Умей чувствовать рядом с собой человека
классный час (8 класс) по теме
Внеклассное мероприятие, спрособствующее духовно-нравственному развитию подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umey_chuvstvovat_ryadom_s_soboy_cheloveka.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Умей чувствовать рядом с собой человека»
Подготовил: учитель русского языка
и литературы
Митрофанова Т.В.
Тема: «Умей чувствовать рядом с собой человека»
Есть одно качество, свойственное,
пожалуй, только одному человеку.
Это умение чувствовать то же,
что и другой, участвовать в чувствах
других людей – сочувствовать.
Л.Очаковская
Самое важное человеческое качество – добро.
Добро и свет. Добро – ведущее в человеке.
Доброта созидательна.
М.С.Сарьян
1. Начнем урок с зарядки: выразить свое отношение к следующим мыслям:
А) Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.
Сенека – римский философ, политический деятель, писатель.
Б) Надо, чтобы люди были счастливы. Причинить человеку боль, серьезную неприятность или даже настоящее горе – дело нехитрое, а вот дать ему счастье гораздо труднее.
А.М.Горький.
В) Тот самый человек пустой,
Кто весь наполнен сам собой.
М.Ю.Лермонтов
По зарядке вы, наверное, поняли, о чем пойдет речь на уроке и о ком.
Да, о человеке, об отношении человека к человеку, об умении слышать другого, о желании помочь, кто в этом нуждается, о причинах конфликта (столкновение, разногласие серьезное, спор) в семье, с друзьями.
Вступить в конфликт, конфликтовать, конфликтная комиссия (по разбору конфликтов).
2. Словарная работа.
Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор.
Отношение к людям: доброжелательный, приветливый, отзывчивый, терпеливый, равнодушный, завистливый, снисходительный ( не строгий, не взыскательный, не высокомерный).
3. Тему нашего урока назовем так: «Умей чувствовать рядом с собой человека».
А начнем урок вот с такого вопроса: - Какие былины вы знаете?
(«Илья Муромец и Соловей -разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» и др.).
Вы знаете, что об Илье Муромце есть много вариантов былины. Так вот, в одном из вариантов былины об этом богатыре рассказывается, как Илья Муромец, будучи старшим по заставе, очень долго размышлял о том, кого из богатырей послать навстречу нахвальщику (врагу).
Один из них, Святогор, не подходил потому, что был «роду сонливого», мог «за невид» потерять буйну голову.
Другой из-за того, что был «роду торопливого», а старый друг Ильи Алеша Попович был «роду хвастливого» и мог погибнуть без пользы.
И, наконец, Илья останавливается в своем выборе на Добрыне: был он «рода вежлива», «умел с молодцем съехаться – разъехаться и ему честь воздать».
Мы видим, что здесь во внимание взяты не молодость, не сила, не мужество, ни достоинство, не честь и совесть. Все они обладали этими высокими качествами, а другое нравственное качество – умение подойти к человеку, понять его, «съехаться – разъехаться и честь воздать»…
« К этим вечным ценностям я отношу и доброту, которую можно считать в какой-то мере своего рода прародительницей вышеперечисленным качеств.
Потому что только человек добрый, т.е. расположенный к людям, его окружающим, проникнутый участием и готовностью всегда, при всех порой неимоверно трудных обстоятельствах прийти своему ближайшему другу на помощь, сможет совершить мужественный поступок, сумеет по-настоящему полюбить, будет верным другу, своей земле, Родине…»
Сергей Баруздин
Статья называется «И тогда не будет чужих»
В одном из номеров «Комсомольской правды» есть слова: «Есть одно качество, свойственное, пожалуй, только человеку. Это умение чувствовать то же, что и другой, участвовать в чувствах других людей - сочувствовать» Л.Очаковская.
Вот, пожалуй, главное, стержневое слово в теме нашего урока, в нашем разговоре.
Сочувствовать – относиться к кому-либо сочувственно.
Сочувствие – 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
2. Одобрительное благожелательное отношение.
Сочувствовать чужому горю. Наше предложение вызвало общее сочувствие.
4. Предлагаю следующие ситуации:
А) Когда старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под молока, он согласился, но заявил, что за это одну бутылку возьмет себе.
Б) Ученик хорошо и активно работал на уроке, но учитель почему-то не поставил ему никакой отметки. Это вызвало у ученика возмущение:
-Что же это я, даром трудился, что ли?
Если он во время сбора макулатуры принес бумаги больше, чем другие, а его не отметили, он заявляет:
- Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что за это получаешь? Ничего.
В) Школьник возвращался из школы. Увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке улиц старичка, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял его за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старичок собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
- Подумайте над этими фактами и скажите, по каким мотивам (причинам) совершалось доброе дело в каждом отдельном случае.
-Какое удовлетворение от совершенного хорошего поступка испытал каждый ученик в отдельности?
-Как вы думаете, смогут ли эти мальчики бескорыстно совершить добро?
Бескорыстно – объясните значение этого слова.
