классный час "Волшебные слова"
классный час (5 класс) на тему

Плюснина Светлана Александровна

 

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

                                                                                                                                            Сервантес

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnye_slova.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Волшебные слова»

«Ничто не обходится нам так дешево

и не ценится так дорого, как вежливость»

 Сервантес.

       Здравствуйте! Будем знакомы. Именно так мы говорим, когда хотим познакомиться. Будем знакомы, говорим мы и улыбаемся. Улыбаемся и протягиваем руку для знакомства. Вроде бы так просто. Взял и поздоровался. Но на самом деле это не очень просто, иначе не было бы так много одиноких, скучающих людей

Антуан де Сент Экзюпери говорил о том,  что единственная на земле роскошь - человеческое общение. А что нужно, чтобы общение состоялось и было полноценным?  Конечно знакомство. Мы начнем наш разговор об этикете с приветствия.

     Давайте поздороваемся!

   - Здравствуйте, ребята, мальчишки и девчата!

Приветствую вас дорогие от души.

-Товарищи взрослые и вам привет

И больше приветов у меня нет.

-А впрочем, почему нет?

-Я еще раз всем, всем говорю «здравствуйте»!

  А теперь давайте поздороваемся не совсем обычным способом.

Когда я скажу - здравствуйте, мальчики крикнут «салют» и помашут мне рукой (репетируем). Девочки поздороваются со мной по-французски «Бонжур» и пошлют мне воздушный поцелуй (репетируем).

Поздоровались прекрасно!

Пообщаемся мы классно!

( учитель прикасается к рядом сидящему ученику,  а он к следующему и просит передать тепло его души всем ребятам)

Как приятно, что при встрече мы знакомым и родным:

С добрым утром, добрый вечер, доброй ночи говорим!

Народная молва гласит, что порою доброе слово, исцеляет лучше, чем лечебное снадобье.

А как мы называем людей, которые всегда говорят добрые слова? (вежливые)

    Добрые, вежливые отношения между людьми являются условием душевного здоровья личности. Приветствие-обычай наиболее распространенные в нашей повседневной жизни, требующей большого чувства такта, воспитанности, дружелюбия. Форм приветствий много.

  Сейчас проведем  Аукцион приветствий

  1. Вспомните и назовите приветствия, которыми вы пользуетесь  в повседневной жизни (ответы:  доброе  утро, привет, добрый вечер, здравствуйте и т д)
  2. Вспомните и назовите приветствия на разных языках  народов мира. (здоровеньки булы,  шалом, салам алейкум,  ауф фидерзеин, гутен так, гутен абен )
  3. А теперь давайте вспомним жестовые приветствия и  изобразим их (примеры: кивок головой, рукопожатие, поклон, снятие головного убора, поцелуй руки)

-А кто из вас знает приветствия, которые бытовали в прошлом? (ответы ребят)

Знаток русского языка В. Даль предлагает нам следующие приветствия:

  1. Хлеб да соль, чай да сахар - говорили едящим
  2. Гуси-лебеди летели - белящим потолки
  3. с двумя полями сжатыми, третьим засеянным - жнецам
  4. Свеженько тебе - девушке, черпающей воду из колодца
  5. Улов на рыбу - рыбакам
  6. Море под коровой - женщине доящей корову

Вот как в древности люди приветствовали друг друга.

-Рабы Древнего Рима при встрече обнажали бритые головы?

-Рыцари снимали шлем и несли его в руке, говоря тем самым

«я тебе доверяю». Те времена давно прошли, а обычай остался.

- Мальчики, входя в помещение, снимают головной убор, показывая свое хорошее отношение к хозяевам и уверенность в том, что тебя уважают.

- С тех же времен идет обычай, здороваясь снимать перчатку с правой руки, показывая, что в его ладони не спрятано оружие.

- Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.

- Военные отдают друг другу честь.

21 ноября – международный день приветствий.

У разных народов мира формы приветствия тоже разные, порой непривычные для нас.

  1. У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока он не приблизится к вам.
  2. У японцев для приветствия применяется три вида поклонов: самый низкий - сайкерей, средний - под углом 30 градусов, легкий - под углом 15 градусов
  3. У гренландцев  приветствием является замечание о погоде. Они произносят: «Хорошая погода». Вкладывая в это замечание особый смысл: «Мир прекрасен»
  4. В Конго во время приветствия протягивают друг другу обе руки, при этом дуют на них
  5. В Новой Зеландии, встречаясь и приветствуя друг друга трутся носами
  6. В Замбези при встрече хлопают в ладоши и делают книксен
  7. Австралийские аборигены, увидев друг друга. В знак приветствия начинают танцевать      
  8. В некоторых племенах Кении, когда здороваются, плюют друг в друга. Как говорится, переплюнули всех в прямом и переносном смысле слова.
  9. Тибетцы здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык

Всё что мы сейчас услышали – это слова-приветствия. А ведь есть ещё волшебные слова-обращения, извинения и т.д.

