День славянской письменности.
классный час на тему

Голенцова Наталья  Васильевна

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы(4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozharnym_mozhesh_ty_ne_byt.docx103.66 КБ
Файл vstrecha_rozhdestva.docx29.24 КБ
Файл den_slavyanskoy_pismennosti.docx380.68 КБ

Предварительный просмотр:

                 КЛАССНЫЙ ЧАС 

                     «ПОЖАРНЫМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ,

                 НО ПРАВИЛА  ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

                 БЕЗОПАСНОСТИ ТЫ ЗНАТЬ ОБЯЗАН!»

                                                 Классный руководитель:

                                                 Голенцова Н.В.

 

ПОЖАРНЫМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЫ ЗНАТЬ ОБЯЗАН!

Цели: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; составить памятку о поведении при пожаре.

                       Ход классного часа

  1. Введение в тему.

Учитель. Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте загадки:

1)   Накормишь - живет, напоишь - умрет. (Огонь.)

2)   Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня. (Дым.)

3)  Добывается в Сибири,

Бежит в трубе по дну морей,

Появляется в квартире

Под кастрюлею твоей. (Газ.)

4)   Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер. (Спички.)

5)   Синенькая искорка бежит по проводам.

Помогает шить, стирать, пылесосу - пыль глотать.

Работать за нас берется,

А в руки не дается. (Электричество.)

Ребята, как вы, наверное, догадались, темой нашего занятия будет противопожарная безопасность.

  1. Беседа.

Учитель. Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.) А знаете ли вы, кто такой Прометей? Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только - только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага - люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Назовите сферы применения огня. (Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания (машины), плавка металлов, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции и др.)

Учитель. Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Послушайте стихотворение.

Спички - лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт –

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть,

Или веник подложить,

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Г. Остер

Конечно же, это шуточное стихотворение, но можно ли шутить с огнем? К чему могут привести игры с огнем? (К пожару.)

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

Дома, в. которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

Причины пожаров

  • Неосторожное обращение с огнем.
  • Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
  • Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.
  • Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.
  • Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.
  • Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.
  • Шалости детей с огнем.

Статистика показывает, что обычно от. 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек - ребенок.

3. Чтение и обсуждение стихотворения.

НЕ ШАЛИ С ОГНЕМ!

Огонек всегда такой

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам, невдомек,

Что опасен огонек.

Возле газовой плиты

Расшалился - жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой.

Каждый знает, что утюг

 Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко

Чайник все кипел, кипел,

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Черный дым на потолок.

  • У окна, - сказала мать, -
  • Калорифер не включать!
  • Поздно, - зайка говорит, -
  •  Занавеска-то горит!

Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Неразумно и смешно.

Надо закрывать окно.

Взгляд лесничего суров:

  • Здесь не место для костров!
  • Погасить велел костер

И закончил разговор.

Чтобы выросла пшеница,        

Нужно много потрудиться.

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

Сено вспыхнет непременно

От соседа-огонька...

А не дашь Буренке сена,

Не получишь молока.

Побежал, как ручеек,

В старой травке огонек.

Разве скажет кто-нибудь

Где он свой закончит путь?

Д. Лапина, П. Юрциньш

Читая четверостишия, учитель показывает иллюстрации к ним, затем прикрепляет все картинки к доске. Проводится беседа по этим иллюстрациям, дети высказывают свое мнение о том, к чему приводят шалости с огнем.

4. Сообщение о краткой истории пожарного дела и о последствиях пожаров.

  • В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах (тех, кто курит): «Зажигалыцику живота (жизни) не дать, казнить его смертной казнью». Вот такое суровое наказание ждало виновников пожара. Как вы думаете, почему? (Все постройки раньше были деревянными, и огонь мог легко распространиться. Тушить огонь было очень сложно, не было никакой пожарной техники. Пожар нес огромные бедствия, уничтожая жилища людей, скот, различные постройки, продукты, и, наконец, в огне гибли люди. Поэтому наказание было столь жестоким. Беду легче предотвратить, чем исправлять последствия, - это понимали и древние люди.)
  • С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.
  • В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
  • Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.
  • 17 апреля 1918 года бы подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
  • При взрыве атомного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 году возник пожар, в атмосферу поднялось радиоактивное облако. Хотя взорванный реактор представлял собой источник смертельной опасности - радиоактивного заражения, пламя необходимо было погасить. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны атомной электростанции. Именно они первыми приняли на себя удар стихии, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом мужество и героизм. Они бросились спасать людей и станцию, не думая о своей жизни. Давайте мы помолчим в память об этих смелых и мужественных людях. (Минута молчания.)

