Наша память
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Познавательно-развивающее занятие для 5 класса (с презентацией)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat_konspekt.doc | 69 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект познавательно-развивающего занятия
Тема: «Наша память»
Класс: 5
Цели:
- способствовать формированию знаний учащихся о памяти, ее видах и характеристиках, способах развития;
- способствовать развитию познавательного интереса к процессу обучения, в различных областях знаний; стремления к совершенствованию своих умений и навыков;
- провести диагностику памяти младших школьников;
- создать условия для формирования у учащихся умения развивать и улучшать свою память.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки для выполнения заданий.
Ход занятия
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Техника организации |
Вводная часть Организационный этап | Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Оно будет интересным, необычным, поэтому я прошу вас быть очень внимательными и сосредоточенными. Сегодня мы узнаем, что такое память, проверим, как вы умеете запоминать и научимся развивать и совершенствовать процессы памяти. | Слайд 1 Тема занятия |
Основная часть Познавательно-мотивационный этап (вступительное слово учителя) | Ребята, считаете ли вы свою память хорошей? А что, по вашему мнению, можно назвать хорошей памятью? Память- это очень сложный процесс, позволяющий нам запоминать события нашей жизни. Изучение памяти началось еще много веков назад и продолжается до сих пор. Память невозможно увидеть, нарисовать или узнать, в каком состоянии она находится. Все мы имеем различные возможности и запоминаем информацию по-разному. Кто-то имеет точнейшую память на лица, кто-то – на имена, места, цифры. Некоторые люди могут обладать феноменальной памятью, что доказано историей. Например, Александр Македонский, великий полководец, знал всех своих солдат в лицо, а их было не менее 30 тысяч! А известный художник И.К. Айвазовский рисовал многие свои картины по памяти. Хотели бы вы иметь феноменальную память? Почему? Существует множество видов памяти - зрительная, слуховая, тактильная, словесно–логическая (понимание смысла), двигательная. Даже ваша внешность – цвет глаз и волос – являются особым видом памяти – генетической. Хотите ли вы узнать о своей памяти? | Ответы детей Ответы детей |
Диагностический этап Развивающий этап | А теперь, ребята, давайте выполним упражнения, которые позволят вам узнать о вашей памяти. 1) Первое упражнение – «Запомни элемент». Для выполнения этого задания вам нужно быть очень внимательными. На слайде будут поочередно появляться строки различных фигур. Ваша задача – рассмотреть их и по памяти изобразить на карточках. Чем больше картинок вы запомните и точнее их изобразите, тем сильнее вы можете гордиться своей памятью! 2) Второе упражнение – «Запомни цифру». Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами 10 цифр. Ваша задача – внимательно рассмотреть их и запомнить. Затем, цифры, одна за другой в разном порядке будут исчезать, а вы должны вспомнить, какой из них не хватает на слайде. 3) Третье упражнение – «Нужное число». Для выполнения следующего упражнения снова взгляните на слайд. И снова мы будем работать с числами. Вы видите изображения геометрических фигур и цифр в них. Ваша задача – запомнить соответствие фигур и цифр, а затем, по памяти, вписать в фигуры недостающие числа. Ребята, какой бы ни была ваша память, ее нужно развивать и тренировать. Хорошее использование памяти подразумевает способность запоминать важную информацию в нужный момент. Владеть своей памятью можно и необходимо учиться. 1) Первое упражнение «Разведчик». Чтобы выполнить это упражнение, нам нужен водящий. Один из вас, кто хочет улучшить возможности своей памяти, должен внимательно рассмотреть своих одноклассников. Затем водящий отворачивается, а остальные участники – меняются местами и некоторыми предметами одежды. Задача водящего – найти все изменения и вернуть участников в прежнее положение. 2) Второе упражнение «Запомни движение». В этом упражнении вы должны внимательно следить за моими движениями. Ваша задача - повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором они показаны, а затем в обратном порядке. Движение №1. Присесть – встать – поднять руки – опустить руки. Движение №2. Поднять руки ладонями вверх («собирают дождик»), повернуть ладонями вниз – опустить руки вдоль туловища – поднять руки по бокам в разные стороны. Движение №3. Отставить правую ногу вправо – приставить правую ногу – отставить левую ногу – приставить левую ногу. Движение №4. Руки в стороны - присесть – встать. 