Программа воспитательной работы в 10 классе на 2013-2014 уч.г.
рабочая программа (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
д. Екатериновка муниципального района Красноярский
Самарской области
Утверждено: Согласовано: Рассмотрено: Директор школы: Зам. дир. по ВР на заседании МО
Бореева Н.А. Мельникова Н.В. протокол от «___»_______2013 «___»_______2013 «___»_______2013
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
(на 2013 – 2014учебный год)
10 класс
Составила
Задорожная Татьяна Владимировна
д. Екатериновка
2013 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е
1. Пояснительная записка | стр. 3 |
2. Актуальность программы | стр. 4 |
3. Цель программы | стр. 5 |
4. Задачи программы | стр. 5 |
5. Основные направления воспитательного процесса | стр. 6 |
6. Планируемые результаты реализации программы | стр. 11 |
7. Нормативная база для разработки программы | стр. 13 |
8. Мероприятия по воспитательной работе в 10 классе на 2013-2014 уч.г. | стр.14 |
Пояснительная записка
Учитель в школе не только предметник, у него есть и другая, может быть, самая главная роль в воспитании -
это роль классного руководителя.
Деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.
Классное руководство – это радость общения в кругу детей. Классное руководство – это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.
Хороший классный руководитель никогда не должен забывать об основных пяти принципах классного руководства.
Принцип первый: добровольно и радостно отдавать ученикам свое духовное богатство.
Принцип второй: узнать своих учеников, их личность. Обладая такими сведениями о каждом своем ученике, приобретаешь шанс избежать ошибок в воспитании.
Принцип третий: уметь профессионально разрешать конфликтные ситуации.
Принцип четвертый: дружба - понятие круглосуточное. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира» - говорил наш замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский, и эти слова по-прежнему актуальны.
Принцип пятый: стараться задействовать своих учеников так, чтобы у них не оставалось времени для безделья.
Задача классного руководителя заключается в создании условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, разностороннего творческого развития личности, духовного становления, постижения смысла жизни. Для этого необходимы продуманность и четкость планирования работы, рациональное распределение и использование времени, целенаправленность и системность, то есть целесообразно моделирование и построение воспитательной системы класса.
Актуальность
Вопросы нравственного воспитания поднимаются на высшем уровне руководства нашей страны. Сегодня одним из опасных можно назвать процесс разрушения личности, т.к. отовсюду идут искажённые представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Современных детей отличает духовная и эмоциональная незрелость. Всё это объясняет особую значимость и актуальность разработки программы воспитательной работы.
Тревожными тенденциями, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной работы, стали следующие факторы:
- Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, что напрямую влияет на души наших детей.
- Эмоциональная неразвитость подрастающего поколения, отсутствие душевной толерантности.
- Традиционные отношения почитания, послушания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
- Духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке, добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала.
Гипотеза работы заключается в том, что нравственное воспитание учащихся 10 класса будет эффективным, если сконструированная модель нравственного воспитания включает в себя структурные компоненты, принципы, методы и формы и реализуется вследствие воздействия на мотивационную сферу подростков, внедрения в воспитательно-образовательный процесс специально разработанной программы по нравственному воспитанию школьников.
Цель программы
Целью воспитательной программы являются ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий
Воспитание нравственной личности – одно из главных условий национального возрождения. Главное в данной воспитательной программе – системный подход к формированию духовно-нравственной позиции ученика.
Задачи:
1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности обучающегося.
2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для: профессиональной дальнейшей учебы и выполнения гражданских обязанностей.
3. Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.
4. Дальнейшее физическое развитие личности.
5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
Основные направления воспитательного процесса
Основные вопросы воспитания будут реализованы через коллективные творческие дела, разнообразные по форме и содержанию, по следующим направлениям:
1. Гражданско-патриотическое:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
2. Нравственное и духовное воспитание:
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
4. Интеллектуальное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
5. Здоровьесберегающее воспитание:
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
8. Воспитание семейных ценностей:
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
9. Формирование коммуникативной культуры:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку; - формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
10. Экологическое воспитание:
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Планируемые результаты реализации программы
Данный воспитательный план нацелен на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-. знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Нормативная база для разработки программы
- Конституция Российской Федерации.
