Проект "Здоровье школьника"
проект (5 класс) по теме

Описана деятельность классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zdorove.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сахаптинская средняя общеобразовательная школа»

Назаровского района Красноярского края

Педагогический проект

  Деятельность классного  руководителя по организации совместных действий  

родителей,  учителей-предметников, детей  по сохранению здоровья учащихся

Автор:

Джебко Галина Павловна,

учитель истории и обществознания,

 Актуализация проблемы.

Начнем с простых вопросов. Что главное для родителей в жизни их детей?  Каждый человек, имеющий ребенка, ответит примерно так: «Хочу, чтобы мой ребенок был здоров и счастлив». Счастье в данном случае – понятие многогранное. Это и образование, и карьера, и хорошая семья. Но здоровье – прежде всего! Здоровье всегда стоит на первом месте. Если заболеет ребенок, то все проблемы, казавшиеся взрослым  важными до этого момента, отходят на второй план…   Что нужно, чтобы дети были здоровыми?  Ответ на этот вопрос также не вызывает у большинства людей затруднений: «Правильное  питание,  движение, режим дня, здоровая среда,  отсутствие вредных привычек и т. д.».

  Эти прописные истины хорошо известны и родителям, и учителям. Но в каждой ли семье утро начинается с физической зарядки, а выходные проводятся на свежем воздухе?  Стало ли нормой школьного урока проведение валеологических минуток?  Не перегружен ли ученик домашними заданиями?  Если на эти, пожалуй,  самые простые вопросы, касающиеся здоровья ребенка – школьника, вы ответили утвердительно, то считайте, что ребенку повезло и с родителями,  и со школой.  А если нет, то… начать никогда не поздно.  

  Я – учитель истории и классный руководитель с двадцатилетним стажем, а также мама троих детей. Как педагог-практик и как заинтересованный родитель,  знаю не понаслышке, что школа пока еще очень далека от решения проблемы сохранения здоровья детей. Более того, существует масса факторов, не улучшающих здоровье, а, наоборот, ухудшающих его.

Самыми распространенными из них  являются  малоподвижность и сидячий образ жизни школьников, так как  процент использования на уроке активных форм обучения  все еще невысок.    

Это большая нагрузка на органы зрения,  перегруженность  школьного расписания обилием различных предметов, «вторая смена» - выполнение домашних заданий, которые зачастую носят ненормированный характер. И это только вершина айсберга.… В результате мы имеем  довольно внушительный список «школьных» болезней, самыми распространёнными среди которых являются    сколиоз, близорукость, гастрит, синдром хронической усталости.

  Как же сберечь здоровье ребенка-школьника или хотя бы свести действие факторов риска до минимума?  

  На мой взгляд, эту проблему можно  решить только общими усилиями семьи,  школы, а также самого ребенка.   Главная задача семьи и школы – внушить подрастающему человеку, что главная ценность – его собственное здоровье, и что за своё здоровье отвечает он сам. А чтобы  формирующаяся личность  признала  эту ценность как наиважнейшую,  родителям и педагогам необходимо показывать пример ведения здорового образа жизни. Именно от взрослых зависит, каким станет их ребенок в будущем.

    В этой программе я попыталась  обобщить свое видение решения данной проблемы, опираясь на   опыт классного руководства, который накопился за годы работы в школе, а также  на свой родительский опыт. При разработке программы неоценимую помощь оказывали  материалы газеты «Здоровье детей».

Цель программы:

  Организация  совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья учащихся.

                                                    Задачи программы:

- создание модели комплексного взаимодействия участников образовательного процесса по здоровьесбережению;

- внедрение курса для родителей «Школа здоровья»;

- освоение педагогами новых методик  и техник урока, сберегающих здоровье учащихся;

- создание для школьников  условий, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.

       Основное условие, которое должно выполняться при реализации данной программы – это системность  и систематичность действий.

                                                   Ожидаемые результаты:

- расширение и углубление теоретических и практических знаний об основах здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса;

- повышение  у них мотивации к ведению здорового образа жизни.

Критерии оценки реализации программы:

- состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений школьного медика и участкового врача.

-  сокращение количества  пропущенных  уроков по  причине болезни;

- диагностика отношения детей к здоровому образу жизни (анкетирование);

- показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование).

