Программа дружины "Русичи"
проект на тему
Программа была составлена в 2005 году, с тех пор апробирована в школе, работа дружины получила высокую оценку в крае - 6 место среди краевых конкурсных работ по теме "Нравственно - патриотическое воспитание учащихся". Есть презентация, но она весит 12Мб, если нужно, то обращайтесь, вышлю. Есть Много разработок, но, опять же, все презентации сопровождаются кучей фотографий, вес большой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 406.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе - Анисимова Ольга Викторовна,
Ученая степень – нет.
Ученое звание – Почётный работник общего образования Российской Федерации.
Должность – учитель русского языка и литературы.
Место работы – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №15» города Славгорода Алтайского края.
Комитет администрации города Славгорода по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Славгород – 2005 год
Комитет администрации города Славгорода по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №15»
______________Бабанин И.Н.
«_25_»_августа_ 2005г.
Программа дружины
«Русичи»
Автор:
Анисимова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и
литературы МОУ «СОШ №15»,
высшая категория.
Исполнитель программы:
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №15» города Славгорода
Славгород – 2005 год
Оглавление:
1. Организационная часть программы.
1.1. Проблемно – аналитическая информация.
1.2. Концептуальные обоснования программы.
1.3. Цели и задачи.
1.4. Принципы программы.
1.5. Модули .
2. Основа деятельности.
2.1. Правовое положение деятельности детской организации.
2.2. Основное содержание модели дружины «Русичи».
2.3. Структура самоуправления дружины.
2.4. Обязанности и функции структурных органов самоуправления.
3. Реализация программы.
3.1. Виды и формы реализации.
3.2. Механизм реализации.
3.3. Кадровое, организационно – методическое обеспечение программы.
4. Организация жизнедеятельности.
4.1. Основные направления программы.
4.2. Таблица ориентировочных мероприятий.
5. Ожидаемые результаты.
6. Литература.
Программа деятельности дружины «Русичи»
1. Организационная часть программы.
1.1. Проблемно – аналитическая информация.
В последнее время в России стала наиболее актуальна работа по патриотическому и гражданскому воспитанию. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. Молодому поколению должны быть близки, понятны и дороги патриотические традиции национальной истории. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи. Опираться на работу пионерской и комсомольской организаций теперь не приходится – их нет, приходится искать новые пути организации и работы с молодым поколением. При этом заказ общества школе остался прежним – молодое поколение должно иметь активную жизненную позицию – ему вести страну в будущее, должно быть нацелено на совершенствование этого общества, признавать общечеловеческие ценности, обладать высокой культурой, приобщаться к культуре предков, знать национальную культуру.
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны и в рамках реализующихся программ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2000 – 2005 годы», «Патриотическое воспитание детей и молодежи в Алтайском крае», «Патриотическое воспитание детей и молодежи в городе Славгороде» неизбежен новый подход к формированию личности ребенка. Назрела необходимость в создании новых моделей и нетрадиционных форм работы с молодым поколением. Поэтому была выдвинута концепция воспитания молодого поколения через приобщение его к истокам родной культуры, истории, через изучение родословной семей, краеведение. Это основные направления работы дружины «Русичи». Так как в дружину входят учащиеся среднего звена, программа ориентирована на возраст 11-15 лет, то есть, рассчитана на 5-9 классы.
Дети среднего школьного возраста эмоциональны, инициативны, им присущи активное участие в общественных делах класса, школы, активная позиция по отношению к результатам внеклассных мероприятий. Они оригинальны, непосредственны, прекрасно инсценируют, драматизируют, интерпретируют, сочиняют, домысливают. Для них характерны яркость переживаний, острота восприятия, стремление к самовыражению. Своеобразие характеров детей, их интересы, уровень развития требуют особого подхода в выборе темы или формы проведения того или иного мероприятия. Поэтому планирование работы дружины «Русичи» осуществляется совместно с детской организацией школы и ЦДЮТ. Активную позицию занимают в работе с детьми и их родители – многие мероприятия рассчитаны именно на их участие. Вот основные факторы, повлиявшие на создание программы дружины «Русичи».