- Всеобщая декларация прав человека
- Закон Российской Федерации «Об Образовании».
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
- Стратегия развития системы образования Российской Федерации до 2020 года;
- Стратегия развития системы образования Самарской области на 2011-2015 гг.
- Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Нормативные акты и инструктивные письма министерства образования и науки Самарской области.
- Устав и локальные акты ГБОУ СОШ д. Екатериновка м.р. Красноярский Самарской области
- Образовательная программа школы.
Мероприятия по воспитательной работы в 10 классе на 2013-2014 уч.г.
СЕНТЯБРЬ
Школьные мероприятия | Направления | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
1 сентября – День знаний. Торжественная линейка. | Воспитание семейных ценностей | Знакомство. Распределение обязанностей. Формирование классного органа самоуправления | Проведение анкетирования о составе семьи, сведениях о родителях | ||
Экологическая акция «Мы чистим мир» Акция по ПДД «Внимание, дети! | Гражданско-патриотическое воспитание | «Я –гражданин России» Кл.час | |||
Правовое воспитание и культура безопасности | «Права и обязанности учащегося нашей школы» Кл.час | ||||
Интеллектуальное воспитание | Всемирный день Интернета Диспут | ||||
Окружной конкурс пришкольных участков | Трудовое и экологическое воспитание | ||||
Работа с родителями: | «О задачах на новый учебный год». |
ОКТЯБРЬ
Школьные мероприятия | Направления | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Ко дню пожилого человека | Социокультурное, медиакультурное, Семейное воспитание | «Не обижайте старость!» | |||
День учителя. Поздравление учителей с праздником | Гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое воспитание | Подготовка ко Дню учителя | |||
Художественно-эстетическое воспитание | Оформление классных уголков | ||||
Здоровьесберегающее | «Жизнь в дыму» (о вреде табако-курения» Кл.час | ||||
Формирование коммуникативной культуры | «Моя будущая профессия» Экскурсия на выставку в Усть-Кинельский | ||||
Экологическая акция ко «Дню защиты животных» | Культуротворческое и эстетическое | Праздник «Золотая Осень» | |||
Готовим класс и территорию школы к зимнему сезону | Трудовое и экологическое воспитание | ||||
Родительское собрание | «Профилактика суицида» |
НОЯБРЬ
Школьные мероприятия | Направления | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Участие в школьных олимпиадах | Интеллектуальное | ||||
Трудовое Формирование коммуникативной культуры | Кл.час «Что такое профессиональная этика и профессиональная непригодность» | ||||
Интеллектуальное | Беседа «Развитие интеллектуальных способностей через дистанционное обучение, эвристические олимпиады» | ||||
Духовно- нравственное | 16 ноября - день толерантности. «Понятие толерантности» | ||||
Формирование коммуникативной культуры | Кл.час «Человек и общество» | ||||
Социокультурное и медиакультурное | Кл.час «Патриотизм без экстремизма» | ||||
Гражданско-патриотическое | Беседа «Народное единство» | ||||
Нравственно-духовное | «Перед матерью в вечном долгу» Кл.час |
ДЕКАБРЬ
Школьные мероприятия | Направления | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» | Формирование коммуникативной культуры | «Как избежать конфликтов в семье» Кл.ч. | |||
Здоровьесберегающее воспитание | «Международный день профилактики СПИДа». Беседа | ||||
Гражданско-патриотическое | «Я- гражданин России». Урок конституции | ||||
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание | Кл.час «Апостол Андрей Первозванный. История Андреевского флага» | ||||
Международный конкурс «Британский Бульдог» | Интеллектуальное | Международный конкурс «Британский Бульдог» | |||
В мастерской Дедушки Мороза | Трудовое, культуротворческое и эстетическое | Подготовка к Новому году | |||
Родительское собрание | Как выбрать профессию. Итоги I полугодия. |
ЯНВАРЬ
Школьные мероприятия | Направления | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Интеллектуальное, культуро-творческое и эстетическое | Рождество в России и Британии | ||||
«Первые Зимние олимпийские игры» КВН | |||||
Экологическое воспитание | «Мы в ответе за нашу планету» Кл.час | ||||