1. Родители и здоровье детей.

   Становясь классным руководителем очередных пятиклашек, на первом же родительском собрании я поднимаю вопрос о сохранении здоровья детей.

Что могут сделать родители для укрепления здоровья своего ребенка-школьника? Какие правила здорового образа жизни должны неукоснительно выполняться в семье? Оказывается, родители могут сделать очень и очень много, если они вооружены  необходимыми знаниями. Поэтому я решила организовать «Школу здоровья» для родителей. Она является составной частью  родительских собраний, а её занятия проходят с привлечением специалистов: школьного медика, педагога-психолога, учителя физической культуры.  Родители не только знакомятся с теоретическим материалом по той или иной проблеме, но и имеют возможность под руководством специалиста овладеть практическими навыками здоровьесбережения.

Тематика занятий родителей в «Школе здоровья»

Теоретическая часть

Практическая часть

Кто проводит занятие

Роль родителей  в сохранении здоровья детей.

Основное содержание:

1) Образ жизни родителей – пример для ребенка.

2) Нужны ли профилактические медицинские осмотры по инициативе родителей?

3)  Что такое «Дневник  здоровья».

 Разработка дневника наблюдений за психическим и физическим самочувствием ребенка

Школьная медсестра, классный руководитель

Режим дня ребенка.

Основное содержание:

1) Значение режима дня в организации деятельности школьника.

Составление распорядка дня

Школьная медсестра, классный руководитель

Организация правильного питания в семье.

Основное содержание.

1) Принципы рационального питания.

2) Полезные продукты.

3) Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Составление недельного меню по правилам рационального питания

Школьная медсестра

Физическая активность вашего ребенка.

Основное содержание:

1) На зарядку становись!

2) Правило «четырех часов»: дневная прогулка.

3) Индивидуальная физическая нагрузка для ребенка (рекомендации специалиста)

Планирование

режима физической активности ребенка

Учитель физической культуры, классный руководитель

Создание в доме здоровой среды.

Основное содержание:

1)Телевизор, компьютер, мобильный телефон: что говорят ученые?

2) Растения в нашем доме;

3) Что мы пьем или зачем нужен бытовой фильтр?

Классный руководитель

Профилактика «школьных» болезней

Основное содержание:

1) Цена знаний.

2) Сколиоз и   его профилактика.

3) Профилактика ослабления зрения.

Овладение комплексом лечебно-профилактической гимнастики для коррекции осанки, гимнастики для глаз

Врач участковой больницы, школьная медсестра

Как бороться со школьными неврозами.

Основное содержание:

1. Стрессовое обучение и его последствия.

2. Психологический климат в школе и дома.

3. Стрессу – нет!

Овладение приемами психофизической саморегуляции

Школьный психолог

Мои рецепты здоровья

«Круглый стол»: обмен опытом

Школьная медсестра, родители, классный руководитель

2. Классный руководитель и здоровье детей.

Классный руководитель – посредник между родителями и школой, доверенное лицо ребенка в школе. Именно он должен знать ребенка лучше, чем любой другой учитель, быть в курсе его занятий и увлечений, заботиться о соблюдении элементарных санитарно-гигиенических условий пребывания  подростков в школе, создавать безопасную окружающую обстановку и организовывать учащихся на выполнение норм и правил здорового образа жизни. Целеустремленная и последовательная работа, сплачивающая класс идеей укрепления здоровья каждого ученика, позволяет сделать очень много. Каковы же основные направления деятельности классного руководителя по достижению этой цели?

Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья воспитанников

Работа с семьей

Конкретные мероприятия, содержащиеся в плане воспитательной работы класса

1. Знакомство с семьей, выяснение  состояния здоровья ребенка

- Анкетирование родителей по проблеме сохранения здоровья детей;

- Посещение семьи, беседа с родителями;

- Индивидуальные встречи с родителями детей, имеющих проблемы со здоровьем (в течение года).

2. Изучение здоровья ребенка с помощью медицинских карт, консультаций со школьным медиком.

- Изучение медицинских карт, беседа со школьной медсестрой заполнение «Дневника классного руководителя».

