Классным руководителям 5классов
материал (5 класс) на тему

Классным руководителям 5классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnym_rukovoditelyam_5klassov.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В 5 КЛАССЕ

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогом начальной школы.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней - все это является довольно серьезным испытанием для психики пятиклассника. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шутливыми, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные нарушения в той или иной форме характерны примерно для 70-82 % школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Что может затруднить адаптацию к средней школе?

Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учитель литературы хвалит за собственное мнение и т. п.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли пятикласснику справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история» - составить план ответа по учебнику, «иностранный язык» г принести с собой помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем и т. п.)

Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностями речи, стилю преподавания каждого учителя.

Трудности, возникающие у детей при переходе в среднее звено, могут быть связаны с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одинаковости: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот; как бы «шалеют» от внезапной свободы - они бегают по школе, исследуют «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», выросшего, того, кто может oпeкать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

Необходимо показать родителям, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику - очень значимый момент для его развития, укрепление его чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

МОНИТОРИНГ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. ВСТРЕЧА.

(Методика получения обратной связи)

Учитель. Ребята, я прошу вас ответить на некоторые вопросы. Они будут касаться вашей учебы. Причем мы будем сравнивать, как это было, когда вы учились в начальной школе, и теперь, в 5 классе. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать с помощью рисунков. Вы будете заполнять клетки таблицы рисунками и отвечать таким образом на мои вопросы.

Некоторые предметы вы изучали в 4 классе и продолжаете изучать их сейчас. Но вы выросли и в чем-то изменились. Изменилось ли ваше отношение к этим предметам, или оно осталось прежним?

Графа 1. Как ты относился к этому предмету в 4 классе?

Если любил - нарисуй солнышко.

Если относился равнодушно - нарисуй елочку.

Если не любил - нарисуй тучку.

Графа 2. Как ты относишься к этому предмету сейчас?

Если любишь - нарисуй солнышко.

Если относишься равнодушно - нарисуй елочку.

Если не любишь - нарисуй тучку.

Графа 3. Некоторые ребята очень рады тому, что стали большими, познакомились с новыми учителями. Многие из вас уже успели полюбить своих учителей, а некоторые - еще, быть может, нет. Всякое бывает. Одним ребятам учитель кажется добрым, а другим - не очень. Кому-то он кажется суровым, а кому-то - сердитым. Как, по-твоему, к тебе относится учитель?

Если хорошо - нарисуй солнышко.

Если ни хорошо, ни плохо - нарисуй елочку.

Если плохо - нарисуй тучку.

Графа 4. Очень хочется узнать, как вы чувствуете себя на уроках, о чем вы думаете. Как ты чувствуешь себя на уроке?

Если на уроке ты чувствуешь себя хорошо, спокойно - нарисуй солнышко.

Если на уроке ты чувствуешь себя не всегда спокойно - нарисуй елочку.

Если на уроке ты всегда волнуешься - нарисуй тучку.

Графа 5. Вы, конечно, изменились, повзрослели. Очень хочется узнать, что вы думали о себе раньше. Что думаете сейчас. Как вы к себе относитесь?

Если думал, что умный - нарисуй солнышко.

Если думал, что не очень умный - нарисуй елочку.

Если думал, что совсем не умный - нарисуй тучку.

Графа 6. Изменилось ли твое мнение о себе сейчас, в 5 классе?

Если думаешь, что умный - нарисуй солнышко.

Если думаешь, что не очень умный - нарисуй елочку.

Если думаешь, что совсем не умный - нарисуй тучку.

Графа 7. Вспомни, как ты относился к себе, когда учился в 4 классе

Если ты считал себя хорошим - нарисуй солнышко.

Если считал себя не очень хорошим - нарисуй елочку.

Если ты считал себя плохим - нарисуй тучку.

Графа 8. А как ты относишься к себе сейчас, в 5 классе?

Если считаешь себя хорошим — нарисуй солнышко.

Если считаешь себя не очень хорошим - нарисуй елочку.

Если ты считаешь себя плохим - нарисуй тучку.

Ребята, спасибо вам за ваши ответы, за ваши рисунки и теплые слова. Я желаю вам всего хорошего, приходите в гости к своим первым учителям, они будут рады видеть вас.

Бланк к методике «Встреча»

Фамилия, имя ученика, класс

№ п/п

Наименование предмета

1

2

3

4

5

б

7

8

1

Русский язык

2

Литература

3

Математика

4

История

5

Иностранный язык

6

ИЗО

7

Труд

8

Природоведение

9

Физкультура

Данную методику может проводить классный руководитель.

По результатам проведенной диагностики можно составить сводную таблицу по всему классу. Полученные результаты (в процентных характеристиках) могут быть предметом обсуждения на малом педагогическом совете в целях профилактики дезадаптации.

Список литературы:

  1. Спутник классного руководителя 5-7 классов. Издательство «Учитель», Волгоград 2007 г., автор составитель – Н.И.Билык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....