Концепция воспитательной работы учителя начальных классов
статья по теме

Батарина Анна Анатольевна

Когда ребёнок рождается, никто не может дать точного ответа, каким он будет человеком, когда вырастет, как сложится его судьба, какую он выберет профессию. Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком.  Все начинается с детства. А детство – с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, родители, а в школе таковыми являются учителя. Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен  помочь поверить в свои силы, с которым можно поделиться всем.

     Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, как слово учитель. Учитель, педагог – это не профессия, а скорее призвание. По точному замечанию поэта Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teks_vystupleniya.docx27.34 КБ
Microsoft Office document icon kontseptsiya_baa_2.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемый жюри, уважаемые коллеги!

      Когда ребёнок рождается, никто не может дать точного ответа, каким он будет человеком, когда вырастет, как сложится его судьба, какую он выберет профессию. Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком.  Все начинается с детства. А детство – с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, родители, а в школе таковыми являются учителя. Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен  помочь поверить в свои силы, с которым можно поделиться всем.

     Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, как слово учитель. Учитель, педагог – это не профессия, а скорее призвание. По точному замечанию поэта Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни.

     Итак, я – учитель начальных классов. Вот уже 4 года работаю родной Соловьевской средней общеобразовательной школе имени Петра Митрофановича Васильева, имеющей статус агрошколы и Республиканской экспериментальной площадки по реализации сетевой модели организации профильного обучения в составе девяти школ Амгинского, Таттинского и Чурапчинского улусов. Являюсь классным руководителем 4-го выпускного класса первой ступени общего образования. Мои дети – мой первый выпуск в педагогической деятельности. Вместе с ними перешла на Федеральный государственный стандарт второго поколения. Вместе с ними я росла, училась, набирала опыта. Теперь с волнением готовлюсь к выпуску. Все думаю, правильно ли я делала то или иное дело, справятся ли мои дети в дальнейшем образовательном процессе.

   Воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота – вот моя задача. Ученики через досуговую деятельность раскрывают себя во всём многообразии детского мира. Я стремлюсь поддержать творческий потенциал детей, поддерживать у них стремление проявить себя. Сделать память о детских годах светлой, радостной, жизнеутверждающей – задача, достойная учителя. Я хочу, чтобы мои ученики стремились жить по законам совести и занимали активную жизненную позицию.

     Свою воспитательную работу вместе с родителями назвали «Мы граждане нового века» («Биьиги сана уйэ о5олоробут»). 

Цель программы: создание условий для формирования основ личности, готовой к саморазвитию и к самосовершенствованию.

Задачи:

1. Пробуждение интереса у детей и родителей к совместному творчеству.

2. Создание атмосферы, способствующей общению детей друг с другом, детей со своими родителями, родителей между собой.

3. Содействие возрождению различных традиций, повышению культуры общения, организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых.

4. Оказание помощи семье в вопросах самообразования детей.

Данная программа:

-  определяет уровень овладения школьниками знаний, умениями, навыками в разных областях жизни;

- нацеливает детей на дальнейшее развитие;

- даёт им основные направления в выработке внутренней потребности детей вырасти защитниками Родины, ответственными перед обществом за свои поступки, уважающими законы и нормы общественной жизни, честными тружениками и образованными гражданами, ведущими здоровый образ жизни и охраняющими и оберегающими окружающую природу.

И конечным результатом должны получить модель выпускника начальной школы, это:

- физически и психически здоровая личность со стремлением к здоровому образу жизни;

- свободная личность с элементарными навыками культуры;

- гуманная личность с чувством ответственности и гражданским самосознанием, с  коммуникативными  навыками;

- творческая личность с развивающейся эмоциональной сферой;

- интеллектуальная личность, обладающая базовым начальным образованием и способная к дальнейшему самосовершенствованию;

- формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива;

- формирование классного коллектива, актива класса;

- стимулирование самостоятельности и инициативы школьников;

- воспитание ответственности за свои поступки, поступки товарищей, ответственности за порученное дело;

- изучение каждого ученика и индивидуальный подход к каждому члену классного коллектива.

Программа «Мы граждане нового века» («Биьиги сана уйэ о5олоробут») включает в себя четыре этапа обучения и воспитания детей с 1 по 4 класс. В основе ее лежит система коллективного творческого дела.

