Характеристика классного коллектива
классный час (8 класс) на тему
Данная статья содержит структурированную характеристику классного коллектива и может быть полезной классным руководителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогическая характеристика 8 А класса
МКООУ «Школа-интернат № 64» города Прокопьевска
2012 – 2013 учебный год
1. Общие сведения о классе.
В 2009-2010 учебном году я стала классным руководителем 5 А класса. В сотрудничестве с классным руководителем начальной школы и школьным психологом начала работу по изучению классного коллектива.
Состав обучающихся класса периодически меняется в связи со спецификой образовательного учреждения. В 5 класс перешли 16 учащихся, из них 5 мальчиков и 11 девочек. На сегодняшний день в классе обучаются 15 учеников – 6 мальчиков и 9 девочек. 14 учащихся достигли 14-летнего возраста, 1 ученица на год старше своих одноклассников (Екатерина Б. по состоянию здоровья пошла в 1-ый класс с 8 лет). Вновь прибывших в 8- ом классе нет. По состоянию здоровья были выписаны Даниил Л. и Тамара Г.
2. Особенности здоровья, отношение к лечению.
Обучение в санаторной школе-интернате связано с заболеваниями воспитанников: врожденный или приобретенный сколиоз и сопутствующая патология. Трое обучающихся имеют инвалидность (Александр А., Екатерина Б., Анастасия С.). Подвержены частым простудным заболеваниям Валентина Р., Валерия О., Илья Л. Все ученики в классе имеют сколиоз разной степени. Специфика воспитательно-образовательного процесса санаторной школы предполагает систематическую работу не только педагогов, но и медицинского персонала, направленную на формирование у воспитанников осознанного положительного отношения к ведению здорового образа жизни. Помимо системы целенаправленной воспитательной работы по здоровьесбережению, этому способствует и комплекс лечебных мероприятий (ежедневные занятия ЛФК, массаж, физиолечение, закаливание, парафиновое укутывание), соблюдение ортопедического режима на уроках и во внеурочной деятельности. Все это требует самоконтроля, осознанного отношения обучающихся к своему здоровью. По результатам ежегодного опроса воспитанников и их родителей (законных представителей), отчетов о медицинской деятельности, 76% обучающихся осознают важность лечебных процедур и добросовестно относятся к соблюдению ортопедического режима.
3. Структура класса, межличностные отношения.
Класс дружный, как коллектив сформирован достаточно хорошо. В классе эффективно построена работа органов самоуправления. Ребята со всей ответственностью относятся к своей «должности», однако действуют они преимущественно под руководством классного руководителя. По результатам наблюдений и данным социометрии, есть в классе замкнутые в себя (Анастасия С.). Имеются малообщительные учащиеся: Валентина Р., Екатерина Б. Неформально в классе ярко выражены следующие группы учащихся:
- Илья Л., Ольга К., Виктор Д., Кирилл Ч.
- Олеся Б., Анастасия Н., Дарья Г.
- Валерия О., Анна М.
- Александр А., Дмитрий П.
Основанием для объединения в микрогруппы являются разделение по интересам (посещение театральной студии, музыкальной школы, занятия в бассейне), отношение к учебе, школе.
Если на первой ступени формирования коллектива отношения между группами были скорее конфликтными, то в настоящий момент в результате воспитательной работы, направленной на формирование дружного коллектива, яркого соперничества, противостояния интересов не наблюдается. Неформальными лидерами стабильно на протяжении всех лет обучения являются Виктор Д. и Олеся Б. Они всегда с удовольствием и творчески выполняют поручения, являются организаторами классных мероприятий и входят в состав школьного актива. Большинство ребят прислушиваются к их мнению и уважают их.
Несмотря на формальное объединение ребят в группы, класс сплоченный. Ребята общительные, добрые, отзывчивые. Взаимоотношения между мальчиками и девочками доверительные. Внеурочное время часто проводят вместе (отмечают праздники, посещают бассейн, зимой ходят на каток, катаются на лыжах).
4. Традиции класса
За время существования классного коллектива сложились определенные традиции: дни рождения класса на природе в форме осенних арбузников, изготовление подарков своими руками к праздникам, организация и проведение праздников совместно с родителями («А мамины глаза глядят с волнением за нами», «Святочные посиделки», «Вечерком за чайком»). Существование таких традиций делает коллектив более сплоченным, поддерживаются доверительные отношения.
5. Учебная деятельность класса.
У большинства обучающихся имеется положительная мотивация к обучению, в классе 1 отличник (Александр А.) и 7 хорошистов. Абсолютная успеваемость в классе - 100%, качественная – 53%.
