Характеристика классного коллектива
классный час (8 класс) на тему

Куртова Ирина Александровна

 Данная статья содержит структурированную характеристику классного коллектива и может быть полезной классным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kharakteristika_klassnogo_kollektiva.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическая характеристика 8 А  класса

МКООУ «Школа-интернат № 64» города Прокопьевска

2012 – 2013 учебный год

1. Общие сведения о классе.

В 2009-2010 учебном году я стала классным руководителем  5 А класса. В сотрудничестве с классным руководителем начальной школы и школьным психологом  начала работу по изучению классного коллектива.

Состав обучающихся класса периодически меняется в связи со спецификой образовательного учреждения. В 5 класс перешли 16 учащихся, из них 5 мальчиков и 11 девочек. На сегодняшний день в классе обучаются 15 учеников – 6 мальчиков и 9 девочек. 14 учащихся достигли 14-летнего возраста, 1 ученица на год старше своих одноклассников (Екатерина Б. по состоянию здоровья пошла в 1-ый класс с 8 лет). Вновь прибывших в 8- ом классе нет. По состоянию здоровья были выписаны Даниил Л. и Тамара Г.

2. Особенности здоровья, отношение к лечению.

Обучение в санаторной школе-интернате связано с заболеваниями воспитанников: врожденный или приобретенный сколиоз и сопутствующая патология. Трое обучающихся имеют инвалидность (Александр А., Екатерина Б., Анастасия С.). Подвержены частым простудным заболеваниям Валентина Р., Валерия О., Илья Л. Все ученики в классе имеют сколиоз разной степени. Специфика воспитательно-образовательного процесса санаторной школы предполагает систематическую работу не только педагогов, но и медицинского персонала, направленную на формирование у воспитанников осознанного положительного отношения к ведению здорового образа жизни. Помимо системы целенаправленной воспитательной работы по здоровьесбережению, этому способствует и комплекс лечебных мероприятий (ежедневные занятия ЛФК, массаж, физиолечение, закаливание, парафиновое укутывание), соблюдение ортопедического режима на уроках и во внеурочной деятельности. Все это требует самоконтроля, осознанного отношения обучающихся к своему здоровью. По результатам  ежегодного опроса воспитанников и их родителей (законных представителей), отчетов о медицинской деятельности, 76% обучающихся осознают важность лечебных процедур и добросовестно относятся к соблюдению ортопедического режима.

3. Структура класса, межличностные отношения.

Класс дружный, как коллектив сформирован достаточно хорошо. В классе эффективно построена работа органов самоуправления. Ребята со всей ответственностью относятся к своей «должности», однако действуют они преимущественно под руководством классного руководителя. По результатам наблюдений и данным социометрии, есть в классе замкнутые в себя (Анастасия С.). Имеются малообщительные учащиеся: Валентина Р., Екатерина Б. Неформально в классе ярко выражены следующие группы учащихся:

  1. Илья Л., Ольга К., Виктор Д., Кирилл Ч.
  2. Олеся Б., Анастасия Н., Дарья Г.
  3. Валерия О., Анна М.
  4. Александр А., Дмитрий П.

Основанием для объединения в микрогруппы являются разделение по интересам (посещение театральной студии, музыкальной школы,  занятия в бассейне), отношение к учебе, школе.

Если на первой ступени формирования коллектива отношения между группами были скорее конфликтными, то в настоящий момент в результате воспитательной работы, направленной на формирование дружного коллектива, яркого соперничества, противостояния интересов не наблюдается. Неформальными лидерами стабильно на протяжении всех лет обучения являются Виктор Д. и Олеся Б. Они всегда с удовольствием и творчески выполняют поручения, являются организаторами  классных мероприятий и входят в состав школьного актива. Большинство ребят прислушиваются к их мнению и уважают их.

Несмотря на формальное объединение ребят в группы, класс сплоченный.  Ребята общительные, добрые, отзывчивые. Взаимоотношения между мальчиками и девочками доверительные. Внеурочное время часто проводят вместе (отмечают праздники, посещают бассейн, зимой ходят на каток, катаются на лыжах).

4. Традиции класса

За время существования классного коллектива сложились определенные традиции: дни рождения класса на природе в форме осенних арбузников,  изготовление подарков своими руками к праздникам, организация и проведение праздников совместно с родителями («А мамины глаза глядят с волнением за нами», «Святочные посиделки», «Вечерком за чайком»). Существование таких традиций делает коллектив более сплоченным, поддерживаются доверительные отношения.

5. Учебная деятельность класса.

  У большинства обучающихся имеется положительная мотивация к обучению, в классе 1 отличник (Александр А.) и 7 хорошистов. Абсолютная успеваемость в классе - 100%, качественная – 53%.