Давайте устроим соревнование, кто больше вспомнит данных «волшебных» слов. Разбейтесь, пожалуйста, на 3 группы. Но прежде чем мы начнём соревноваться, я прочту стихотворение М.Червинского, которое поможет вспомнить вам эти слова и не перепутать с другими.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…, а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить их не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день!».

Казалось бы простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «Здравствуйте» бубнит.

И даже вместо: «До свидания»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошёл.…Пока! Всего!»

Игра "Доскажи словечко".

Теперь я предлагаю вам составить словарь вежливых слов (слова записываются на доске).

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома -

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче ….(здравствуй)

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу … (привет)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать …(пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте ….(любезны)

Будьте ….(добры)

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущенно:

Ну ….(извините)

Если встретилась компания,

не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите: ... (до свидания)

Когда я что-то подарю,

Мне говорят:...(благодарю)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить:...(Спасибо)

Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице - маме понурый пришёл:

…(Прости) меня, мама, я больше не буду!

-Растает даже ледяная глыба от слова тёплого СПАСИБО.

-Зазеленеет старый пень, когда услышишь ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

-Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

-Когда нас бранят за шалости, говорим мы, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

-Если вы друзей уважаете, при встрече спросите, КАК ПОЖИВАЕТЕ.

-Не забудьте, что на прощанье говорить всем нужно ДО СВИДАНИЯ.

Это конечно малая часть существующих вежливых слов. Согласитесь, что очень важно знать и произносить все вежливые и потому волшебные слова.

Любое обращение к кому-либо может не только состоять из определённых слов, но и быть окрашено эмоциями, чувствами, настроением. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них с собеседником устанавливаются хорошие отношения, а в другом случае плохие, которые могут привести к ссоре. Конечно, это зависит от того, с каким настроением, с какими эмоциями были сказаны эти слова. И сейчас вы в этом убедитесь.

Я предлагаю вам выполнить простое и очень наглядное задание: произнести с разной интонацией выражение «Как ты хорошо сегодня выглядишь». То как вы должны произнести это выражение, написано на ваших карточках.

Класс при этом должен догадаться о ваших чувствах. (Выполнение задания).

1. «Как ты хорошо сегодня выглядишь» (удивлённо)

2. «Как ты хорошо сегодня выглядишь» (с раздражением)

3. «Как ты хорошо сегодня выглядишь» (как комплимент)

4. «Как ты хорошо сегодня выглядишь» (с усмешкой)

Учитель. Спасибо! Как видите, одно и тоже слово можно произнести с разной интонацией. Если оно сопровождается добрыми эмоциями, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление к общению с человеком и наоборот.

     Ребята, в начале нашей встречи мы сказали, что общаться можно жестами, или руками. А какими бывают наши руки? Могут ли они быть добрыми? А что это значит? А злыми наши руки могут быть? (Ответы ребят)

Учитель. Попробуйте показать добрые руки и злые. Молодцы!

     Наш класс – это наша семья. Я думаю, каждый из вас хочет, чтобы эта семья была добрая, благополучная, поэтому давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу положительную энергию. (Выполнение задания)

Учитель. Пожалуйста, постарайтесь сохранить её в себе надолго.

     Как бы мы не общались – словами, жестами, через рукопожатия, мы должны быть добрыми, вежливыми и дарить друг другу радость.

На доске написаны замечательные и важные высказывания. Пожалуйста, давайте прочтём их все вместе хором. (Выполнение задания)

-Не отвечайте на грубость грубостью.

-Уважая других – уважаешь себя.

-Хочешь иметь друзей – будь вежлив.

-Отнесись к другим так, как хочешь, чтобы они к тебе относились.

-Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

-Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

-Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

Ребята, перед вами лежат зелёные и жёлтые листочки. Пожалуйста, те, кто после нашего классного часа согласен с тем, что чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть, приклейте на дерево, которое нарисовано на плакате, зелёные листочки, а кто с этим не согласен – жёлтые. (Выполнение задания)

Учитель. Спасибо! (Сделать анализ дереву) Ребята, мне бы хотелось, чтобы атмосферу доброты и счастья вы сохранили и в себе, и в коллективе. Наш классный час окончен. Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Слово о родном крае"

Человек без Родины, как птица без крыльев....

Мастерская классного руководителя "СЛОВО"

Классный час в форме мастерской.Цель: пробуждение благоговейного отношения к слову, языкуЗадачи: создание условий для осмысления ценности слова в жизни человека, для творческой деятельности.В ходе мас...

Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)

Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем...

Разработка классного часа: "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"

1. Как можно заразиться ВИЧ?2. Наркотики и ВИЧ3. Группы риска4.Как узнать, есть ли у тебя ВИЧ?5.  Лекарства...

Разработка классного часа: "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"

1.Как можно заразиться ВИЧ?2. Наркотики и ВИЧ3. Группы риска4. Как узнать, есть ли у тебя ВИЧ?5. Лекарства...

Открытое классное мероприятие "Слово о родном крае"

В материале рассказывается о природе, хозяйсвте, людях родного поселка Ырбан...

Классный час "Словом можно убить и спасти"

Тема востребована на сегодняшний день.Цель классного часа - воспитание нетерпимого отношения к бранной лексике....