Эссе "Моя педагогическая философия"
статья по теме
Предварительный просмотр:
О. А. Шапарова, учитель русского языка
и литературы
МОКУ СОШ пгт Опарино, 2014 год.
ЭССЕ «Моя педагогическая философия»
Когда поет душа?
Когда её не душат.
Когда за слово каждое не отдерут за уши,
Когда она летит от края и до края,
Свободна и вольна, от счастья замирая.
Тогда она живёт, творит, не умирает…
Е. Победимская
Люди относятся к профессии педагога по-разному. Есть такие, кто ни за что в жизни в учителя не пойдут. Еще Сенека говорил: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». Персидское изречение гласит: «Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя». Джордж Бернард Шоу высказался так: «Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других». Питер Лоренс продолжил, но уже в юмористическом ключе: «Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других; а кто не умеет и этого, учит учителей». Есть еще более жесткие варианты: «Если ничего не умеешь делать - иди преподавать»; Категоричных высказываний про преподавание хватает: «Глупцы преподают, умные люди учатся». Юмористически это звучит довольно забавно: «Умный любит учиться, а дурак - учить. Таким образом, умные часто вынуждены учиться у дураков». Наверное, эти высказывания неслучайны - чтобы говорить такое, нужно очень натерпеться от учителей. Во всем этом, конечно, есть доля истины; несмотря на это, учить, на мой взгляд, - благородное занятие. Я бесконечно благодарна учителям, у которых я училась и с которыми мы идем вместе этой нелегкой дорогой «учительства», и убеждена: век живи - век учись, поэтому хорошо учить - важно, ведь это приносит пользу людям. Интересно, что Александр Македонский сказал: «Я обязан отцу за то, что он дал мне жизнь, а учителям за то, что они сделали мою жизнь достойной».
Своеобразие профессии учителя, по моему мнению, заключается, прежде всего, в том, что педагог должен не только дать своим питомцам необходимый багаж знаний, то есть научить их, но и воспитать их. Несомненно, к личности учителя предъявляются строгие требования: компетентность, то есть не только знание методики своего предмета, но дидактики и психологии; мастерство, которое постоянно оттачивается путем самообразования, стремлением к постоянному творческому поиску. Этого всего можно добиться упорным трудом над собой. Но никакие педагогические труды не заложат в учителе любовь к детям, понимание того, что, обучая, мы, прежде всего, воспитываем ученика, формируем в нем личностное начало. Не всем предназначено хватать звезд с небес, но всем определено быть хорошим человеком по жизни. И функция учителя, на мой взгляд, помочь воспитаннику стать таковым.
Ребенок – это творец. Не достигнув ещё интеллектуального совершенства, он на интуитивном уровне чувствует мир. Почему дети легко отгадывают загадки, ребусы? Потому что для них арбузная корка – это кафтан, а лампочка – это груша, а не просто осветительный прибор. У взрослых эта метафоризация под бременем жизненных забот притупляется, и они никогда не догадаются, что луна – лягушка в пруду, а месяц – веселый жеребенок, бегущий по небу. Они улыбнутся тому, что у березы есть косы, а обыкновенная крапива может сверкать перламутром. А дети это с легкостью представляют, потому что они живут в том образном мире и чувствуют его красоту. Поэтому, я считаю, что нужно пользоваться детской наивностью и непосредственностью, нужно развивать в учениках их творческие способности, раскрывать заложенные природой задатки, уметь во время их разглядеть в каждом. Еще философ Греции Платон выразил идею: восторг и познание – единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг связан всегда с чем – то приятным. Поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях, делать его творческим.
Мир ребенка открыт для познания, в нем кипит жажда открытий, стремление к чему – то новому, неизведанному. Каждый ребенок – это кладезь знаний, но он в силу своей непосредственности и не осознает это.
«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства»,- призывал В. А. Сухомлинский. И действительно, я считаю, что педагог должен стремиться к тому, чтобы каждый его воспитанник пережил хотя бы однажды радость первенства, усматривая в этом важный стимул в преодолении трудностей. И ребенок постепенно раскроется, почувствовав свои силы, свою значимость в коллективе, ощутив неповторимость своей личности.
Каждый из детей – индивидуален. Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека. Было бы наивно представлять себе, что все дети, приходящие к нам в школу, - красивые розы, и учителю не остается ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, а есть и чертополох. И наше педагогическое искусство состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе оно живет. Ребенок есть ребенок. И как бы он не был неисправим и безнадежен, надо видеть в нем, прежде всего, человека, который ждет, чтобы ему помогли, излечили от этого зла. И у педагога – словесника есть свое орудие искоренения этого зла – книга. И задача меня, как учителя-словесника, заключается в том, чтобы раскрыть ученику другой мир, более интересный, нежели тот, в котором живет «трудный» ребенок. В том, что он читает, должно открываться что – то такое, что удивляло бы, изумляло его. Ведь как утверждал К. Д. Ушинский: «Чтение великих поэтов, наслаждение художественными произведениями…оказывают благодетельное влияние, настраивая его помыслы на возвышенный тон. Эстетические науки часто избавляют его от многих вредных увлечений, унижающих и расстраивающих и душу и тело».
Дети очень ранимы. Они смотрят на мир через призму радужных тонов, и будет преступлением, если учитель прибавит к ярким цветам познания оттенок темноты. А ведь так часто можно ранить его нечутким отношением, равнодушием, неискренностью, порой даже не заметив этого. И все: накапливаются в душе ученика скрытые обиды, неуместный юмор, постоянные увещевания из – за плохих оценок формирует комплекс неполноценности. Каждый из ярких цветов постепенно гаснет, и ребенок перестает восхищаться общением с тобой, а в глубине души нарастает или страх, или скрытая ненависть. Поэтому, я думаю, что каждый из нас должен быть тонким психологом, знающим все сокровенные уголки детской души.
Каждый из нас, выбирая профессию, выбирает свой жизненный путь, соответствующий образ жизни. И специфика её в том, что она не регламентируется ни временем, ни пространством. Закрывая дверь школьного кабинета, мы остаемся мыслями там, со своими учениками, анализируем, творим, переживаем. И зачастую бывает трудно, но ты помнишь о своей ответственности перед теми, кто ждет и кто верит тебе. И мы вновь и вновь, забыв о личных проблемах и невзгодах, возвращаемся в класс. Ведь нами движет живая сила – любовь к детям. « Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Нельзя познать ребенка, не любя его. Любовь к детям воодушевляет учителя, является для него источником, из которого он постоянно черпает свои силы». С этими словами великого педагога В.А. Сухомлинского, на мой взгляд, трудно не согласиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...