Таким образом, техногенные аварии также представляют собой серьезную опасность для человечества и окружающей среды. И общество должно позаботиться о том, чтобы чернобыльская трагедия никогда не повторилась.

  • Любые игры с огнем могут привести к травме - ожогу. Врачи делят ожоги на четыре степени. Первая - когда кожа краснеет. Вторая – когда на обожженном месте появляются пузыри. Третья и четвертая - самые тяжелые, которые могут привести к летальному исходу. Но чаще всего люди гибнут от удушья дымом, образовавшимся при горении.

Можно играть с ягненком,        

Можно играть с поросенком,        

С ветром - в пятнашки,        

В прятки с дождем,        

Но не надо играть с огнем!

Даже с волчонком - пожалуйста!

Даже с тигренком - пожалуйста!

Но если ты вздумал играть с огнем,

То уж потом не жалуйся!

М. Поцхишвил


        

5. Работа в группах.

Как вы понимаете пословицы?

  • Вода и огонь - хорошие слуги, но страшные господа.
  • От маленькой искры большой пожар бывает.
  • Не бывает дыма без огня.
  • Огонь маслом заливать - лишь огня добавлять.
  • Из огня да в полымя.
  • Огонь воды боится.
  • Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Учитель. «У меня зазвонил телефон...» Каждому из вас знакомы эти строчки Корнея Чуковского. О чем эти детские стихи? Об играх с телефоном. А есть ли среди вас такие, кто позвонил в шутку по номеру «01»? Допустимы ли такие действия? Почему? (Ложный вызов пожарной команды недопустим, так как в данный момент помощь пожарных может кому-то понадобиться по-настоящему. За ложный вызов пожарных шутникам грозит большой штраф.)

  1. Коллективное составление памятки.

«Правила поведения при пожаре»

  • Вызвать пожарных по телефону «01».
  • Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.
  • Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таком образом перекрыв доступ кислорода.

  • Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.
  • Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.
  • Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.
  • Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.
  • Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.

Первая помощь при ожогах.

  • Наложить чистую марлевую повязку.
  • Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить «03» и ждать «Скорую помощь».
  1. Вопросы для викторины.

Учитель.Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний урок.

  1. Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
  2. Какие гвозди можно забивать между проводами?
  3. Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
  4. Какими обоями разрешается оклеивать провода?
  5. В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?
  6. С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?

(На все вопросы ответ отрицательный. Этого вообще делать нельзя.)

8. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

1. Что в народе называют «красным петухом», а в мультфильме про Маугли «красным цветком»? (Огонь.)

2. Объект, притягивающий вора. (Квартира.)

4. В два ряда дома стоят:

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (Улица.)

5. Защищу я от огня

В комнате, машине,

Лишь нажмите мой рычаг.

Я ... (огнетушитель).

        

8. Я из дома на порог

Лишь один шагнул шажок,

Дверь закрылась за спиной -

Нет пути передо мной.

Я и дома, и не дома,

Между небом и землей. (Балкон.)

        

9. Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою -

Что это такое? (Полотенце.)

11. Без шофера, без колес,

А домой меня привез.

Прокатил меня почти

До дверей квартиры.

Управляли им в пути

Сами пассажиры. (Лифт.)

12. Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос.)

14. В шахту спустится шахтер –

Принесет воды во двор. (Ведро.)

15. Костяной порог, за ним - красный говорок. (Рот.)

 По вертикали:

1. Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ. (Отравление.)

3. В деревянном домике

 Гроживают гномики.

   Все такие добряки –

   Раздают всем огоньки. (Спички.)

4. То назад, то вперед ходит, бродит пароход.

 Остановишь - горе, продырявит море. (Утюг.)

6. Чудо-ящик, в нем - окно,

     В том окошечке - кино. (Телевизор.)

7. Через поле и лесок подается голосок.

     Он бежит по проводам: скажешь здесь, а слышно там.

                                                                (Телефон.)

9.  Это бедствие - огонь, дым и жар.

     Называется ... (пожар).

10.  Деревянная дорога вверх идет отлого.

       Что ни шаг-то овраг. (Лестница.)

13. Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окна.)

14.  Я и туча, и туман,

       И ручей,и океан,

       И летаю, и бегу,

       И стеклянной быть могу. (Вода.)

 9. Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Праздничная программа

Подготовила:

Голенцова Наталья Васильевна

Тема: «Встреча Рождества»

Цель: познакомить детей с происхождением праздника Рождества Христова и обычаями празднования его на Руси.

