Классный час на тему: «Профессии сегодняшнего дня».
классный час по теме
Классный час предназначен для учащихся 9-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Профессии сегодняшнего дня". | 460.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ с. Комаровка
Екатериновского района Саратовской области.
Классный час на тему: «Профессии
сегодняшнего дня».
Подготовила и провела
учитель русского языка
и литературы
Конахина Ольга Александровна.
Важно не кем быть, а каким быть.
Из дискуссии старшеклассников.
Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом,
но поэтом, художником в своем деле должен стать каждый.
В. А. Сухомлинский.
Форма проведения классного часа: представление - презентация.
Цель классного часа: помочь учащимся в выборе профессии.
Задачи классного часа:
1. Формировать информационную основу выбора профессии
2. Создать условия для формирования ясных представлений школьника о
самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в
активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе
профессии.
Подготовительная работа к классному часу:
1. Выставка работ ребят, посещающих кружки, имеющих свои увлечения,
которые предполагают быть профессией в будущем.
2. Выставка рефератов учащихся, посещающих элективные курсы.
3. Выставка литературы по профориентации «Мир профессий сегодняшнего
дня».
4. Подготовка доски объявлений «Ищу работу, предлагаю работу».
5. Выставка газет и журналов на тему «Профессии, которые выбирают нас, и
которые выбираем мы».
6. Подготовка презентаций учащихся на тему «Профессия, которую я
выбираю».
7. Выставка фотографий «Мир профессий прошлого и современности».
Ход классного часа.
Учащиеся располагаются в классе. Из трех листов картона, свернутого в рулон, моделируется рекламная тумба, на которой развешаны объявления о предоставлении и о поисках работы. Она устанавливается в центре класса. На доске - название классного часа «Профессии сегодняшнего дня».
Выходят юноша и девушка. Она - с портфелем, он - с книгой в руке.
Андрей: Смотри! Вот еще одна рекламная тумба! И объявлений море!
Инна: Ну и что? Все то же самое! «Ищу репетитора по математике», «Опытный психолог поможет разрешить все ваши проблемы», «Секретарь с опытом работы» и т. д. и т. п. Везде и все одно и то же!
Андрей: Будущую профессию не на рекламной тумбе искать нужно, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Вот ты, например, кем хочешь быть?
Инна: Я? Ну... Может быть, модным дизайнером или моделью, диктором можно.
Андрей: А почему ты решила выбирать такие профессии?
Инна: Престижно, модно. Приходишь куда-нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Нечаева».
Андрей: (Передразнивает) Известный дизайнер Нечаева. А что ты знаешь об этой профессии?
Инна: Вот поступлю, тогда узнаю.
Андрей: А я так не хочу. Я мечтаю стать программистом. Но не потому, что это модно или денежно. Потому что мне нравится это делать. И уже сегодня я многое умею благодаря урокам информатики, я стараюсь покупать все свежие журналы о компьютерах, читаю, занимаюсь дополнительно. У меня уже собралась хорошая библиотека литературы о компьютерах и программах. Я хочу быть профессионалом в этой области.
Инна: Ты это серьезно?
Андрей: Вполне! И тебе советую выбирать профессию так, чтобы она тебя тоже выбрала.
Инна: Ты думаешь, у меня получится?
Андрей: Если чего-то очень-очень хочешь - непременно получится.
Инна: Тогда поговорим о профессиях?
Андрей: Поговорим и постараемся сделать свой выбор на всю оставшуюся жизнь, чтобы не разочаровываться самому и не разочаровывать тех, кто в тебя верит и на тебя надеется. Ведь будущее - за профессионалом, любящим свое дело!
Учитель: Есть вопросы, которые взрослые любят задавать детям. Например, вспомните, сколько раз вас спрашивали: «Ну, как, ты еще не задумывался, кем хочешь стать, когда вырастишь?»
И еще в детском саду вы с упоением декламировали: «Я бы в летчики пошел, пусть меня научат...». А теперь, став старшеклассниками, этот вопрос вы уже задаете себе сами.
Ученые считают, что у нашего современника в 200 раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего всего сто лет назад. Сколько же надо знать профессий и специальностей, чтобы сделать сознательный выбор!
