Классное руководство-это не работа,а образ жизни!
статья по теме

Бухгольц Вера Эдуардовна

итьорпач

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка

                                                                                       

                                                                                      «Ребенок учится тому,

                                                                                        что видит у себя в дому.

                                                                                            Родители – пример тому»

                                                                                                                            С. Брант

     В нашем обществе бытует мнение о том, что ребенка должна воспитывать школа и это является нашей прямой и непосредственной обязанностью. Причем именно семья первой предъявляет обвинения в том случае, если результаты воспитания стали плачевными. Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

     Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом очень часто школа пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. Семья и школа – противоположные полюсы. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.

     У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребенку его родной дом, она должна делать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребенку взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз и происходит реализация воспитательной функции школы, как посредника между ребенком и обществом.

     Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не столько старшего школьного возраста, сколько младших подростков. Именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только в учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

     Взросление  по– разному протекает у подростков, но если при этом вся его предшествующая жизнь в семье была полноценной в моральном плане, если его отношения со сверстниками не вызывали трудностей, то как правило, серьезных осложнений переход во взрослую жизнь больших затруднений не вызывает ни у самого подростка, ни у людей его окружающих.

      В этот период жизни семья должна помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для них самих.

      В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка своего ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать своего ребенка уже только потому, что они его родители.

     Первым и главным чувством родителей по отношению к  своему ребенку должна быть глубокая вера в ребенка и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

     В подростковом возрасте ребенка  очень часто школа выступает союзником родителей в совместном осуждении ребенка за его поступки. Многие взрослые забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток – слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя  своим сверстникам. Общая цель семьи и школы – воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам, сделать семью помощником и другом. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои силы на разъяснение родителям причин отклонений от нормы и создание возможных условий для коренного изменения самой сложной житейской ситуации.

     Перед школой, которая занимается вопросами образования и воспитания учащихся стоит большая цель: она должна вооружить ребенка знаниями по основам наук и помочь самоопределиться. Все воспитательные средства урока и внеурочной деятельности  направлены на формирование механизмов самооценки и самовоспитания. Это невозможно без нравственного воспитания, которое сопровождает весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным и без участия в нем родителей учеников обойтись нельзя. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки и предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее.

Родители должны видеть в педагогах людей, запрограммированных не на разрушение, а на созидание как личности самого ребенка, так и семьи своего ученика.

     Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания, нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того какой нравственный опыт приобретет подросток, какую направленную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте для ребенка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания в семье.

     Огромная работа классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с семьей ученика. Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.

     Организуя   работу  по нравственному воспитанию с семьей  школа уделяет самое серьезное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи, на основе которых в каждой семье  зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи.

Законы:

1.Каждый ребенок, живущий в семье. Должен быть любим независимо ни от чего. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину.

2.Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты. Ложь может разрушить привычный уклад жизни. Всякую фальшь, обман ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой.

3.Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Именно в ходе рассуждений подростки постигают суть нравственных понятий. Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Основное зло в том, что упреки вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

4.Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка. Наказание имеет воспитательную силу ч том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям .Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать недоверие в него.

5.С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребенка, вырастает  капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тонкая работа мудрого и решительного, чуткого и безжалостного воспитателя.

6.Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами. Важно воспитывать чувства ребенка  – словом и поступком, вызывать переживания, пробуждать чувства. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить чувства можно лишь искренними переживаниями.

7.Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага связанные с нею. Труд - это возможность сделать свою жизнь лучше.

8.Закон культивирования в семье здорового образа жизни.

9.Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми, для того чтобы ребенок вырос нравственно здоровым.

10.Родители должны демонстрировать красоту своих отношений, показать истинную красоту взаимоотношений взрослых любящих людей.

                                        Классный руководитель

                                                                                МБОУ «Турунтаевская СОШ» Томского района

                                              Бухгольц Вера Эдуардовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство. План воспитательной работы в 11 классе

План воспитательной работы в старших классах по направлениям...

классный час КВН "Мы за здоровый образ жизни"

на данном сайте вы сможете найти классные часы о здоровье с презентацией, уроки по сбо в коррекционной школе....

Классный час в игровой форме: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.

Цель: формирование знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни....

Классное руководство – это не работа, это образ жизни.

         Классное руководство – это не работа, это образ жизни....

Классное руководство. План воспитательной работы

Классное руководство. План воспитательной работы в 7в классе. 2017-2018 г.г....

Классный час по формированию основ здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье ребёнка, нормальный рост и развитие во многом определаются средой, в которой он живёт. Здоровьесберегающ...

Классное руководство( из опыта работы)

          Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что образование это не только процесс обучения, но и воспитания. Первичны...