Воспитание толерантности
классный час (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Воспитание толерантности» 6 класс.
Цель: Сформировать у подростков представление о толерантности;
Задачи:
- показать многозначность понятия «толерантность»
- выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми
- Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;
Ход классного часа.
Звучит песня Барбарики – Дружба
- Слово учителя: СЛАЙД 1
Здравствуйте! Я рада всех вас приветствовать. Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале, я хотела бы рассказать вам одну старинную легенду:
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, неф! Как будто весь сажей вымазан!
Чёрный презрительно сощурился и сказал:
- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
- Посмотри, как красив твой чёрный брат! Он чёрен, как южная ночь, и в ней, подобно звёздам, сияют глаза его...
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца...
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в весёлом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, чёрные, жёлтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!»
- Вам понравилась эта легенда?
- А о чем она?
- Чему учит?
Все эти понятия можно объединить, одним словом. И это слово – толерантность.
Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова.
СЛАЙД 2 – Нам сегодня предстоит определить понятие «толерантность», выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
СЛАЙД 3 Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре
термин «толерантность»?
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.
Определение слова «толерантность»
на разных языках земного шара звучит по-разному: Слайд 4
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; Слайд 5 В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). |
Вопросы к учащимся: Слайд 6
|
Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: жертва насилия, изгой…
Слайд 7 Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения (отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам). Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
И я сейчас вам предлагаю прослушать аудио рассказ: перед вами две дороги – выбирайте…
Вопросы к учащимся: Слайд 8
|
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Слайд 9 Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Слайд 10 Есть два пути развития личности:
- Толерантный
- Интолерантный
Работа учащихся по группам
Первая группа будет выбирать основные черты, присущие толерантной личности, а вторая – черты, присущие интолерантной личности. У вас получится красивая ромашка.
Раздаточный материал: карточки черты характера.
Слайд 11
Толерантная личность | Интолерантная личность |
уважение мнения других любознательность гуманизм | непонимание |
Слайд 12 Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Для того чтобы быть счастливым человеком, быть лучше, что для этого нужно делать???
Слайд 13 Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и с окружающими его людьми.
-Ребята, как вы, думаете, почему я сегодня завела разговор о толерантности?
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Игра «Подумай у кого…»
- Встаньте у кого день рождение зимой?
- у кого в имени есть буква А
- кто любит мороженное
Хорошо, молодцы, а теперь давайте подумаем что вас всех объединяет???
Я помогу, начинаем –
Слайд 14 6 класс – Ирк. Обл. – Усольский р – н – Белореченск – Россия – Земля
Слайд 15 Вывод: Нас всех объединяет наша планета Земля, мы составная часть единого целого!!! (звучит отрывок песни: Я, ты, он, она вместе целая страна)
Работа учащихся по группам:
Ребята постарайтесь сейчас сами, работая в группах, вывести правила толерантного общения, а потом мы их проверим с моими правилами.
Слайд 16 Правила толерантного общения.
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым принять правоту, другого.
- Стремись учитывать интересы других.
Рефлексия
Прошу всех встать в тесный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её вперед к центру круга, а теперь все шагните большой шаг в центр круга. А теперь повторите слова, которые вы видите на слайде:
Слайд 17 Если каждый к друг другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш МИР!
Теперь ребята возьмите, пожалуйста, стикеры и оставьте пожелания чтобы наш класс, школа, наш район стали планетой Толерантности. Затем прикрепите свои стикеры на наше дерево Толерантности.
(зачитываю 2 – 3 пожелания)
А теперь давайте споем все вместе песню кота Леопольда, которая называется:
слайд 18 ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ
.
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Ребята, я рада, что мне выпала честь провести сегодняшний день с вами!
Спасибо Вам!
Желаю Вам счастья, добра, взаимоуважения и будьте толерантными! До свидания!
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. |
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. |
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. |
уважение мнения других |
доброжелательность |
желание что-либо делать вместе |
понимание и принятие |
чуткость |
любознательность |
снисходительность |
доверие |
гуманизм |
цинизм |
немотивированная агрессивность |
эгоизм |
нетерпимость |
выражение пренебрежения |
раздражительность |
равнодушие |
непонимание |
игнорирование |
красивый |
современный |
неопрятный |
замкнутый |
модный |
беспечность |
Самоанализ классного часа «Воспитание толерантности» в 6 классе.
Мною били поставлены:
Цель: Сформировать у подростков представление о толерантности;
Задачи:
- показать многозначность понятия «толерантность»
- выяснить, каких качеств не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми
- Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
Почему я выбрала именно эту тему, потому что актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом.
Данная тема классного часа соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует духовному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению.
В ходе подготовки классного часа я поставила песню в исполнении группы Барбарики под названием Дружба, которая направляет детей на дружескую обстановку и расслабляет детей.
В самом начале классного часа я решила узнать, а знают ли дети что такое толерантность. Затем я предложила детям послушать легенду (почему именно легенду, потому что дети в таком возрасте любят сказки, легенды) тем самым я заинтересовала учащихся, после чего попросила ответить их на мои вопросы.
Из высказываний детей я их подвожу к понятию толерантности. Даю объяснение не только толерантности, но и откуда пошло это понятие.
На следующем этапом своего классного часа даю понять учащимся, что толерантность изучается во всех странах и имеет свои понятия. Я даю возможность учащимся не только прочитать, но и выбрать то определение, которое им больше понравилось. Такая форма работы позволяет учащимся самоутвердиться, развивает речь, смелость, умение слушать и быть услышанным, учащиеся учатся отстаивать свою точку зрения.
На фоне рассказа учащиеся учатся самостоятельно применять свои решения, такой тип работы развивает внимание, учит учащихся сделать правильный выбор.
Через эти формы работы. Я подвожу учащихся к проявлению толерантности.
При закреплении знаний толерантности предлагаю учащимся поработать в группах, что активизирует и сплачивает детей, придает им уверенность, развивает дружеские взаимоотношения, кроме того учатся работать в группе и учитывать мнение каждого.
В заключение классного часа, стараясь объединить детей, я провожу с ними сплачивающие игры. Так же предлагаю написать высказывания и украсить ими дерево толерантности.
Заканчиваю свое мероприятие песней кота Леопольда эти я еще больше сплачиваю детский коллектив.
Во время проведения классного часа ученики показали заинтересованность в обсуждении выбранной темы, дети проявили активность, и мероприятие прошло на высоком эмоциональном уровне.
В целом классный час прошел достаточно хорошо. В ходе мероприятия был налажен активный диалог с учащимися, и обсуждение предлагаемых вопросов проходило непринужденно.
Я считаю, что поставленная мною цель и задачи были выполнены.
уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
музыкальный
общительный
понимание и принятие
чуткость,
любознательность
творческий
аккуратность
артистичный
снисходительность
доверие,
Гуманизм
непонимание
непривлекательность
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
безвольный
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
глупость
избалованный
цинизм
немотивированная агрессивность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"
Опыт работы в гимназии № 441....
К Международному Дню толерантности. Приемы по воспитанию толерантности.
ВИКИПЕДИЯ: Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Día Internacional para la Tolerancia)...
Цикл классных часов по направлению Духовно-нравственное воспитание "Воспитание толерантности"
Здесь представлен цикл из трех классных часов,посвященных воспитанию терпимого отношения учащихся друг к другу, что способствует формированию позитивного, продуктивного климата в классном коллективе....
«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»
Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...
Статья:"Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"
На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...
статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"
На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...