Тренинг «Мое свободное время».
материал (6 класс) по теме

Шиляпова Елена Владимировна

Проект  «Мой  день»

Тренинги диагностические упражнения

Их задача – создание у участников первичного представления о эффективном и целесообразном использовании свободного времени, научиться четко планировать свои действия.

Первые мысли

Поговорить с участниками о том, составляют ли они план дня, имеют ли режим? Почему да или нет? Умеют ли экономить время? Насколько эффективно используют учебное время и время для отдыха? Что значит планировать?

Расписание  дня

Предложите ребятам составить свой обычный распорядок дня и проанализировать, какая деятельность и почему занимает то или иное время и место.

Зоны  активности

Попросите ребят вспомнить примеры из обычной жизни и проанализировать, когда они особенно активны в деятельности? В какое время суток они чувствуют эмоциональный, интеллектуальный подъем? Что в такие подъемы они делают?

Хронометраж

      Предложите ребятам заполнить и прохронометрировать по часам свой день и проанализировать значимость деятельности по схеме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  «Мое свободное время»

Проект  «Мой  день»

Тренинги диагностические упражнения

Их задача – создание у участников первичного представления о эффективном и целесообразном использовании свободного времени, научиться четко планировать свои действия.

Первые мысли

Поговорить с участниками о том, составляют ли они план дня, имеют ли режим? Почему да или нет? Умеют ли экономить время? Насколько эффективно используют учебное время и время для отдыха? Что значит планировать?

Расписание  дня

Предложите ребятам составить свой обычный распорядок дня и проанализировать, какая деятельность и почему занимает то или иное время и место.

Зоны  активности

Попросите ребят вспомнить примеры из обычной жизни и проанализировать, когда они особенно активны в деятельности? В какое время суток они чувствуют эмоциональный, интеллектуальный подъем? Что в такие подъемы они делают?

Хронометраж

        Предложите ребятам заполнить и прохронометрировать по часам свой день и проанализировать значимость деятельности по схеме

Время

Что делал

Смысл деятельности

8-00 – 8-30

8-30 – 9-00

9-00 – 9-30

План на день

Предложите участникам составить план на следующий день. Почему они включили эти дела? Почему отводят на них именно столько времени? Почему располагают в таком порядке? На следующий день проанализируйте по схеме предложенные упражнения результативность плана. Почему что-то не удалось сделать. Предложите участникам ежедневно планировать деятельность    на следующий   день  и вечером анализировать «выполняемость плана».

План

Что сделано

Что не сделано, почему.

Поиски  времени

Научите отличать продуктивное время от бесполезного, видеть значимость полезного времени для развития: проболтать по телефону – не сделать алгебру – получить плохую оценку, встретился с друзьями – полезное – общались, отдохнул от уроков, сблизился

Что сделал

Значение

Что можно извлечь из деятельности

Свободное время

Предложите ребятам, используя свои аналитические формы предыдущих упражнений,  найти «свободное» – бесполезное время. Предложите заполнить «бесполезное» время полезной нужной деятельностью (какие + и – будут для самого участника).

Бесполезное время

Что можно было бы сделать

+ деятельности

- деятельности

Идеальный режим дня

        Попросите ребят составить для себя идеальный режим дня. Почему он идеальный? Что в нем +, что -? Насколько трудно и почему бывает его выдержать? Что мешает жить по режиму?

Недельная  нагрузка

        Предложите ребятам проанализировать неделю как план собственного развития. Когда у них пик активности, когда наступает усталость? Как располагаются важные виды деятельности? Как можно улучшить интенсивность работы на неделе? Почему важны те или иные виды деятельности?

Идеальный  план

        Что значит запланировать отдельное дело? Какие шаги нужны, чтобы эффективно и быстро решить какое-то дело? Провести тренинг – предложить ребятам составить  план  подготовки и проведения  какого-либо дела.

Упражнение  «Качества  и  режим»

Предложите участникам подумать, какие качества личности помогают в выполнении четко запланированного дня или дела? Почему? Какие качества помогают выполнению и достижению поставленных целей? Почему?

Качества помогающие

Почему

Качество тормозящие

Почему

Упражнение  «В  узде»

Предложите участникам найти причины, которые могут «заставить» его выполнить  запланированное дело. Какие + и – преодоления, «не желания» в таких случаях можно обнаружить для себя, для дела, для движения вперед?

Упражнение  «Анализ  дня»

        Предложите участникам ежедневно анализировать и оценивать свой день и деятельность в аспекте достижений и роста по схеме:

  • Что удалось сделать?
  • Какое значение имеет для меня?
  • За что можно похвалить себя?
  • Что не удалось сделать? Почему? Что помешало?

Проектная работа.

В качестве проекта тьютор предлагает участникам запланировать свой месяц (или какую-то специальную деятельность), составить новый режим дня, план работы, программу развития на день с их презентацией и защитой. Проект предлагает самостоятельное планирование деятельности (вплоть  до составления индивидуального расписания, дополнительных видов деятельности). оптимально выполняющий, запрос на саморазвитие.

На презентации результатов проекта участники рассказывают о  проведенном деле, обсуждают трудности , с которым они столкнулись во время работы над проектом, оценивают свои достижения и личностный рост.

Проект  «Учение»

Мой интерес

        Предложите проанализировать школьные предметы в расписании по интересу, которые они вызывают у участников.

Предмет

Нравится всегда, потому что …..

Нравится иногда, потому что….

Не нравится, потому что  

Зачем?

        Предложите участникам ответить в не менее 5 позициях зачем он учится?

Затем абстрагируясь от собственной позиции предложите назвать 5 важных причин ,по которым человеку вообще стоит учиться. Проанализируйте первую и вторую позицию. Почему они так соотносятся ? Почему нет «значимого» осознания учения в школе?

