Взаимоотношения в семье
учебно-методический материал (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ».
За окном глубокая осень: хмуро, идет дождь, а здесь хотелось бы создать теплую доброжелательную атмосферу, как в семье. Перед вами лежат осенние листочки, напишите на них ваши имена и прикрепите, пожалуйста. Я вас приветствую (перечисляю их имена).
Мы – люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет мы все матери и отцы своих детей. Кому, как ни нам, знать что для ребенка весь мир – это его семья. Многие из нас строят свою семью.
Что такое семья? (Ответы).
Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники.
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
Воспитывая ребенка, мы всегда сталкиваемся с проблемами.
Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения определяют психологический климат семьи.
- «Из чего складывается добрая семейная атмосфера?». По кругу родители предлагают свои варианты:
- из уюта, порядка и готовых обедов;
- из добрых отношений между членами семьи;
- из вклада каждого в общее семейное дело;
- из семейных праздников.
· А здоровая семья – это семья без конфликтов.
Сегодня наша тема посвящена проблемам семейных взаимоотношений, а именно конфликтным ситуациям.
Ее цель — выстроить модель (мысленный алгоритм) адекватного поведения нас, родителей.
Все, наверное, согласятся, что бесконфликтных семей нет. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не причиняя вреда детям, но и содействуют укреплению взаимопонимания. В других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформулировать некоторые причины конфликтов (ответы):
- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
- чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен);
- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать между требованиями отца и матери;
- чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность.
· Я предлагаю Вам, уважаемые родители, написать свою конфликтную ситуацию ...
· Кто готов - опустите свою записку в шляпу. И так все готовы?
Прошу Вас образовать 2 круга, встать лицом к друг другу. Ваша задача вытянуть из шляпы проблему, а человек, который окажется напротив Вас, должен найти пути решения. Затем он вытянет следующую проблему из шляпы. Делаем вместе (внешний круг) шаг вправо, отвечать будет тот, кто стоит напротив задавшего вопрос.
· Как же надо поступить в данной ситуации?
· Какие советы действительно могут вам помочь в разрешении конфликтной ситуации?
· Что такое конфликт? (ответы)
«Конфликт — это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорируется другая сторона» (У. Линкольн).
· Как вы считаете, как можно правильно выйти из конфликта, разрешить его? (ответы)
· Задумывались ли мы, что отношения взрослых между собой оказывают влияние на вашего ребенка? (ответы).
Предлагаю вашему вниманию видеоролик.
Давайте теперь ответим на вопросы:
- Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
- Когда в последний раз гладили его по голове?
- Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
- Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?
Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.
Рефлексия родителей:
Игра «Свиток»
Продолжите «Дружная, счастливая семья это….» (я даю листок бумаги и начинаю писать первая, затем родитель отвечает…)
Давайте прочитаем наш свиток.
Проблема отцов и детей всегда была актуальна во все времена, я думаю, что она никогда не будет разрешена. В конфликте старого и нового рождается движение вперед, происходит рождение цивилизации. И какие проблемы ни стояли перед нами, родителями, мы всегда должны помнить, что наши дети навсегда останутся нашими детьми и только любовь, искренняя родительская, выведет ребенка из любой трудной ситуации. И в заключении мне хотелось бы прочитать письмо Ливингстона Ларнеда к своему сыну, который известно во всем мире как «Раскаяние отца».
В самые трудные моменты своей жизни, когда кажется, что нет выхода, нет понимания с детьми, я вновь и вновь перечитываю это письмо, и оно дает силы для жизни и любви. И искренне надеюсь, что оно заденет чувствительную струнку и в ваших сердцах.
«Послушай, сын, я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины.
Вот о чем я думал, сын. Я сорвал на тебе свое плохое настроение, я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался, ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол, ты слишком густо намазал хлеб маслом, а затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»
Затем, в конце дня, все началось снова. Я по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры, я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази, только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери, «Что тебе нужно?»- спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне Обнял за шею и поцеловал.
Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце и которую, даже мое пренебрежительное отношение не могло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх, что со мой сделала привычка? Привычка придираться, распекать такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.
А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать тебя перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и пристыженный, преклонил перед тобой колени!
Это слабое искупление.
Я знаю, ты бы не понял этих вещей. Если бы я тебе сказал, все это когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово, я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик».
Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину одно сейчас, когда я вижу тебя. Сын, устало съежившегося в твоей кроватке я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера, ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече.
Я требовал слишком многого, слишком многого.»
Подведение итогов. Притча
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
-И все?
-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже.
И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Test 3 Взаимоотношения в семье
Тест для подготовки к ГИА...
Разработка урока "Сравнительная характеристика прошедшего времени и настоящего совершенного времени. Взаимоотношения в семье."
Разработка урока английского языка...
Родительское собрание на тему "Взаимоотношения в семье"
Родительское собрание на тему: «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ». Мы – люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно,...
Состав семьи учащихся, родственные отношения, взаимоотношения в семье.
Формирование понятия о семье, родственных отношениях, умения правильно вести себя в семье, уважать и ценить семейные отношения....
Сценарий урока английского языка в 5 классе по теме "Семья. Взаимоотношения в семье. Глагол to be (быть, находиться)"
Данный урок предназначен для обучающихся 5 класса. Тема урока "Семья. Взаимоотношения в семье. Глагол to be (быть, находиться)". УМК К.И. КАУФМАН, М.Ю. КАУФМАН «СЧАСТЛИВЫЙ АНГЛИЙСКИЙ. РУ»/« HAPPY...
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
СБО 5 класс. Личные взаимоотношения в семье. Поведение в семье.
Цель: Вызвать интерес у детей к изучению роли семьи в жизни человека.Задачи · образовательные: формирование у детей представление о семье, как о л...