Организация работы с родительским активом
материал на тему
Опыт работы по организации родительского актива класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_roditelskim_aktivom.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа № 899 |
Организация работы с родительским активом класса |
Доклад на заседании методического объединения классных руководителей |
Классный руководитель 9 класса «Г» Ларионова И.М. |
27 января 2010 года |
Содержание
1 | Введение | …………………… 3 стр. |
2 | Содержание, формы и методы работы с родителями | …………………… 4 стр. |
3 | Организация работы с родительским активом класса | …………………… 8 стр. |
4 | Организация работы с родительским активом 9 класса «Г» | …………………… 9 стр. |
5 | Использованная литература | ..………………… 10 стр. |
Организация работы с родительским активом класса
- Введение
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. Родители - первые воспитатели своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Однако характер их влияния во многом зависит от экономических условий жизни общества, общественных отношений.
В современной действительности воспитание детей перестало быть частным делом семьи, оно глубоко интересует все наше общество. Общество и школа оказывают огромное влияние на формирование у родителей правильных взглядов на воспитание детей, благодаря чему семья становится верным союзником школы в воспитании детей. Это единение не явилось результатом какого-то давления на семью, оно сложилось в ходе большой совместной работы школы, семьи и общественности. Семья – это микросоциум, в котором формируются нравственные качества ребенка, его отношение к миру людей и представления о характере межличностных связей.
В соответствии с этим меняется и позиция школы в работе с семьей. Школа не только обучает и воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи школа должна определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества школы и семьи в обучении и воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог школы — не только учитель, воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Поэтому так необходимо формирование гармонизации внутрисемейных отношений, психолого-педагогическое сопровождение в условиях школы и развитие в становлении внутри семейных отношений.
Анализ работы школы с родителями позволяет сделать вывод, что тесный контакт между школой и семьей устанавливается при условии органического сочетания педагогического просвещения с привлечением родителей к активному участию в разносторонней деятельности школы.
- Содержание, формы и методы работы с родителями
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
Традиционные | Нетрадиционные |
|
|
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Формы психолого-педагогического просвещения
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
- Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
- Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Провести родительское собрание особенно трудно начинающему учителю. Как подвести итоги работы учащихся на собрании? Ведь почти всегда в классе есть недисциплинированные и неуспевающие ученики. Главное — не изливать всю досаду, скопившуюся от плохого поведения детей, и не подвергать родителей грубой и бестактной проработке. Если учитель не сможет удержаться от этого, он почувствует результаты такого собрания сразу же. Родители неуспевающих учеников иногда перестают посещать школу и отказываются от контроля за учебой и поведением своих детей. Опытные учителя при подведении итогов успеваемости и поведения школьников стремятся дать объективную характеристику класса, называют и неуспевающих, но при этом вселяют в родителей уверенность в том, что если они возьмутся за дело сообща, то быстро смогут исправить положение. Намечается программа совместных действий. Родителям должны быть ясны не только недостатки, но и сильные стороны личности их ребенка. Значит ли, что учитель не может критиковать родителей за неправильное воспитание детей? Конечно, не значит. Но и в работе с родителями необходимо глубокое знание и учет их индивидуальных особенностей. Одних родителей надо учить воспитывать детей, других критиковать.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
- Организация работы с родительским активом класса
Школа устанавливает тесный контакт с семьей не только по линии педагогического просвещения родителей, но и путем привлечения их к активной работе в помощь школе. Такой формой организации работы являются родительские комитеты в школе, родительский актив в классе
Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих своё место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы.
Содержание общей деятельности определяется на родительском собрании. В их компетенцию входит:
- Оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся;
- Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
- Связь с административными, правоохранительными органами;
- Помощь классу и школе в проведении воспитательной работы с учащимися; участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев, оказание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям, моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию своих детей).
Как показывает опыт, привлечение родительского актива помогает классному руководителю «перевоспитывать» трудных родителей и детей более успешно.
В каждом классе в помощь учителю избирается родительский актив. Он состоит из трех-пяти человек. Во многих школах эти группы актива получили наименование родительских комитетов класса. Члены родительского актива работают под руководством родительского комитета школы в тесном контакте с учителем.
Учитель направляет деятельность родительского актива на решение учебно-воспитательных задач, стоящих перед классом.
Члены родительского актива обследуют условия жизни учащихся дома, посещают отдельные семьи, беседуют с родителями, плохо выполняющими свои родительские обязанности, устанавливают контакт с общественными организациями, участвуют в организации досуга детей (прогулок, экскурсий, походов в театры и кино), помогают учителю проводить педагогическую пропаганду.
