Из опыта работы классного руководителя
статья по теме
Классный руководитель - педагог-организатор деятельности детей, помощник, защитник, советчик, но не «надзиратель» и не «скульптор». Только такая позиция обеспечивает доступную воспитывающую среду равных возможностей по поддержке каждого ребенка на пути к его жизненному успеху.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание шире и значительнее, чем обучение; чувство собственного достоинства школьника важнее, чем отличные отметки в журнале…
Дистервег
Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его права и свободы, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Она также отмечает, что главная функция школы как социального института состоит в том, чтобы всячески способствовать развитию индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в современном демократическом обществе.
В Законе РФ "Об образовании" сказано, что школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новой системы ценностей. Она должна использовать свой воспитательный потенциал для формирования у молодёжи уважения к людям, которые своим трудом способствуют процветанию Родины и обеспечивают собственное благополучие. Обществу нужны образованные члены, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, способные участвовать в развитии её экономики. Система образования должна готовить людей, способных не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.
Размышляя об алгоритмах успешной реализации задач воспитания подрастающего поколения, мы должны помнить:
Без памяти - нет истории,
Без истории - нет культуры,
Без культуры - нет духовности,
Без духовности - нет воспитания,
Без воспитания - нет Человека,
Без человека нет Народа!
Исходя из этого, ЦЕЛЬЮ воспитательной работы в классе является:
становление социально-активной личности, через организацию ученического самоуправления, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Задачи:
- учить коллективной мыслительной и практической работе, используя элементы театральной педагогики,
- формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений,
- воспитывать ответственное отношение к делу, к социальным ценностям,
- развивать классное ученическое самоуправление
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека», - эти хорошо известные слова В.Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше время. Ведь во многом судьба человека зависит от того, как он воспитан. «От качества подрастающего поколения зависят судьбы мира» (С.Рачинский).
Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное. Просвещенный интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет, усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в одном – в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов. Важнейшая задача формирования личности – это нравственное воспитание человека.
Что такое воспитание? Воспитание – это, прежде всего, проектирование способов отношений к людям и к самому себе, а также отношений к труду, к вещам, к природе, к обществу в целом. Главная роль в воспитании, конечно же, должна лежать на семье, но в условиях сегодняшней жизни эта роль переходит на школу.
В школе дети должны находиться с удовольствием и чувствовать себя комфортно, т.к. многие не имеют этого дома, с этим согласны все — и учителя, и учащиеся. И в этом вечная проблема дидактики. Как этого достичь? Ребенок духовно созревает лишь в том случае, если переживает личностную позицию, когда учитель работает «лично для него», когда чувства учителя «соприкасаются» с его чувствами (И. Д. Чечель). Классный руководитель - педагог-организатор деятельности детей, помощник, защитник, советчик, но не «надзиратель» и не «скульптор». Только такая позиция обеспечивает доступную воспитывающую среду равных возможностей по поддержке каждого ребенка на пути к его жизненному успеху.
В младшем школьном возрасте этому содействует игра, «...дети... еще словно несут в себе память об этом и предаются „божественному“ занятию — игре, до того, как начнется забота и труд для пользы» (Г. Д. Гачев). Еще в XVI веке Я. А. Коменский писал, что «всякая школа может стать универсальной игрой, если мы постараемся верно и мягко упорядочивать природные инстинкты, когда они сами проявляются...». Именно поэтому в своей работе классного руководителя я обратилась к элементам театральной педагогики.
Как пишет А.В.Роготнева: «Театральная деятельность в учебно-воспитательном процессе позволяет сочетать в себе труд и удовольствие, познание мира и игру, фантазию и точный расчет». «Нельзя вдохнуть талант, но способности можно развить», — утверждала 3.Гиппиус. Это основные способности, воспитываемые у наших детей: способность социализироваться в обществе, понять свою позицию в жизни, уметь отстаивать свою точку зрения, не отрицая при этом возможности существования другой, порой противоположной, способность быть толерантным. Главной задачей для меня стало создание коллектива, в котором каждый осознает значимость свою и других.
Коллективное воспитание оказалось возможным осуществлять через театрализацию воспитательного процесса, где в совместном творчестве происходит постижение явлений окружающего мира способом погружения и проживания в образах, которые дают совокупность цельных знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, его отношении к окружающему миру, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах. Приемы «театральной» педагогики тяготеют к игре, фантазии, романтизации и поэтизированию — всему тому, что свойственно театру с одной стороны, и детству — с другой.
Общаясь с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия решений, выбора возможного варианта, альтернативы в определении сущности своих взглядов и убеждений, ценностных ориентации, жизненной позиции. Для подростка важны общение и деятельность, и в этом помогают элементы театрализации, используемые в воспитательной работе класса, как метод стимулирования творческой активности детей, где классный руководитель ориентирован на личность ребёнка в целом.
С помощью театрализованных игр развиваются навыки общения со сверстниками. Умение педагога войти в игровую ситуацию помогает решить задачу взаимопонимания между взрослыми и детьми. Театральная педагогика – это вовлечение детей в активное речевое общение, это разнообразная гамма эмоциональных переживаний, это целый мир, где раскрепощается интеллект ребенка, воспитывается творчество.
