Формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов
статья по биологии

 

Вопросы изучения родного края становятся все более актуальными для современного образования. Изучение природного и культурного наследия обеспечивает диалог культур — настоящего с прошлым и будущим на конкретной территории, а значит, выполняет важную функцию воспитания духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Уникальная природа Кузбасса, культура наших предков приобретают особую ценность и значимость для детей и подростков, способствуя становлению у них патриотизма и гражданской позиции. В настоящее время особенно остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к родному краю всем сердцем и душой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов

Вопросы изучения родного края становятся все более актуальными для современного образования. Изучение природного и культурного наследия обеспечивает диалог культур — настоящего с прошлым и будущим на конкретной территории, а значит, выполняет важную функцию воспитания духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Уникальная природа Кузбасса, культура наших предков приобретают особую ценность и значимость для детей и подростков, способствуя становлению у них патриотизма и гражданской позиции. В настоящее время особенно остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к родному краю всем сердцем и душой.

Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса» рассчитана на период обучения с 5 по 9 класс. Она делится на следующие разделы: 5 класс - «Мой край родной – Кузбасс могучий», 6 класс – «Растительный мир Кузбасса», 7 класс – «Животный мир Кузбасса», 8, 9 класс – «Химия в природе Кузбасса».

5 классы – это возраст, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается и укрепляется чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала в рамках внеурочной программы «Мой край родной – Кузбасс могучий» развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии. Содержание начального курса краеведения позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности.

Жизнь школьника является частью жизни нашего народа. Необходимо также отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы. Именно учитель пробуждает восхищение, глубокую гордость и искреннюю любовь к своему родному краю, Родине.

В 6 классе в рамках программы «Я – юный исследователь природы Кузбасса» предусмотрено изучение раздела «Растительный мир Кузбасса». Работа по данной программе предназначена с целью организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности, знакомством с растительностью родного края. Изучение биологического краеведения в школе также является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе родного края. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом и трудовом воспитании.

Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно-ориентированного подхода в преподавании биологии. Отличительная особенность данной программы в том, что разнообразие изучаемых объектов и тем работы способствует выявлению наклонностей и интересов школьников и позволяет по окончании курса выбрать по своему желанию элективный курс или профиль с углубленным изучением экологии и биологии, а так же поможет в выборе будущей профессии. Реализуя в 6 классе содержание занятий с детьми, педагог может постепенно «переходить» от более простых результатов к более сложным. Все это также способствует самоопределению личности ребёнка, создаёт условия для её самореализации.

Фауна Кузбасса очень разнообразна. В Кемеровской области водится около 450 видов позвоночных животных, в том числе 68 видов млекопитающих, более 300 видов птиц, 6 рептилий, 5 амфибий и 42 вида рыб. Большинство из них издревле обитали здесь. Изучении в 7 классе предмета биологии построено на эколого-эволюционном и функциональном подходе, в ходе которых акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В процессе реализации раздела «Животный мир Кузбасса» программы внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса» появляется возможность более углубленно остановиться на таких вопросах как воздействие человека и его деятельности на животных, промыслы, одомашненные животные, разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. А также уделить внимание важности охраны животного мира, системы мониторинга, охраняемых территорий.

Кузбасс одна из крупнейших топливно–энергетических баз страны. Угольная промышленность – ведущая отрасль экономики области. На ее долю приходится 27% промышленного производства. Уголь Кузбасса выступает в качестве основного твердого топлива Российской Федерации, в первую очередь, для черной металлургии и энергетики.

Большая концентрация различных промышленных предприятий обусловила чрезвычайно высокие техногенные нагрузки в регионе, что привело к загрязнению атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод, нарушению ландшафта, скоплению большого количества промышленных, в том числе и токсичных отходов, истреблению на больших площадях лесов, деградации фауны и флоры, к высоким уровням заболеваемости и смертности населения. Таким образом, является актуальным реализация раздела «Химия в природе Кузбасса» на протяжении обучения в 8 и 9 классах. Данный раздел позволяет расширить кругозор учащихся об окружающих нас химических веществах, о тех экологических проблемах, которые существуют в настоящее время. Проблема охраны окружающей среды – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому обучающихся необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Учащиеся должны знать о химических веществах в природе, о видах химического загрязнения окружающей среды и способах борьбы с ними, об основных загрязнителях атмосферы, воды, почвы; знать современные способы очистки от вредных веществ; пропагандировать идеи и приёмы рационального природопользования.

Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса» является междисциплинарной программой, с помощью которой легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на занятиях то, с чем они постоянно сталкиваются с детства, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача программы заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы. При непрерывном изучении таких предметов как география, биология, экология, химия и ОБЖ обучающиеся постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь, каждый раз, качественно на более высокий уровень. Таким образом, реализация данной программы становится своеобразной подготовкой к изучению предметов естественно-научного цикла в профильном классе, оставаясь при этом самодостаточным направлением.

Литература

  1. Архандеева, Г. А. Живи, Кузнецкая земля! [Текст] : программа дополнительного образования / Г. А. Архандеева. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. – 24 с.Архандеева Г.А. Учебно-исследовательская краеведческая деятельность в дополнительном образовании: теория и практика. Методическое пособие.- Кемерово : Изд-во обл. ИУУ, 1999 – 111 с.
  2. Енгельфрид Ю. Как защитить себя от опасных веществ в быту [Текст] / Ю. Енгельфрид. – М .: Изд-во МГУ, 1994. – 96 с.
  3. Охрана природы [Текст] / А. И. Воронцов, Н. З. Харитонова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Лесная промышленность, 1979. - 175 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 172.
  4. Пичугина Г.В. Повторяем химию: на примерах из повседневной жизни. Сборник задач для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями [Текст] / Г.В. Пичугина. – Москва : АРКТИ, 2000. - 136 с.
  5. Практикум по экологии [Текст] : учебное пособие / С.В. Алексеев, Н.В. Груздева [и др.]. – М : АО МДС, 1996. – 192 с.
  6. Химия вокруг нас [Текст] : Справ. пособие / Ю.Н. Кукушкин. – М. : «Высшая школа»,1992. – 192 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании гражданской позиции обучающихся

Невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться, он не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому...

Роль гражданской позиции педагога в формировании экологической культуры школьников.

Материалы выступления в Государственной Думе РФ на заседании высшего Экологического Совета на тему: "Совершенствование нормативно-правового регулирования в целях развития системы экологического образо...

Методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ

В методической разработке описано, какими способами школа формирует патриотизм, гражданскую позицию, активность участников образовательного процесса, так чтобы обучающиеся могли противостоять террориз...

Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»

Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена  в центре села,  в благоприя...

Изучение и пропаганда государственной и республиканской символики как путь формирования чувства патриотизма и гражданской позиции у членов детской общественной организации

Дорогие читатели! Вы только что взяли в руки пособие, которое поможет вам в работе по формированию чувства патриотизма и гражданской позиции у членов детской общественной организации....

Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса», направленная на формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов

Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 5-9 классов и включает в себя разделы, связанные с такими науками как биология, география и химия. Изучение данного курса способствует не то...