3) Третье упражнение «Стихотворения». Ребята, все вы знаете, что лучшее средство для развития памяти – это стихотворения. Но сейчас они будут помогать нам не только запоминать, но и считать. Внимательно вслушайтесь в стихотворения, а затем верно ответьте на вопрос: 1) Как-то раз в лесу густом Ёж построил себе дом. Пригласил лесных зверей, Посчитайте поскорей: 2 зайчонка, 2 лисёнка, 3 веселых медвежонка, 2 бельчонка, 2 бобра. Называть ответ пора 2) В летний полдень под сосной Ёж нашел сюрприз лесной: 2 лисички, 5 опят Под сосной в лесу стоят. Ну, а дальше у опушки— Сыроежки все подружки По 3 в 3 ряда стоят, На ежа они глядят. Кто ответ нам дать готов, Сколько еж нашел грибов? 3) Посадил я пять хороших Белых бусинок - горошин. А росточком из земли Показалось только три. Три горошинки взошло! Сколько их не проросло? 4) Четвертое упражнение «Снежный ком». Ребята, сейчас мы с вами будем запоминать слова. Но связаны они будут друг с другом. Я называю одно слово – кот – а вы по очереди называете определения к этому слову – пушистый, рыжий и т.д. Задание состоит в том, чтобы запомнить наибольшее количество названных слов. | Слайд 2 Учащиеся сравнивают свою работу с образцом Слайд 3 Слайд 4 Учащиеся выходят к доске |
Этап саморазвития (обучение способам саморазвития памяти) | Мы уже выяснили, что для того, чтобы улучшить свою память, ее нужно тренировать. Для этого существует несколько правил.
Приемов развития памяти очень много. Так же, как и способов быстрого запоминания. Некоторые из них вы, возможно, уже знаете. Например, чтобы запомнить цвета радуги, используется такое высказывание: Каждый Охотник Желает Знать Где сидит Фазан. Каждая буква в нем означает цвет радуги. Запоминая какой-либо предмет, старайтесь его внимательно рассмотреть, выделить детали, отличительные признаки. Возможно, это поможет вам в запоминании. Важное значения для лучшего запоминания имеют ассоциации, то есть связи. Например, чтобы запомнить какое-либо место, попробуйте запомнить также, какие чувства вы испытывали в этот момент, куда вы шли и т.д. Проверенным и эффективным методом развития памяти является заучивание стихов. Но и здесь существует несколько правил. Заучивать и повторять стихотворение лучше небольшими частями, перед изучением новой части повторяя уже заученную. Старайтесь понять смысл стихотворения, создавайте образы и запоминайте их - мозг человека лучше запоминает то, что имеет смысл. Развитие памяти – очень долгая и трудная работа. Но, если вы справитесь с ней успешно, научитесь управлять своей памятью, она поможет вам не только в учебе и работе, но и в жизненных ситуациях. | Слайд 5 Ответы детей |
Рефлексия, подведение итогов | Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось и не понравилось на нашем занятии? Были ли у вас какие-либо затруднения в ходе занятия? Большое спасибо вам за участие, до свидания! | Ответы детей Слайд 6 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнение «Запомни элемент»
Упражнение «Запомни цифру» 10 5 2 7 4 8 1 3 9 6
Упражнение «Нужное число» 11 5 32 8 19 14
Памятка Старайтесь относиться к запоминаемому объекту не безразлично, а с интересом. То, что понравилось, всегда хочется запомнить. Постарайтесь сосредоточить свое внимание на изучаемом предмете. Не ленитесь и с помощью воли запоминайте материал. Развитие памяти требует определенных усилий. Повторение предотвращает забывание. Кроме того, повторяя, не нужно ежеминутно подглядывать в книгу – большую часть материала старайтесь вспоминать.
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Афганистан наша память и боль.
Внеклассное мероприятие по истории для 9 - 11 класса посвященное Дню памяти воинов интернационалистов с использованием презентации....
Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда
Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...
«НАША СЛАВА И НАША ПАМЯТЬ» Сценарий семейного конкурса, посвященного 55-летию Великой Победы
Сценарий семейного конкурса...
Сценарий «Наша боль и наша память» -презентация творческих коллективов школы на районном конкурсе "70-я весна"
Презентация творческих коллективов МОУ СОШ №8 г.Аткарска Саратовской на районном конкурсе, посвящённом 70-летию Победы...
«Афган – наша память, Афган – наша боль …»
Презентация об ингнатовских воинах-афганцах...
Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда
Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низ...
Классный час "Афганистан – наша боль, наша память"
Классный час "Афганистан - наша боль, наша память." Для 5-6 классов....