- Говорят, вернее, народная пословица гласит: «за добро добром и платят».
Ну, а если не заплатил? Тогда как?
Если человек сделал добро не за плату, а просто, ради добра – честь и хвала этому человеку.
Есть хорошие слова, их сказала Татьяна Николаевна Тесс, современная советская писательница:
«Ученые создали приборы, которые записывают кривую биения сердца. Но нет прибора, который заранее бы предупредил нас: - Осторожно, у этого человека сердца нет. Есть только сердечная мышца».
- Как вы понимаете эти слова?
- Скажите, часто ли бывают у вас в семье конфликты из-за вас?
- Вы являетесь причиной конфликта?
-Что, по вашему мнению, является причиной конфликта? В семье? В школе?
При ответе используйте слова, которые мы записали на уроке и которые вы выписали из толкового словаря.
Надо вписать оттенки слова «добрый».
Добрый: 1. Делающий добро другим, отзывчивый
2. Несущий благо, добро, благополучие
3. Хороший, нравственный
4. Дружески близкий, милый
6. Честный
- Итак, что значит быть добрым? (Читаю из статьи «Исповедь на заданную тему» - последнее письмо).
Я считаю, что это значит: делать людям что-то нужное. Быть им полезным. А таким стать может лишь человек сильный, твердо стоящий на ногах, знающий и умеющий. Какой толк в моей Поэтому надо прежде всего быть злым к себе, уметь заставлять себя делать нужное, не давать себе поблажек. Чтобы быть по-настоящему добрым к людям, надо сначала быть жестким и злым к себе.
Письмо. Что значит быть добрым?
-Согласны ли?
(Читаю два письма из газеты «Комсомольская правда» под рубрикой «Добрый ли ты человек?»)
Добрый ли я человек? Не знаю. Смотря к кому. Мне четырнадцать лет, возраст, в котором мы приносим немало зла. Да, да, зла, потому что нам нужно «размяться». А где взять «грушу»? Выбирается слабый одноклассник. Все просто и ясно – его затюкают…
Я лично этого не делаю, а вымещаю свое мускульное энергию по понедельникам на боксе…
Но ведь добрый человек это не только тот, кто не трогает слабого, но и тот, кто его защитит, это я делаю редко. Почему? Неохота самому быть «грушей», хотя иногда приходится.
Доброта наша проявляется еще и по отношению к родителям. Мать теряет много нервных клеток, пока мы вырастаем (мой отец их почти не тратит). Моя мама потеряла их очень много в прошлые годы, я дурил: курил, выпивал. Но в этот год завязал, никто не может заставить меня закурить или выпить, я не могу видеть ее слезы.
Есть еще один вид доброты – к друзьям. У меня много их, хотя человек я трудный. Я вырос в поселке на окраине Ангарска. Там у меня живут дед с бабкой, я жил у них, конечно, старики меня баловали, была у меня там и воля, и доля. Ребятки в поселке есть, как говорится, «трудные», «шарахался» я с ними, но в это лето я не пил, не курил, и вот эти ребята обозлились: «паинькой стал». Они на меня на одного ввосьмером. Они хорошо бы меня отделали, но я среди них вырос, знал, как убежать.
Есть у меня в квартале друг, тезка, кстати, мы дружим с ним десять лет, правда, с перерывами, но от этих разлук дружба крепче.
Решили мы их отделать поодиночке. Поймали двоих, а рука-то не поднимается: вместе же выросли. Так и отпустили, не отведя душу, а они бы не отпустили. Нет, мы не трусили, оба не робкого десятка. Но доброта все это или нет?
Евгений, г.Ангарск
Письмо 2.
В школе у нас быть добрым легко – дал списать, и ты добрый, а не дал – тебя в злые записали и даже во вредные. Неужели считать добротой то, что, когда одноклассники просят6 «Подними на математике руку, чтобы нас не спросили», я поднимаю. Нет, наверное, это не доброта. Но я злой себя не считаю.
Ольга П.,г.Казань
- Как вы считаете? Встречались в вашей жизни подобные ситуации?
И еще одна статья (Общий заголовок «Записки сельского учителя» - статья «Красивая девочка»):
Мои ученики шли веселой стайкой, то сбиваясь в клубок, то рассеиваясь веером вдоль улицы. Мальчишки, как всегда, немножко задирали девчонок, и те грозились, правда, не очень страшно, ударить их портфелем. И все это сопровождалось криками, шутками. Знакомая картина: дети возвращались из школы.
Лишь одна девочка не участвовала в этом развлечении. Красивая, ухоженная, она шла с независимым видом, не обращая на них никакого внимания. Ее не трогали. Очевидно, знали – ее трогать нельзя. Других, можно, они беззлобно покричат, побегают с поднятым над головой портфелем и тут же забудут. А эта кричать не станет. Только взглянет – и тебе уже не по себе.
Но убегаю от очередного занесенного над головой портфеля, Гошка нечаянно толкнул девочку локтем. Она резко остановилась, в глазах – гнев и презрение.