Цель каждого этапа: 

- сделать мир вокруг лучше, добрее;

- помочь всем, кто нуждается в помощи;

- самим многое узнать и научиться многому новому.

Воспитание детей осуществляется в «ступенях роста», каждая из которых несет на себе определенную задачу. Каждый этап заканчивается подведением итогов за год. Детям, которые на протяжении всего года прилежно учились, активно участвовали во всех добрых делах и начинаниях вручаются дипломы.

Все участники имеют права и обязанности.

Права участников:

-выбирать дело себе по душе;

-участвовать в выборе, проведении и обсуждении КТД;

-высказывать свое мнение, смело отстаивать свои позиции;

-самостоятельно выбирать полянку развития для КТД;

-использовать КТД для воплощения своих идей;

-обращаться за помощью к взрослым, если в этом есть необходимость.

Обязанности участников:

- прилежно учиться, познавать окружающий мир;

- воспитывать в себе трудолюбие, честность, ответственность;

- уважать старших, учителей, родителей, с почтением относиться к пожилым;

- помогать младшим, передавать им свои знания;

- любить и уважать традиции коллектива, школы, наслега, в котором ты живешь.

Программа состоит из 8 разделов. Каждый раздел имеет свои цели и задачи. Программа представляет собой практическое руководство по организации внеурочной деятельности школьного коллектива.

 Инновационность разработанной программы, на мой взгляд,  заключается в следующем:

  • использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и  социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
  • возможность адаптировать традиционные формы работы к современным  требованиям, целям;
  • наличием заинтересованности участников  образовательного процесса в реализации данной программы;
  •  согласием родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.

            Итак, прошу ознакомиться с программой «Я – гражданин нового века». Работа включает в себя четыре этапа обучения и воспитания младших школьников с 1 по 4 класс. Цель каждого этапа: 

- сделать мир вокруг лучше, добрее;

- помочь всем, кто нуждается в помощи;

- самим многое узнать и научиться многому новому.

Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:

- обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;

- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;

- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;

- привлечь родителей к реализации данной программы.

Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:

- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

- воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, мини - группе, коллективе;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни; 

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми. 

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:

- совершенствовать познавательную активность учащихся;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора; 

- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;

- формировать организационно - деятельностные умения учащихся;

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми. 

При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:

- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;

- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;

- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.

       В основе работы лежит система коллективного творческого дела. Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

                                           Познай себя – это интересно!

                                     Сотвори себя – это необходимо!

                                           Утверди себя – это возможно!

                                     Прояви себя – это реально!

    Каждый этап заканчивается подведением итогов за год. Все участники имеют права и обязанности.

Теперь перейдем на  разделы программы, они состоят из 8 основных направлений. Каждый раздел имеет свои цели и задачи. Программа представляет собой практическое руководство по организации внеурочной деятельности школьного коллектива.

Первый раздел мы назвали словами первого Президента республики Михаила Ефимовича Николаева «Знанием победишь». Целями данного направления являются:

- формирование ценностного отношения к знаниям;

- воспитание сознательного отношения к учению;

- развитие познавательной активности и культуры умственного труда.

Второй раздел «Мир, в котором мы живем» формирует у школьников представления о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом. Экологические викторины, экскурсии в природу, посадка деревьев, цветов, экологические акции, субботники на территории школы – вот основные наши коллективные дела.

Следующий раздел «Трудимся вместе» формирует трудовые навыки детей, воспитывает добросовестное отношение к труду и народному достоянию как к источнику благополучия общества в целом и личности в частности. Главное - ученики должны:

- уметь организовывать свой труд на уроках и внеурочное время;

- уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени;

- уважать и ценить труд людей.

Третий раздел «Я, спорт и здоровье» нацелена на воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры. В этом отношении наши дети все являются членами школьного Детского военно – спортивного клуба «Тэйэр», созданный в 1999 году и направлена на пропаганду массового спорта.  

Раздел «Право и обязанность» формирует правовую культуру учащихся, сознательного уважительного отношения к норам и правилам общественной жизни и морали, законам, правам и свободам человека, правам и ответственности гражданина. Ученик должен:

- усвоить нормы своего поведения;

- знать, кто и как защищает права человека;

- уважать права другого человека.