Форма проведения: праздничная программа.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Оформление: презентация «Встреча Рождества»

Продолжительность мероприятия:40 минут

СЦЕНАРИЙ

Праздничной программы

СЛАЙД 1(звучит тихая мелодия)

Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – Рождество, рождественские Колядки и рождественские Святки.

СЛАЙД 2

Праздник Рождества Христова – самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы мари сын Иисус Христос – Спаситель мира. Рождество отмечается ровно через 9 месяцев после другого церковного праздника – Благовещения (7 апреля), когда ангел явился Деве Марии и возвестил благую весть, что родит она Сына Божия.

СЛАЙД 3

Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году, практически одновременно с приходом Христианства, но еще очень долго он находился как бы в тени Святок, постепенно получив с ними равные права, а затем и вытеснив их почти полностью. До сих пор на Рождество у нас гадают, колядуют, надевают маскарадные костюмы, маски. Перечислить все обычаи практически невозможно. Каждый из праздничных дней расписан по минутам.

СЛАЙД 4

Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. Устраивали у себя богадельни и раздавали милостыню.

СЛАЙД 5

В канун Рождества – Сочельник – пищу принимать не разрешалось до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта рождественская звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол. На столе обязательно должно было лежать немного сена или соломы. До полуночи за столом обычно употребляли постное, «рождественскую кутью», а уж после – начинался великий Мясоед…

СЛАЙД 6

Слышите, слышите — колокольный звон! Он возвещает нам большую радость — рождение Господа нашего Христа!
Христос рождается — прославьте
Христос с небес — Его встречайте!
Христос — Спаситель на земле!
К Нему вы сердцем возноситесь
И всей душой возвеселитесь!

Ведущий 1.

Ребята! Мне кажется, что каждый из вас хотел бы стать свидетелем той чудесной Рождественской ночи! Хотите?
Ну, тогда слушайте и смотрите!

СЛАЙД 7
Звучит  "Колыбельная" — фрагмента произведения И. Стравинского "Жар-Птица". На ее фоне ведущий начинает повествование.

Ведущий 2.

Ночью по пыльной палестинской дороге шла семья — молодая женщина Мария и ее пожилой муж Иосиф. Прежде ангел божий явился к Иосифу во сне и сказал «Не бойся принять Мариам. Ибо непорочна она перед Богом и людьми. Родит же Сына и назовешь Его Иисусом. Он спасет народ Свой от наказания за грехи». Шли они в  Вифлеем, так как в то время была перепись населения.

СЛАЙД 8
 Там Мария почувствовала, что пришло Её время и родила Сына, и, спеленав, положила в ясли, из которых кормили домашних животных. Это было в пещере, где коровы и овцы укрывались от дождя. Иного места не нашлось для Святого Семейства.  

СЛАЙД 9

В эту же ночь Ангел возвестил простым пастухам об этом радостном событии. И они поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу.

СЛАЙД 10
Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу. Тогда же и волхвы-мудрецы с Востока, увидев необыкновенную звезду на небе, поняли, что исполнилось древнее пророчество о рождении Царя Израилева.

СЛАЙД 11
Снарядив караван, за звездой отправились в дальний путь, в Иерусалим. Появление их испугало злого царя Ирода и весь Иерусалим. Царь призвал мудрецов и , узнав от них, что Новый Царь родился в Вифлееме, велел волхвам на обратном пути сообщить ему о месте нахождения Младенца, чтобы тайно погубить его.

СЛАЙД 12
Поклонившись Христу и принеся дары-золото, как Царю, ладан, как Богу, смирну, как смертному, получив во сне от Ангела повеление не возвращаться к Ироду, волхвы тайно покинули Вифлеем.
Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют Рождество Христово7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

СЛАЙД 13
Ребята, а вы знаете, как появилась традиция Рождественскую елочку наряжать?

Рождественская елка выбрана у христиан  символ жизни и безсмертия – поскольку зелень этого дерева не умирает зимой в отличие от лиственных деревьев. С этой точки зрения устраиваемая на Рождество елка должна напоминать нам об Источнике жизни и безсмертия, Который рожден Пресвятой Девой Марией.
А вот и наша Рождественская елочка. Рождественскую елку уже много лет люди приносят в дом, зажигают на ней огни и веселятся на Рождество.
Ну-ка, елка,
Раз, два, три,
Светом радости гори!

СЛАЙД 14
С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами – святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

СЛАЙД 15

Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки!

Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а с ними наши пробабушки!

У нас здесь две команды – «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы». Вот мы и посмотрим, кто хитрей, смекалистей, веселей будет. За правильный ответ получаете снежинку-холодинку, за неправильный – фант.

СЛАЙД 16

1 ИГРА

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЗАГАДКИ.

1. Среди зимы – большое торжество: великий праздник – Иисуса… (Рождество)! 

СЛАЙД 17

2. Сейчас имена их известны всем в мире: плотник Иосиф и дева (Мария)

СЛАЙД 18

3. Его ждут все – от малышей, до пап и мам и все нарядные спешат на службу в… (в храм)

СЛАЙД 19

4. И, распушив зеленые иголочки, красуются везде рождественские… (елочки).

СЛАЙД 20

5. «В гору деревяшка, под гору – коняшка» (Сани)

СЛАЙД 21

6. «Упрятались голышки во мохнатые мешки,

      Четверо вместе, один на шесте» (Рука в рукавичке)

СЛАЙД 22

7. «Я вода, да по воде же и плаваю» (Лед)

СЛАЙД 23

8. «Глянули в оконце – лежит белое суконце» (Снег)

СЛАЙД 24

9. «Трескучий ядрен

      Намостил мостен.

      По дворам пробежал,

      Все окна расписал» (Мороз)

СЛАЙД 25

2 ИГРА «ДЕДКИНЫ ПОТЕШКИ»

Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.

СКОРОГОВОРКИ.

«Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь»

1. «Вязку сушек сушил Сашка на суше»

2. «У Сережки в сапожки попали сережки»

3. «Галка-копалка, куда-то подевалка»

4. «У дороги крутороги повалили сена стоги»

ПОСЛОВИЦЫ.

«Я начну пословицу, а вы закончите» Хором, дружно отвечайте и ответ не забывайте!

1. «Без труда… не вынешь рыбку из пруда»

2. «Делу время… - потехе час»

3. «Кто любит трудиться… тому, без дела не сидится»

4. «Труд человека кормит…, а лень портит»

5. «Терпенье и труд… все перетрут»

6. «Друга ищи, а найдешь…-  береги»

7. «Других не суди… на себя погляди»

8. «Играть играй, да дело… знай»

9. «Красота приглядится, а ум… пригодится»

10. «Кто много говорит, тот мало… делает»

СЛАЙД 26

3 ИГРА «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПИРОГ»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Хватай его, да ешь!

Во время пения, при словах «высокинрький» - поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Хватай его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».

СЛАЙД 27

4 ИГРА «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»

А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.

СЛАЙД 28

5 ИГРА «СНЕЖНАЯ ЗАБАВА»

предлагаем вам поиграть снежки (дети делятся на две команды и поочередно бросают снежки в две корзины)

СЛАЙД 29

Ну вот и закончился наш праздник. А на память о нашем празднике предлагаем вам вот такие сувениры (ангелочки из  бумаги). Мы говорим вам до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников!

        



Предварительный просмотр:

             

   День славянской            письменности.

          (Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы)

                                                           

                                                            Подготовила:  классный  руководитель                          

                                                                             Голенцова Н.В

                                                     

                                                           

Тема: «День славянской письменности и культуры, в память Кирилла и Мефодия».

Цель: Формировать у детей понятие о значении календарной даты;

           способствовать усвоению понятия «культура»;

           приобщать к русской национальной культуре.

                                        Ход мероприятия:

   

      24 мая у славянских народов — русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов, словаков, поляков — отмечается особый праздник - «День славянской письменности».

     В этот день проходят научные конференции, торжественные шествия к памятникам культуры: старинным зданиям, где создавались первые рукописные и печатные книги, а также к памятникам тем, кто нёс своему народу свет знаний через книгу.

     У нас в России этот праздник первыми начали отмечать жители древнего Новгорода Великого. Почему? (Там найдены первые берестяные грамоты) За ними последовали города Псков, Ярославль, Москва. Сейчас этот праздник отмечают уже во многих российских городах.

    Говоря об этом празднике, нельзя не вспомнить о греческих монахах Кирилле и Мефодии.

     Славянскую азбуку придумали для болгар именно они. А так как древнеболгарский язык близок к русскому, то и азбука, придуманная для болгар, нам подошла. У нас её назвали в честь её создателя КИРИЛИЦЕЙ. На ней были написаны первые русские книги.

     Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец  свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим. Дело в том, что в русском и болгарском языкахбыло больше согласных звуков, чем у греков, и нужны были значки для обозначения этих согласных. В греческом алфавите 24 буквы, в славянском — 43. Название букв похоже, но полностью не совпадает.

Греческие:                                                              Славянские:

   A — альфа                                                           А — аз

   ----------------                                                        Б — буки

  β — бета                                                               В — веди

  Г — гамма                                                            Г — глаголь

  Д — дельта                                                           Д — добро

  Е — эпсилон                                                        Е — есть

   Сейчас мы с вами пишем на бумаге, и книги у нас печатаются на бумаге. А в древности бумаги не было, и чтобы передать свои мысли другим людям, наши предки использовали ПЕРГАМЕНТ.

   А что такое пергамент? (это тонкая очищенная от волос телячья или козья кожа).

 

   Её натирали мелом, чтоб снять жир, затем очищали пемзой, чтоб она была ровной, затем по линейке нарезали из неё листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой,  и на листе надо было поместить как можно больше текста.

   На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (наросты на листьях дуба).

   А на чём ещё писали наши предки? (на бересте)

   Для повседневных нужд наши предки вместо дорогого пергамента использовали тонкий слой берёзовой коры, на нём острой костяной или железной палочкой выцарапывали буквы. Таких берестяных грамот в Новгороде Великом нашли более 600. На бересте писали и в Смоленске, и в Москве, и в других городах.

ПИСЬМЕННОСТЬ — одна из важнейших составных частей человеческой культуры. Мы живём в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли — сколько трудностей сразу возникает в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезёт нас автобус, какими товарами торгует магазин, какой фильм идёт в кинотеатре, как  правильно принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком «бесписьменном» мире.

    А ведь было время, когда люди не умели ни писать, ни читать. И вовсе не потому, что были глупыми, просто людей было немного, а их знания об окружающем мире были так малы, что записывать ничего не требовалось. Всё, что они знали, прекрасно умещалось в памяти.

     Но время шло, знания людей расширялись, они уже не умещались в памяти человека — вот тогда и возникла письменность.

     Древнейшую письменность мы называем «ПИКТОГРАфИЕЙ» - рисуночным письмом.

  • Ребята, а где были обнаружены первые рисунки?

Первые рисунки учёные обнаружили в пещерах.

 -   А сегодня люди пользуются пиктографией? (Да, дорожные знаки).

     Эти рисунки помогают нам ориентироваться там, где надписи сделаны на незнакомом языке.

     ИЕРОГЛИФЫ — первоначально означало «священные письмена». Вглубокой древности использовались в Египте, а в наше время — в Китае и в Японии. Иероглиф обозначал слово или слог. Вот так египтяне записывали некоторпые слова:

      Овладеть таким письмом было очень трудно — ведь требовалось держать в памяти сотни знаков.

     Послушайте стихотворение Олега Тарутина «Иероглифы».

На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге

И на всём, что видит взгляд, иероглифы пестрят.

Рыбы, звери, птицы, точки, загогулины, кружочки …

Все знакомые почти, а попробуй-ка, прочти!

Вот в квадрате лев скучает — что же это означает?

Цапля гордая стоит — что она в себе таит?

Буква это или сразу вся египетская фраза?

Может, кончилась строка возле рыбы и цветка?

Овладеть бы вдруг случайно нам египетскою тайной!

Чтоб никто другой не мог разгадать секретных строк.

В иероглифах без риска я б писал тебе записку:

Рыба, взятая в кружок, цапля с клюшкой и конёк.

Ну, а ты бы понял сразу зашифрованную фразу,

Пообедал бы скорей и пошёл играть в хоккей!

    Клинопись — письменность, которой пользовались древние ассирийцы и другие, близкие к ним народы. Значки выдавливали на сырой глине, затем для лучшей сохранности таблички обжигали или высушивали на солнце.

   

  • Трудно ли читать и писать по-русски? Иностранцы считают русский язык одним из самых трудных. Ещё бы : у англичан алфавит всего из 26 букв, а у русских — целых 33 буквы!

     А ведь 33 буквы в русском алфавите не так давно — с 1918 года (93 года), а раньше...

     Раньше была кириллица и в ней было 43 буквы. Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете — аз — мыслете — аз». Что получилось? Оказывается - «мама».

     В 1708 году Пётр I упростил написание и некоторых букв, ввёл «гражданский шрифт». Эти сложности русской грамматики сохранились до 1918 года. Потом была проведена реформа орфографии (правописания). Число букв сократилось до 33.

