Моя гражданская позиция. ( классный час в 9 классе)
классный час (9 класс) по теме
Этот классный час помог расширить знания ребят о понятиях «гражданин» и «гражданская позиция», способствовал развитию умения рассуждать, отстаивать свою точку зрения, способстввовал воспитанию толерантности, патриотизма, заставил задуматься о том, что значит для подростков гражданская позиция, какими качествами должен обладать любой школьник, любящий свою страну. Этот классный час заставил задуматься: а все ли гражданские качества воспитали дети в себе, какое качество они хотели бы еще больше в себе воспитать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_grazhdanskaya_pozitsiya.doc | 59.5 КБ |
grazhdanskaya_pozitsiya.ppt | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Гражданская позиция школьников: что это значит?
Цель: расширить знания ребят о понятиях «гражданин» и «гражданская позиция», уметь рассуждать, отстаивать свою точку зрения, воспитание толерантности, патриотизма.
Ход классного часа.
1. Вступительное слово: Здравствуйте,ребята! Тема нашего занятия «Гражданская позиция школьников: что это значит?»
Как вы думаете, о чем мы с Вам будем размышлять на классном часе?
О том, кто такой “гражданин”, что значит для каждого из вас гражданская позиция школьника. Какими качествами личности должен обладать любой школьник любящий свое Отечество?
Итак, цель классного часа расширить наши знания о понятиях «гражданин» и «гражданская позиция».
Мы сегодня будем работать в группах. Хочу напомнить правила работы в группе. ( см слайд)
Поэт Н. А. Некрасов сказал: «А что такое гражданин?» - «Отечества достойный сын!»
- Как вы понимаете эти слова? (Сл№3)
- - - -слушаем выступления детей ---------
- Итак, правильно. Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, это слово имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью.
Школьник - это гражданин?
В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина? (Сл №5)
Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, когда гибнет природа его края.
Гражданин хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины.
Гражданин не украдет сам и не позволит это другим, он протестует против расточительства, бесхозяйственности.
Гражданин не может смотреть спокойно, как гибнет от спиртного его народ, и собственным примером показывает, что жизнь без спиртного может быть интересной и прекрасной.
Гражданин понимает, что люди никогда не были равны , и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.
- Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц.
Ситуация № 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.
Вопросы: (сл №6)
- Личное ли это дело каждого?
- Имеет ли право курить в общественном месте?
- Наносит ли вред окружающим и себе?
- Какой вред он наносит государству?
- Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?
Ситуация № 2. Два ученика во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.
Вопросы:
1. Имел ли ученик право брать стул учителя?
2. Какое право здесь нарушено? (право неприкосновенности)
3. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном?
4. Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных. Способно ли оно пробудить совесть?
5. Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом все-таки узнают, кто истинный виновник?
6. Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?
( Сл №7)
Итак, граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.
-Что относится к основным обязанностям гражданина России?
(соблюдать Конституцию и законы России.)
(Уважать права и свободы других людей.)
(Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании. Образовании, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.)
- Давайте сделаем правильный выбор, найдем соответствия, что обязан делать человек, являясь гражданином своей родины?
«Моя гражданская позиция».
Задание: В группах обсудить одно из направлений
«Моя гражданская позиция». Раздаточный материал ( 4 раздела):
Вы видите 4 раздела, которые символизируют 4 гражданских позиции. Прочитав фразу из раздаточного материала соотнесите её с одной из гражданских позиций. Соедините .
(Ожидаемый результат: ( сл №11-14)
Я – гражданин России
Я – человек с активной жизненной позицией, участник социальных проектов
Я - знаю историю моей Родины
Я- знаю структуру политической власти страны и местного самоуправления
Я - принимаю многонациональность России и ценю самобытность разных культур
Я - с уважением отношусь к национальным символам
Мне небезразличны актуальные проблемы страны
Я – достойный житель своего
Я люблю свою малую родину, земляков
Я соблюдаю чистоту в своём районе
Я – участник местных праздников и акций
Я- участвую в благоустройстве района и школьного двора
Я – краевед: знаю историю своего края, ухаживаю за памятниками
Я - берегу природу родного края
Я – будущий семьянин
Я – хороший сын (дочь), стараюсь не огорчать родителей, помогать им
Я – заботливый брат (сестра), помогаю младшим в учёбе
Я – внимательный внук ( внучка), уважаю пожилых людей, ценю их жизненный опыт
Я- изучаю права и обязанности ребёнка в семье, я против насилия в семье
Учусь строить взаимоотношения в семье на основе понимания и уважения друг к другу
Я – будущий семьянин. Я знаю свою родословную и ценю семейные традиции
Я – успешный ученик
Я - учусь с удовольствием, умею добывать знания
У меня есть цель и я знаю, как её достичь, я уверен в себе
Я - умею писать эссе и рефераты, разрабатывать проекты
Я- владею компьютером и Интернетом
Я- умею управлять саморазвитием. Ценю время, организован
Я - трудолюбив, развиваю свои способности, участвую в олимпиадах, проектах и конкурсах.)
