Моя гражданская позиция. ( классный час в 9 классе)
классный час (9 класс) по теме

Лазарева Ирина Александровна

Этот классный час помог  расширить знания ребят о понятиях  «гражданин» и «гражданская позиция», способствовал развитию умения  рассуждать, отстаивать свою точку зрения, способстввовал воспитанию толерантности,  патриотизма, заставил задуматься о том, что значит для подростков гражданская позиция, какими качествами должен обладать любой школьник, любящий свою страну. Этот классный час заставил задуматься: а все ли гражданские качества воспитали дети в себе, какое  качество они хотели бы еще больше в себе  воспитать. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_grazhdanskaya_pozitsiya.doc59.5 КБ
Office presentation icon grazhdanskaya_pozitsiya.ppt1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гражданская позиция школьников: что это значит?

Цель: расширить знания ребят о понятиях  «гражданин» и «гражданская позиция», уметь рассуждать, отстаивать свою точку зрения, воспитание толерантности,  патриотизма.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово: Здравствуйте,ребята! Тема нашего занятия  «Гражданская позиция школьников: что это значит?»

Как вы думаете,  о чем мы с  Вам будем размышлять  на классном часе?

  О том, кто такой “гражданин”, что значит для каждого  из вас гражданская позиция школьника. Какими  качествами  личности  должен обладать любой школьник любящий свое Отечество?

  Итак,  цель классного часа расширить наши  знания о понятиях  «гражданин» и «гражданская позиция».

Мы сегодня будем работать в группах. Хочу напомнить правила работы в группе. ( см слайд)

   Поэт Н. А. Некрасов сказал: «А что такое гражданин?» - «Отечества достойный сын!»

- Как вы понимаете эти слова? (Сл№3)

                                            - - - -слушаем выступления детей ---------

- Итак,  правильно. Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней,  это слово  имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью.

Школьник - это гражданин?

В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?   (Сл №5)

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, когда гибнет природа его края.

        Гражданин хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины.

        Гражданин не украдет сам и не позволит это другим, он протестует  против расточительства, бесхозяйственности.

        Гражданин не может смотреть спокойно, как гибнет от спиртного  его народ, и собственным примером показывает, что жизнь без спиртного может быть интересной и прекрасной.

        Гражданин понимает, что люди никогда не были равны , и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

- Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех  действующих лиц.

Ситуация № 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.  

Вопросы:  (сл №6)

  1. Личное ли это дело каждого?
  2. Имеет ли право курить в общественном месте?
  3. Наносит ли вред окружающим и себе?
  4. Какой вред он наносит государству?
  5. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

Ситуация № 2. Два ученика во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

1.      Имел ли ученик право брать стул учителя?

2.      Какое право здесь нарушено? (право неприкосновенности)

3.      Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном?

4.      Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных. Способно ли оно пробудить совесть?

5.      Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом все-таки узнают, кто  истинный виновник?

6.      Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?

  ( Сл №7)

 Итак,  граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

-Что относится к основным обязанностям гражданина России?

(соблюдать Конституцию и законы России.)

(Уважать права и свободы других людей.)

(Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании. Образовании, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.)

   - Давайте сделаем правильный выбор, найдем соответствия, что обязан делать человек, являясь гражданином своей родины?

«Моя гражданская позиция».

Задание: В группах обсудить одно из направлений

«Моя гражданская позиция».  Раздаточный материал ( 4 раздела):

Вы видите 4 раздела, которые символизируют 4 гражданских позиции.  Прочитав фразу  из раздаточного материала соотнесите её с одной из гражданских позиций. Соедините .

(Ожидаемый результат:  ( сл №11-14)

Я – гражданин России

Я – человек с активной жизненной позицией, участник социальных проектов

Я -  знаю историю моей Родины

Я-  знаю структуру политической власти страны и местного самоуправления

Я - принимаю многонациональность России и ценю самобытность разных культур

Я - с уважением отношусь к национальным символам

Мне небезразличны актуальные проблемы страны

Я – достойный житель своего

Я люблю свою малую родину, земляков

Я соблюдаю чистоту в своём районе

Я – участник местных праздников и акций

Я-  участвую в благоустройстве района и школьного двора

Я – краевед: знаю историю своего края, ухаживаю за памятниками

Я - берегу природу родного края

Я – будущий семьянин

Я – хороший сын (дочь), стараюсь не огорчать родителей, помогать им

Я – заботливый брат (сестра), помогаю младшим в учёбе

Я – внимательный внук ( внучка), уважаю пожилых людей, ценю их жизненный опыт

Я-  изучаю права и обязанности ребёнка в семье, я против насилия в семье

Учусь строить взаимоотношения в семье на основе понимания и уважения друг к другу

Я – будущий семьянин. Я знаю свою родословную и ценю семейные традиции

Я – успешный ученик

Я - учусь с удовольствием, умею добывать знания

У меня есть цель и я знаю, как её достичь, я уверен в себе

Я - умею писать эссе и рефераты, разрабатывать проекты

Я-  владею компьютером и Интернетом

Я-  умею управлять саморазвитием. Ценю время, организован

Я - трудолюбив, развиваю свои способности, участвую в олимпиадах, проектах и конкурсах.)

