Деятельность классного руководителя в воспитании современных подростков.
статья (7 класс) по теме

Иващенцева Лариса Викторовна
В данной работе попыталась «нарисовать» портрет современного классного руководителя, работающего с подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_forume.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

   Деятельность классного руководителя в воспитании современных подростков.

                                 

        Центральной фигурой,  которая указывает этот маршрут, безусловно, является классный руководитель. Именно он каждый день «прикасается к его личности». В последние годы главным требованием к классному руководителю и его важнейшей задачей является организация системной работы с коллективом класса и каждым учеником. Эта работа энергоемка, энергозатратна, по признанию ведущих педагогов, наиболее сложна, требует постоянной самоотдачи и самосовершенствования.  Особенно это актуально для классных руководителей, работающих с детьми – подростками.

        Попытаюсь «нарисовать» портрет современного классного руководителя, работающего с подростками.

         По моему глубокому убеждению,  это должен быть современный  и успешный классный руководитель – т.е.  умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки, а для пользы дела. Он – авторитет для ребят всех возрастов, а так же их родителей; лидер, к мнению которого прислушиваются окружающие.

         Мой педагогический стаж – 21 год. Классным руководителем я являюсь тоже 21 год. 16 лет я работала учителем начальных классов,  была классным руководителем у малышей. Пятый  год  я работаю классным руководителем в подростковых классах.

         На собственном опыте, я попытаюсь описать деятельность классного руководителя  с детьми данной категории.

         В своей практической деятельности пользуюсь  концепцией  воспитания ребёнка, как человека культуры (автор Ростовский профессор, автор учебных пособий по педагогике  Евгения Васильевна Бондаревская).  Согласно  данной концепции, основная  цель воспитания – это воспитание целостного человека культуры.

     А человек культуры – это свободная личность, гуманная личность, духовная личность, личность творческая, адаптивная.

Принципы такого воспитания заключаются в следующем:

  • природосообразности (ребёнок – часть природы, что предполагает бережное отношение к его индивидуальности);
  • культуросообразности (детство – феномен культуры, педагог = родитель является проводником ребёнка в мир культуры);
  • индивидуально-личностного подхода (ребёнок – личность, нуждающаяся в педагогической поддержке);

  • ценностно-смыслового похода (обретение ребёнком смысла жизни);
  • сотрудничества (общность целей, потребностей, интересов).

Каковы особенности  воспитательной работы классного руководителя

 в подростковых классах?

     

     Проблема воспитания подростков связана с тем, что  данный возраст является переходным. Современные подростки более раскованы, свободны и независимы; социальные различия в их развитии проявляются более ярко: увеличивается число детей с различными проблемами, культурное самоопределение проходит сложнее, конфликтнее; значительно расширяются возможности интерактивного общения. Воспитание таких подростков требует и новых подходов.

Каковы же подходы?

     Во – первых: перейти с уровня воспитательной работы на уровень системы воспитательной работы. Как это понять?

      – это наличие связанных друг с другом внеучебных дел, мероприятий, акций, программ, ориентированных на определенные цели воспитания.

    Для реализации данного направления 4 года назад была составлена и реализована на практике программа формирования основ толерантного сознания и поведения у учащихся подростковых классов.

         - Проведение такой работы стало актуально актуальной и для учащихся   моего класса, так как из 18 учащихся  обучаются  представители  4  национальностей  (русские , грузины,  даргинцы  и  азербайджанцы).

   - Подросток -  это  уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

      - В 5 класс в классный коллектив влились дети из близлежайшего поселка.   Поэтому особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности, воспитание школьника в духе мира и соблюдения прав человека.

Второй подход:

      Уделено огромное внимание такому вопросу, как организация воспитания вне школы.

        В развитии личности ребенка большую роль играет игровая деятельность.

Подростки динамичны, деятельны, любят, когда в их походах и играх на равных участвует и классный руководитель. Чем богаче и содержательнее будут все мероприятия, тем больше создается возможностей на формировании нравственных ценностей.

     Мое твердое убеждение – каждый ученик хотя бы один раз в год должен принять участие в экскурсии, походе. Такое общение с коллективом, классным руководителем, неформальное и  нестандартное, дает подростку возможность изучать  предметы и явления в местах их естественного нахождения, получать новые впечатления и  видеть прекрасное в окружающем нас мире.

    Третий момент,  на котором бы я хотела остановиться.  Считаю, что  из приоритетных принципов  в деятельности классного руководителя с подростками  - вера в ребенка. В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, придет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять.

Четвертое. Работая с подростками для классного руководителя  очень важно сохранить свой авторитет и позитивное отношение к себе своих учеников. Ради этого придется пожертвовать своим временем и уделить подросткам больше внимания, чтобы понять их чувства и настроение.

    Пятый  момент. Мне кажется, работа классного руководителя  должна строиться на принципе уважения не только к ребенку, но и к его родителям. Классному руководителю необходимо проявлять к каждой личности родителя искренний интерес, а не потребительское отношение.

Ведь зачем родитель идет в школу? Узнать про то, как учится ЕГО ребенок. Нужны ли для этого родительские собрания в том виде, в котором они традиционно проводятся: общее состояние дел в классе; потом про каждого ребенка вслух, при всех - его недостатки и, иногда, успехи; затем - количество денег на нужды класса.

    Здесь  хочется поделиться  маленьким «секретом»: во многих статьях, написанных педагогами и психологами  можно прочитать совет начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. И это абсолютно правильный совет! Причем заканчивать разговор тоже лучше похвалой. Но  хочется  сказать вот о чем: скажите родителям, что вы просите их о встрече (обратите внимание - не «вызываете» в школу, а именно «просите о встрече»), так как очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше них не знает, какой подход нужен к их ребенку (и, в принципе, это действительно так!). И если родители поймут, что  классный руководитель искренне заинтересован в их мнении, то охотно пойдут на контакт.

     Я давно вывела для себя правило: об отрицательных сторонах ребенка, о его проблемах в учебе можно говорить с родителями только в индивидуальном порядке.

А начинать с ними разговор необходимо с положительных характеристик ребенка. Только после этого стоит переходить к обсуждению его проблем.  Ни одна фамилия ребенка не должна упоминаться  публично с отрицательными характеристиками. Только победа, только удачи ребят можно озвучивать при всех.

     И в заключении хочется отметить, что главным направлением деятельности классного руководителя является любовь и защита. Ребенок должен реализовать свою естественную потребность быть любимым и защищенным, как дома, так и в стенах школы.  Чем активнее будет сотрудничество между педагогами, детьми и их родителями, тем меньше проблем встретит классный руководитель в воспитании детей-подростков. Это – незыблемое правило работы,  которого должен придерживаться творческий классный руководитель.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Система деятельности классного руководителя по формированию субъектной активности подростков в условиях специализированной школы-интерната «Кадетский корпус»

Актуальность.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской...

Деятельность классного руководителя по формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни

Итоговый практикозначимый проект: "Деятельность классного руководителя по формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни"...

Деятельность классного руководителя по воспитанию обучающихся на основе общечеловеческих ценностей

Выступление на педсовете. Как классный руководитель, я делюсь опытом работы с детьми. Вовлекаю ребят в творческий процесс создания изделий из лоскутков, участвуем в конкурсах, путешествуем по различны...

Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"

Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....