Классный час в 11 классе "Поговорим о толерантности"
классный час (11 класс) по теме

Кальченко Наталия Викторовна

Формирование понятия толерантности,компромисса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_pogovorim_o_tolerantnosti._11klass.doc75 КБ

Предварительный просмотр:


Классный час «Поговорим о толерантности»  

11 класс

 

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдать твои надежды,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг       друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.

 

«Молитва о встрече»

 

Цели:

1.     Улучшение психологического климата в классе.

2.     Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

3.     Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.

4.     Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.

5.     Сформировать у учащихся представление о толерантности

 Задачи:

1.     Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

2.     Развить навыки социального поведения, критическое мышление, навыки групповой  работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

3.     Выработать принципы толерантного поведения.     

Основные понятия: толерантность, различия между людьми, терпение, компромисс.

 

 Пред началом работы учащиеся тянут жетоны: красные, синие, зеленые, белые. Таким образом образуются 4 группы.

 

 

 

 

Ведущий:

Сегодня у нас с вами необычный разговор и он  будет посвящен толерантности. Но прежде давайте поздороваемся.

1 группа – красные жетончики – вы здороваетесь как японцы ( поклон)

2 группа – голубые жетончики – вы здороваетесь как европейцы (жмете руку)

3 группа – белые жетончики – вы здороваетесь как эскимосы (трутся носами)

4 группа – зеленые жетончики – вы здороваетесь как китайцы ( спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться.

 

 Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос). 

Сегодня в  необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу, что является составляющей частью толерантности. Давайте лучше познакомимся со значением этого слова 

 Каждая группа ребят высказывает свое мнение по рассматриваемой проблеме.

1группа. Давайте обратимся к истории понятия “толерантность”. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В 1789 году – через 11 лет после смерти Вольтера – во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

2 группа. Попробуем обратиться к этимологии понятия “толерантность”. Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова “толерантность” в разных культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет сделать следующие выводы.

В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.

Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.

В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.

В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”. В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

Как мы видим, толерантность – это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.

3 группа. Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником российской действительности. Нагорный Карабах, Чечня – это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.

На протяжении веков в решении международных проблем традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. К сожалению, эта традиция сохранилась и сегодня, даже при решении общечеловеческих проблем. Пример тому – борьба с таким вселенским злом, как международный терроризм, ведущаяся под эгидой США и организованная при явном доминировании их национальных интересов.

4 группа.. Возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Мы считаем, что да. Это предполагает соблюдение некоторых несложных условий. Вот они:

  1. Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
  2. Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
  3. Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
  4. Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.
  5. Чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

      Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот... 

                                      Сценка “ Две дороги. Выбирай...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

 

Вопросы группам:

·        Почему молодой человек отказался помочь?

·        Как бы вы поступили в этом случае?

·        Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

·        Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

 

Заслушиваются ответы участников

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

 

Ведущий:

Милосердие, терпимость, прощение- слова открываются. Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.-

 

 

 

«Сходства и различия».

 Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.

 

·        Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

·        Национальность влияет на взаимоотношения людей?

·        Как общаются между собой пожилые и молодые люди?

·        Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

   Вы работу выполняли в своей микрогруппе. А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т. д.

Вывод:

В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности - этим самым мы говорим о Сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть.

  

 

Игра «Самолетик».

 4 пары : от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод:

Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить  задание сообща.

 

Игра «Волшебная рука» (прием поиска толерантной позиции).

 

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

Рисунки можно вывесить на стену.

Работать мы с вами будем над ладошками в дальнейшем.

 

Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.

Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.

Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку.

 

Марк Лисянский

«Добрые слова».

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела нужны?

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

 

Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту.

 И все же, как быть Если..( у каждой группы свой вопрос.)

 

Итак, «Что делать, если…»:

·   Кто-то говорит о том, что человек другой национальности должен быть гоним мною

·   Одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища.

·  Мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей.

·  У меня в голове только мысли о том, что я так немодно одет, и в классе «крутые» ребята со мной не дружат.

 

 Рефлексия: «Дерево толерантности»

      Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.

Возможные варианты:

·        Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

·        Не ссориться, стараться понять друг друга

·        Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки

·        Больше общаться, узнавать друг друга

·        Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

 

Слайд 8

И мне очень хочется, чтобы в завершении нашей встречи прозвучали эти строки!

Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

 

 Как, по вашему мнению, нам нужно расстаться? Я со своей стороны благодарю вас всех за работу, надеюсь, что информация, которую вы получили, будет полезна для вас. И мы еще не раз встретимся в подобной обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой классный час "Не конфликтность, уважение, толерантность"

      Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-п...

Классный час "16 ноября- День толерантности!"

материалы  для классного часа,посвященного Дню толерантности в России(16 ноября)...

Классный час "16 ноября - День Толерантности"

Показать многоаспектность понятия «толерантность;Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;Стимулировать воображение участников ...

Классный час в 7 классе "Толерантная личность"

Классный час в 7 классе "Толерантность"...

Конспект нестандартного классного часа на тему: «Планета толерантности»

В результате классного часа мы надеялись увидеть заинтересованность у детей к жизни и традициям других народов, дружественное отношение к людям иных национальностей....

Классный час по теме: «Воспитание толерантности. Мир в котором мы живём».

Цель:- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим п...