребята, кто помнит, кто такая Мария? Во сколько лет её привели в Иерусалимский храм? А в каком возрасте Деве пришлось храм покинуть и почему? (корректируются ответы детей).
Мария была отдана родителями на служение Богу и Сама Пресвятая Дева дала обет не выходить замуж, а всю свою жизнь посвятить служению Богу.
Родители её к тому времени уже умерли, и священники, недоумевая, как же поступить, стали молиться, чтобы Бог Сам указал им, что делать.
И Господь открыл Свою волю: заботу о Деве Марии поручили Её дальнему родственнику старцу Иосифу.
Иосиф был человек небогатый и занимался плотничеством. Дева Мария всегда вставала на заре, раньше всех домашних. Она привыкла к этому в Иерусалимском храме, где прошло её детство. Но и в доме Иосифа она продолжала жить как в храме. Мало принимала участия в домашней суете, молилась, читала Священное Писание и работала в своей маленькой комнатке, украшенной цветами и травами. Мария была очень искусная мастерица. Вспомните, как Мария работала? (пряла, ткала и вышивала). Правильно, а ещё она любила в саду Иосифа ухаживать за цветами, лечебными травами и кормить птиц. При этом пела так прекрасно, что прохожие останавливались за оградой.
Просмотр видеоролика «Мария в доме Иосифа»: 1 мин 47 с.
1)Демонстрация презентации «Благовещение Пресвятой Деве Марии»
- И это утро Мария, как всегда начала с молитвы. Помолившись, она раскрыла книгу Священного Писания и стала читать. И вдруг, сквозь опущенные веки Дева почувствовала яркий свет (слайд 3). (указкой показываю на репродукции иконы «Благовещение»)
Необычное сияние, точно множество солнц взошло сразу, наполнило маленькую комнатку и какая – то внезапная радость охватила Марию. (слайд 4)
В это самое время Пресвятой Деве в сиянии небесного света с белой лилией в руках внезапно предстал Архангел Гавриил (слайд 5)
Обращаясь к Ней, он сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (слайд 6).
Мария, увидев Ангела и услышав его приветствие, смутилась от слов его и размышляла: «что бы это было за приветствие?» (слайд 7)
Тогда Ангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (слайд 8).
«Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (слайд 9).
Смущенная словами Ангела Пресвятая Дева в недоумении спросила его: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (слайд 10)
На Ее недоумение Ангел ответил, что все совершится силою всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». (слайд 11)
«Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не остается бессильным никакое слово». (слайд 12)
Тогда Пресвятая Дева с глубоким смирением ответила Ангелу: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». (слайд 13)
И Архангел Гавриил отошел от Нее. Так вдали от блеска и суеты мира сего, в тиши Назарета совершилось давно ожидаемое великое событие Боговоплощения. (слайд 14)
-А когда встала, в горенке никого уже не было. За окном розовело небо, и всё было как прежде. Только глаза Марии по – новому смотрели на мир. И сердце, переполненное любовь ко всему вокруг, пело: «Радуйся! Радуйся! Радуйся!». Как вы, ребята, думаете, почему? Ответы детей.
Тесно показалось Марии в комнатке. Не смогла она приняться за обычную работу, не поделившись ни с кем благою вестью, не обрадовав никого своей великой радостью. Но люди все ещё спали. Тогда Мария вышла в сад. Смотрела на светлеющее небо, на деревья, с ещё голыми ветвями, но уже наполненными весенним соком, на землю, с едва пробившейся кое-где травинкой. Вдруг – щебетанье, чириканье, свист крыльев. Это птицы, побросав вить гнёзда, налетели на свою любимицу.
2)Физкультминутка
- Давайте, ребята, попробуем оживить эту картинку (проводит физминутку).
Птицы в воздух поднялись, (встают из-за парт)
Вверх - вниз, вверх - вниз. (присесть, встать)
Дружно крыльями махали, (машут руками)
Ножки к брюшку поджимали. (подтянуть ноги к животу по очереди)
В сад, к деревьям подлетели, (машут руками)
Повертелись, дружно сели (повороты в стороны, сели за парты)
(слайд15)
-Ребята наши все сели за парты, а птицы из сада Марии окружили её, щебеча и чирикая. А потом уселись на её плечах и руках, заглядывая в глаза Марии своими чёрными глазками, наклоняя головки, как будто готовились слушать её. И шепнула Мария птичкам о своём секрете. Поняли птички деву и, позабыв про гнёзда свои, такое чириканье и пение устроили, каких свет ещё не видывал!