Четвертый раздел «Наш родной край» посвящен воспитанию чувства долга, любви и ответственности перед своим Отечеством. Изучение родного края от родного порога до глобальных проблем страны. Хочу отметить, что по плану организованы поездки Черкех, г.Якутск. Посетили музеи. Конечным пунктом перед нами стоит – Москва, столица нашего государства.  

Целями пятого раздела «От родной культуры – в мир искусства» являются: воспитание эстетических чувств у детей; приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края и других народов, к их духовным и нравственно -эстетическим ценностям.

 Ученик должен:

- любить и хранить национальную культуру;

- стремиться всё делать красиво;

- уметь отличать разные виды изобразительного искусства: живопись, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство;

- знать имена, особенности творчества отдельных деятелей искусства своей республики, России.

И последний раздел посвящен семье - «Семейный круг». Ребятам предстоит разобраться с такими понятия, как «Семья», «Член семьи», «Близкие и дальние родственники», «Семейные традиции», «Реликвии», «Предки», «Потомки», а также семейные роли человека: мать-жена, отец-муж, дети-сын и дочь. Обязанности и ответственность каждого члена семьи. Любовь и взаимопомощь между родными людьми. Радость дружбы. Роль учителя во взаимоотношениях между родителями и детьми.

В качестве критериев эффективности воспитательной системы мы использовали:

  • уровень воспитанности учащихся;
  • уровень успеваемости и качества знаний;
  • отношение ребёнка к своему «Я»;
  • уровень сформированности классного коллектива;
  • нравственная направленность личности;
  • степень удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе и школе, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях.

Методиками диагностики являются:

-         по уровню воспитанности учащихся - диагностика продвижения личности в своем развитии - методика Н.П.Капустиной.

-         по уровню развития коллектива - методика социально-психологической самоаттестации коллектива Р.С.Немовой.

-         по удовлетворённости учащихся - методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью А.А Андреевой.

-         по удовлетворённости  родителей - методика изучения удовлетворённости родителей жизнедеятельностью классного коллектива Е.Н.Степановой.

-         по изучению особенностей межличностных отношений – используется тест М.Битяновой.      

Что я достигла, работая по этой программе?

Во - первых, учеба – наша главная цель, поэтому успеваемость 100%, уровень качества образования 75%.

Во вторых, изучение уровня воспитанности детей показывает положительную динамику.

В – третьих, повысилось в положительную сторону межличностные отношения моих детей.

Далее удовлетворенность учащихся школьной жизнью также показывает хороший результат. Такой же показатель у родителей по  жизнедеятельностью классного коллектива.

Вклад моих детей в достижениях школы огромна. Это призеры улусного конкурса рисунков Лия Николаева, Айыына Собакина. Классный коллектив – победитель школьного конкурса по исполнению олонхо, лауреат улусного и республиканского конкурсов «Уолан аа5ыылара», дипломанты 3 степени республиканского смотра театральных постановок. Победители и призеры спортивных соревнований по легкой атлетике и вольной борьбе. Мои дети - члены сборной команды Чурапчинского улуса по легкой атлетике в республиканской эстафете на кубок Президента республики.

   Мы активны и во всероссийских интернет – конкурсах, олимпиадах, таких как «Инфознайка», «Человек и природа». Мы создали свой классный сайт.

Вся работа сопровождается под девизом «Мы вместе!».

      Считаю, что еще рано делать выводы.  Дальше я планирую сотрудничать с моими детьми и во второй и третьей ступенях.

                                                      Благодарю за внимание.



Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Именно общение детей с взрослыми, самыми близкими людьми – своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим  для  людей разных поколений, которые зачастую не находят общего языка. Появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями отвожу значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов и многое другое. Использование различных форм  работы помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы; родителям – особенности воспитания своих детей, способ найти правильный подход к своему ребенку; детям – получить личностное ориентирование, обрести становление личности. Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, нашими победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.

Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе моей воспитательной деятельности. Здесь я выделяю три следующие задачи:

  1. Привлекать родителей к сотрудничеству по организации воспитательной работы в классе.
  2. Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.
  3. Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном  воспитании детей.

Как правило, итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы, коллектив, в котором дорожат общим делом, где царит дружеская поддержка и помощь.