Здоровьесберегающее | «Пиво и пивной алкоголизм» Кл.час | ||||
«Помни правила движения, как таблицу умножения!» Игра-эстафета | «Помни правила движения, как таблицу умножения!» Игра-эстафета | ||||
Социокультурное и медиакультурное | «В преддверии мира» Кл.час | ||||
Нравственное и духовное | «День памяти жертв Холокоста 27.01» Беседа |
ФЕВРАЛЬ
Школьные мероприятия | Направления | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Гражданско-патриотическое, интеллектуальное | «День воинской славы России (разгром фашистских войск под Сталинградом)» Беседа | ||||
Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное | |||||
Гражданско-патриотическое | «Есть такая профессия – Родину защищать» Кл.час | ||||
Военно-спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества «Зарница». | Гражданско-патриотическое, здоровьесберегающее, культуротворческое и эстетическое | Военно-патриотическая игра «Зарница | |||
Здоровьесберегающее, культуротворческое и эстетическое | А, ну-ка, мальчики!». |
Март
Школьные мероприятия | Направления | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
1 марта – день борьбы с наркоманией и наркобизнесом. | «Вредить здоровью глупо» Классный час | ||||
8 марта – Международный женский день. | Гражданско-патриотичес-кое | «Перед матерью в вечном долгу». Кл.ч | |||
Здоровьесберегающее | « Все мы разные» Кл.ч | ||||
Международный математический конкурс «Кенгуру» | Международный математический конкурс «Кенгуру» | ||||
Социокультурное и медиакультурное | Конфликт. Все «за» и «против» |
АПРЕЛЬ
Школьные мероприятия | Направления | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
«День птиц» | Экологическое воспитание | День птиц. «Птицы нашего края». | |||
Формирование коммуникативной культуры | Беседа «День рождения Рунета 07.04» | ||||
Нравственное и духовное | «День воинской славы России (победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере; Ледовое побоище, 1242 год 18.04 Беседа | ||||
Гражданско-патриотическое | День космонавтики | ||||
День здоровья. | Экологическое Трудовое | День Земли Природа не прощает ошибок | |||
Интеллектуаль ное Экологическое воспитание | «Берегите Землю- берегите» Кл.ч | ||||
Родительское собрание | «Безопасность детей на дорогах» |
МАЙ
Школьные мероприятия | Направления | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Митинг, посвященный Дню Победы. | Гражданско-патриотическое | «У памяти своя тропа, свои нечитанные строки, свои особые истоки, своя особая струна…» Кл. ч | |||
Здоровьесберегающее | «Как уберечь детей от несчастного случая на воде» Классный час | ||||
Нравственное и духовное,трудовое | «Что такое призвание и как его найти» Кл.час | ||||
Интеллектуальное, здоровьесберегающее, правовое, культура безопасности | Итоги уч. года. Планы на лето | ||||
Работа с родителями | Итоги обучения в 10 классе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы 11 класса на 2013-2014 учебный год
Воспитание, воспитание и еще раз воспитание Человека...
План воспитательной работы на первое полугодие 2013-2014 гг
вам представлен план воспитательной работы на первое полугодие, в который включена полная характеристика класса, кружки и секции, посещаемые детьми данного класса, а также, перечень активной работы ро...
План воспитательной работы 10 класса на 2013-2014 учебный год
План воспитательной работы 10 класс....
План воспитательной работы /6 класс/ на 2013-2014 учебный год
План воспитательной работы в 6 классе. Содержит цели, задачи воспитания, перечень мероприятий с классом по месяцам, с родителями учащихся. ...
План воспитательной работы 6а класса на 2013-2014 учебный год.
План воспитательной работы 6а класс на 2013-2014 учебный год...
План воспитательной работы 9 класса на 2013-2014 учебный год
ЗАДАЧИ РАБОТЫ С КЛАССОМ:1. Развивать познавательную активность учащихся, продолжить работу по мотивации учебной деятельности.2. Предоставлят...
Отчёт воспитательной работы 5 класса за 2013/2014 уч. год
Цель: воспитание гражданских и патриотических качеств личности через пропаганду и утверждение здорового образа жизни.Задачи:- формировать правовую культуру учащихся, воспитывать свободную демокр...