Окружённая птицами, шла Мария по саду и где ступала её нога, просыпались и раскрывали свои бутоны цветы, распускались почки на деревьях, всё вокруг задышало благоуханным ароматом. Когда же стали просыпаться люди, Мария, как ни в чём не бывало, сидела в комнатке и ткала заказанное ей облачение для Назаретского храма. А в доме старец Иосиф и все домашние говорили о наступлении небывалой весны.
С тех пор явление архангела Гавриила, принёсшего благую весть Марии, называют православным праздником Благовещение.
3)Демонстрация презентации на фоне песнопения С. Рахманинова «Богородица, Дево радуйся») (слайды 16-27)
4)Традиции празднования Благовещения на Руси.
Кл. руководитель. Русский народ с благоговением относится к празднику Благовещения. Он является третьим по важности праздником после Пасхи и Рождества Христова. Но если до наступления Благовещения начинали летать мухи, либо просыпались медведи, то это обещало голодный год и холодную весну. Также нельзя на Благовещение копать землю, устанавливать столбы, ходить в лес, вывешивать одежду на улице.
Празднование этого праздника на Руси имеет давние традиции. Ещё в 17 в. накануне Благовещения совершали «чин хлебопреломления». Особые просфорки (небольшие испечённые колобки из пресного теста) делились на кусочки и раздавались прежде всего девушкам. Также на Благовещение по приказу царя кормились нищие.
По сей день, как и много лет назад, православные люди в Благовещение утром надевают чистые одежды, идут в церковь к заутренней церковной службе. Возвратившись домой, садятся обедать. В этот день разрешено есть рыбу, рыбные пироги и растительное масло. А вот веселиться не стоит, ведь с давних пор Благовещение считается днём полнейшего покоя и свободы.
В этот день нельзя косу заплетать. А то куры «расчешут» грядки с посевами. В народе говорят: «На Благовещение птица гнезда не вьёт, девица косу не плетёт».
5) Сообщения учеников (слайды 28-29)
Первый ученик. Раньше за то, что в Благовещение работали, даже птиц Господь наказывал. Давным-давно, девушка, что пряла на Благовещение, в кукушку превратилась. А кукушка, пытавшаяся гнездо свить в этот праздник, лишилась гнезда на веки. Это сейчас в приметы мало кто верит, а зря! Не -спроста они до наших дней дошли, знать правильные.
Второй ученик. Перед праздником и в сам праздник нельзя огонь в доме зажигать. Но коли есть необходимость, надо всякий раз зажигая, щепотку соли в него бросать, праздник и не обидится, а так может урожай выжечь.
Просфорки можно в крошки раскрошить, да добавить в корм скоту, и в семена для посадки. Будете и с прибылью в хозяйстве и с богатым урожаем.
А ещё, иконку «Благовещение» в ларь с зерном зарывают с молитвой, чтобы пшеница уродилась.
Если успеть, рано утром, согнать кур метлой с насеста, они столько яиц нанесут до Пасхи, что хватит и на стряпню, и для гостей.
Третий ученик. Мне бабушка говорила, что на Благовещение нельзя ничего в долг давать – уйдёт из дома благополучие и случиться какая – либо потеря.
Тот день недели, на который в текущем году пришлось Благовещение, считается неудачным в течение всего года: в этот день не предпринимают никаких ответственных поступков и хозяйственных начинаний (ни пахоты, ни сева, ни рыбной ловли, ни охоты, ни тканья или снования), ибо все уродится «паршивым», «червивым» или не уродится вовсе.
Четвёртый ученик. В старые времена в Сибири сжигали соломенные постели, прыгали через этот костёр, чтобы избавиться от сглаза и от болезней. Окуривали дымом подпола и углы дома от насекомых и нечистой силы.
Пятый ученик. В народе верили, что на Благовещение сам Господь благословляет землю. Даже существовал обряд «освещения» посевного зерна: крестьянин ставил в кадку с зерном благовещенскую икону и приговаривал: «Мати Божия, Гавриил – Архангел, благоволите, нас урожаем благословите: овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей»
Кл. руководитель. А ещё, ребята, на Благовещение отпускали на волю голубей. Знаете, почему именно их? Во время Великого Потопа, построив Ковчег спасся Ной со своей семьёй и взятыми на борт ковчега зверями («каждой твари по паре»). Чтобы найти среди воды хоть какой-то островок земли, выпускались голуби. Они нашли землю и известили Ноя, принеся в клювах веточку. Об этом более подробно мы поговорим позднее. Но с тех самых пор эти чистые, умные птицы являются символом Святого Духа. И выпуская их в праздник на волю, люди обращались с молитвой к Пресвятой Богородице Деве Марии с просьбой защитить от всего плохого: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» (слайд 30)
Пятый ученик.
