урок мужества
классный час (8 класс) по теме
Урок мужества по теме "Мужество и героизм русского народа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока мужества | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества
по теме: «Мужество и героизм русского народа»
с участием гостей ОМОН
Цель сценария: Содействовать формированию патриотизма детей и подростков на основе исторических событий.
Задачи:
- Познакомить учащихся с подвигом русского народа во время ВОВ и Курской битвы;
- Воспитание уважения к защитникам Отечества;
- Пропаганда художественными средствами героической истории Белгородчины;
- Способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
Вступительное слово классного руководителя: Добрый день дорогие ребята и гости нашего урока. Уроки мужества мы проводим с вами ежегодно. И сегодня у нас в гостях Солдаты Отечества…(ОМОН). __________________________________________________________________
(Слайд 2 На фоне мелодии)
Родная земля: она кормит нас хлебом, поит из своих родников, удивляет своей красотой. Вот только защитить себя не может. Обязанность защитить родную землю всегда лежала на тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. На тех, кто силен и отважен. На тех, которые с рождения «обречены на подвиг».
(Слайд 3 Мужество)
1 Чтец:
Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится,
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
Учитель:
- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?
(ответ учащихся)
Учитель:
- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?
(ответ учащихся)
- Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве.
Тема сегодняшнего урока «Мужество и героизм русского народа»
Учитель: Назовите, пожалуйста, события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.
Учащиеся:
- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.
Учитель:
- давайте вспомним об этих войнах и сегодняшний урок
это – дань памяти и уважения всем, кто зовется защитником Отечества, кто причастен к героической и трагической Великой Отечественной войне, афганской войне, кто участвовал в боевых действиях в чеченской войне, и тем, кто сегодня стоит на страже нашей Родины.
(Вы ходят ведущие)
Вед.1: Мужество – это страж и опора всех остальных добродетелей, и тот, кто лишён мужества, вряд ли может быть твёрдым в исполнении долга и проявить все качества истинно достойного человека.
Вед.2: С древних времен славился русский народ храбростью, героизмом, любовью к своей Родине.
(Слайд 4 поле Куликово + Бородино + Прохоровское поле)
Вед.1: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.
Мы помним, и всегда будем помнить о мужестве и героизме наших солдат в годы Великой Отечественной войне, помнить и о войне в Афганистане и боевых действиях в Чечне.
Вед.2: Война – это всегда трагедия. Любая война, даже пусть она будет продолжаться всего неделю – это кровь, слезы, раны.
(Слайд 5 на фоне музыки звучит стихотворение Р. Рождественского.)
Пламя ударило в небо -
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь...» -
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Вед.1: Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина.
Вед.2: Великая Отечественная война 22 июня 1941 года.
Вед.1: Люди завтракали, когда в густой медовый полдень лета вмешался взволнованный голос диктора.
(Слайд 6 Фонограмма «Сообщение Левитана о начале войны»)
В первый же день войны добровольцами уходили на фронт совсем юные девчонки и мальчишки. Самым молодым солдатам было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100!
(Слайд 7 ВОВ читается стихотворение Н.Овчарова «Аня»)
Вед.1: Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей….
(Слайд 8 ВОВ читается монолог Одуванчика)
-Почему, ну почему она?… Она утонула, а я… Я плавать не умею и выплыл… Почему я выплыл? Я же воды боюсь… В плот как даст – у нее только коленки мелькнули… А я выплыл…? А может, она все силы отдала, чтобы я жил? Я ей про цыганку рассказал… Я еще маленький был, матери цыганка на меня гадала… Сказала, чтобы воды боялся. От огня и от пули на мне заклятие лежит… А воды надо бояться. Она посмеялась, а потом рукой вот так сделала… Я, говорит, и от воды на тебя заклятие сделаю… Не пуля не огонь тебя не возьмёт… А огонь и так меня не взял… Нас каратели палили…
У матери сестричка маленькая на руках. Мать просит: «Паночки, чтобы уж только деткам больно не было… Не стреляйте больно…» А Зоська на ухо шепчет: «А это не щекотно, когда стреляют?» Щекотки боялась… А они в нас из автоматов… и хату подожгли. Я и тогда жив остался… может меня бог спас, Я ведь тогда Бога в бреду видел. Стою, кажется, на снегу… Бог подходит, Снимает солнце с неба и давай мне его на голову одевать…. А оно горячее страшно! Очнулся я, всё в дыму, а мне к голове уголёк прилип, я на улицу еле выбрался… Вокруг ни души… Ни хат, ни деревьев… Всё сгорело.. Вымерла земля. Один ровный пепел. А Зоська с мамой в горящей хате…
Ну почему, почему всё так?! За что нам досталось это злое время? Почему мы не могли родиться, когда не будет этой страшной войны! Когда же наступит то время, когда на всей земле будет мир, когда не будет ни смертей, ни пыток! Когда!?