         В настоящее время я являюсь классным руководителем 4 класса, где дети, их родители и классный руководитель – одна большая семья единомышленников: учимся – вместе, работаем – вместе, отдыхаем – вместе. Это сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления. Совместно с родителями составляется план воспитательной работы. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет и создаются  инициативные творческие группы «Творчество», «Фонд класса», «Наш дом», которыми руководит председатель родительского комитета класса. Это группа родителей, способных организовать межличностное общение с родительской общественностью класса и школы, и реализовать идеи, направленные на развитие личности ребёнка. Они становятся не только инициаторами добрых дел в классе, но и моими полноправными партнёрами в реализации воспитательной системы класса.

«Творчество» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев праздников, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.

«Фонд класса» - финансовая деятельность, распределение средств фонда, ведение летописи класса (фотоархива).

«Наш дом» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам.

Одной из самых важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для учащихся, требований коллектива, что невозможно без деятельного участия родителей. Для этого необходимо единство требований классного руководителя и родителей.

Так, одна из первых консультаций для родителей - ознакомление с режимом для школьников, с правилами для учащихся. Уже с первого класса устанавливается дежурство учащихся в классе и в столовой. Для соблюдения дисциплины и порядка за каждым учащимся закрепляется постоянное место. Дежурные обслуживают определенные столы, распределяют между собой обязанности, следят за соблюдением санитарно-гигиенических требований. От родителей требуется привить навыки культуры поведения за столом во время еды. С первого дня работы родителям сообщается, что необходим постоянный контакт с учителем, согласованная работа. Проведение индивидуальных и групповых консультаций выявляет, какую помощь оказывают родители детям, в чём они затрудняются.

Для выявления положительного опыта воспитательной деятельности в семье, проводятся классные часы на тему: «Моя семья», « Откуда мы родом», на которых каждый желающий  рассказывает об увлечениях, хобби своей семьи, о родословной своей семьи; на школьном фестивале художественной самодеятельности выступают с музыкальными номерами вместе с родителями. Следует заметить, что самыми активными формами сотрудничества с родителями являются классные мероприятия: спортивные соревнования  «Мама, папа и я - спортивная семья»,  «Веселые старты», конкурсы «А ну-ка, девочки!»,  «Отгадай ребусы»,  выставки рисунков, поделок.  Наши детские праздники превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог нашей совместной работы. Активная жизненная позиция родителей рождает у ребенка чувство гордости за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству. Они охотно пишут о своих домашних животных, семейных традициях, о впечатлениях и чувствах.

 Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт в воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошее отношение детей и их родителей к школе, желание ребёнка учиться, быть активным участником школьных дел.

Детское самоуправление

       Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

       Познай себя – это интересно!

 Сотвори себя – это необходимо!

       Утверди себя – это возможно!

 Прояви себя – это реально!

На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением мы с детьми понимаем совместную деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления мы считаем привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса и школы, поэтому за основу школьного самоуправления берем Советы дела. Они помогают стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Также, в начале года, на общем собрании в  классе избирается староста и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности.

Распределение функций в структуре самоуправления  в нашем классе происходит следующим образом:

классное собрание

  • планирует работу в классе;
  • подводит итоги работы;
  • распределяет поручения между творческими группами.

творческие группы:

  • дисциплины и порядка: организуют дежурство в столовой, в классе;
  • организаторы интересных творческих дел;
  • школьный меридиан (учебная - познавательная деятельность школьников: участие в олимпиадах, предметных неделях, интеллектуальных конкурсах);
  • ЗОЖ организует мероприятия валеологической направленности: беседы, конкурсы рисунков, викторины, в т.ч. физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, спортивные мероприятия.