1.2. Концептуальные обоснования программы.
Программа дружины «Русичи» создана в соответствии с методикой сотрудничества учителя и ученика на основе личностно-ориентированного подхода. При этом работа дружины предполагает тесное сотрудничество с детско-юношескими школами и творческими центрами.
Выполнение программы направлено на развитие детского самоуправления в рамках дружины, деятельность которой рассчитана на период с 2005г. по 2010 год, пока дети являются учащимися среднего звена. Затем характер деятельности изменится, значит, изменится и сущность организации. Специфика программы – активное изучение истории народа, обрядности, верований, краеведения.
1.3. Цели и задачи.
Основной целью программы является :
- возрождение народных традиций русской культуры с целью оживления воспитательной
работы с детьми и придания школе своего особого «лица», развития творческого потенциала
учителей и учащихся;
- воспитание в детях чувства гражданственности, национальной самобытной личности,
патриотизма;
-формирование и развитие чувства любви к дому, родной земле, ответственности, готовности
к защите Отечества, осознания себя как частицы великого народа;
- привитие интереса к истории своей страны, жизни народа, ее культуре, духовным
ценностям.
Для достижения этой цели необходимо:
- совершенствовать сложившуюся в школе систему патриотического воспитания;
- шире привлекать к участию в патриотическом воспитании образовательные учреждения,
родителей, музей, ЦДЮТ, Школу искусств и др.;
- проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с
целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России;
- выявление интеллектуально, творчески, физически одаренных детей.
Деятельность дружины должна быть направлена на сплочение коллектива, на саморазвитие и
самовыражение каждого ее члена, на создание выгодных условий самореализации.
1.4. Принципы программы.
- сотрудничество взрослых и детей, предполагающее взаимопомощь и взаимоподдержку;
- система личностного роста взрослых и детей;
- самоуправление как основа демократического управления коллективом;
- личностный подход и природосообразность, заключающийся в воспитании с учетом
природы ребенка, его половозрастных, психофизиологических и индивидуальных
особенностей, в уважении к уникальности и своеобразию ребенка.
1.5. Модули.
- народная память (исторические этапы края, их оценка с точки зрения значительности для
жизни России);
- народная культура (обряды, обычаи, праздники, традиции);
- святые наши имена ( жизнь замечательных людей города, края, Сибири);
- составление родословной семьи;
- наследие (сотрудничество с музеями района, края).
2. Основа деятельности.
2.1. Правовое положение деятельности детской организации.
1. Члены организации имеют право:
- свободно входить и выходить из состава организации в течение ее существования;
- требовать гуманного к себе отношения;
- свободно предлагать мероприятия к планированию, если они имеют отношение к
деятельности дружины;
- участвовать в подготовке и проведении общественных дел только по своему желанию;
- вносить и отстаивать свои предложения при обсуждении всех вопросов деятельности
дружины.
2. Члены организации не имеют права:
- нарушать законы Судебника (законы коллектива);
- ЗАКОН ПРАВДЫ: запомни, что правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.
- ЗАКОН ДОБРА : будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
- ЗАКОН ЗАБОТЫ: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим тебя людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
- ЗАКОН ЛЮБВИ: любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее. Люби жизнь, родителей, природу, себя…
- ЗАКОН МИЛОСЕРДИЯ: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывайте о них. Можешь – помоги, не проходи мимо чужой беды!
- ЗАКОН ПАМЯТИ: народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе, знай свою историю.
- ЗАКОН УВАЖЕНИЯ: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай достоинство других.
- ЗАКОН СТАРОСТИ: помни, старость уважают все народы – будь цивилизован.
- ЗАКОН СВОБОДЫ: каждый человек хочет быть свободным, и, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
10. ЗАКОН СМЕЛОСТИ: вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
11. ЗАКОН ЧЕСТИ: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о
своей силе духовной, о долге, благородстве, достоинстве.
