Из дневника классного руководителя.
статья по теме

Нарицына Валентина Леонидовна

 

  •        Воспитательную работу в классе осуществляет классный руководитель.

Его считают духовным посредником между обществом и ребенком. Именно классный руководитель  призван организовать систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива. Он должен создать условия для самовыражения каждого ребенка, для развития каждой  личности. Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом. 

  •        Как  солнце,  воздух и вода необходимы для развития здорового ребенка, для нормального психического развития важно, чтобы был союз: мама, папа, ребенок. Мы используем опыт прошлых поколений, чтобы жить в настоящем и заботиться о будущем наших детей. Школа не может выполнять свои функции полноценно без семьи и общественности.
  • Во все времена духовной опорой человеку были вера, надежда и любовь.

Если ослабевает какое – то звено, то появляются проблемы в развитии ребенка. Из диаграммы социального паспорта при диагностике видно: больше тревожных семей---ниже уровень воспитанности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_dnevnika_office_word_3.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

                     Из дневника  классного руководителя.

     

  • Воспитательную работу в классе осуществляет классный руководитель.

Его считают духовным посредником между обществом и ребенком. Именно классный руководитель  призван организовать систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива. Он должен создать условия для самовыражения каждого ребенка, для развития каждой  личности. Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом.

  • В своей педагогической деятельности я рассматриваю воспитание как:

  - процесс управления развитием личности, основанный на взаимодействии воспитанника и воспитателя. У них общая цель. В 10 классе у нас обозначена цель – старшекласснику получить такой объем знаний, который станет фундаментом для получения высшего образования. Учитель же старается дать эти знания.

  • Роль классного руководителя – создать максимально комфортные условия для осуществления этого процесса.

- создание условий для самосовершенствования и самореализации.

 -помощь в  осознании и овладении своим внутренним миром, уверенности в себе каждому ученику.

 - умение выслушать, понять, принять все мнения, посоветовать пути решений жизненных ситуаций, оставляя право выбора за самим учеником.

     Работая более 30 лет в школе, наблюдаешь за изменениями в  учебно – воспитательном процессе…

  • Мне хочется рассказать о выпускниках  2008 года.

     Это  дети, рожденные в тe страшные, полные неразберихи и неуверенности в своем завтра  1990-1991 годы. Единственный выпускной класс был  на 3 средние школы поселка! И всего 20 человек! Каждый родитель, каждый классный руководитель и учитель хотел  иметь умных, добрых, воспитанных и успешных детей. Но для максимального развития каждого ребенка необходимы идеальные условия, не зависящие от  внешних факторов: улицы, компаний сверстников, семейных отношений, катаклизмов в стране.

    Родители этих ребят жили в стрессовом времени. Им привелось пережить и безработицу и страх за будущее своих детей. Многие бросились учиться, оставляя малышей на бабушек и дедушек, чтобы изменить ситуацию в семье. Некоторые семьи  распадались.…Психика этих детей закладывалась не в лучших условиях.

     Конечно, эти молодые люди совершенно  не похожи на своих родителей в их возрасте. Это отмечали в анкетах  их мамы и папы.Этим детям с малых лет  внушали, что без высшего образования сложно, поэтому их главная цель была  - учеба. Они имели индивидуально - профильное обучение в 10 – 11 классах.

        Школа экспериментировала, старалась создать им условия более углубленного  изучения  необходимых ребятам предметов. Было нелегко  всем. Ребята, выбрав необходимые им предметы, имели 2-3 свободных урока в середине учебного дня и заканчивали  его в 4-5 часов вечера. Учителя должны были  создать свою программу, сделать так, чтобы и база, и профиль  смогли бы дальше учиться в  ВУЗах. Кроме того, ребятам предлагались элективные курсы. В конце 10 класса  в анкете ребята отметили, что, несмотря на трудности, школа выбрала правильный путь. Лишь 4 человека считали, что ошиблись в выборе предметов.

       11 класс был еще труднее, так как ребята посещали курсы при школах или лицее в соседнем Котласе. Кто-то работал и с репетиторами.

Результаты: один юноша успешно сдал математику и физику в    ВУЗ   С-Петербурга!