Можно выделить группу обучающихся, у которых уровень сформированности учебных навыков весьма высок (Виктор Д., Александр А., Ольга К., Олеся Б., Анастасия С., Дмитрий П.). В классе есть обучающиеся, которые не проявляют значительного интереса к учебной деятельности (Анна М., Дарья Г.) и требуют особого внимания и контроля со стороны классного руководителя, учителей-предметников.

Работоспособность, познавательный уровень развития учащихся высокий. Ребята активно работают на уроках. Результаты изучения мотивации учебной деятельности показывают, что большинство в классе учатся «потому что интересно», «будет легче определиться с профессиональным выбором». Это объясняет активное участие воспитанников в подготовке и презентации проектных и научно-исследовательских работ в рамках школьных предметных недель и  научно-исследовательских конференций.

По результатам тестирования, 52% обучающихся владеют навыками самостоятельного умственного труда: способны анализировать, обобщать, делать выводы. У остальных обучающихся данные навыки недостаточно сформированы.

Обучающиеся соблюдают дисциплину на уроках и самоподготовке, грубых нарушений правил внутреннего распорядка не наблюдается.

Классный руководитель тесно взаимодействует с учителями-предметниками и своевременно доводит до сведения родителей информацию о возникающих проблемах с успеваемостью и поведением обучающихся.

6. Характеристика контингента родителей.

Изучение социального положения семей выявило, что в классе 7 семей полных, 5 обучающихся  проживают с одним из родителей, 3 – опекаемые. 7 родителей имеют высшее образование, 8 – среднее специальное, 4 – среднее. Неблагополучных семей нет. Отношения в семьях учеников доверительные, родители заинтересованы в успехах своих детей, проявляют заботу и внимание к жизни в школе и классе. Большинство родителей выполняют просьбы классного руководителя, помогают в организации и проведении мероприятий, с удовольствием участвуют в общественной жизни класса и школы. Родители Виктора Д. входят в состав Попечительского совета школы.

7. Характеристика деятельности класса.

Самостоятельность и инициативу в физическом, творческом и умственном труде проявляют большинство учащихся класса. Все ребята охотно участвуют в классных и школьных мероприятиях. Особенно интересны воспитанникам спортивные конкурсы, творческие конкурсы (поделок, рекламных плакатов и т.д.). С удовольствием ребята участвуют в сценических постановках школьной театральной студии. Довольно часто воспитанники проявляют инициативу в организации собственной деятельности (предлагают темы, формы классных мероприятий). В классе есть  учащихся с высоким уровнем творческих способностей, проявляющих фантазию и нестандартное мышление (Олеся Б., Виктор Д.), которые чаще всего и организуют праздники, посиделки, соревнования, игры.

При подготовке и проведении КТД обучающиеся самостоятельно распределяют роли и обязанности, готовят материально-техническое обеспечение мероприятия.

Чтобы реализовать в полной мере систему воспитательной работы в классе, необходимо расширять культурно-образовательное пространство школьников. Дополнительное образование является источником формирования ключевых компетенций, раскрывает таланты и способности детей, расширяет возможности для внеклассной работы, оказывает помощь в становлении гражданского самосознания воспитанников. Удовлетворить разносторонние запросы учащихся позволяют следующие социокультурные учреждения города: музыкальная школа № 57 (Анастасия Н.), детская художественная школа № 8 (Валерия О., Илья Л.), школа английского языка «Эксклюзив» (Олеся Б., Анастасия С.),  дворец спорта «Дельфин» (Виктор Д., Дмитрий П.).

Росту нравственной культуры подростков, формированию их гражданской позиции способствует сотрудничество с военно-патриотическим центром, Домом ветеранов, Советом ветеранов, централизованной библиотечной системой города, Центром дополнительного образования учащихся.

Таким образом, исходя из анализа воспитательной работы и особенностей классного коллектива, можно сделать следующие выводы:

  1. необходимо продолжить работу по усилению сплоченности классного коллектива, включая в коллективную деятельность малообщительных воспитанников;
  2. создавать условия для более активной деятельности органов классного  самоуправления;
  3. продолжить воспитательную работу по различным направлениям, формируя личность гражданина-патриота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика классного коллектива

Характеристика класса: общие сведения, стуктура и внутригрупповые процессы, характер общения учащихся в группе, познавательный потенциал и познавательная активность уч-ся, творческий потенциал и творч...

психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

Данный материал будет полезен классному руководителю. Он содержит не только план психолого-педагогической характеристики класса, но и некоторые методики по изучению классного коллектива....

Характеристика классного коллектива 7В класса

Характеристика классного коллектива...

Характеристика классного коллектива

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия...

Психолого – педагогическая характеристика классного коллектива.

Психолого – педагогическая характеристика классного коллектива....

План характеристики классного коллектива

Развернутый план для характеристики классного коллектива...