12. ЗАКОН СОВЕСТИ: контролируй свои поступки. Совесть – твой лучший контролер.
2.2. Основное содержание модели дружины «Русичи».
Дружина «Русичи» - добровольная самодеятельная школьная самоуправляемая организация учащихся 11 – 14 лет (среднее звено), решающая следующие задачи:
- работа в области освоения культуры, традиций, истории славянского народа, ее истоков;
- раскрытие и развитие организаторских, творческих способностей детей;
- работа с талантливыми учащимися;
- воспитание культуры общения, толерантности;
- формирование твердой жизненной позиции.
2.3. Структура самоуправления дружины.
ДРУЖИНА « РУСИЧИ »
(Славянский племенной союз )
В Е Ч Е
(общее собрание)
СОВЕТ ГОСПОД:
Советник
(педагог-координатор)
Великий князь представители
( княгиня) приказов
2.4. Обязанности и функции структурных органов самоуправления.
Вече – общее собрание членов дружины «Русичи». Созывается 2 раза в учебный год.
Совет господ состоит из советников (по числу классов, входящих в дружину), Великого князя и Княгини и представителей приказов.
Советники – это педагоги, координирующие и направляющие деятельность дружины.
Великий Князь (Княгиня) осуществляет управление дружиной, выбирается на первом в учебном году Вече из числа учащихся закрытым голосованием.
Приказы – управленцы, регулирующие работу конкретного сектора дружины через старост.
Староста – управленец, осуществляет связь между приказами и конкретным городком, поселением.
Приказы делятся на:
- Писари ( летописцы – оформители).
- Затейники (подготовка мероприятий).
- Мастера - ремесленники.
- Знахари ( учеба, санитарное состояние кабинета).
- Дружинники ( поведение, дежурство, спортивные мероприятия).
Работа приказов.
Отчет приказов осуществляется на сходах. Место для объявлений на стенде - «Приказы сообщают».
Приказы делятся на:
Знахари – это учебные сектора: выписывают оценки ребят в дневник к родительским собраниям, ведут соревнование по успеваемости между рядами (городками), делают записи о неуспеваемости или поощрении в дневнике, отвечают за посещение уроков учащимися.
Мастеровые отвечают за ремонт парт, их чистоту, за оформление класса, организацию выставок. Это и цветоводы.
Дружинники отвечают за порядок в классе и школе, им подчиняются дежурные класса. Сюда же входят физорги, отвечающие за все спортивные мероприятия.
Писари ведут летопись дружины «Русичи», записывают в дневники благодарности, благодарственные письма от малого схода за успеваемость и участие в жизни школы, обращаются через дневники к родителям за помощью в проведении мероприятий, приглашают их на классные часы, выпускают праздничные газеты с фотографиями и рисунками. Это и поздравление именинников, выпуск молний (например, по дежурству или субботнику).
Затейники – на них ложится подготовка и проведение всех мероприятий класса и участие в школьных делах. Они подают в приказ писарей списки, кого нужно наградить и за что, организуют соревнование между посадами, городками в подготовке мероприятий.
Сходы бывают двух видов:
МАЛЫЙ СХОД - решаются вопросы учебы, пропусков, обсуждаются текущие дела,
награждение отличившихся и т.д.
БОЛЬШОЙ СХОД - праздники, классные часы, собрания, в том числе и родительские.
3. Реализация программы.
3.1. Виды и формы реализации.
Формы организации работы дружины:
1. Коллективные:
а) творческие (организация народных празднеств, вечеров, капустников, встреч и т. д.)
б) поисковые (связь с музеями края, района, города; поиск и оформление материала о
знаменитых людях города, края). Это так называемая группа «Поиск», состоящая из
нескольких подгрупп.
