Ученическое самоуправление
статья (8 класс) на тему

Пономарева Ольга Михайловна

 

Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах. В свою очередь, и у учащихся есть право на участие в управлении образовательным учреждением, закреплённое Законом «Об образовании». Это право они могут реализовать через систему ученического самоуправления.  

В данном материале представлен анализ того,  как организовать ученическое самоуправление в классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenicheskoe_samoupravlenie.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Ученическое самоуправление

Классный руководитель

Пономарева О.М.

«Жизнь без нашего управления

подобна кораблю без штурвала

или блужданию в огромном лесу

без компаса и карты»

Ф. Карделл (амер. психолог и психотерапевт)

Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах. В свою очередь, и у учащихся есть право на участие в управлении образовательным учреждением, закреплённое Законом «Об образовании». Это право они могут реализовать через систему ученического самоуправления.

Учащиеся нашей школы имеют полное право выбирать  поручения, участвовать в любых школьных и классных делах. На первом классном часе «Каждому дело по – душе» традиционно происходит перераспределение обязанностей и поручений. Путем открытого голосования избирается командир класса и его заместитель, староста, редколлегия, ответственные за трудовые и спортивные мероприятия проводимые в классе и в школе Абсолютно все ученики 8 класса имеют свои обязанности, что отражено в классном уголке.  На этом же классном часе ребята самостоятельно определяют свои обязанности и функции управления делами: представительные и исполнительные. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам учебной жизни от имени своих «избирателей» - учащихся. Представителем от 8 класса в Совет старшеклассников является Демина Мария.

Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и формируются из числа добровольцев. На этапе подготовки классных или школьных дел, обсуждается ход мероприятия, распределяются разовые поручения. Дети сами предлагают тех ребят, кто может быть ведущими вечера, кто может участвовать в сценарии или организовать помощь в оформлении класса или фойе. Чаще такими добровольцами являются Демина Маша, Гаврилова Маша, Рогозина Юля, Резник Таня, Гец Ксения, реже – мальчики, но в течение года, все дети принимают участие в  классных и школьных делах.

На классном отчетно – перевыборном собрании, в конце каждого учебного года, командир и ответственные по секторам, отчитываются о проделанной работе, дают оценку в целом классу и классному руководителю. Оценка может даваться как в устной так и письменной форме. Не все учащиеся моего класса, могу высказать свое суждение, поэтому в прошлом  учебном году оценку давали в  письменной форме. Оценили в основном работу классного руководителя, признав ее хорошей, работа же органов самоуправления остается (по сравнению с 6 классом) на недостаточном уровне. Ребята отметили, что инициатива исходит от них редко. Самостоятельно ими были организованы два мероприятия: «А, ну-ка, девочки» и «Турнир рыцарей».

На классном часе, посвященном обсуждению отработки летней практики, учащиеся  самостоятельно вынесли решение о наказании, тех ребят, кто проигнорировал прохождение практики. В классном уголке помещено Решение, и оно выполняется всеми ребятами, контроль за исполнением возложили на себя командир и староста.

На  собрании по благоустройству классной комнаты, ребята самостоятельно приняли решении о приобретении новой школьной доски, довели решение до сведения родителей. Родителями их решение было выполнено.

В начале каждой учебной четверти, в классный уголок, помещается план работы. На  классных часах, после ознакомления с планом работы, ученикам дается право выбора любого мероприятия или классного тематического часа, в котором они хотели бы принимать участие, готовить сообщения, презентации, музыкальное сопровождение.

Обязательно, два или три раза в год, проводятся часы обсуждения Правил для учащихся, взаимоотношения в классе, как учится, чтобы учится хорошо и многое другое, где стараюсь учеников из наблюдателей, перевести в  позицию участников и активных организаторов.

При организации деятельности органов самоуправления учащихся,  руководствуюсь следующими позициями:

1. Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников учебной жизни.

2. Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями.

3. Ни один коллектив или объединение в учебном учреждении не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.

4. Приоритетом пользуются органы самоуправления непосредственной демократии: общие собрания, такие как конференции, советы, перед органами представительной власти.

5. В каждом учебном заведении действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.

6. Работники учебного заведения, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могут действовать изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным проблемам.

7. Органы ученического самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решение.

Процесс организации ученического самоуправления должен быть направлен на развитие сознательного, ответственного отношения учащихся к возможностям и перспективам своей учебной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении учебным заведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученическое самоуправление

Проект "Ученическое самоуправление"  (дан в сокращении) может помочь классным руководителям заметителям директоров по воспитатетльной работе в даннм направлении....

Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых ц...

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

Характеристика ученического самоуправления

Как работает ученическое самоуправление в нашей школе...

Описание модели ученического самоуправления

Пояснительная запискаВ отечественной системе образования произошли сущностные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых у...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...