Однако, согласно многочисленным опросам школьников, 70% старшеклассников не знают, какой профессии отдать предпочтение.
И если в прошлом веке школьники чаще всего мечтали стать космонавтами, инженерами, врачами и учителями, то сегодня дети вообще мечтают редко — они руководствуются финансовыми возможностями своих родителей и их представлениями о престижности той или иной профессии.
В то же время количество и состав специальностей, по которым ведется подготовка в вузах, зависят не от спроса на них на рынке труда, а от их популярности среди населения.
Ваши мамы и папы обязательно занимались в каких-то кружках: каждый был при деле, которое в будущем нередко становилось его профессией. А вот в скандинавских странах метод «образовательных кружков» для знакомства с той или иной профессией очень популярен и сейчас. Познакомиться с будущей профессией можно не только в школе, но и занимаясь в кружках, секциях, на семинарах в различных ВУЗах. В основном это занятия по математике и физике при вузах, школах и гимназиях, но можно встретить объявления и о семинарах по лингвистике, робототехнике и другим интересным наукам.
Интересные кружки существуют и при музеях, проводят специальные занятия для школьников не только связанные с самой историей того или иного музея, но и знакомят с редкими музейными профессиями.
В нашей школе проводятся элективные курсы, которые помогают при выборе профессии.
Вот еще пример. Хотя на Западе термина «профессиональная ориентация» не существует, его заменяет понятие «карьерный рост». Программа «Сагеег dtvlopment» предусматривает включение информации о будущей карьере в академические предметы, встречи с представителями разных профессий, посещение предприятий и рабочих мест, получение опыта работы.
В США в 1994 г. был принят акт, названный «School to wjrk», в соответствии с которым главным национальным богатством страны провозглашаются высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. В нашей стране молодежная политика занимает все более почетное место, при этом президент В. В. Путин не устает повторять, что будущее России за профессионалами во всем.
Итак, выбор профессии - это не только личная, но и государственная забота. Вы согласны с этим утверждением?
Учащиеся отвечают на этот вопрос, а затем им предлагается ответить на
вопросы интервьюеров.
- Выбрали и вы себе профессию?
- Какую профессию вы себе выбрали?
- Стал ли выбор профессии для вас важным решением?
- Почему выбор профессии - одно из важнейших решений в жизни
человека?
- Согласны ли вы, что выбор профессии - не только личная, но и
государственная забота?
- Как относятся к выбранной вами профессии ваши родители?
- Повлияло ли на ваш выбор профессии мнение ваших родителей?
Учитель. Мне хотелось бы вам сказать, что, знакомясь с профессиями, я
убедилась в том, что есть несколько способов выбора профессии.
• Первый - метод проб и ошибок, когда человек пробует себя в разных сферах деятельности, пока не найдет профессию, которая будет приносить ему не
только средства к существованию, но и радость. Но на это может уйти
половина человеческой жизни...
• Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, мышления,
памяти и внимания. Познав себя, можно знакомиться с миром профессий,
узнавать требования профессии к человеку и сопоставить их со своими
возможностями, чтобы выбор был сознательным.
• Есть еще третий путь - выбор профессии своих родителей, дедов и
прадедов. Он возможен в семье, где профессию передают из поколения в
поколение. Для этого нужны многие составляющие, но главное - это
положительное отношение взрослых к своей профессии, любовь к своему
делу. Хотелось бы, чтобы сегодня мы познакомились с мнением наших
родителей, которые могли бы познакомить нас со своими путями поиска и
выбора профессии.
Родители рассказывают о выборе своей профессии.
• Потапов Иван Александрович.
• Профессия - агроном.
• Образование - институт.
• Стаж работы - 34 года.
• Стаж работы в одном учреждении -23 года.
• Должность - глава Комаровского МО.
• Почётные грамоты.
Потапова Вера Анатольевна.
Профессия - бухгалтер.
Образование - техникум.
Стаж работы - 31 год.
Стаж работы в одном учреждении -22 года.
Подольская Ольга Геннадьевна.
Профессия - повар.
Образование - техникум.
Стаж -22 года.
Стаж работы в одном учреждении - 12 лет.