Работа в каждой подгруппе организуется по направлениям:
- поисково-собирательная (обобщение результатов проделанной работы, готовит походы,
отвечает за учет и хранение фондов);
- экспозиционная группа (работа над обновлением и расширение экспозиции);
- экскурсионная группа разрабатывает обзорные, тематические, учебно - тематические
экскурсии, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит лекции;
- группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия, тематические
вечера, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные и торжественные
мероприятия.
в) работа с родителями (организация совместных праздников, встреч, спортивных
мероприятий, выезд на природу и т.д.)
2. Индивидуальные:
а) творческая работа талантливой молодежи в рамках научно-практической конференции;
б) работа с детьми в области журналистики ( освещение работы дружины, создание
собственных произведений).
3.2. Механизм реализации.
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы всего педагогического коллектива, процесса воспитания в заданном направлении всех общественных организаций (объединений), координация их деятельности. Организационный период охватывает 2005 – 2006 учебный год и характеризуется запуском программы в действие. Основной период – с 2006 по 2009 учебный год, это реализация программы, ее основных полагающих, включающее формирование и развитие личности членов дружины.
Итоговый период охватывает 2009 – 2010 учебный год. Он характеризуется становлением программы как основным принципом управления организации. Происходит демонстрация достижений, выход на новый по качеству уровень содержания воспитательной работы в целом. Этот период подготавливает построение качественно новой организации в старшем звене, включающем все достижения работы дружины.
Планирование дружины «Русичи» осуществляется на первом вече дружины, обсуждается – на последнем. Группа «Поиск» в составе дружины выбирает из общего, составленного в начале учебного года плана мероприятия, входящие в ее компетенцию, корректируя время проведения или тематику, предлагая что-то новое с учетом изменившейся ситуации, актуальности каких-либо моментов времени. Учителя истории, литературы, классные руководители составляют свои планы воспитательной работы, учитывая главное направление работы – патриотическое, координируя его с воспитательным планом организатора школы.
3.3. Кадровое, организационно – методическое обеспечение программы.
1. Разработка программы деятельности детской организации – дружина «Русичи».
2. Введение в члены совета классных руководителей, учителей истории и литературы.
3. Тесное сотрудничество с педагогами школы, Центром детско-юношеского творчества,
музеем города, центральной детской библиотекой, СЮН, музыкальной школой и другими
организациями, занимающимися детским досугом.
4. Повышение профессионального мастерства педагогов-советников через индивидуальные и
групповые консультации, методическую помощь опытных педагогов, АКИПКРО, беседы.
5. Совместная работа школы и семьи.
4. Организация жизнедеятельности.
4.1. Основные направления программы.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания дружины можно определить следующие:
- духовно-нравственное;
- историко – краеведческое;
- гражданско-патриотическое;
- социально-патриотическое;
- военно-патриотическое;
- спортивно-патриотическое.
4.2. Таблица ориентировочных мероприятий.
План жизнедеятельности дружины «Русичи», 2005/6 г., 5 класс.
Организационный период.
Месяц | Название мероприятия | Сроки | Ответственный |
сентябрь | Вече №1. Создание дружины «Русичи». Выбор князя (княгини) | 3.09 – 10.09 | советники |
Выбор приказов, учеба. | 10-20.09 | советники | |
Начало работы по теме «Моя родословная» | в течение года | учитель литературы | |
октябрь | Малый сход | 2 неделя | князь, затейники, советники |
Совместный с родителями фольклорно-спортивный праздник в рамках Дня здоровья | 3 неделя | затейники, советники | |
Отчет приказов о работе | 1 раз в четверть | советники, князь | |
ноябрь | Ярмарка народных промыслов | 2 неделя | затейники |
Учеба приказов. | 4 неделя | советники | |
Декабрь | Малый сход | 2 неделя | князь, затейники, советники |
Новогодний праздник | 28.12. | затейники, советники | |
Январь | Участие в научно-практической конференции | 23.01. | группа «Поиск» |
Учеба приказов. | 4 неделя | советники | |
февраль | Праздник «В мире рыцарей немного, дайте рыцарям дорогу!» | 20. 02. | затейники, советники |
Малый сход | князь, затейники | ||
Совместная работа с музеем села Панкрушиха., села Победа Алтайского края. | в течение года | группа «Поиск», летописцы | |
март | Конкурс «Все женщины мира прекрасны» | 06.03. | родительский комитет, затейники |
Малый сход | 3 неделя | князь, приказы | |
апрель | Сочинение «Люблю тебя, мой край родной!» | в течение месяца | Учитель русского языка |
Сбор материала по оформлению зала Боевой славы. | до конца учебного года | группа «Поиск» | |
Сбор материала по оформлению зала «Славься, Алтай!» | группа «Поиск» | ||
май | Совместное с учащимися родительское собрание «Чтобы помнили люди!» | 08.05. | классный руководитель, затейники |
Большой сход «Как мы жили» | 4 неделя | Князь, приказы | |
Оформление летописи дружины | в течение года | летописцы |
План жизнедеятельности дружины «Русичи», 2006/7г., 6 класс.