-В полном обьёме гражданин России может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.
-Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?
( Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки и т.д.)
Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).
Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.
---------слушает выступления детей------------------------
Вывод. Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.
- - - - - - - - - дети выступают, задают вопросы друг другу - - - - - - - - - - - -
- Итак, что значит быть гражданином ?
Я – гражданин России! (Сл№15)
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!
-Мы все граждане одной страны с названием Россия, мы – Россияне. Только в согласии и единстве наша сила. Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
- Почему необходимо согласие между людьми?
3. Рефлексия
Мы сегодня говорили о разных позициях гражданина. Как вы считаете, все ли гражданские качества вы в себе воспитали? Напишите на листке какое качество гражданина вы бы хотели в себе еще больше воспитать? ( приклеиваем на доску)
Спасибо, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности за будущее родины. Мы уверены, что вы будете настоящими гражданами России!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
активного сотрудничества; терпимости к чужому мнению; во время предложения идей отказаться от комментариев; дать высказаться всем и всех выслушать; все участники дискуссии равноправны, каждый может свободно выдвинуть свою идею;
«А что такое Гражданин?» – «Отечества достойный сын» Н.А. Некрасов
Значение слова «гражданин» – 1 . Лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства; 2. Человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе; 3. Взрослый человек, мужчина; 4. Употребляется как официальное обращение к мужчине.
Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, когда гибнет природа его края Гражданин хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины Гражданин не украдет сам и не позволит это другим, он протестует против расточительства, бесхозяйственности Гражданин не может смотреть спокойно, как гибнет от спиртного его народ, и собственным примером показывает, что жизнь без спиртного может быть интересной и прекрасной Гражданин понимает, что люди никогда не были равны, и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.
Ситуация № 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы . Ситуация № 2. Два ученика во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул
Гражданская позиция школьников: что это значит? Понятие «гражданская позиция школьников » это совокупность личностных качеств, знаний, суждений, поступков подростков в отношении к Отечеству, обществу, реализующихся в социально значимой деятельности. Выделяют следующие структурные компоненты гражданской позиции подростков: гражданскую культуру, идейную убежденность, гражданскую компетентность и гражданскую активность.
Я – гражданин России Я – человек с активной жизненной позицией, участник социальных проектов Я - знаю историю моей Родины Я- знаю структуру политической власти страны и местного самоуправления Я - принимаю многонациональность России и ценю самобытность разных культур Я - с уважением отношусь к национальным символам Мне небезразличны актуальные проблемы страны
Я – достойный житель своего района Я люблю свою малую родину, земляков Я соблюдаю чистоту в своём районе Я – участник местных праздников и акций Я- участвую в благоустройстве района и школьного двора Я – краевед: знаю историю своего края, ухаживаю за памятниками Я - берегу природу родного края
Я – будущий семьянин Я – хороший сын (дочь), стараюсь не огорчать родителей, помогать им Я – заботливый брат (сестра), помогаю младшим в учёбе Я – внимательный внук ( внучка), уважаю пожилых людей, ценю их жизненный опыт Я- изучаю права и обязанности ребёнка в семье, я против насилия в семье Учусь строить взаимоотношения в семье на основе понимания и уважения друг к другу Я – будущий семьянин. Я знаю свою родословную и ценю семейные традиции
Я – успешный ученик Я - учусь с удовольствием, умею добывать знания У меня есть цель и я знаю, как её достичь, я уверен в себе Я - умею писать эссе и рефераты, разрабатывать проекты Я- владею компьютером и Интернетом Я- умею управлять саморазвитием. Ценю время, организован Я - трудолюбив, развиваю свои способности, участвую в олимпиадах, проектах и конкурсах.
Я – гражданин России! Не правда ль, звучит красиво? Смело, достойно, гордо! Сказано как-то твердо! Я – гражданин России! И если б меня спросили, Чем же я так горжусь? Я бы ответил просто: Не надо пустых вопросов! Ведь моя родина – Русь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.
Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...
Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.
Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...
Доклад и презентация на тему "Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся"
Выступление на школьном круглом столе «Учеба учителей»Доклад на тему: «Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся».Докладчик: учитель английского языка, к...
проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)
Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания. Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...
Презентация для классного часа в 11 классе.Тема: Гражданская позиция школьников: что это значит?
Материал презентации к классному часу даст возможность классному руководителю расширить знания ребят о понятиях «гражданин» и «гражданская позиция»; учить уметь рассуждать, отстаивать свою точку...
Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса», направленная на формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов
Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 5-9 классов и включает в себя разделы, связанные с такими науками как биология, география и химия. Изучение данного курса способствует не то...
Формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов
Вопросы изучения родного края становятся все более актуальными для современного образования. Изучение природного и культурного наследия обеспечивает диалог культур — настоящего с прошлым и...