-В полном обьёме гражданин России может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

-Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?

( Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки и т.д.)

Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).

Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.

                                          ---------слушает выступления детей------------------------

Вывод. Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.

                  - - - - - - - - - дети выступают, задают вопросы друг другу  - - - - - - - - - - - -

   - Итак, что значит быть гражданином  ?

 Я – гражданин России! (Сл№15)

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!

Я – гражданин России!

И если б меня спросили,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Русь! 

-Мы все граждане одной страны с названием Россия, мы – Россияне. Только в согласии и единстве наша сила. Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

-  Почему необходимо согласие между людьми?

3. Рефлексия

Мы сегодня говорили о разных позициях гражданина. Как вы считаете, все ли гражданские качества вы в себе воспитали? Напишите на листке какое качество гражданина вы бы хотели в себе еще больше воспитать? ( приклеиваем на доску)

Спасибо, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности за будущее родины. Мы уверены, что вы будете настоящими гражданами России!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданская позиция школьников: что это значит?

Слайд 2

активного сотрудничества; терпимости к чужому мнению; во время предложения идей отказаться от комментариев; дать высказаться всем и всех выслушать; все участники дискуссии равноправны, каждый может свободно выдвинуть свою идею;

Слайд 3

«А что такое Гражданин?» – «Отечества достойный сын» Н.А. Некрасов

Слайд 4

Значение слова «гражданин» – 1 . Лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства; 2. Человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе; 3. Взрослый человек, мужчина; 4. Употребляется как официальное обращение к мужчине.

Слайд 5

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, когда гибнет природа его края Гражданин хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины Гражданин не украдет сам и не позволит это другим, он протестует против расточительства, бесхозяйственности Гражданин не может смотреть спокойно, как гибнет от спиртного его народ, и собственным примером показывает, что жизнь без спиртного может быть интересной и прекрасной Гражданин понимает, что люди никогда не были равны, и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

Слайд 6

Ситуация № 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы . Ситуация № 2. Два ученика во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул

Слайд 7

Гражданская позиция школьников: что это значит? Понятие «гражданская позиция школьников » это совокупность личностных качеств, знаний, суждений, поступков подростков в отношении к Отечеству, обществу, реализующихся в социально значимой деятельности. Выделяют следующие структурные компоненты гражданской позиции подростков: гражданскую культуру, идейную убежденность, гражданскую компетентность и гражданскую активность.

Слайд 9

Я – гражданин России Я – человек с активной жизненной позицией, участник социальных проектов Я - знаю историю моей Родины Я- знаю структуру политической власти страны и местного самоуправления Я - принимаю многонациональность России и ценю самобытность разных культур Я - с уважением отношусь к национальным символам Мне небезразличны актуальные проблемы страны

Слайд 10

Я – достойный житель своего района Я люблю свою малую родину, земляков Я соблюдаю чистоту в своём районе Я – участник местных праздников и акций Я- участвую в благоустройстве района и школьного двора Я – краевед: знаю историю своего края, ухаживаю за памятниками Я - берегу природу родного края

Слайд 11

Я – будущий семьянин Я – хороший сын (дочь), стараюсь не огорчать родителей, помогать им Я – заботливый брат (сестра), помогаю младшим в учёбе Я – внимательный внук ( внучка), уважаю пожилых людей, ценю их жизненный опыт Я- изучаю права и обязанности ребёнка в семье, я против насилия в семье Учусь строить взаимоотношения в семье на основе понимания и уважения друг к другу Я – будущий семьянин. Я знаю свою родословную и ценю семейные традиции

Слайд 12

Я – успешный ученик Я - учусь с удовольствием, умею добывать знания У меня есть цель и я знаю, как её достичь, я уверен в себе Я - умею писать эссе и рефераты, разрабатывать проекты Я- владею компьютером и Интернетом Я- умею управлять саморазвитием. Ценю время, организован Я - трудолюбив, развиваю свои способности, участвую в олимпиадах, проектах и конкурсах.

Слайд 13

Я – гражданин России! Не правда ль, звучит красиво? Смело, достойно, гордо! Сказано как-то твердо! Я – гражданин России! И если б меня спросили, Чем же я так горжусь? Я бы ответил просто: Не надо пустых вопросов! Ведь моя родина – Русь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Доклад и презентация на тему "Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся"

Выступление на школьном круглом столе «Учеба учителей»Доклад на тему: «Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся».Докладчик: учитель английского языка, к...

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

Презентация для классного часа в 11 классе.Тема: Гражданская позиция школьников: что это значит?

Материал презентации к классному часу даст возможность классному руководителю расширить знания ребят о понятиях  «гражданин» и «гражданская позиция»; учить уметь рассуждать, отстаивать свою точку...

Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса», направленная на формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов

Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 5-9 классов и включает в себя разделы, связанные с такими науками как биология, география и химия. Изучение данного курса способствует не то...

Формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов

Вопросы изучения родного края становятся все более актуальными для современного образования. Изучение природного и культурного наследия обеспечивает диалог культур — настоящего с прошлым и...