Вед.1: Когда наступит мир, думали все и вставали на бой с фашизмом, ради мира на земле.
Вед.2: Во время Великой Отечественной войны сопротивлялись фашистским захватчикам не только воины на фронтах.
Вед. 2: Во время войны на защиту поднимались тысячи совсем юных мальчиков и девочек.
(Слайд 9 дети ВОВ)
Вед. 2: Сколько их было?
Вед. 1: Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.
Вед. 1: Из воспоминаний нашего земляка Михаила Николаевича Сопина.
«Я, на тот момент мне было 7 лет, по приказу моей бабушки Исаевой Натальи Степановны, деревенской маршалюги (так называли её в округе) выводил из окружения бойцов Красной Армии. Сызмальства облазившие все окрестности и прекрасно в них ориентирующиеся мальчишки были лучшими проводниками.
Между Ново-Борисовкой и Хотмыжском, были двойные-тройные переходы наших и немецких войск. Подолгу лежали волдыреобразные тела советских солдат, подступы к Ломному были усеяны ими. Если не воевать, находясь в полосе действующей армии, все равно будешь что-то делать. Не один я, не одна моя бабушка... множество моих сверстников, масса женщин, оставшихся солдатками - вытаскивали раненых с поля боя».
Вед. 2: Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкость людей, верности Родине.
(Слайд 10 ВОВ)
Вед. 1: Мы, жители Белгородской области, можем по праву гордится своей героической землей. В июле 1943 года в районе села Прохоровка произошло одно из величайших танковых сражений Великой Отечественной войны.
(Слайд 11 Курская битва)
(Слайд 12 Курская битва)
(Слайд 13 На экране проецируется фрагмент из кинофильма Ю.Озерова "Огненная дуга" (танковый бой))
(Слайд 14 поле)
2 Чтец.
О поле, поле – кровушка России,
Тяжелый клин ее святой земли.
Кто мог тогда предугадать такое? –
Что станет это поле вдруг равно –
Победной славе поля Куликова
И мужеству полей Бородино.
Кто знал тогда,
Какую вражью силу
Переломает русская земля? –
Что третьим Полем назовут России
Вот эти черноземные поля.
Вед. 2: Именно победа на Курской дуге окончательно переломила ход войны. 5 августа 1943 года впервые в городе Москве был произведен салют в честь освобождения городов Орла и Белгорода.
(Слайд 15 Салют)
Вед. 1: О потерях в ходе Курской битвы сообщает «Русский архив». За 50 дней сражений безвозвратные потери составили 250 тысяч человек (в среднем пять тысяч в сутки), 500 тысяч раненых (десять тысяч в сутки). Только в ходе оборонительной операции (4-22 июля 43 года) Воронежский фронт потерял убитыми - 18097, ранеными - 47272, без вести пропавшими - 24851.
(Слайд 16 Вечная память)
Вед. 2: Эта война принесла большие потери для всего мира. Так, в СССР через войну прошло более 29 млн. человек, погибло около 27 млн. человек.
(Слайд 17 Страшные цифры)
Вед. 1: В ночь с 8 на 9 мая 1945 года была подписана абсолютная капитуляция Германии, чем заканчивается Великая Отечественная война.
(Слайд 18 Фонограмма «Сообщение Левитана о победе», слайд 19)
Вед. 2: Казалось бы настали мирные дни, но наши воины – солдаты вновь втянуты в региональные конфликты, которые были вызваны “холодной войной”.