Учащиеся класса работают в творческих группах, каждый выполняет в течение недели (или чуть больше) индивидуальное задание. На следующей неделе задание  меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя в различных ролях, научиться быть лидером, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, оставаясь при этом нравственным человеком. В начале учебного года, на классном собрании, мы с ребятами «посадили» дерево Дружбы. Дети в каждой творческой группе обсудили и спланировали внеклассные мероприятия на предстоящий учебный год. В ходе обсуждения каждый старался высказать своё мнение, размышляли вслух, при этом выслушивались все версии и предложения, кто-то из детей соглашался, у кого-то возникали споры, но итогом работы каждой творческой группы были спланированные коллективные дела, названия которых ребята записали на листочках дерева Дружбы. Шли дни, недели, месяцы, запланированные детьми дела, благодаря тесному сотрудничеству с родителями, учителем реализовывались, и  наше дерево стало приносить свои плоды. Мы собрали богатый урожай из добрых, интересных и творческих дел. Именно этот игровой момент в моей воспитательной системе, оказался тем мостиком, по которому каждый ребёнок приходит к труду, к жизни в коллективе, в обществе, к сотрудничеству. Наше дерево Дружбы позволило мне создать благоприятный эмоциональный климат в коллективе, дети развернулись друг к другу и к взрослым, сглаживаются потенциальные и реальные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе. Ведь не для кого не секрет, что умение ставит цель - это одна из важнейших проблем формирования личности. Умение предвидеть пути и способы её реализации, планировать и прогнозировать будущее (из чего, чем, каким способом, как будем делать, что сначала, что потом) при наличии интереса у ребёнка позволяет формировать способность думать, образно мыслить. Таким образом, ученическое самоуправление позволяет более ярко прожить жизнь каждому ребёнку, развивает творческие способности личности, позволяет самоутвердиться в коллективе сверстников. А сегодняшний успех в учёбе, в школе – это завтрашние победы в жизни!  

Воспитательная система класса - максимально открытая система. Родители, педагоги школы, педагоги дополнительного образования - наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В классе проводятся  открытые уроки для родителей, семейные праздники, семейные встречи. В развитии младших школьников целесообразно использовать потенциал наслега: учреждения, общественные организации, музей, библиотеки, кружки, которые проводятся в школе, спортивные секции. А также поездки в Черкехский музей, город Якутск. Участие  в таких мероприятиях не только оставляет яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждает к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности.

Критерии эффективности воспитательной системы класса являются:

  • уровень воспитанности учащихся;
  • уровень успеваемости и качества знаний;
  • отношение ребёнка к своему « Я»;
  • уровень сформированности классного коллектива;
  • нравственная направленность личности;
  • степень удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе и школе, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях.

Для оценки результативности программы развития классного коллектива были определены следующие критерии её эффективности:

-         Уровень воспитанности учащихся (диагностика продвижения личности в своем развитии - методика Н.П.Капустиной).

-         Уровень развития коллектива (методика социально-психологической самоаттестации коллектива Р.С.Немова).

-         Удовлетворённость учащихся (методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью А.А Андреева).

-         Удовлетворённость  родителей (методика изучения удовлетворённости родителей жизнедеятельностью классного коллектива Е.Н.Степанова).

-         Изучение особенностей межличностных отношений (М.Битянова).      

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.

Результаты работы

Учебные показатели класса:

2010-2011 учебный год: успеваемость 1 класса -100%;

2011-2012 учебный год: успеваемость 2 класса 100%, качество- 75%.

2012 – 2013 учебный год: успеваемость 2 класса 100%, качество- 75%.

Достижения учащихся на муниципальном уровне: 

2009г.- участие на театральном фейерверке (Ожулун).

2011г.- 2 место в конкурсе рисунков, посвященном  ко Дню работников сельского хозяйства, Н.Лия;

2011г.- 2 место участие в конкурсе рисунков, посвященном противопожарной безопасности, Н.Лия;

2012г. Лауреат 3 степени в вокальном конкурсе «Ыллаа, туой уол о5о», ансамбль мальчиков;

2012г.- конкурс, посвященный ко Дню Матери, Н.Лия – 2 место в номинации «Моя мама», С.Айыына- 2 место в номинации «Моя семья».

Достижения учащихся на республиканском уровне:

2013г. – 1 место «Уолан аа5ыылара» «Уол о5о барахсан».

Достижения учащихся на всероссийском уровне: 

2012г.- участие на Всероссийской олимпиаде «Инфознайка», результат:Собакин Айтал-1 место , Собакина Айыына-2место, Катаков Ньургун-3 место;

2012г.Участие на Всероссийской Олимпиаде «Человек и природа», результат: Сибиряков Денис 1 место, Собакин Айтал – 2 место, Катаков Ньургун-3 место, Собакина Айыына -4 место.