- Ну, ты, - тихо и медленно сказала она, - чего пристаешь? У тебя мать чахнет и скоро совсем умрет, я знаю… Она хорошо рассчитала свой удар, эта красивая, аккуратная девочка. Ранила в самое больное место: мать у Гоши действительно часто и подолгу болела, это было несчастьем их семьи.
Только что бойкий, веселый паренек на моих глазах в мгновение сник и поплелся как старичок…
Дети ушли, а я долго еще переживал и обдумывал происшедшее. Откуда, думал я, столько жестокости в сердце этой девочки? Откуда столько неприязни к своим одноклассникам? А ведь в школе девочка на хорошем счету. Всегда опрятная, вежливая, домашние задания выполнены, учебники и тетрадки в образцовом порядке.
В.Залипаев, учитель, Ивановская область.
Обсуждаем.
Читаю стихи С.Островского «В жизни по-разному можно жить…», Юлиана Тувима «Что я ненавижу, и что я люблю…».
Я ненавижу ложь
В любом одеянии,
А больше всего – в роскошном,пышном,
Самодовольную тупость,
Даже если носит она
В золотой оправе очки,
Суматошливость, вздорность, крикливость,
Себялюбие, зависть,
Прикрытые громкою фразой,
Целки – глаза,
Отвратительным жиром заплывшие,
Уши с пробками ваты
От ветра и мук человеческих,
Предательство, подлость
С глазами блудливыми,
Фарисейство и лицемерье
В обличьи моральности строгой –
Я ненавижу!
Вещи люблю я простые и чистые:
Сердце, открытое дружбе,
Ум уважительный к людям,
Труд, радость миру несущий,
Пожатие мозолистых рук,
Синий рассвет над зеркальными водами,
Шум дубравы зеленый и шум золотой,
Соловьиные песни и песни людей,
Скромный шиповник и гордую розу,
Мужество, верность,
Народ и народы –
Я люблю!
- Сколько и каких добрых дел на вашем счету (личном) и на счету вашего класса?
Конечно, если хотите быть полезными людьми, то точку приложения найти нетрудно.
Только не надо пустословия, делом докажите, а не словом, кто ты и чего ты стоишь.
Добрый человек не обманет, не украдет, не сподличает, не предаст.
На производстве он не схалтурит. В жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребенка, не обидит старого и слабого, и не унизит себя лицемерием и лестью.
Обращаясь к нам, к вам, молодому поколению, заслуженная артистка Алла Демидова рассказывает:
«В одном из спектаклей нашего театра я играю старую русскую женщину, прожившую долгую и нелегкую жизнь. Трудности не ожесточили ее сердце. Она любит людей, несет им добро. В финале спектакля, обращаясь в зал, моя героиня говорит: «А у вас все хиханьки да хаханьки. Нынче-то слово не сдержал, завтра дело не сделал… Потом-то в суете забудешь, что человеком на свет рожден…» Мы чаще должны заглядывать в самих себя, не кивая при конфликтных ситуациях на «объективные причины» и на несовершенство окружающих людей. Всем нам надо заботиться о самом важном, о самом главном – чтобы человек всегда оставался человеком».
Поэтому не обижайте людей ни делом, ни словом, ни намеком, ни пренебрежением.
Прежде чем возражать кому-то, выслушайте, постарайтесь понять чужой взгляд на вещи.
И будьте терпеливы, сталкивались с людьми в повседневном общении, сохраняйте независимость – и во взглядах, и в поведении – и не забывайте при этом: истинная независимость вовсе не исключает снисходительности.
- Что это значит?
«Будьте всегда обязательно тверды и неуступчивы в делах принципиальных и проявляйте известную уступчивость, когда дело идет о людских слабостях, ошибках – ведь все мы более или менее грешны». А.Маркуша
Домашнее задание:
Ответьте на вопросы:
- Есть ли у вас друг (подруга)? (Можно ли ваши отношения назвать дружескими).
- Правы ли те, которые говорят: «У нас много друзей»?
- Почему говорят: «До дружбы надо дорасти»?
- Какие вы читали художественные произведения, в которых рассказывается о дружбе?
- Допишите неоконченные предложения:
Друг – это…
Истинным другом может быть только тот, …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Умейте властвовать собой" Подготовка к сочинению - рассуждению о самоуправлении личности.
Класс – 10-ый (общеобразовательный). Тип урока – сообщение новых сведений. Тема по развитию речи – подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему о себе. Тема коммуникативная – к...
Чувствовать рядом с собой человека
Час обучения общению...
Чувство взрослости у молодого человека в подростковом возрасте
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равнопр...
Классный час в 7 классе «Чувствовать рядом с собой человека» Разговор о толерантности.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Возникшая нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации попа...
Классный час "Видеть рядом с собой человека"
Классный час по воспитанию толерантности 5-6 класс...
Акция"Рядом живет пожилой человек"
Акция"Рядом живет пожилой человек"...