Классный час "Добру откроем мы сердца"
классный час (6 класс) на тему
Цель: расширить знания учащихся о нравственных качествах личности, о доброте и о её роли в жизни каждого человека;
Задачи:
- сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
- развивать творческие способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект классного часа "Добру откроем мы сердца" | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель истории и обществознания
МБОУ «Ривзаводская СОШ»
Максатихинского района
Тверской области
Савинская
Юлия Викторовна
2013 год
Цель: расширить знания учащихся о нравственных качествах личности, о доброте и о её роли в жизни каждого человека;
Задачи:
- сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
- развивать творческие способности детей.
Оборудование: интерактивный комплекс, презентация «Добру откроем мы сердца» /Приложение № 1/ , карточки с тестом «Добры ли вы?» /Приложение №2/, видеоклип «Спешите делать добро» /Приложение №3/; на доске нарисованное «Дерево добра»; вырезанные из бумаги разноцветные листочки.
Участники: классный руководитель, обучающиеся 6 класса
Подготовительный этап:
Обучающиеся: 1. Репетиция сценки «Секретная проверка»
2. Подготовить стихотворение «Камешки»
Ход занятия:
- Организационный момент.
Слайд №1:
Классный руководитель: Ребята, как вы думаете, трудно ли в одиночку преодолевать жизненные трудности? (ответы детей)
- Чтобы было легче учиться и жить, наш класс должен быть дружным, а каждый из вас должен учиться обладать самым важным качеством, без которого человек не может называться человеком.
Слайд №2:
- Сегодня мы будем говорить о доброте. А наш классный час называется «Добру откроем мы сердца!» К сожалению, в наше время доброта утратила свою силу, не стало хватать у людей этого качества.
Почему-то в XXI веке
Очень редко в людях встретишь доброту,
И даже в трудный час для человека
Его спокойно стороною обойдут.
Подумают: "Вам трудно?? Ну и ладно!
У меня своих полно забот!.."
Шагают мимо (лично мне досадно!..),
Будто воды набрали в рот.
А человек совсем уж впал в отчаяние,
Ему уже не мил и солнца свет.
Но вдруг, подняв глаза свои нечаянно,
Увидел доброты последний след,
Увидел помощи протянутую руку!
(неважно, что на тысячу - одна)
Покуда существует сердце друга,
Не будет умирать и доброта!
- Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Как вы думаете? (ответы детей)
- Правильно. Нужны. Даже в нашем маленьком коллективе это качество необходимо, чтобы легче было жить, учиться и общаться друг с другом, чтобы каждый из вас не проходил мимо беды товарища. И давайте сегодня, отбросим все проблемы, заботы, обиды и будем вежливыми, искренними и открытыми для доброты.
- Работа над темой
1) Значение слова «доброта»
- Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Слайд №3: - Римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив. Слайд №4: - И.С.Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево» - Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один. Переживает чувство отчаяния, страдает. Сейчас возрождаются такие понятия как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу.
Слайд №5: - Человеколюбие определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. - Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? Выскажите свое мнение. (ответы детей) Слайд №6: - В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так: « Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». А в познавательной Википедии о доброте написано: «Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.
2) Работа с «Ромашкой доброты» Слайд №7: - Ребята, посмотрите, на доске не просто ромашка – это Ромашка доброты, которая своими лепестками согревает всех нас. Каждый лепесток обозначает то, из чего складывается доброта:
- милосердие
- добродушие
- скромность
- любовь
- сопереживание
- взаимопомощь
- сострадание - Как вы понимаете смысл этих слов? - Какие ещё лепестки вы бы добавили? /ответы детей/
3) Работа с пословицами
- Как много пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость т.к. доброта ценилась всегда, во все времена. Пословицы, дошедшие до наших времен, говорят, что доброта – это самое ценное нравственное человеческое качество русского народа.
Слайд №8: - Постарайтесь собрать пословицы и объяснить их смысл. (дети по слайдам презентации выполняют задание на соответствие)
1. Все любят добро, да не всех любит оно;
2. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт;
3. Не суди по силе рук, а суди по силе сердца;
4. Красота до вечера, а доброта навек;
5. Жизнь дана на добрые дела;
6. Доброе слово лечит, а злое калечит;
7. Про доброе дело говори смело;
8. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Молодцы!
4) Работа с вежливыми словами
- Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? Вежливым человек должен быть определённое время, или он всегда и везде должен быть вежливым?
- Вежливость — умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.
- А вы знаете вежливые слова? Какие именно? /ответы детей/
Слайд №9: - Теперь я вам буду читать начало строчки, а вы заканчиваете:
— Растёт даже ледяная глыба, от слова тёплого …. (спасибо)
— Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
— Если больше есть мы не в силах, скажем маме мы (спасибо)…
— Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече …(здравствуйте).
— Когда вас бранят за шалости, говорите вы ….(простите, пожалуйста)
— И во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
5) Работа с интерактивной доской: задание на выбор правильного ответа:
- Молодцы! Но не только слова наши должны быть добрыми, дела тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. А какие дела можно назвать по-настоящему добрыми.