                    Развивающие игры «В мире слов, букв и звуков».

Игра «Наборщик».

Из букв одного слова составьте как можно больше слов.

«Здоровье» - зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра «Один звук, марш!»

     1.Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое         слово. Вот так: горсть — гость.

Хлев                уточка         столб             щель

укол                 зубр             коса               мрак

полк                удочка          волк              смех

олень              клещ             мель              снаряд

град                скот               власть          краска

стол                тепло            беда               экран

  • Замени в словах один согласный звук. Вот так: корж — морж.

Ногти                   булка                      галка              

    зубы

                             песок                

ножка                   клин                      рамочка                лапка                  

Игра «Букв мало — слов много».

По первому кругу написано 5 букв, составляющих 9 слов, а по второму — 8 букв, составляющих 10 слов. Читать можно как по часовой стрелке, так и против. Какие это слова?

Ответы:       1. оклад, клад, доклад, док, код, лад, ад, ода, до.

  • около, кол, лот, тол, ток, кот, лото, лоток, кок, око.

Игра «Угадай слова».

Осль  (соль)                              кшока (кошка)                            ковл (волк)

цилаис (лисица)                       демвеьд (медведь)                     аязц (заяц)

осва (сова)                                кшаукук (кукушка)                   хёорк (хорёк)

жё (ёж)                                     кмыша (мышка)                         бкела (белка)

Игра «Запомни, повтори и дополни».

Каждому, когда придёт очередь, повторить уже названные слова в правильной последовательности и добавить к ним своё слово.

       Темы:

«Школьные принадлежности»

«Литературные герои»

«Названия цветов»

«Предметы мебели»

«Спортивные игры»

«Животные леса»

«Фрукты»     «Овощи»

И в заключении ещё несколько слов об одном человеке.

Долгие годы книги продолжали писать от руки. И лишь в 15 веке немец Иоган Гутенберг напечатал на бумаге 150 экземпляров Библии. За немцами стали печатать книги итальянцы, французы, англичане.

В России первые печатные станки появились при царе Иване Грозном в 16 веке. Царь был человеком образованным, любил книги. Он приказал на государственные деньги в Москве в Китай-городе на Никольской улице создать первую типографию. Туда были приглашены печатники Иван Фёдоров и его друг Пётр Мстиславец.

За заслуги перед Россией первопечатнику Ивану Фёдорову в 1909 году в Москве на перекрёстке Лубянской площади и Никольской улицы поставлен памятник.

Викторина:

  • Из каких частей состоят слова?(слог)
  • Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове?(ударение)
  • Какой член предложения отвечает на вопрос «кто?» «что?» И обозначает предмет?(подлежащее)
  • Из чего состоит наша речь? (предложение)
  • Из чего состоит предложение? (слово)
  • Какая часть пишется перед корнем? (приставка)
  • Какие знаки нужны, чтобы написать слово? (буквы)
  • Какая часть слова находится между корнем и окончанием? (суффикс)
  • Что обозначает имя существительное? (предмет)
  • Бывает письменная, а бывает устная? (речь)
  • Какая часть речи обозначает действие предмета? (глагол)
  • Как называется часть слова, от которой образуются новые слова? (корень)
  • Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении? (окончание)
  • Какая часть речи пишется раздельно со словами? (предлог)
  • Какой частью речи бывает выражен член предложения, обозначающий действие предмета? (сказуемое)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий и презентация праздника "День Победы. Россию Любить Этот День Не Забыть"

Литературный и музыкальный материал может быть использован как в урочное так и не в урочное время решая определённые задачи и цели, такие как: воспитание гражданской позиции и толерантности, любви к б...

Сценарий праздника «День Лицея. День Дружбы. 19 октября».

И они, лицеисты, помнили… Помнили всю жизнь и первый день лицея. И множество других дней, одаривших их первой юношеской дружбой.19 октября. День Лицея. День верности, дружбы, памяти…...

Этот День Великий день Победы

Сегодняшнему наше занятие посвящается приближающему празднику....

"День пожилого человека - день добра и уважения"

Данный материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия, посвященного Дню пожилого человека....

ДЕНЬ МАТЕРИ – ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ

Открытое мероприятие ко Дню Матери...

Сценарий для праздника «День здоровья!», посвященный праздникам «День воспитателя и всех дошкольных работников» и «День учителя!»

Цель: • Сформировать у коллектива потребность в здоровом образе жизни.• Сплочение коллектива.• Задачи: • Способствовать укреплению здоровья.• Пропагандировать здоров...