Можно выделить группу обучающихся, у которых уровень сформированности учебных навыков весьма высок (Виктор Д., Александр А., Ольга К., Олеся Б., Анастасия С., Дмитрий П.). В классе есть обучающиеся, которые не проявляют значительного интереса к учебной деятельности (Анна М., Дарья Г.) и требуют особого внимания и контроля со стороны классного руководителя, учителей-предметников.
Работоспособность, познавательный уровень развития учащихся высокий. Ребята активно работают на уроках. Результаты изучения мотивации учебной деятельности показывают, что большинство в классе учатся «потому что интересно», «будет легче определиться с профессиональным выбором». Это объясняет активное участие воспитанников в подготовке и презентации проектных и научно-исследовательских работ в рамках школьных предметных недель и научно-исследовательских конференций.
По результатам тестирования, 52% обучающихся владеют навыками самостоятельного умственного труда: способны анализировать, обобщать, делать выводы. У остальных обучающихся данные навыки недостаточно сформированы.
Обучающиеся соблюдают дисциплину на уроках и самоподготовке, грубых нарушений правил внутреннего распорядка не наблюдается.
Классный руководитель тесно взаимодействует с учителями-предметниками и своевременно доводит до сведения родителей информацию о возникающих проблемах с успеваемостью и поведением обучающихся.
6. Характеристика контингента родителей.
Изучение социального положения семей выявило, что в классе 7 семей полных, 5 обучающихся проживают с одним из родителей, 3 – опекаемые. 7 родителей имеют высшее образование, 8 – среднее специальное, 4 – среднее. Неблагополучных семей нет. Отношения в семьях учеников доверительные, родители заинтересованы в успехах своих детей, проявляют заботу и внимание к жизни в школе и классе. Большинство родителей выполняют просьбы классного руководителя, помогают в организации и проведении мероприятий, с удовольствием участвуют в общественной жизни класса и школы. Родители Виктора Д. входят в состав Попечительского совета школы.
7. Характеристика деятельности класса.
Самостоятельность и инициативу в физическом, творческом и умственном труде проявляют большинство учащихся класса. Все ребята охотно участвуют в классных и школьных мероприятиях. Особенно интересны воспитанникам спортивные конкурсы, творческие конкурсы (поделок, рекламных плакатов и т.д.). С удовольствием ребята участвуют в сценических постановках школьной театральной студии. Довольно часто воспитанники проявляют инициативу в организации собственной деятельности (предлагают темы, формы классных мероприятий). В классе есть учащихся с высоким уровнем творческих способностей, проявляющих фантазию и нестандартное мышление (Олеся Б., Виктор Д.), которые чаще всего и организуют праздники, посиделки, соревнования, игры.
При подготовке и проведении КТД обучающиеся самостоятельно распределяют роли и обязанности, готовят материально-техническое обеспечение мероприятия.
Чтобы реализовать в полной мере систему воспитательной работы в классе, необходимо расширять культурно-образовательное пространство школьников. Дополнительное образование является источником формирования ключевых компетенций, раскрывает таланты и способности детей, расширяет возможности для внеклассной работы, оказывает помощь в становлении гражданского самосознания воспитанников. Удовлетворить разносторонние запросы учащихся позволяют следующие социокультурные учреждения города: музыкальная школа № 57 (Анастасия Н.), детская художественная школа № 8 (Валерия О., Илья Л.), школа английского языка «Эксклюзив» (Олеся Б., Анастасия С.), дворец спорта «Дельфин» (Виктор Д., Дмитрий П.).
Росту нравственной культуры подростков, формированию их гражданской позиции способствует сотрудничество с военно-патриотическим центром, Домом ветеранов, Советом ветеранов, централизованной библиотечной системой города, Центром дополнительного образования учащихся.
Таким образом, исходя из анализа воспитательной работы и особенностей классного коллектива, можно сделать следующие выводы:
- необходимо продолжить работу по усилению сплоченности классного коллектива, включая в коллективную деятельность малообщительных воспитанников;
- создавать условия для более активной деятельности органов классного самоуправления;
- продолжить воспитательную работу по различным направлениям, формируя личность гражданина-патриота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика классного коллектива
Характеристика класса: общие сведения, стуктура и внутригрупповые процессы, характер общения учащихся в группе, познавательный потенциал и познавательная активность уч-ся, творческий потенциал и творч...
психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Данный материал будет полезен классному руководителю. Он содержит не только план психолого-педагогической характеристики класса, но и некоторые методики по изучению классного коллектива....
Примерная характеристика классного коллектива
Характеристика класса...
Характеристика классного коллектива
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия...
Психолого – педагогическая характеристика классного коллектива.
Психолого – педагогическая характеристика классного коллектива....