Учитель. Спасибо, родители, за ваш рассказ. Вы еще раз убедили нас в том, что отношение к порученному делу - половина успеха в профессии.
Если вы еще не решили, чем заниматься в будущем, то учтите: «попасть в струю» - вполне реально! Умные люди давно просчитали, какие профессии будут в цене в ближайшие десять лет.
Катя. Представляем топ-десятку профессий будущего десятилетия!
(Специальности представлены в виде презентации).
Номер 1 - специалисты по информационным технологиям. Это компьютерщики завтрашнего дня. Такие специалисты способны решать самые насущные для любого государства проблемы: создавать и реализовывать модели эффективного управления банком, заводом, отраслью,
транспортом, научными исследованиями и преподносить их на «блюдечке с голубой каемочкой» эту информационную модель нам - тем, кто нажимает на кнопки!
Для этого необходимо закончить мехмат или факультет высшей математики и кибернетики профильного ВУЗа.
Аслан. Номер 2 - экологи. Это истинные целители окружающей среды. Сейчас без экологической экспертизы нельзя построить жилой дом, проложить новую дорогу, открыть фабрику или завод. Любому предприятию выгоднее предотвратить загрязнение окружающей среды, чем выплачивать потом больничные сотрудникам и штрафы экологическим службам. Чтобы стать экологом, надо закончить факультет экологии, или химии, или биологии.
Андрей. Номер 3 - «хед-хантерс». Это настоящие «охотники за головами»
(от англ. Head hunting) - то есть сотрудники агентств по персоналу. Они сами находят нужных специалистов, в основном менеджеров высшего звена, переманивая их из других компаний или перехватывая в момент перехода с одного места работы на другое.
Конкуренция между компаниями - это, прежде всего, конкуренция менеджмента. А те, кто являются главными поставщиками кадров, ценятся просто на вес золота.
Для этого надо получить психологическое образование.
Инна. Номер 4- биотехнологии. Это люди, которые с помощью живых организмов и их компонентов (генов, ферментов, белков) создают то, чего раньше не было в природе, - совершенно новые организмы, растения и продукты. Биотехнология - это генная инженерия и даже клонирование живых организмов. Сверхактуальная тема!
Необходимо получить биологическое или химическое образование.
Катя. Номер 5 - ландшафтные дизайнеры. Это художники, а область их деятельности - садово-парковое искусство: от традиционных шести соток до огромных территорий и загородных резиденций.
С ростом благосостояния наших граждан будет расти потребность в тех, кто умеет создать красоту буквально на ровном месте (делать альпийские горки, выращивать редкие растения, строить беседки, бассейны, фонтаны).
Для этого нужно получить высшее архитектурное, строительное или озеленительное образование.
Аслан. Номер 6 - психоаналитики. Это «доверенные лица» политиков, звезд кино, шоу-бизнеса, бизнесменов. Им люди рассказывают то, в чем не признаются даже самим себе!
В обществе потребления всегда есть страх потерять то, что имеешь, не суметь добиться новых высот, не успеть, не достичь, что вызывает неврозы и
депрессии. И только психоаналитик способен помочь вернуть человеку душевное равновесие.
Нужно получить психологическое, медицинское образование. Но помни:
тебе придется периодически заниматься психоанализом самого себя.
Инна. Номер 7 - логистики. Логистики отвечают за все процессы, где можно сэкономить: поставки, транспортировка, связь с таможней и государственными органами и т.д. Логистик не позволяет товару долго лежать на складе, грузовику - ехать длинной дорогой, а магазину - ждать завоза продукции.
Экономия средств от работы логистиков составляет миллионы условных единиц. И поэтому их работу также оценивают по достоинству.
Для этого надо получить экономическое или юридическое образование. Андрей. Номер 8 - аудиторы. Это люди, которые ежедневно демонстрируют высший пилотаж бухучета! Основная задача аудитора - окончательная проверка финансовых отчетов компаний, например перед налоговой проверкой.
Любая компания нуждается не только в бухгалтерском учете, но и в постоянном его контроле. Ошибки, кажущиеся малозначительными на бумаге, на деле могут обернуться колоссальными убытками. Аудитор помогает их избежать.
