Поговорим о толерантности
классный час по теме
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в разных гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обычной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogovorim_o_tolerantnosti.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поговорим о толерантности…
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в разных гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обычной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей»
Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народа. В английском языке толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность и вещь»; во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском - «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в арабском - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим»; в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению».
Критерии толерантности:
- равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к той или иной группе);
- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, людям иной ориентации и т.д.);
- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
- сохранение и развитие самобытности и языков национальных меньшинств;
- охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
- сотрудничество и солидарность в решении общественных проблем;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности, или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует.
Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается других взглядов; нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявиться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения-до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. С нетерпимостью связаны такие слова, как «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования».
В понятие толерантности входят такие составляющие, как симпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание. Терпимость формируется прежде всего преодолением нетерпимости, также как истинное добро - не в словах, а в действительном творении добра и непременном преодолении зла.
- Расположенность к другим.
- Снисходительность.
- Терпение.
- Чувство юмора.
- Чуткость.
- Доверие.
- Альтруизм.
- Терпимость к различиям.
- Умение владеть собой.
- Доброжелательность.
- Умение не осуждать других.
- Гуманизм.
- Умение слушать.
- Любознательность.
- Способность к сопереживанию.
Упражнение «Пантомима толерантности»
Цели: развитие понятия толерантности, фантазии, экспрессивных способов толерантности.
Необходимое время: 15 минут.
Материалы: написанные на отдельных листочках бумаги несколько определений толерантности, а также все. Что может пригодиться для пантомимы.
Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантонимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком определении идет речь. Время на подготовку пантомимы - 5 минут.
Обсуждение:
- Какая пантомима была наиболее узнаваемой, однозначной и не вызвала затруднений при угадывании?
- С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?
Упражнение «Лукошко»
Цели: работа с понятием толерантность при помощи ассоциативного мышления, развитие фантазии, творческого мышления.
Необходимое время: 10 минут.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрприза», значками и т.д.)
Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начитает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».
Обсуждение:
- Что нового вы узнали о понятии «толерантность» по сравнению с предыдущей игрой?
- Какие аспекты и стороны толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие
В книге Антония Сурожского «О встрече» мы находим следующее высказывание: «Каждая встреча может быть во спасение или нет тому и другому. …» Это означает, что надо развивать в себе способность каждого человека, кого встречаешь, - встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. А значит, полюбить. Любить - значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Если у человека есть сознание, он должен научиться видеть, что другой человек существует.
(Обратите внимание на многоточие в конце высказывания. По словам В.Набокова, «отточие - это на цыпочках ушедшие слова».)
- это тот, в котором:
1) умеют внимательно слушать и слышать;
2) советуют и предлагают;
3) желают, сочувствуют, сопереживают;
4) обеспечивают всякую поддержку;
5) царит согласие;
6) есть стремление во всем разобраться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь классному руководителю. Поговорим о толерантности.
Публикация содержит материал необходимый для бесед классного руководителя с учащимися. Содержит рекомендации по разрешению конфликтов....
"Наука жить вместе - поговорим о толерантности"
Данная разработка внеклассного мероприятия для 6-8 классов "Наука жить вместе - поговорим о толерантности" была успешно апробирована на классном часе 16 ноября в 6 "Б" классе МАОУ гимназии № 2 и...
Поговорим о толерантности
Классный час о толерантности Цели: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя...
Поговорим о толерантности в школе
На уроке обществознания в 6 классе мы с ребятами проходили тему - «Мы все разные». И вопрос о толерантности просто не мог не возникнуть. Ведь у нас в школах обучается большое количество ре...
Поговорим о толерантности.
Что такое толерантность?Толерантность (от лат. toleraпtia - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность - это моральное качество личности или состоян...