Главный побудительный мотив творчества — стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Такое стремление есть в каждом индивиде, и оно лишь ожидает подходящих условий для освобождения и проявления. Созидательному творчеству может способствовать:
- признание безусловной ценности индивида;
- создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание;
- понимание, сопереживание; психологическая свобода
Занятия театральной деятельностью делают жизнь детей в школе более эмоциональной и привлекательной, дают возможность почувствовать уверенность в своих силах, раскрепоститься. Главным образом, театральная деятельность позволяет формировать опыт нравственного поведения и умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Занятия театральной деятельностью способствуют улучшению социальной адаптации.
Воспитательная деятельность в классе строится по основным направлениям:
- Духовно-нравственное
- Гражданско-патриотическое
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни
- Приобщение к культуре села, области
- Трудовое
- Создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся
И в первых трех направлениях кроме различных форм работы, как-то беседы, лекции, работа в группах, самостоятельная подготовка и т.д., в большей степени используются именно элементы театрализации. Причем мы работаем не только для себя, чаще всего с подготовленными нами представлениями мы отправляемся в начальную школу, среднее, а иногда и в старшее звено. Рассмотрим несколько направлений воспитательной работы более подробно.
- Духовно-нравственное воспитание - это воспитание у учащихся правильной нравственной позиции; воспитание личности, умеющей отвечать за свои поступки, имеющей свою правовую культуру; воспитание личности, уважающей общепринятые ценности, нормы, законы.
Народная мудрость говорит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подтверждает правильность этого: если человек еще в дни своей юности вступил на путь достойный, он твердо будет стоять на нем и в старости. Духовно-нравственное воспитание должно формировать у ребенка верное понимание этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма.
Именно в данном направлении самой благодатной формой работы являются элементы театральной педагогики, так как прорабатывание и постижение нравственных понятий происходит постепенно в ходе подбора сценария, репетиций и нескольких выступлений. Привлекать детей к выступлениям начинаю с первых дней учебного года (в октябре в школе проводится традиционный праздник Рукавичек для детей 2-х классов). Сначала это были дети активные, способные справиться со смущением перед большим количеством зрителей, затем происходило постепенное «втягивание» всех остальных, причем, дети пробовали сами, им не хочется отставать от одноклассников, а потом они понимают прелесть выступлений, а особенно подготовки к выступлению, т.к. это самые прекрасные моменты трех СО - единения, творчества, активности.
В этом направлении наш класс работает наиболее успешно и начиная с пятого класса. Со сказкой «Про козу-козулю» мы выступили не только в школе, но и в детском саду. В данной постановке задействован был весь класс, работа нашлась каждому: в представлении были задействованы как актеры, так и куклы на ширме, кто-то готовил детали декорации, кто-то музыкальное сопровождение. И нравственные понятия добра и зла, доброжелательного отношения друг к другу, способности к пониманию приходили в ходе увлекательной работы по подготовке представления.
Мы подросли, и уже в прошлом учебном году, когда необходимо было провести классный час по толерантности, дети сами начали активную подготовку, нашли сценарий, мы вместе просмотрели его, подработали и, получилось ненавязчивое погружение в понятие «толерантности» их самих, малышей 3-4 классов и учащихся 6-х классов.
- Гражданско-патриотическое воспитание предполагает воспитание любви к Родине, её истории, культуре, традициям; воспитание гражданской позиции, ответственности; воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.
В рамках данного направления мы с детьми начали готовить выступления в 6 – 7 классах, это были представления к 23 февраля «Слава богатырей русских», «Аты-баты, шли солдаты», участие детей в школьном конкурсе поэзии военных лет, посвященном Дню Победы. Может быть, благодаря этой работе, один ученик нашего класса в прошлом году поступил в Суворовское училище, собираясь связать свою жизнь с воинской профессией.
Хорошие результаты показывает класс и на общешкольных мероприятиях по патриотическому воспитанию: в игре «Аты-баты, шли солдаты» заняли первое место. Лучшее чтение стихотворения, посвященное Дню Победы. В игре «Если ты мужчина» - первое место. В конкурсе плакатов «Мои права» наш класс – третье место.
3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни складывается из создания условий для физического развития учащихся; воспитания негативного отношения к вредным привычкам; воспитания стремления к здоровому образу жизни; бережного отношения к природе, окружающему миру.
Подготовлены и проведены театрализованные постановки классных часов для начальной школы «Веселый поход в страну Здоровье», «Парад вредных привычек», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», игра «Береги здоровье». В нашем классе нет детей с вредными привычками, дети любят физкультуру и спорт. Все занимаются в спортивных секциях по баскетболу, футболу, флорболу, защищают честь школы в соревнованиях по легкой атлетике и лыжным гонкам, одна девочка довольно успешно занимается в секции каратэ-до.