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сиянье голубого дня,
И так запела, улетая
Как бы молилась за меня (слайд 31)
А.Туманский.
6)Практическая работа (Изготовление голубей из картона)
-Ребята, чтобы в ваших семьях тоже был символ праздника не обязательно ловить голубей. Можно испечь их из теста, замесив муку, соль и воду. А можно сделать самим из бумаги и поставить на самое высокое место во дворе. Но нужно при этом произнести закличку (от слова звать, закликать):
Птицы кликали, закликали,
Весну красную зазывали.
Приди, весна, с радостью,
С великой к нам милостью.
- Давайте, ребята, мы с вами приступим к изготовлению голубков. На партах у вас лежат почти готовые птицы. (Объяснение по изготовлению голубей).
-Наши голубочки готовы, поставьте их, пожалуйста, на парту.
7) Образ Богоматери и Мадонны в живописи и музыке.
Согласно Преданию, первым иконописцем образа Божией Матери является евангелист Лука. Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии, и Богоматерь, увидев Свой первый написанный Образ, произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да пребудет».
Это предание подтверждается разными историческими документами и в равной мере признается как Православной Церковью, так и католической.
В католической церкви Богородицу называют Мадонной. МАДОННА – это сокращенное от Mia Donna, что значит «Моя Госпожа». Образ Мадонны нашел воплощение в западноевропейской живописи, поэзии и музыке. Музыкальные произведения, посвященные Богородице получили название Аве Мария, что означает «Радуйся, Мария». Самыми знаменитыми стали Аве Мария Джулио Каччини и Франца Шуберта.
Сейчас мы услышим великолепную музыку Шуберта в исполнении Робертино Лоретти и увидим образы Девы Марии, созданные великими мастерами искусства.
(Звучит «Аве Мария» Шуберта, демонстрируются слайды.)
Кл. руководитель: Как вы думаете, ребята, почему люди так почитают и любят Богородицу? (Ответы детей.)
- Вы правы, ребята, Богородицу любят и почитают за то, что Она – пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой женщине, каждой матери.
5)Рефлексия (слайды 32-35)
-А мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, ребята, о каком празднике мы сегодня узнали?
-Когда мы отмечаем этот знаменательный праздник?
-Что означает слово «Благовещение»?
-Кто принёс весть Марии о том, что она будет Матерью Сына Божьего?
-Кто еще сказал Деве Марии слова: благословенна ты в женах? (праведная Елисавета)
-Какие традиции связаны с чудесным праздником Благовещение?
Молодцы ребята, вы хорошо поработали сегодня. А наградой для каждого из вас станут полученные сегодня знания и голубочки – символ праздника.
(Дети дарят гостям голубей, сделанных своими руками).
( Звучит спокойная музыка, классный руководитель благодарит учеников за участие в разговоре)
Праздник Благовещение – один из самых радостных праздников. А если мы хотим удержать в душе радость этого праздника как можно дольше, то мы можем употребить для этого простое средство – дарить людям добро и радость, которых так не хватает сейчас сердцам человеческим.
Я искренне надеюсь, что сегодняшний день оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.
Спасибо всем присутствующим за внимание!
Список использованной литературы:
- «Закон Божий». Основы православной веры в изложении для детей. С.Куломзина, Москва.
- «Великие православные праздники». Составитель: О.Глаголева. Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.
- Основы православной культуры: методические рекомендации для учителей / С.Э. Наперстникова, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2008.
- Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001. – 256 с.
- http://svetoch-opk.ru; http://prihodr.ucoz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа в форме театрализованного утренника «Пушкинские дороги»
А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта. Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему н...
Сценарий классного часа "Любовь, как высшее человеческое чувство"
Данный классный час является завершающим этапом работы по теме "Взаимоотношения полов" в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ "Инфекционные заболевания, передающиеся полов...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные» 6а класс Классный руководитель: Оганян Н.А.
Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные»6А классКлассный руководитель: Оганян Н.А.Цель: прививать уважение к девочкам.Оформление: цветы; шары; праздничные плакаты и рисунки,...
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.
Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...