Слайд №10: работа обучающегося с интерактивной доской: задание на выбор правильных высказываний.
6) Сценка «Секретная проверка».
Слайд №11 – Ребята, а теперь посмотрите сценку «Секретная проверка», которую подготовили ваши одноклассники и подумайте над поведением девочки.
«Автор: Бабушка мыла пол. Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать. Вбежала внучка и, бросив портфель на пол, протараторила:
Внучка: - Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть!
Бабушка: - Во-первых, ступай осторожней: я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу?
Внучка: -Секретное пионерское поручение!( взяла книгу и стала читать)
Бабушка у стола: - Иди, ешь, внученька!
Внучка за столом: пристроила книгу перед тарелкой, не глядя на бабушку, спросила: -Где у нас чёрный хлеб?
Бабушка: -Да вот же, перед носом твоим.
Внучка: -Сметаны!
Бабушка подала сметану.
Внучка поела и спрашивает: - Сколько времени?
Бабушка сходила в другую комнату, посмотрела на часы: -Половина второго…
Внучка: -Ой, мне уже пора! Мы будем по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям!
Бабушка:- И к тебе придут?
Внучка: - Может быть. Ну, я побежала…
Бабушка вздохнула и принялась снова мыть полы: - А вдруг и к нам придут проверять!»
- Правильно ли поступила девочка? (ответы учащихся)
7) «Дерево добрых поступков»
Слайд №12: - Ребята, а какие добрые поступки вы уже совершили сегодня в классе, дома, на улице,? Запишите их на листочках.? (звучит медленная музыка, учащиеся пишут свои добрые поступки на приготовленных заранее бумажных листиках, а затем приклеивают их к дереву добрых поступков, нарисованному на доске). /
- Ваши листочки мы прикрепим к Дереву добрых поступков.
- Как приятно отметить, что вы совершаете добрые поступки. . Пусть больше вырастает таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел.
8) Тест: «Добры ли вы?»
Слайд №13: - Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь вы сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест: “Добры ли Вы?” Ответьте “да” или “нет”. (Приложение №2)
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, если это так?
- Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Вы злопамятны?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтоб развеселить окружающих?
- А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы 1, 3, 4, 7 и за ответ “нет” на вопросы 2, 5, 6, 8.
Слайд №14: Вы набрали больше 6 очков.
Слайд №15: Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт
Слайд №16: Вы набрали от 3 до 6 очков.
Слайд №17: Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.
Слайд №18: Вы набрали меньше3 очков.
Слайд №19: Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
9) Стихотворение «Камешки»
- Ребята скажите, а где человек получает первые уроки доброты? Правильно, конечно же в семье. Слайд №20: учащийся рассказывает стихотворение «Камешки»
Учила меня бабушка:
Живем под одним небушком,
Швырнули в тебя камешком –
Ответь на него хлебушком.
Всегда стараясь следовать
Советам своей бабушки,
Порой, в ответ на хлебушек,
Вновь получал я камешки.
Но все же не озлобился,
Проникся этой мудростью:
В добре удача кроется,
А не в злобливой глупости.
- Итог занятия
Слайд №21: - Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
- Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро.
Тянется к добру любой, как к лучам цветы.
Будут все дружить с тобой, если добрый ты.
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!
Знай - добро всегда в цене, словно серебро.
Будешь ты богат втройне, обретя добро!
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!
Ведь добро, как снежный ком: только покати;
Большим обрастёт добром, на своём пути.
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!
Обойди ты, не губя, паучка в кустах:
Он не дома у тебя; это ты в гостях.
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!
(Стихотворение Юрия Михайловича Козлова)
- Да, быть добрым очень трудно, потому что добрые дела делаются не для себя, а для кого-то, значит, человеку надо уделить внимание, потратить время и силы.
- Так давайте попробуем дарить добро своим одноклассникам, людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше. Ведь доброта - это стремление человека сделать счастливее себя и других людей.
- Много песен сложено о доброте. Одну из них предлагаю вам послушать.
/ просмотр видеоклипа «Спешите делать добро» на песню «Дорогой добра» Приложение №3/
- Спасибо за урок!
Литература:
1. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.
2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
3. Давыдова А.В. Классные часы: 5 класс. – М.: ВАКО, 2010г.
4. Дереклеева Н.И., Савченкова М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007г.
5. www.pravbeseda.ru
6. http://aphorism-list.com/poslovica.php?page=dobro&tkposlovica=dobro
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"
Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...
Классный час "Наполним музыкой сердца"
Знакомство с Ю.Визбором, бардовской поэзией...
Откроем доброте сердца
Классный час для учащихся 7 класса...
Добру откроем мы сердца
Классный час "Добру откроем мы сердца"Цель: Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.Участники: учащиеся 6...
Классный час "Не жалейте сердца. Добру откроются сердца"
Классный час для обучающихся 7 класса по духовно- нравственному воспитанию...
Классный час: "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"
Классный час: " Не жалейте сердца... Добру откроются сердца"....
Классный час "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца".
Классный час "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"...
- Мне нравится (1)