Вся эта работа оказывает на родителей благотворное влияние. Они обогащаются педагогическими знаниями и опытом, проявляют большую заинтересованность в работе, становятся верными помощниками школы и увлекают своим примером других родителей. Практика показывает, что особенно помогают школе родители учащихся начальных классов.
Учителю приходится постоянно направлять работу родителей с учащимися, тщательно инструктировать их, как руководить различными занятиями детей, как подойти к ним, с тем, чтобы проводимая работа дала максимальный воспитательный результат. Таким путем родители приобретают разнообразные знания об организации работы с детьми и становятся верными помощниками учителя в воспитании учащихся и в проведении педагогической пропаганды.
- Организация работы с родительским активом 9 класса «Г»
В этом году сотрудничество школы и семьи в 9 классе «Г» осуществлялось в форме:
- родительских собраний;
- родительских консультаций;
- индивидуальных встречах;
- родительских вечеров.
На родительских собраниях в повестку были включены следующие вопросы, важные для реализации успешного воспитания:
- Информация с общешкольных родительских собраний
- Здоровьесберегающие вопросы
- Психологические аспекты воспитания подростков
- Организация учебной воспитательной работы
- Организация окончания 9 класса (правила сдачи экзаменов)
- Акции «Сбережём лес», «Внимание, на дорогах дети (ПДД)»
- Вопросы организации питания
- Итоги олимпиад и учебных конкурсов
- Внеклассная работа класса
В этом году наблюдается рост посещения родительских консультаций, что обеспечивало оперативную связь родитель – учитель.
Деятельность родительского комитета в классе осуществляется по следующим направлениям: хозяйственная деятельность, оказание помощи в определении и защите социально не защищенных обучающихся, организация и проведение классных мероприятий спортивного, культурно-развлекательного, оздоровительного характера.
Что конкретно заключает в себе вышеупомянутая «деятельность по направлениям»? Шумные и веселые родительские собрания, организация экскурсий. Ну а, так сказать, чисто деловое сотрудничество классного руководителя с родительским активом – это и групповые «экскурсии» активистов в так называемые неблагополучные семьи, и беседы на темы воспитания и образования детей, и (не обойтись без этого) сбор добровольных пожертвований на «учебные» нужды класса (учебные пособия). И все это делается естественно, без ходульной официальности, без привлечения теоретических установок и методических рекомендаций, просто по-человечески. Ведь добро – это не наука, а действие.
Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
- обращение к чувству родительской любви и уважение её;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Использованные в докладе советы, рекомендации возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
- Использованная литература
- Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль,1998.
- Богуславская И. Деятельность классного руководителя в современной школе // Народное образование. Москва, 1999. № 6. С. 99—102.
- Диагностические основы воспитательных технологий / Сост. В. В. Абрамов. Витебск, 2000.
- Дюкина О. В. Родительские собрания. Учебный год. Изд.: ВАКО, Москва, 2008.
- Сергеева В. П. Воспитательная система класса. Дневник классного руководителя, УЦ «Перспектива», Москва, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на общешкольном родительском собрании «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей».
Выступление на общешкольном родительском собрании в коррекционной школе VIII вида «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей»....
Презентация к выступлению на общешкольном родительском собрании «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей».
Презентация к выступлению на общешкольном родительском собрании «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей»....
Деятельность старшей вожатой МБОУ СОШ № 3 (Планирование работы вожатой, Программа ДО, план работы Школы Детского Актива (ШДА), проекты, сценарии общешкольных линеек, агитбригад, тренингов, классных часов)
Краткосрочная программа акции, посвященной Дню памяти жертв ДТП...
Выступление на родительском собрании на тему:"Организация работы по профилактике суицида для родителей"
Выступление на родительском собрании на тему:"Организация работы по профилактике суицида для родителей"...
Доклад для общешкольного родительского собрания Организация работы и содержание культурно – гигиенических навыков
Организация работы и содержание культурно – гигиенических навыков...
Справка по итогам тематической проверки по теме: «Работа классного руководителя по развитию активной родительской позиции в рамках предмета «Чтение» с целью оценки уровня организации работы классного руководителя»
Данный материал разработан с целью выявления читательской активности у школьников с нарушениями речи и их родителей....
Формы работы с родительской общественностью по организации укрепления здоровья обучающихся в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
Из опыта работы учреждения дополнительного образования...