Школу  закончили 16 человек  из 21 на «4» и «5».11 человек поступили в ВУЗЫ.

  • В развитии ребенка, на мой взгляд, существует ряд триединств, которые не следует нарушать.

Как  солнце,   воздух и вода необходимы для развития здорового ребенка, для нормального психического развития важно, чтобы был союз: мама, папа, ребенок. Мы используем опыт прошлых поколений, чтобы жить в настоящем и заботиться о будущем наших детей. Школа не может выполнять свои функции полноценно без семьи и общественности.

  • Во все времена духовной опорой человеку были вера, надежда и любовь.

Если ослабевает какое – то звено, то появляются проблемы в развитии ребенка. Больше тревожных семей---ниже уровень воспитанности.Детям в неполных семьях не хватает любви и внимания.

  • Человек должен верить в себя!      Воспитанные многие поколения нашей страны на вере  в партию, в вождей Ленина и Сталина, не научены верить в себя.

      Из анкетирования известно, что 9  родителей не очень любят свою работу, но изменить что-то боятся. В  таких семьях присутствует «синдром» неудовлетворенности. В них неуютно детям. В такой ситуации следует создать такую среду, которая способствует формированию потребности в самосовершенствовании, обозначая доминанту для каждой возрастной группы, помочь ребятам  самоопределиться и в профессиональном плане. В конце концов, учить ребят, как стать успешными.

Долгие годы классный час являлся, чуть ли не основной формой организации процесса непосредственного общения педагога с воспитанниками.

Но в связи с введением элективных курсов, различных дополнительных развивающих кружков и занятий классный час как официальный урок  исчез из расписания.

  • Современные технологии помогают выполнить эти задачи. Я, как и другие наши педагоги, пользуюсь технологией  саморазвития личности, (автор - Г. К. Селевко).

Она состоит из трех подсистем:  теории, практики, методики. Эта триединая система успешно срабатывает: теоретический курс  заполняет разум ребенка, практические задания, проигрывание ситуаций на уроках  предполагает методику,  готовит к решению подобных  жизненных проблем. В центре внимания — «Я» - концепция. Соблюдаются основные принципы развития и воспитания: адекватность, адаптивность, активность, творческая самодеятельность, интеграция и индивидуализация, гуманистическая ориентация, успешность

  • Уроки самосовершенствования личности (ССЛ) дали возможность в системе работать каждому ученику над своим внутренним миром.

Теоретический курс состоит из 7 разделов:

5 класс – «Познай себя» (Самопознание)

6 класс -  «Сделай себя сам» (Самовоспитание)

7 класс – «Научи себя сам» (Самообучение)

8класс – «Утверждай себя сам» (Самоутверждение)

9  класс  - «Найди себя сам»(Самоопределение)

10 класс  - «Управляй собой» (Саморегуляция)

11 класс  -«Реализуй себя» (Самоактуализация)

Конечно, это очень интересный и нужный материал для классного руководителя. Практической деятельностью является культурология, обществознание, человекознание через сеть упражнений и тренингов. В работе использовалось много анкет, тестов, которые ребята делали с интересом. Некоторые из них требовали участия родителей. Ребята учились анализировать, оценивать свои поступки. При подведении итогов тестов я старалась повысить самооценку робких, учить реально оценивать себя ребят с завышенной самооценкой… Каждое занятие я старалась закончить словами: «Чтобы быть успешным, человеку необходимо…»

       

Выпустив моих 11-классников,я снова готовилась к встрече с незнакомой для меня пока «армией» кричащих, бегающих, беспокойных  пятиклассников.

  • Готовясь принять  другой  класс, я разработала Программу развития и воспитания  учащихся «Здоровье-всей жизни основа!». Рассчитанная на 5 лет, она позволила прогнозировать результат, созданную   вместе с ребятами на одном из классных часов модель девятиклассника.

Программа включает следующие направления:

1.Здоровье.

Здоровье человека – это самая большая ценность. Забота о здоровье –    важнейший труд и семьи и школы.

2.Экология.

Природа – источник здоровья. Человек – частица природы.

3.Семья.

 От семьи зависит  будущее ребенка, его важность и нужность в мире.

4.Любовь к Родине.