1-й ведущий. Многие слышали такие фразы “Он афганец”, “Он воевал в Афганистане”, “Он воин – интернационалист”. Что означают эти слова? Когда была война в Афганистане? Как связанным с Афганистаном оказался Советский Союз? Почему и за что погибали в афганской войне русские солдаты и офицеры? Кому нужна была эта война?
(Слайды 20, 21,22,23 Афганистан)
(Слайд 24 На экране фрагмент фильма “Девятая рота” режиссера Федора Бондарчука; под песню Алексея Хворостяна “Я служу России” (Приложение 4).
2-й ведущий. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось “выполнением интернационального долга»
(Слайд 25 Домой)
3 Чтец.
От Афганской до Чеченской.
Звуки сдержанного крика
Пыль дорожная клубится
Возле райвоенкоматов
Для солдатской службы честной
Будут мальчики рождаться
От Афганской до Чеченской,
От Чеченской до Гражданской
(Слайды 26, 27,28 Чечня)
Вед.1:Чечня… Это слово у каждого на устах. Сколько погибло необученных мальчишек в чеченских засадах, сгорело в танках.
Вед.2:Но они не сдались. Не сдались потому, что в Великую Отечественную за эту землю воевали их деды
Вед.1:не сдались потому, что в 80-х в Афганскую войну их отцы и братья выполняли свой воинский долг.
4 Чтец:
Закрою атлас, снова открываю...
На сердце боль и тяжесть у меня.
Так вот она, та точка роковая.
Кто знал ее вчера? Она – Чечня.
Она уму и совести укор.
Кто знал вчера названье это,
Что за чертою дальних гор?
Теперь в горах и на просторах ровных
Ночами много женщин не уснут.
Как колокол вздыхает похоронный
Зловещее: Ба-мут, Ба-мут!
Тем вздохам расстоянье не помеха.
Добро негромко, громко звучна злость.
Тревожное, трагическое эхо
И к мирному Белгороду донеслось.
Вед.2:Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота, интернационалиста.
(Слайд 29,30,31,32,33 Герои наших дней)
5. Чтец.
А сколько было подвигов на свете,
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой Земли.
И будут повторять из уст в уста.
И в каждом этом подвиге незримо
Своя и глубина, и высота.
И красота своя неповторима.
Но из того, о чем мы слышим.
И из того, что мы вершим пока.
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
Вед.1:В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество.
Вед.2:Подтверждение тому – тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм при оказании помощи в Афганистане, Чечне...
Вед.2:Каждое поколение по-своему проходит определенное испытание на прочность. Рано или поздно настает для него тот звездный час, когда в полной мере надо взять на себя, на свои собственные плечи всю полноту ответственности, как писал поэт А.Твардовский: «За Россию, за народ и за все на свете!».
Вед.1: Сегодня у нас в гостях присутствуют воины – Солдаты Отечества, те, кто участвовал в боевых действиях в чеченской войне, те, кто сегодня стоит на страже нашей Родины. И мы с удовольствием предоставляем им слово.
Вед.2: Слово предоставляется нашему гостю _______________________________________________________,
Вед. 1: Спасибо …
(Подарки)?
Учитель:
- ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?
1-й ведущий.
Нам не страшны любые непогоды:
Есть у родной страны надежный щит.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской армии стоит.
2-й ведущий.
Друг! Современник. В молодые годы
Преодолеешь ты наук гранит,
Пока на страже мира и свободы
Солдат Российской армии стоит.
Вед.1: А ребятам, для которых служба ещё впереди, хотелось бы пожелать, чтобы Армия стала для них школой мужества, а не страшной бойней, уносящей молодые жизни, чтобы о ней оставались самые хорошие и добрые воспоминания, чтобы возвращались ребята закаленными, сильными - настоящими мужчинами!
Вед.2: Наша встреча подошла к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"
Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....
Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"
«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...
Урок мужества "О мужестве, долге, чести."
Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...
урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "
День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....
Урок мужества по теме: «Детство и мужество»
Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности....
Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".
Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...