Второе место занимаем в общешкольной игре «Шуточный поход». Первое место в спортивных общешкольных соревнованиях в рамках Всероссийской акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» среди 7-8-х классов. В данном учебном году в школе был создан волонтерский отряд, куда вошли несколько человек из моего класса, и уже провели определенную работу: в смотре агитбригад наша команда заняла второе место, 1 декабря учащиеся 9а класса - члены волонтерского отряда, провели акцию Красная ленточка, подготовили информационный листок «Предупрежден – значит вооружен».
Конечно, такая работа дает свои определенные результаты. В нашей школе в конце учебного года подводятся итоги в конкурсе «Самый лучший класс». Наши результаты таковы:
5а - 2007-2008 учебный год второе место в номинации «Самый активный класс»
третье место в номинации «Самый спортивный класс»
6а - 2008-2009 первое место «Самый спортивный класс»
третье место «Самый активный класс»
7а - 2009-2010 первое место «Лучший в учебе»
первое место «Самый активный класс»
первое место «Самый спортивный класс»
8а - 2010 2011 первое место «Лучший в учебе»
первое место «Самый активный класс»
первое место «Самый спортивный класс»
При переходе в пятый класс психологом была проведена диагностика «Школьная тревожность», по результатам – из 17 человек у половины проявились средний и повышенный уровни тревожности. Уже через два года эти показатели исчезли. В классе были дети, которые стеснялись говорить, а если говорили, то очень тихо, стараясь не привлекать к себе внимания, не говоря уже о том, чтобы выступить перед кем-либо, постепенное привлечение их к мероприятиям, дало свои плоды: этих детей теперь не узнать, активны, инициативны, способны к самостоятельной работе.
Ежегодно в классе проводится обследование учащихся по различным методикам: «Школьная мотивация» (анкета для оценки уровня школьной мотивации), «Взаимодействие классного руководителя с учениками» ( анкета-исследование), «Уровень воспитанности» (анкета-изучение), «Самоуправление в классе», «Мотивация к изучению предмета» (анкета для учащихся), «Социально-психологический климат», «Взаимодействие учителя с родителями», «Нужно ли наказывать детей?» (анкетирование перед родительским собранием).
В классе развито самоуправление. В течение уже пяти лет наш класс-город носит название «Умники и Умницы». Выборы органов классного самоуправления происходят с обсуждением, причем высказывается каждый, аргументируя свою позицию. А в данном учебном году ученица нашего класса избрана Министром печати Школьной республики, т.е. ребята выходят на школьный уровень.
Сегодня мы с детьми уже в девятом классе, и я знаю, что многие вещи они способны сделать сами, без моего присутствия. В прошлом году в школе проводилась анкета по выявлению уровня воспитанности, наши результаты хорошие, что подтверждается многими наградами, которые имеет наш класс: на протяжении нескольких лет мы занимаем первые места в школьном конкурсе «Самый лучший класс», из 15 учащихся внеурочной деятельностью заняты 14 человек, в подготовке ко всем традиционным школьным мероприятиям (осенние праздники, новый год, месячник по профилактике негативных тенденций в подростковой среде и др.) принимает участие весь класс. Причем выступления всегда оригинальны и красочны.
Ребёнок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением человека к другим людям, его деятельность включена в общение. Чтобы овладеть достижениями материальной и духовной культуры, сделать их своими потребностями, человек вступает в отношение к явлениям окружающего мира через других людей, т.е. в процессе общения с ними.
В период этапа развития Новой школы – школы XXI века в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни.
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Поэтому и с родителями мы стараемся поддерживать тесные связи: посещение на дому, работа на родительских собраниях, деятельность родительского актива, посещение школы родителями. В основном наши родителя заинтересованы в жизни своих детей, строят свои отношения на доверии и понимании. С родителями также проводится анкетирование по таким методикам как «Мотивация к изучению предмета» (анкета для родителей), «Социально-психологический климат», «Взаимодействие учителя с родителями», «Нужно ли наказывать детей?» (анкетирование перед родительским собранием).
А в заключение хочется сказать, что никакие технологии, никакие новые формы и методы работы не смогут помочь, если между классным руководителем и детьми не установятся доверительные отношения, построенные на симпатии, на уважении и любви. Ведь мы не репетируем жизнь, а живем. Живем по-настоящему, примеряя на себя различные социальные роли; общаясь друг с другом, выстраиваем оптимальный путь отношений, понимания и принятия друг друга и мира вокруг нас.
Используемая литература:
- Бахтин Н. Н. Театр и его роль в воспитании / В кн.: В помощь семье и школе. — М, 1911.
- Газман О. С. Гуманизм и свобода (введение в гуманистическую педагогику). В сб.: Гуманизация воспитания в современных условиях. — М, 1995.
- Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности. — М., 1996.
- 21. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию, становление личности. — М., 1994.
- 22. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. — М., 1993.
- Ушинский К.Д. Собр.соч. М. 1948
- Сухомлинский В.А. Избр.пед.соч.: В 3т.; М., 1979.
- Макаренко А.С. Пед.соч. в 8-ми тт. - М: Педагогика, 1983-86 гг.
- Леонтьев А.Н. К теории развития ребёнка / Избранные психологические произведения. Т. 2 - М., Педагогика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...