План-конспект классного часа «Ты» и «Вы» в общении»
классный час (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект классного часа «Ты» и «Вы» в общении»
Учитель: Шошина Татьяна Егоровна
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Микунь, Усть-Вымский район, Республика Коми
Должность: учитель математики
Класс: 8 «Б» класс
Цели: познакомить учащихся с основами речевого этикета, стилями общения; дать представление, каково должно быть обращение к людям в зависимости от ситуации
Форма работы: групповая, индивидуальная
Ход классного часа:
I.Вступительное слово.
Учитель: «Пустое «Вы» сердечным «ты»
Она, обмолвясь, заменила».
А.С.Пушкин
«Ты» и «Вы» - местоимения, которые употребляются вместо имени. Личные местоимения имеют прямое отношение к этикету. Они связаны с самоназванием и названиями собеседника, что «прилично» и что «неприлично» в таком названии.
Вы, наверное, часто слышали: «Я Вам не «ты»! Говорите мне «Вы» или «не «тычьте» мне, пожалуй ста!»
- Так когда же прилично по правилам этикета говорить «Вы», а когда «Ты»? В каких случаях мя говорим «Вы» и «Ты»?
II.Работа в группах.
Рисуется таблица. Учащимся дается задание по группам на 5-10 минут.
1-й группе: «Кому и при каких обстоятельствах мы говорим «Вы»
2-й группе: «Кому и при каких обстоятельствах мы говорим «Ты»
В процессе обсуждения заполняется таблица:
Вы | Ты |
Мы говорим малознакомому или совсем незнакомому человеку это: - прохожий на улице - начальник - старик - директор школы, учитель Обращение на «Вы» свидетельствует о большой вежливости: - к незнакомому, малознакомому адресату - в официальной обстановке - при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату - к равному и старшему по возрасту и положению | мы говорим хорошо знакомому человеку это: - друг, товарищ - подчиненный - молодой человек - ученик обращение на «ты» свидетельствует о меньшей вежливости: - к хорошо знакомому адресату - в неофициальной обстановке - при дружеском отношении к адресату - к равному и младшему по возрасту и положению адресату |
III.Анализ ситуаций.
Задание: Как следует обращаться к человеку в различных ситуациях?
Ситуация 1.
Милиционер останавливает человека, который нарушил правила дорожного движения. Какие обращения тут уместны?
Ситуация 2.
Покупатель приобретает дорогую вещь в магазине. Какое обращение тут уместно к продавцу?
Ситуация 3.
Молодая женщина обронила на улице зимой перчатку. Вы это заметили. Как вы обратитесь к ней?
Ситуация 4.
Вы не знаете дорогу в микрорайоне. Как вы обратитесь к прохожему за помощью?
Идет обсуждение.
Подведение итогов.
В заключение проведем тестирование.
Тест: «Умеете ли вы общаться?»
Этот тест, как и некоторые другие, позволяет взглянуть на себя со стороны.
Ответы в виде а)ДА б)НЕТ в)МОЖЕТ БЫТЬ
- Завтра вам предстоит важная встреча. Вы взволнованы, все время думаете об этом, с трудом засыпаете?
- Вы приехали в город, где живут ваши родственники. Остановились у одного из них. Остальные знают о вашем приезде, нельзя не навестить их. Вы откладываете визиты до последнего момента?
- Вас попросили выступить на собрании с каким-нибудь сообщением. Вы недовольны?
- Настроение «на нуле». А на улице к вам подходит человек и просит показать дорогу. Вы отвечаете раздраженно?
- К прежним неприятностям добавилась ссора с родителями. Объясняете ли вы ее тем, что отцы и дети никогда не смогут понять друг друга?
- В столовой вам попался сверхжесткий бифштекс. Вы будете скандалить?
- Ваш друг поругался с другим вашим другом. Они бросаются к вам и просят рассудить, кто из них прав. Вы беретесь за роль судьи с большой неохотой?
- Вам нравится певец, а ваш приятель считает его вульгарным. Отвергаете ли вы его мнение, признавая лишь собственный вкус?
- Друг приятеля просит проверить задачу по алгебре. Вызывает ли эта просьба у вас досаду?
- В магазине очередь – продают нужную вам вещь. Станете ли вы стоять в очереди?
V.Рефлексия.
- Понравился ли классный час?
- Вы открыли что-то новое в себе?
- Всегда ли правильно вы употребляли слова «Вы» и «Ты» в общении?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент мастер-класса: план проведения классного часа по теме: "Формирование культуры общения" (с учетом развития УУД) (5 класс)
1 слайдУважаемые коллеги, в рамках общей темы, я представляю параллель 5 классов. Основной задачей в данный период воспитания личности является формирование культуры общения.Этот вопрос затрагив...
Методическая разработка классного часа на тему "Культура делового общения"
Пособие предназначено для классных руководителей общеобразовательных учреждений, средних специальных заведений. В нем представлен сценарий классного часа на тему «Культура делового общения...
Методическая разработка классного часа на тему: "Семейная культура общения – зеркало общения ребенка со сверстниками и взрослыми"
Роль семьи в современной жизни....
Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса «Общение и мы»
Цель проведения классного часа на тему "Общение и мы" показать, что умение общаться очень важная сторона жизни человека; помочь студентам проявить свои коммуникационные способности; разработ...
План-конспект открытого классного часа "Пусть в жизни каждого из вас будет свой Хатико"
Данный урок был разработан и проведен в 2014-2015 уч.году,размещен на данном сайте под другой учетной записью (Белявская Юлия Николаевна)Классный час о любви к природе и ее творениям - животным....
Методическая разработка классного часа для 7 класа "Секреты общения"
Классный час по теме "Секреты общения" с использованием логических и подвижных игр...
План-конспект урока классного часа в 8 классе на тему: "Урок науки и технологии"
Урок науки и технологии...