Роль классного руководителя в реализации ООП ООО
материал по теме
доклад к педсовету "Роль классного руководителя в реализации ООП ООО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya_v_realizatsii_oop_ooo.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к педсовету
«Роль классного руководителя в реализации ООП ООО»
В условиях модернизации российского образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.
Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.
Актуальной становится социальная деятельность классного руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с целью снижение рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе, достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.
Прежде чем начать работу с пришедшим в среднее звено пятиклассником, классный руководитель обязан выяснить эти стартовые возможности, так как в данном возрасте происходят некоторые сложности. Для этого проводятся множество диагностик (Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой, схема наблюдений за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Е.С.Еськиной, Л.Т.Бобольт, диагностика уровня школьной тревожности Филлипса, диагностика изучения самооценки Айзенка). По итогам данных диагностик классный руководитель может увидеть общую картину психологического состояния ребенка и, в случае неудовлетворительных результатов, начать работу совместно с психологом по устранению проблемы.
В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основная образовательная программа основного общего образования реализуется как через учебный план, так и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность для школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Какова же роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности?
1. Контроль (включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия). Классный руководитель должен вести «Журнал учета занятости обучающихся внеурочной деятельностью», в котором учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности. Если учащиеся не посещают занятия по каким-либо направлениям, то классный руководитель производит следующие корректирующие действия: данные учащиеся привлекаются к организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям, предусмотренные планом воспитательной работы в классе. Подготовка к участию и участие в данных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в «Индивидуальной карте учета занятости во внеурочной деятельности», по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
2. Анализ результатов внеурочной деятельности:
— приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),понимания социальной реальности и повседневной жизни;
— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
На основании общей картины увлечений ребенка можно предположить, в каком направлении он будет реализовывать себя в старшей школе, выберет он гуманитарное или же физико-математическое направление.
Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя является одним из условий успешной реализации внеурочной деятельности.
Следует отметить необходимость ведения учениками портфолио- пакета свидетельств об их достижении в каких-либо видах социально значимой деятельности. Портфолио- это индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенной период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Важно объяснить ребенку, родителям и педагогам необходимость совместной работы над портфолио, в ходе которой устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества, это позволит ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль за ведением портфолио. Ответственность за оформление портфолио ложиться на учеников, родителей, классных руководителей. В конце учебного года должна пройти презентация и защита портфолио учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в реализации ООП ООО презентация
презентация к докладу Роль классного руководителя в реализации ООП ООО...
Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".
Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...
Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).
Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...
Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».
В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...
Роль классного руководителя в реализации ФГОС
Презентация на тему роль классного руководителя ФГОС...
доклад по теме: Роль классного руководителя в реализации национального проекта "Образование"
В докладе прослеживается анализ должностных обязанностей классного руководителя в современной школе. Анализ деятельности классного руководителя осуществляется через анали програмы воспитания школы....