Основной период:
Месяц | Название мероприятия | Сроки | Ответственный |
сентябрь | Перевыборное собрание посада. | 4 - 5.09. | советник, староста посада |
Продолжение творческо-поисковой работы «Моя родословная» | 09 - 02 2007г. | учитель литературы | |
День Здоровья. Выезд дружины на природу. Вече №1. | 30.09. | дружинники, затейники. | |
Год Врубеля. «Талант многогранный и неповторимый» | в течение месяца | затейники | |
октябрь | Капустник | 12.10. | родители, затейники |
Конкурс рисунков «Как я дедушку и бабушку люблю» | 2 – 3 неделя | учитель изобрази- тельного искусства | |
Конкурс дружинной символики и богатырского доспеха. | до 18.10 | старосты, Великий князь | |
Дружинное состязание «Славна богатырями земля русская!» | 27.10 | старосты, советники | |
ноябрь | Клуб знакомств. (Поэт-песенник Кукало Николай, город Славгород) | 16.10 | советник, затейники |
Работа над презентацией «След войны в моем доме» | в течение 4 месяцев | учитель русского языка | |
декабрь | Просмотр видеофильма «Мы с тобою, Беслан», классные часы по данной теме. | 8.11 | советник, затейники |
Работа по сбору материала для лекторской группы в зале Боевой Славы. | в течение месяца | старосты, советники | |
январь | Участие в конкурсе «Пою мое Отечество» с авторскими стихами. | 1 неделя | библиотекарь, затейники |
Участие в научно-практической конференции. | 3 неделя | советники | |
февраль | Лекция группы «Поиск» в зале Боевой Славы | 8-9.02 | группа «Поиск» |
Урок мужества «Вечно живые» (заочная экскурсия на Мамаев курган с использованием МММ). | 15.02 | затейники | |
Спортивно-исторический турнир «Лихие забавы на Руси» | 22.02 | старосты, Великий князь, дружинники | |
Зарница | 26-2.03 | вожатая | |
март | Кафе «Бродячий щенок» открывается (наши таланты) | 16.03 | советник, затейники |
апрель | Классный час «Покорение космоса» (наш земляк-космонавт Лазарев) | 12.04. | затейники |
май | «Дорога к храму» (русские храмы – исторические памятники Отечества. | 3.05 | учитель литературы, факультатив «Славянская культура» |
Вахта памяти | 7-11 | вожатая, приказы | |
Праздник славянской письменности и культуры. | 24.05 | советник, затейники | |
Вече №2. Отчет о работе дружины. Перевыборы князя и княгини. | 25.05. | старосты, Великий князь |
План жизнедеятельности дружины «Русичи», 2007/8г.