3. Изучение психического состояния ребенка, особенностей его характера, темперамента (совместно со школьным психологом).

- Сопровождение детей психологом (анкетирование, тестирование, наблюдение, рекомендации учителям и родителям);

- Планирование индивидуального сопровождения детей, нуждающихся в психологической поддержке.

4. Организация  занятий в «Школе здоровья» (классный руководитель, психолог, школьная медсестра, учитель физкультуры)

- Планирование занятий в «Школе здоровья».

Работа с классным коллективом

1. Составление совместно с родителями, учителем физкультуры, школьным медиком рекомендаций для личной программы питания, закаливания, физических упражнений для каждого учащегося.

- На основе изучения состояния здоровья ребенка разработка конкретных рекомендаций для каждого ребенка.

2. Проведение классных часов  о режиме, самоорганизации детей, о личной и общественной гигиене, научной организации труда школьников, профилактике травматизма и других несчастных случаев.

Проведение классных часов с практико-ориентированной направленностью:

- Твой режим дня;

- Учись учиться (о способах НОТ школьника);

- Личная  гигиена – преграда для многих болезней;

- Опыт здоровья знаменитых людей.

3. Организация практических занятий по овладению основами точечного массажа, релаксации,  способам оказания первой  медицинской помощи, упражнениями для укрепления позвоночника и укрепления зрения.

- Оказание первой медицинской помощи (занятие ведет школьная медсестра);

- Как снять утомление (занятие ведет классный руководитель);

- Как побороть стресс (занятие ведет психолог);

- Укрепляем зрение (занятие ведет школьная медсестра);

-Укрепляем осанку (занятие ведет учитель физкультуры).

4. Организация «активных перемен»

- Подвижные игры на переменах (классный руководитель, педагог-организатор, активисты школьного самоуправления).

5. Организация и проведение спортивных соревнований, подвижных игр в классе и на свежем воздухе,  экскурсий на природе, походов в выходные дни (совместно с родителями).

-Участие класса в школьных спортивных соревнованиях (по плану школы);

- Походы совместно с родителями на природу (осень, зима)

Работа с учителями-предметниками

1. Информирование учителей о состоянии здоровья воспитанников, выработка рекомендаций по обеспечению физического и психического здоровья детей в школе.

- Беседы с учителями, выявление  проблем ребенка  учебного и психологического плана,  выработка стратегии здоровьесбережения.

2. Изучение литературы  по укреплению здоровья детей, обмен опытом

- Совместно с администрацией школы организация заседаний педагогического клуба по проблемам здоровьесбережения учащихся (по плану)

3. Контроль (с разрешения учителя) за проведением  валеологических вставок на уроках, санитарно-гигиеническим состоянием кабинетов, где занимаются дети.

-Выборочное посещение уроков с разрешения учителя и администрации школы.

3. Учитель-предметник и здоровье детей.

   Большую часть времени  в школе ребенок проводит на уроке.  К сожалению, приходится признать, что если в школе проблема здоровьесбережения не стала приоритетной, то  в погоне за качеством знаний учителя не планируют уроки с учетом гигиенических требований к их рациональной организации,  забывают проводить физкультминутки.  Обучение приобретает стрессогенный  характер.

  Чтобы решить эту проблему хотя бы частично, я разработала памятку для учителя предметника, которая должна постоянно находиться на его рабочем столе. Следует отметить, что здесь очень важную роль играет поддержка  идей классного руководителя администрацией школы. Если эта поддержка будет, то можно утверждать, что в школе выстроена система здоровьесберегающей организации образовательного процесса.

Памятка для учителя-предметника

Направления деятельности учителя по сохранению здоровья учащихся

Конкретное содержание здоровьесберегающей  деятельности учителя на уроке

Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий в кабинете

- проветривание кабинета перед уроком;

-  рациональное освещение;

- чистота.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

- эмоциональная разрядка на уроке;

- создание «ситуации успеха».

Соблюдение  гигиенических условий рациональной организации урока.

-  плотность урока (не менее 60%и не более 80%);

- чередование видов учебной деятельности на уроке  (4-7);

- продолжительность различных видов учебной деятельности (не более 10 мин.);

- число методов преподавания (не менее трех);

- чередование позы (в соответствии с видом работы);

- рациональное применение ТСО;

- валеологические вставки, направленные на профилактику сколиоза, ослабления зрения (3-4 упражнения по 3-5 повторов каждого)

- дозированное домашнее задание.

