Из опыта работы классного руководителя Беляковой С.Г.
статья по теме
Обобщение опыта работы в качестве классного руководителя. Воспитательная система.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_klassnogo_rukovoditelya_bel.s.g.docx | 65.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с. Кутьино
Новобурасского района Саратовской области»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
БЕЛЯКОВОЙ
СВЕТЛАНЫ
ГЕОРГИЕВНЫ
2014 год, 16 января
«Без знания ребёнка, его умственного развития,
мышления, интересов, увлечений, способностей,
задатков, наклонностей, нет воспитания.»
В.А. Сухомлинский.
Работаю в школе 32 года, из которых- 31 в качестве классного руководителя.
Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой современное общество, - максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Воспитывают ребёнка не классные часы, морализирование, указание ребёнку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная деятельность.
Классный руководитель – это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни. Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают. Пришла к следующему выводу: что воспитательная работа не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных к урочной деятельности, воспитание сегодня – это не однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а взаимодействие и сотрудничество учителя и детей в сфере их совместного бытия. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Поэтому перед классным руководителем стоит проблема создания воспитательного пространства, в котором ребенок развивался гармонично, умел решать жизненные проблемы. Педагогу необходимо помнить о том, что в человеке нет ничего чисто внешнего, нет ничего чисто внутреннего. Внутреннее лишь тогда ценно, когда оно проявляется в повседневной жизни и общении. Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели мной, как классным руководителем, были определены следующие задачи:
Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).
Изучение и анализ направленности интересов учащихся.
Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, учителями-предметниками.
Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.
Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы развития детского коллектива.
Организация различных видов деятельности учащихся.
Поиск путей представления детских творческих достижений.
Одним из важных этапов моей деятельности стало составление программы воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – организовать жизнь коллектива таким образом, чтобы школьники сами проявляли инициативу в делах класса и школы, учились быть самостоятельными, адекватно оценивали свои возможности и постоянно стремились к самопознанию и саморазвитию. При составлении плана воспитательной работы на учебный год были запланированы воспитательные мероприятия по различным направлениям, которые нашли свое отражение в программе развития коллектива.
Систему воспитательной работы разработала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цели:
- развитие личности ребёнка;
- формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетическое и физического потенциалов;
- овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире;
- овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности;
- овладение приёмами и методами самопознания и саморазвития, ценностными отношениями к себе и окружающей социальной действительности.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
• Каждый ребенок — личность.
Главное — воспитать личность, найти в ребенке хорошее и поддержать в нем это хорошее.
• Воспитание в детях уважения к себе и к другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу).
• Воспитание ребенка как члена общества, воспитание в нем умения жить в коллективе, считаться с мнением коллектива.
• Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей.
• Воспитание бережного отношения к природе.
• Воспитание в детях доброго отношения к родителям.
• Развитие внимания, мышления, памяти, речи учащихся.
• Развитие творческой активности учащихся.
• Развитие чувства долга и ответственности.
• Развитие самооценки ребенка.
• Воспитание социально адаптированного человека, т. е. человека, приспособленного к требованиям общества.
В работе по моделированию воспитательной системы с классами планирую несколько направлений:
5-6 классы – «В здоровом теле – здоровый дух».
Эта программа предназначена для формирования нравственного и физического здоровья младших подростков, воспитание потребности в здоровом образе жизни, предусматривает формы и методы воспитания и развитие личности школьника (забавы и развлечения, игры-путешествия, беседы).
7-8 классы – «Жизненная сила».
Представляет комплексную систему оздоровительно-экологического и нравственного воспитания детей среднего школьного возраста, в которой особое внимание уделяется гигиеническому и сексуальному воспитанию.
9 класс – «Олимп».
Общее направление учебно-воспитательной работы с учетом принципа преемственности воспитания на всех возрастных этапах развития личности. Старшие школьники в рамках программы активно борются за охрану окружающей среды, за возрождение культуры, достигают вершин в спорте, искусстве и т.д.
Пройдя школьный путь, каждый ученик должен прийти к своей вершине, взойти на свой Олимп.
Ключевая идея воспитательной системы ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей возраста.
Считаю, что большое значение в построении такой воспитательной системы играют и общешкольные мероприятия, которые проводят непосредственно дети.
Существенную роль играют принципы воспитательной системы:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
8. Уметь взаимодействовать с ребенком.
9. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
10. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
11. Принимать индивидуальность ребенка.
12. Проявлять веру в ребенка, симпатию.
Большое значению имеют:
а) изучение воспитательного потенциала семьи
б) психолого-педагогический всеобуч родителей
в) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
г) индивидуальная работа с родителями.
Реализация намеченных задач в работе с детьми невозможна без активного участия родителей, поэтому стараюсь построить воспитательный процесс с их участием.
Классный руководитель должен расти и двигаться вперед вместе со своими учениками. Поэтому я стараюсь повышать свои знания, участвовать в мероприятиях по повышению психолого-педагогической и воспитательной компетентности, идти в ногу со временем.
Результаты труда в воспитании подрастающего поколения радуют тем, что мои воспитанники растут дружными, уважительными, любят свой край, ведут здоровый образ жизни, активно участвуют в акциях «Протяни руку помощи», «Выздоравливай, малыш», «Письмо ветерану» и др.
Ни один из ребят не состоял на учёте по делам несовершеннолетних.
Самым главным критерием успеха своей работы считаю доверие и уважение своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.
Источники:
- Азаров Ю.П. «Семейная педагогика». М.: Политиздат, 1985 г.
- Воспитание и развитие личности в социуме (Комплексно-целевая программа) Арабеск. 2000 г.
- Гуткина Я.Д. «Настольная книга классного руководителя». Центр «Педагогический полк». 2000 г.
- Закон РФ «Об образовании».
- Конституция РФ. Методические принципы организации жизни школы в духе «Всеобщей декларации прав человека».
6. Степанов Е.Н. Воспитательная система класса. Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва, 2003.
7. Воспитательная система класса. Теория и практика. Методические рекомендации. Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва,2003.
8. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...