Месяц | Название мероприятия | Сроки | Ответственный |
сентябрь | Перевыборное собрание посада. Вече №1. | 15-20.09. | Советник, ста- роста посада |
Урок в музее «Мой Беслан», 5-7 классы | 12.09. | учитель литературы | |
Продолжение творческо-поисковой работы «Моя родословная», 7 классы | 09 - 02 2007г. | учитель литературы | |
Презентация зала «Слава Алтая» | 20.09 | группа «Поиск» | |
День Здоровья. Выезд дружины на природу. Вече №1. | 28.09. | советники, затейники. | |
Год Китая в России. Год русского языка | в течение 1-го полугодия | затейники, классные руководители | |
октябрь | Литературно-музыкальная постановка «Что такое счастье?» | 25.10. | затейники |
Участие в неделе истории. Выставка поделок древних замков. | 2 – 3 неделя | учитель истории | |
ноябрь | День матери. | 20.10 | затейники |
декабрь | Работа над исследовательскими работами и проектами | в течение 3 месяцев | учителя русского языка и истории |
Проект «Поклонимся великим тем годам», 7 классы | 11-12 месяцы | группа «Поиск» | |
Работа лектория в зале Боевой Славы с презентацией исследовательских работ. | в течение месяца | старосты, советники | |
январь | Участие в конкурсе «Пою мое Отечество» с авторскими стихами. | 1 неделя | библиотекарь, затейники |
Участие в научно-практической конференции ( 5 тем). | 3 неделя | советники | |
Февраль- март | Лекции группы «Поиск» в зале Боевой Славы. Открытое занятие «След войны в моем доме», 5-6 классы. | 8-9.02 в течение месяца | группа «Поиск» |
Урок мужества «Вечно живые» (заочная экскурсия на Мамаев курган с использованием МММ). | 2 неделя, март | Затейники, учитель литературы | |
апрель | Заочное путешествие «Герман Титов – наш соотечественник» | апрель | затейники |
май | «Космогоническая и зооморфная символика русской одежды» | апрель | учитель литературы, истории |
Вахта памяти. Экскурсии в городской музей и музей ветеранов МВД ( запасников). | 7-11.05 | советники, затейники | |
Вече №2. Отчет посадов. | конец мая | старосты, Великий князь |
План жизнедеятельности дружины «Русичи», 2008/9г.
Планирование будет осуществлено на первом Вече.
План жизнедеятельности дружины «Русичи», 2009/10г.
Итоговый период.
Планирование будет осуществлено на первом Вече.
5. Ожидаемые результаты.
1. Совершенствование системы патриотического воспитания в среднем звене учащихся с
использованием новых форм работы.
2. Приобщение личности к общечеловеческим ценностям через знакомство с народной
культурой, историей России.
3. Пропагандистская деятельность в области народной культуры.
4. Выявление и поддержка одаренных детей.
5. Создание условий для полноценного развития личности. Формирование гармонично
развитой личности.
6. Развитие и становление самоуправления в дружине.
6. Литература.
1. Военно - патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, классных часов, военно-спортивных игр/авт. – сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
2. «Детская общественная организация в школе», Методические рекомендации. Барнаул, 1995.
3. Журналы «Классный руководитель», Москва, 2006-7гг, №1-12
4. Жили – были, хоровод водили. Фольклорные праздники в 5-9 классах./ В.М. Пашина, художник. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2005.
5. Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки. – вып.3. – 2-е издание, переработанное и исправленное. Авт. – сост. В.Н.Щербакова, Н.Н. Солдатенкова. – М. ТЦ Сфера, 2004.
6. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт. – сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
7. Программа развития воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования Алтайского края на 2006 – 2010 года.
8. Созвучие юных сердец. 8-11 классы: разработки общешкольных театрализованных мероприятий./авт. – сот. Е. А. Гальцова. – Волгоград, 2007.
Сокращения:
Директор школы – И.Н. Бабанин – Игорь Николаевич
АКИПКРО – Алтайский краевой институт повышения квалификации работников
образования.
МОУ «СОШ №15» - Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
МММ – мультимедиа материал.
Г. - год (-ы).
МВД – Министерство внутренних дел.
Анисимова О.В., МОУ «СОШ №15»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...