Необходимо получить высшее экономическое образование…
Аслан. Номер 9 - телепродюсеры. Это самые главные люди на телевидении! Они придумывают сами или находят подходящую идею для программы или фильма и воплощают её в жизнь. Они занимаются всем: от создания творческой группы до рекламной компании!
Сила телевидения как средства массовой информации очень велика, а роль продюсера вообще главенствующая. Чаще всего именно он выбирает ведущего программы, а также контролирует расходы и следит за соблюдением концепции программы.
Необходимо получить любое высшее образование, а дальше всё зависит от твоей активности.
Катя. Номер 10 - имиджмейкеры. Это виртуозы социальных превращений. Превратиться из Золушки в принцессу сегодня можно и без волшебной палочки доброй феи - с помощью имиджмейкера!
Необходимо получить психологическое образование, а также закончить курсы имиджмейкеров.
Учитель: Ну вот, а теперь - несколько советов о том, как определиться с выбором профессии. Как мы уже говорили, важно узнать как можно больше о себе.
Первый путь - это психофизиологическая диагностика природных склонностей человека. Но многие специалисты считают, что живая беседа намного эффективнее компьютерного теста, и вы можете получить платную консультацию у профессионального психолога. Профориентационные центры организуют специальные тренинги для тех, кто уже знает, кем хочет
стать, но понимает, что ему не хватает определенных личностных качеств. Республиканские, краевые центры проблем человека даже выдают индивидуальный психофизиологический паспорт с рекомендациями профессиям, наиболее подходящим именно вам. Выбирая карьеру, вы одновременно решаете, какие люди будут вас окружать, насколько вы будете загружены на работе, насколько для вас важны деньги и т.д. Ответы на эти вопросы зависят от избранных вами ценностей и круга интересов. Конечно, помогают, как я уже говорила, профориентационные тесты, но сейчас давайте подумаем и попробуем ответить на такие вопросы:
- Какое значение имеют деньги в вашей жизни?
- Выбирая профессию, сколько бы вы хотели иметь свободного времени?
- С какими людьми вы хотели бы общаться? /
- Какими положительными и какими отрицательными чертами можно охарактеризовать профессию, которой вам хотелось бы заниматься?
- Чем вы руководствовались, давая профессии такую характеристику? Еще один способ определения будущей профессии основан на вашей школьной успеваемости. Подумайте, пожалуйста, над тем, какой школьный предмет вам особенно нравится. И если этот предмет вам дается без труда, имеет смысл сосредоточиться на аналогичных профессиях.
Инна. «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!». Поговорим о рабочих профессиях.
Слесарь-ремонтник! Профессия слесаря - одна из старейших профессий по обработке металла. Работы, выполняемые современным слесарем, настолько разнообразны, что эта профессия разделилась на множество специальностей. Слесарь-инструментальщик, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-сантехник, слесарь-сборщик...
Профессия слесаря-ремонтника преимущественно мужская, требующая физической выносливости, крепкого здоровья. При работе с механизмами и инструментами необходимы хорошая координация и точность движений, ловкость... А также знания по физике, химии, математике, черчению. Профессию слесаря можно получить на основе базового в различных ПТУ.
Аслан. Электрогазосварщик! Уже в глубокой древности был известен способ соединения металлов - пайка и сварка. В древней Руси сваривали кольце - образные украшения, умели производить сварку браслетов из стекла, а в ХYI
веке пушки изготавливали сваркой из отдельных колец, выкованных из железа.
Необходимы отличное здоровье и физическая выносливость, также хорошая координация движений, устойчивость кистей рук, хороший глазомер... И умение концентрировать внимание. А вот интеллектуальная и эмоциональная нагрузка умеренные.
Профессию электрогазосварщика можно получить также в профессионально-технических училищах, а после их окончания можно и в ВУЗ поступить.
Андрей. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования! На заводах и фабриках имеется самое различное электрооборудование и от его бесперебойной работы во многом зависит эффективность любого производственного объекта.
Профессиональные навыки электромонтера очень высоко ценятся и в быту. Готовят электромонтеров на базе неполного среднего образования, а также и после 11 классов.