Трудности

        Предложите ребятам проанализировать, какие уроки (домашнее задание) им труднее всего даются? Почему?

Предмет (вид деятельности)

Легко всегда

Трудно иногда, потому что…

Трудно, потому что..

Замер

Предложите участникам «замерить» по времени, сколько уходит у них времени на выполнение того или иного задания по предмету. Почему это занимает столько времени?

Проанализируйте вместе  эти проблемы.

По ранжиру.

        Предложите ребятам по ранжиру расположить все предметы расписания (по тому, какие из них нравятся больше всего или меньше всего). Проанализируйте вместе, почему такое расположение? Что вызывает  наибольшие трудность и наибольший интерес к предмету? Предложите на втором этапе  расположить предметы по «значимости» для саморазвития и дальнейшего роста (образовательного, карьерного и др.) Соотносятся 2 списка и проводится индивидуальный анализ.

Аналитичка урока.

Предложите оценить работу на уроках по одной из форм:

1 Дата

2 Урок

3 Что понравилось

4 Что не понравилось

5 Твои предложения

6 Что еще хочешь сказать

        

Таблица 1

Урок

Вид деятельности

Самооценка результативности

Таблица 2.

Урок

Настроение (в цвете)

Причина

Тьютор совместно с ребенком анализирует причины + и – урока

Вид  деятельности

        Предложите участникам проанализировать какие виды учебной деятельности в классе и дома вызывают у них особенный интерес (особенно результативность) или особенно трудности. Проанализируйте причины. Какие учебные навыки необходимо развивать, чтобы недостаточно успешные виды деятельности были успешными? Что для этого стоит предпринять?

Самообразование

        Попросите участников подумать и определить процент знаний и умений, которыми они овладевают самостоятельно? Есть ли вообще что-то, о чем они узнали сами? Почему они захотели узнать что-то самостоятельно? Какое значение имело для них? Какое настроение (чувство удовлетворения они испытывали)?

Не знаю, но хочу знать

        Предложите учащимся назвать не менее 5 позиций, которые они не знают, но хотели бы знать (в области знаний о человеке, о природе, о живом мире и др.). Что даст им это новое знание? Какого будет его значение для саморазвития? Какие способы «достижения» этих знаний могут предложить участники.

Эти упражнение может быть положено в основу проекта «Учение» как самостоятельная работа над мини-исследованием по какой-либо проблеме, интересующую ученика.

Источники

        Предложите учащимся назвать возможные источники знаний для человека, попросите их охарактеризовать, насколько они эффективно используют эти источники.

Как часто используют

Эффективность для развития

Книга

Интернет

Учебник

Телевидение

Др.

Учебные навыки

Предложите участникам оценить свои учебные навыки по 5 бальной системе. Почему и они им нужны в учебе и в дальнейшей работе? Что нужно сделать, чтобы развивать эти навыки? Почему нужны те или иные навыки для саморазвития?

  1. Чтение (быстрое, медленное)
  2. Письмо (конспектирование)
  3. Умение анализировать текст.

Упражнение «Успех и оценка»

        Предложите участникам проанализировать свои четвертные и годовые оценки. От чего они зависят? Какие факторы влияют на оценку? Соответствуют ли знания реальной оценке? Предложите оценить свои знания по предмету самому участнику? Почему так, что нужно сделать (не менее 5 шагов) для улучшения оценки и качества знаний по анализированному предмету.

Упражнение «Качество и успех»

        Какие качества личности, присущие участникам мешают или помогают в учебе? Почему? Какие личные усилия нужны. чтобы изменить ситуацию для продвижения вперед?

Качества

Почему мешают

Как помочь

Упражнение «Жизненная основа»

        Какие важные учебные качества, умения и навыки могут помочь в дальнейшей учебе и вашем успехе как развитие личности? Почему? Как оптимально развить их и максимально использовать сейчас и в будущем?

Упражнение «Образовательный план»

        Есть ли у учащихся образовательный план? Почему? Попробуйте создать «образцовую лестницу» (маршрут). Какие ступеньки предстоит пройти? Какие дополнительные знания нужны, чтобы успешно «шагать» по этой лестнице?

В качестве тренинговых упражнений можно использовать упражнение по развитию мышления, памяти, скорости чтения, методики по сбору и анализу информации.

В качестве проектной деятельности по этому направлению могут быть следующие виды самостоятельной работы учеников:

  • научное исследование (реферат, доклад, научные проекты и др.)
  • информационный бюллетень по проблеме
  • программа самообразования в какой–то области
  • аналитическая справка
  • обучающий проект
  • деятельность по   развитию специальных знаний и др.
  • деятельность по развитию  некоторых специальных навыков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свободное время младшего школьника

материалы исследования для обсуждения на родительском собрании...

Ситуационное родительское собрание - Свободное время...

В ходе собрания происходит обсуждение вопросов, связанных с оптимальной организацией свободного времени ребенка...

презентация по теме "Свободное время"

К учебнику Афанасьевой, Михеевой для общеобразовательных школ 8 класс...

Разработка урока «Свободное время – самое лучшее время. Не так ли?». Немецкий язык. 6 класс.

Название работы: _разработка___урока______________                        ...

Презентация "Свободное время учащихся и ответственность семьи за поведение ребёнка во внеурочное время"

Рекомендации для родителей:•    Больше внимания уделяйте общению с детьми.•    Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительное на...

«Свободное время». Лексика по теме «Свободное время». Аудирование Дистанционные курсы Признаки инфинитива и инфинитивных оборотов и способы передачи их значений в русском языке

Лексика по теме «Свободное время». Аудирование Дистанционные курсыПризнаки инфинитива и инфинитивных оборотов и способы передачи их значений в русском языке...