Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале года
статья (5 класс) по теме

Мамяшева Альбина Феликсовна

Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать работать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации

по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года.

Психологические особенности подростков постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10—11 лет — при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13—14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать работать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.

Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми:

  1. Дети не знают имен учителей — на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.
  2. Дети не знают по именам новых учеников — на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.
  3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.
  4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.

Меры, способствующие организации работы в классе:

  1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними);
  2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на
    первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.
  3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять
    готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
  4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей:

  1. В течение первой недели учебного года можно провести
    экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов.
  2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
  3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а)        обязательные дисциплинарные требования (правила):

  • здороваемся стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука - сигнал о вопросе или ответе;
  • опоздания не допускаются;

б)        организация учебного процесса:

  • наличие необходимых учебных пособий;
  • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);

в)        отношения между детьми; между учителем и ребенком:

  • проявлять уважение друг к другу;
  • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
  1. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник — для записи домашнего задания и (или) выставления   оценок?   Обязательно   надо   рассказать   детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник — классный руководитель или учитель-предметник.
  2. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
  3. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
  4.  Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».

Это лишь возможные варианты. Их реализация, конечно, зависит от условий конкретной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в ДОУ

В данных рекомендациях  описаны организационно-педагогические аспекты воспитания и обучения  дошкольников с нарушениями речи,основные требования к знаниям учителя-логопеда,должностны...

Рекомендации учителям-предметникам по организации работы с пятиклассниками в период адаптации

"Рекомендации учителям-предметникам  по организации работы с пятиклассниками в период адаптации " должны быть всегда в центре внимания у учителей- предметников, которые начали свою работу с пятик...

Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.

Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....

Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...

Методические рекомендации по организации домашнего задания пятиклассников.

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся....

Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)

Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...