Катя. Есть профессии новые, родившиеся недавно, есть старые, возникшие в глубокой древности. А есть профессии вечные! Без них нельзя было обойтись вчера, без них немыслим и сегодняшний день. Это профессия швеи. Работа швеи может быть как на швейной машинке, так и ручная. Швея - мотористка работает на конвейере. В течение одной смены она выполняет какую-то одну операцию и передает изделие следующей швее.
Надо заметить, что профессия швеи всегда востребована на рынке труда и прилично оплачивается.
Инна. Маляр - одна из самых увлекательных и интересных профессии Издавна люди придавали большое значение внешнему виду своего жилища. Хороший маляр должен быть настоящим художнику, ведь цвет дома или комнаты оказывает на человека психологическое воздействие, влияет на настроение, работоспособность.
Ты обладаешь чувством равновесия, хорошей координации движений, у тебя должно быть хорошее чувство цвета, а также развитое эстетическое чувство, ты терпелив, выдержан, аккуратен.
Профессия маляра пользуется постоянным спросом на рынке труда.
Учитель: Есть понятие высшего долга... Как вы думаете, ребята, в чем же
состоит высший долг человека? И что означает для него отказ от высших,
вечных целей во имя материальных?
Вопросы учащимся:
- В чем состоит высший долг человека?
- Что такое высшие вечные цели?
- Какие это цели?
- Что означает для человека отказ от высших, вечных целей во имя
материальных?
- Какие цели вы ставите перед собой, выбирая профессию?
Учитель. Предположим, что вы особенно сильны в математике.
Тогда стоит посвятить свое время изучению тех профессий, в которых требуется знание математики.
Определенных математических способностей требуют профессии каменщика, плотника, водопроводчика, слесаря, авиадиспетчера, фармацевта, биохимика, электротехника, архитектора, программиста, банковского служащего, агента по продаже ценных бумаг и лесничего.
Важно также выяснить, как именно математика используется в тех профессиях, которые вас интересуют.
Слесарям, например, требуется хорошо владеть арифметикой, чтобы делать измерения и быстро производить расчеты.
Беседы с людьми разных профессий об их работе, вопросы о том, как они используют в них математику, должны помочь вам определиться, будете ли вы думать об этой профессии или вам лучше выкинуть ее из головы. Вы также можете проверить некоторые ваши идеи о выборе профессии, более основательно проанализировав школьные предметы и свои результаты по этим предметам.
Андрей. Как здорово, что я сегодня заглянул сюда. Как много я узнал о профессиях!
Инна. Ты разочаровался в своем выборе?
Андрей. Нет, что ты! Я еще больше в нем утвердился.
Инна. А мне стало очень интересно узнать, какие профессии хотели бы выбрать ребята в своей жизни.
Андрей. Так давай у них об этом и спросим!
Презентации ребят о будущих профессиях.
Учитель: Как видите, мы познакомились с вами с профессиями, которые являются самыми рейтинговыми профессиями сегодняшнего дня. Однако это вовсе не означает, что другие профессии менее интересны или менее востребованы. В выборе профессии вам поможет не только классный час, но и вставка книг, рассказывающая о различных профессиях.
В каждой профессии есть своя «за» и свои «против», каждая профессия по-своему интересна и значительна. Значительность придает ей то, как ты ее выполняешь, как ты к ней относишься.
Любая работа требует полной отдачи. Только в таком случае она приносит удовлетворение человеку, она дает радость творчества в самом монотонном и рутинном деле.
Есть пора завершенья работы,
Испытанье высокое сил:
Видишь сделанным начерно все ты,
Что как замысел в сердце носил.
Но не вздумай свалить на усталость
Беспокойство свое в этот час,
То, что так хорошо рисовалось,
Вдруг увидев без всяких прикрас.
Как там время тебя ни торопит,
Самый строгий судья твой теперь,
Сопоставь вдохновенье и опыт,
Воплощенье и замысел сверь.
Пусть ко всем огорченьям в придачу
Ты в себе усомнишься опять,
Надо смело встречать неудачу,
Чтоб достойно удачу принять.
Есть суровый закон, что известен
Всем, испившим воды грозовой:
Только тот, перед временем честен,
Кто умеет быть честным с собой.
Подведение итогов классного часа.
Обсуждение классного часа (во время чаепития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"
Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....
Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"
Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"...
Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).
Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...