Ученическое самоуправление
статья (8 класс) на тему
Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах. В свою очередь, и у учащихся есть право на участие в управлении образовательным учреждением, закреплённое Законом «Об образовании». Это право они могут реализовать через систему ученического самоуправления.
В данном материале представлен анализ того, как организовать ученическое самоуправление в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchenicheskoe_samoupravlenie.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Ученическое самоуправление
Классный руководитель
Пономарева О.М.
«Жизнь без нашего управления
подобна кораблю без штурвала
или блужданию в огромном лесу
без компаса и карты»
Ф. Карделл (амер. психолог и психотерапевт)
Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах. В свою очередь, и у учащихся есть право на участие в управлении образовательным учреждением, закреплённое Законом «Об образовании». Это право они могут реализовать через систему ученического самоуправления.
Учащиеся нашей школы имеют полное право выбирать поручения, участвовать в любых школьных и классных делах. На первом классном часе «Каждому дело по – душе» традиционно происходит перераспределение обязанностей и поручений. Путем открытого голосования избирается командир класса и его заместитель, староста, редколлегия, ответственные за трудовые и спортивные мероприятия проводимые в классе и в школе Абсолютно все ученики 8 класса имеют свои обязанности, что отражено в классном уголке. На этом же классном часе ребята самостоятельно определяют свои обязанности и функции управления делами: представительные и исполнительные. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам учебной жизни от имени своих «избирателей» - учащихся. Представителем от 8 класса в Совет старшеклассников является Демина Мария.
Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и формируются из числа добровольцев. На этапе подготовки классных или школьных дел, обсуждается ход мероприятия, распределяются разовые поручения. Дети сами предлагают тех ребят, кто может быть ведущими вечера, кто может участвовать в сценарии или организовать помощь в оформлении класса или фойе. Чаще такими добровольцами являются Демина Маша, Гаврилова Маша, Рогозина Юля, Резник Таня, Гец Ксения, реже – мальчики, но в течение года, все дети принимают участие в классных и школьных делах.
На классном отчетно – перевыборном собрании, в конце каждого учебного года, командир и ответственные по секторам, отчитываются о проделанной работе, дают оценку в целом классу и классному руководителю. Оценка может даваться как в устной так и письменной форме. Не все учащиеся моего класса, могу высказать свое суждение, поэтому в прошлом учебном году оценку давали в письменной форме. Оценили в основном работу классного руководителя, признав ее хорошей, работа же органов самоуправления остается (по сравнению с 6 классом) на недостаточном уровне. Ребята отметили, что инициатива исходит от них редко. Самостоятельно ими были организованы два мероприятия: «А, ну-ка, девочки» и «Турнир рыцарей».
На классном часе, посвященном обсуждению отработки летней практики, учащиеся самостоятельно вынесли решение о наказании, тех ребят, кто проигнорировал прохождение практики. В классном уголке помещено Решение, и оно выполняется всеми ребятами, контроль за исполнением возложили на себя командир и староста.
На собрании по благоустройству классной комнаты, ребята самостоятельно приняли решении о приобретении новой школьной доски, довели решение до сведения родителей. Родителями их решение было выполнено.
В начале каждой учебной четверти, в классный уголок, помещается план работы. На классных часах, после ознакомления с планом работы, ученикам дается право выбора любого мероприятия или классного тематического часа, в котором они хотели бы принимать участие, готовить сообщения, презентации, музыкальное сопровождение.
Обязательно, два или три раза в год, проводятся часы обсуждения Правил для учащихся, взаимоотношения в классе, как учится, чтобы учится хорошо и многое другое, где стараюсь учеников из наблюдателей, перевести в позицию участников и активных организаторов.
При организации деятельности органов самоуправления учащихся, руководствуюсь следующими позициями:
1. Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников учебной жизни.
2. Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями.
3. Ни один коллектив или объединение в учебном учреждении не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.
4. Приоритетом пользуются органы самоуправления непосредственной демократии: общие собрания, такие как конференции, советы, перед органами представительной власти.
5. В каждом учебном заведении действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.
6. Работники учебного заведения, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могут действовать изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным проблемам.
7. Органы ученического самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решение.
Процесс организации ученического самоуправления должен быть направлен на развитие сознательного, ответственного отношения учащихся к возможностям и перспективам своей учебной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении учебным заведением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ученическое самоуправление
Проект "Ученическое самоуправление" (дан в сокращении) может помочь классным руководителям заметителям директоров по воспитатетльной работе в даннм направлении....
Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления
Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых ц...
Модель ученического самоуправления в классе
Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....
Характеристика ученического самоуправления
Как работает ученическое самоуправление в нашей школе...
Описание модели ученического самоуправления
Пояснительная запискаВ отечественной системе образования произошли сущностные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых у...
ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы
В форме деловой игры проходят выборы ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов в этот же день. Написан по...
Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»
Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»...