Уровень воспитанности 1 класса ( Н.П.Капустина )

Уровень воспитанности 2 класса (Н.П.Капустина)

         

Уровень воспитанности 3 класс  ( Н.П.Капустина)

Уровень воспитанности 4 класса

Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью классного коллектива

Изучение особенностей межличностных отношений  (Битянова)

Удовлетворенность учащихся школьной жизнью (Андреева)

Распространение_опыта работы:

2009г.- открытый урок по английскому языку в 4 классе на тему: «Будьте здоровы!», мастер-класс по предмету «Английский язык» по теме: «Использование методов театральной педагогики на уроках иностранного языка», Амгинская СОШ Чурапчинского улуса;

2012г.- проведение мастер - класса «Методические приёмы на урокох английского языка» на улусном семинаре малокомплектных школ для учителей английского языка;_с.Урэх – Куерэ,_Чурапчинского улуса;

2012г.- участие на межрегиональной конференции «Компетентностный подход в образовательном процессе: реализация, проблемы и перспективы»: г.Якутск;

 2012г.- свидетельство об участии в Международном летнем институте по повышению квалификации и переподготовке руководителей и педагогических работников образования по теме «Педагог «Нашей новой школы» г.Якутск;

2012г.- участие на Всероссийской научно-практической дистанционной конференции «Информационные и коммуникативные технологии в образовательной системе учреждения, района, города, муниципалитета» г.Москва;

2012г.- участие во вторых Международных педагогических чтениях « Традиции и новации образовательной системы» с научно-методической работой «Театрализованные игры-форма развития коммуникативной компетенции младших школьников» г.Чебоксары   Автономное учреждение Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» при Министерстве образования и молодёжной политики Чувашской республики;

2012г.-публикация научно-методической статьи «Театрализованные игры-форма развития коммуникативной компетенции младших школьников»в сборнике материалов Вторых Международных педагогических чтений «Традиции и новации в образовательной системе» г.Чебоксары.

Заключение

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.

Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни так же активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.

        В начальной школе дети еще маленькие, но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства - прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Учитель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее.

Это предъявляет высокие требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.

Если учитель будет  знать, чем наполнена жизнь ребенка, чем заняты его мысли, чувства, что движет его поступками, к чему он стремится, то в  педагоге дети увидят человека и друга, способного эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир.

 Как найти контакт с детьми? Как проникнуть в их маленький мир? Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть!  Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и  задача учителя - быть им другом и помочь раскрыться личности ребёнка.

И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.

Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, и в таком обществе возникают проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня в нашей стране - безработица, преступность, разводы, алкоголизм и наркомания, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей - делает процесс воспитания еще более сложным.

Сегодня взят курс на демократизацию и гуманизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

Литература

1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ,2000.-32с.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/. Москва: Просвещение, 2009г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.: Просвещение, 2010г.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Указ Президента РФ от 02.02.2010г. №271.

5. Приоритетный национальный проект «Образование» РФ.

6. Республиканская целевая программа «Семья и дети РС (Я) на 2009 – 2011гг.».

7. Классному руководителю. О классном часе. Технология подготовки и проведения личностно – ориентированного классного часа/ Под.ред.Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.

8. Методика воспитательной работы/Под ред.В.Л.Сластенина. – М., 2008г.

9. Психологический климат в коллективе. Аникеев Н.П. – М., 2006г.

10. Способы разработки программы развития класса средствами управления на уровне школы. – М., 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы 29 августа 2013 года Тема: «Анализ работы учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год»

1.Перспективы развития системы образования в современных условиях, внедрение педагогических и информационных технологий в образовательный процесс для повышения качества знаний учащихся.2. Работа...

Концепция воспитательной работы учителя начальных классов

Когда ребёнок рождается, никто не может дать точного ответа, каким он будет человеком, когда вырастет, как сложится его судьба, какую он выберет профессию. Этот вопрос встает рано или поздно перед каж...

Организация работы сообща в малой группе в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъек...

Концепция воспитательной работы Учителя русского языка и литературы МОУ «ДСОШ», классного руководителя 7-б класса

Концепция воспитательной работыУчителя русского языка и литературы МОУ «ДСОШ»,классного руководителя 7-б класса...

«Технологии развивающего обучения в преподавании в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ЗПР )»

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету....

программа по воспитательной работе в начальных классах

Воспитать ответственного добропорядочного хорошего гражданина России....

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

Презентация к "круглому столу" по вопросу адаптации 5 -х классов. Цель; обмен опытом педагогв начальной и средней школы, их взаимодействие во избежании трудностей у пятиклассников в дальнейш...