Человек – гражданин своей страны.

5.Эстетика.

Подлинная красота и зло  - несовместимы. Чувства – живительная почва для высоконравственных поступков.

6.Таланты.

 Бесталанных людей нет. Создать условия для творчества  детей, помочь раскрыть  свои способности. Используя  слово, дело и наблюдение, можно и нужно создать среду для проявления его «Я».

7. Проблемные дети.

Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя нужным, полезным, любимым, счастливым. То, что упущено в детстве, никогда не возместится.

        В начале 5 класса я провела диагностику.

 В результате  имела представление о классе.

  • Были разработаны «Золотые правила жизни класса».* Совет дела и ответственные за определенный вид работы помогали творчески и коллективно  готовить и проводить интересные дела, поездки, встречи. Главное—каждый побывал в роли подчиненного и  организатора. И  ответственный дежурный по школе каждую неделю менялся. Результат—самостоятельность и уверенность  ребят в своих силах  в старшем звене наличие неплохих организаторов. Они смогли сами подготовить «Последний звонок», да такой!..

В конце каждого важного дела давалась оценка  в классе, был  «разбор полетов». В конце каждого учебного года подведение итогов с присвоением «звания»---«Самому прилежному», «Самому ответственному», «Самому  активному» и   т.д.  в походе или на    Веселых посиделках в средних классах.  Это определялось тайным голосованием с учетом Экрана добрых дел и «портфолио» в старших классах. Загадывали желания на следующий год.

 Старались  в общении следовать формуле  «3 Д»**:  доверие,  диалог,  доброжелательность.

 Свои собственные обязанности определяю словом «КАК»***:  контролирую, анализирую, координирую.

Во  время подготовки к работе с классом был составлен и социальный паспорт класса. На тот момент  в классе было 14% неблагополучных семей.

В 7 классе этот показатель  увеличился до 36%.В 9 классе  стало уже 58% неблагополучных семей. Это семьи, в которых ребенку пришлось пережить развод родителей.

Анкетирование  позволило определить уровень воспитанности учащихся. (Технология Г.К. Селевко). Если в 5 классе 96% учащихся имели высокий и хороший уровень воспитанности, в 7 классе этот показатель уменьшился до 92 %,то в 9 классе высокий уровень воспитанности был  лишь у 13% учащихся!  Эти исследования наводят на размышления… Родителям уже некогда воспитывать своих чад, они заняты устройством своей  судьбы, карьеры.

   Дети, вступившие в самый трудный период отрочества, остались наедине со своими проблемами. Это одна из причин  такого низкого показателя уровня воспитанности в 9 классе.

 Другая причина в том, что они стали более самокритичны.

 Со своими ребятами уроки ССЛ вела до 9 класса. Мне нравились эти уроки,  потому что это еще одна возможность общения с классом. Ребята тоже были неравнодушны, сожалели, что их нет в  старших классах из-за плотного расписания.

После 9 класса 17 человек остались в школе продолжить образование.   В 10 классе добавились  ребята из других школ. Сразу же были определены приоритеты для ребят. На первом же классном собрании пришли к общему мнению, что как учителя и классного руководителя, так и ученика – старшеклассника характеризуют:

-воспитанность

-целеустремленность

-интеллигентность

-творчество

-демократичность

-законопослушность

-образованность.

      Общими усилиями разработали модель выпускника средней школы: самостоятельный, самодеятельный,  понявший свою самоценность, достигший самоуважения, самоопределившийся путем саморазвития и самореализации. Пусть звучит  это тяжеловато, но понятно, что никто, кроме себя не сможет построить твою жизнь. Необходимо самому  много трудиться, чтобы быть успешным. Ребята трудились, реально представляя ,чего хотят добиться.

Жизнь принимает экзамен на готовность  быть самодостаточным человеком.

     Уже  стали  дипломированными специалистами выпускники 2008 года...Пожелаем им быть успешными  в жизни!

Примечание:

*Н.Е.Щуркова «Классное руководство. Настольная книга учителя»

**там же.

*** там же.                                                                                    

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

"Классный руководитель"-выступление на МО классных руководителей

Материал выступления включает  презентацию выступления "Новые подходы к образованию воспитательного процесса"...