Использование активных методов обучения, педагогических технологий здоровьесберегающего характера (индивидуально-ориентированная система обучения)

- мозговой штурм;

- ролевые и деловые игры;

- групповая работа;

- дискуссия и др.

Индивидуальная работа с учащимися

-Подбор индивидуальных заданий для учащихся с учетом уровня их подготовки и темпа освоения материала

Приложение.                  

Укрепляем зрение ребенка

(для валеологической вставки на уроке и занятий дома)

  Существует замечательный комплекс эффективных упражнений для укрепления зрения, разработанный специалистами Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца. Но специалисты уверены, что эффект будет лишь в том случае, если упражнения выполняются правильно и систематически. Делать их нужно через каждые 2-2,5 часа во время работы и перед её началом.

Сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

(Данное упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения, расслабляет глазные мышцы).

Сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут.

(Упражнение улучшает кровообращение).

Стоя. Вытянуть руку вперед по средней линии лица. Смотреть на конец указательного пальца вытянутой руки. Медленно приближать палец к глазам, не сводя с него взгляда, до появления двоения. Повторить 6-8 раз.

(Упражнение облегчает  зрительную работу на близком расстоянии).

Сидя. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальцев в течение  одной минуты.

(Упражнение расслабляет мышцы глаз и улучшает кровообращение).

Стоя. Вытянуть палец правой руки по средней линии лица на расстояние 20-30 см от глаз. Смотреть двумя глазами на палец 3-5 секунд. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд. Убрать ладонь и смотреть двумя глазами 3-5 секунд. Затем вытянуть вперед палец левой руки и проделать все то же самое, прикрывая правый глаз. Повторить 5-6 раз.

(Упражнение улучшает бинокулярное зрение).

Стоя. Отвести правую руку с вытянутым указательным пальцем в сторону. Медленно передвигать руку справа налево, а затем обратно. Голова неподвижна, глаза следят за пальцем. Повторить 10-12 раз.

(Упражнение укрепляет мышцы горизонтального действия, улучшается  координация зрения).

Сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки. Через 1-2 секунды пальцы убрать. Повторить 3-4 раза.

(Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости).

Заботимся об окружающей  ребенка среде

   Комнатные растения не только создают уют, но и приносят пользу нашему здоровью. Они очищают воздух в помещениях от токсических веществ, которые выделяют пластиковые покрытия, лаки, клей, моющие средства, синтетические смолы, повышают влажность воздуха, убивают бактерии и снижают электромагнитное излучение. Какие же растения стоит «поселить» дома или классе?

  Хлорофитум. Ученые говорят, что нескольких  таких растений достаточно для поглощения формальдегида, выделяемого теплоизоляцией из синтетических материалов в квартире средней величины. Хлорофитум обладает и значительным бактерицидным эффектом. Доказано, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов. Его очистительные свойства усиливаются, если положит в цветочные горшки активированный уголь

Совет по уходу: растение довольно неприхотливо, но летом требует обильного полива.

Кактус. Это растение не только убивает микробы, но и снижает вредную ионизацию воздуха, защищая нас от электромагнитного излучения. Лучшее место для кактусов – вблизи телевизора или монитора компьютера.

Совет по уходу: для нормального роста кактусам необходимо много тепла и света.

 Пестролистная диффенбахия.  Это растение – не только роскошное украшение вашего дома, но и настоящий «защитник». Диффенбахия  обладает фитонцидными свойствами: очищает воздух жилых помещений  от токсинов. Растение рекомендуют размещать в комнатах, окна которых выходят на шумную автостраду или фабрику.

Совет по уходу: растения необходимо держать в хорошо освещенном месте, но не под прямыми солнечными лучами.

Упражнения для коррекции осанки

 (для валеологической вставки на уроке и занятий дома)

  1. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет 1-2 развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох; на 3-4 – исходное положение – выдох.
  2. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.
  3. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.
  4. «Мельница» - соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).
  5. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.
  6. Поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох. Возвращение в исходное положение – выдох.

7. Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...