Проект Адаптация пятиклассников
проект (5 класс) по теме

Сутугина Ирина Владимировна

Работа классного руководителя по адаптации пятиклассников к основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektadaptaciya.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГАОУ ВПО «Московский государственный областной

социально-гуманитарный институт»

Практико-ориентируемый проект

Социально-психологическая адаптация пятиклассников к условиям  обучения в основной школе

Выполнила учитель химии и

 биологии МОУ «Цыбинская СОШ»

Сутугина И.В.

Проверила

Яковлюк С.М.

Коломна, 2013

Содержание

Ведение………………………………………………………………………..….3

1. Значение социально-психологической адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе…………………………………………....4

1.1. Особенности обучения при переходе из начальной школы в основную………….…………………………………………………………….....4

1.2. Изучение социально-психологической адаптации младших подростков……………………………………………………………….………...5

2. Исследование социально-психологической адаптации пятиклассников к условиям обучения в основной школе………………………………..….…..… 7

2.1. Описание учащихся и методов исследования…………………………...…7

2.2. Диагностика и анализ результатов адаптации начала учебного года…...13

2.3. Диагностика и анализ адаптации пятиклассников в конце учебного года………………………………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….20

Литература…………………………………………………………….………....21

Введение.

Актуальность проблемы. Чрезвычайно сложным является период перехода школьников из начальной школы в основную: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации. В школе проблема адаптации чаще ассоциируется с обучением первоклассника, реже - в связи с переходом в среднее звено и еще реже - с переходом в старшие классы. Однако переход пятиклассников в среднее звено является важным этапом в жизни учащихся. На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др.

Актуальность проблемы и  определила тему практико-значимого проекта: «Социально-психологическая адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней  школе».

В качестве объекта исследования выступили учащиеся пятого класса МОУ «Цыбинская СОШ». Соответственно, предметом исследования был процесс успешной адаптации пятиклассников в основной школе.

Цель практико-значимого проекта – изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

Определение объекта, предмета и цели исследования, предварительное изучение психолого-педагогической литературы позволили сформулировать рабочую гипотезу: Адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы научно-методических рекомендаций предназначенных учителям и психологам, и даже родителям по адаптации пятиклассников к учебно-воспитательному процессу в средней школе.

Были определены следующие задачи нашего исследования:

1. Изучить состояние проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начальной в основную школу в теории и практике.

2. Проверить эффективность структуры успешной адаптации учащихся 5-х классов в основной школе и влияние рекомендаций на адаптацию пятиклассников.

Значение социально-психологической адаптации пятиклассников к условиям обучения в основной школе

Особенности обучения при переходе из начальной школы в основную

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. Проблемы пятиклассников связаны с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. Все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении и помочь ему преодолеть их. 
Это прежде всего недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. Поскольку в жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, развитие этих процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале и в ситуации, отличной от учебной, что успешно могут делать и родители. И наконец, причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, “невозможность”, по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему.

Изучение социально-психологической адаптации младших подростков

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Но люди по-разному реагируют на изменения, происходящие как в обществе, так и их личной жизни, то есть отличаются по степени приспособляемости. «Адаптация» - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин "адаптация" происходит от латинского слова adaptatio -приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его дефиницию через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды. Мы же рассмотрим адаптацию применительно к возрасту младшего подростка. У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой. В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в учебной деятельности младшего подростка: 1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания). 2. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. 3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется

Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья. Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.  Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Исследование социально-психологической адаптации пятиклассников к условиям обучения в основной школе

Описание учащихся и методов исследования.

Мы проводили анкетирование учащихся, индивидуальные и групповые беседы с учащимися 5 класса МОУ «Цыбинская СОШ». В классе на начало учебного года было 17 человек, из них 10 девочек и 7 мальчиков в возрасте 10-11 лет. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается. Учащиеся класса довольно работоспособны, успеваемость за прошлый год (4 класс) составила 100 %, качество знаний составляло 65 %.

Мы предположили, что адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы научно-методических рекомендаций предназначенных учителям и родителям по адаптации пятиклассников к учебе в средней школе. Исследование проводилось в два этапа, в начале учебного года (сентябрь 2012 г.) и в конце (апрель 2013 г). Мы решили изучить пути возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

Были использованы следующие методики:

1. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреева).

2. Методика Филипса – для определения школьной тревожности.

3. Анкета для определения школьной мотивации учащихся  Н.Г.Лускановой 

4. В апреле 2013 года добавлен микропрактикум «Мой класс»

1.Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреева) предлагает учащимся согласится в различной степени либо не согласиться с утверждениями. По выраженности согласия (либо не согласия) и идет интерпретация анкеты. В анкете 10 предложений, вариантов ответа пять: 4- совершенно согласен, 3- согласен, 2- трудно сказать, 1- не согласен, 0- совершенно не согласен.

Вопросы:

1.Я иду утром в школу с радостью

2.В школе у меня обычно хорошее настроение

3.В нашем классе хороший классный руководитель

4.К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной  

   жизненной  ситуации

5.У меня есть любимый учитель

6.В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение

7.Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8.У меня есть любимые школьные предметы

9.Я считаю, что школа по – настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка результатов: Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов

У больше 3 – высокая степень удовлетворенности

от 2 до 3 – средняя степень удовлетворенности

если У меньше 2, низкая степень удовлетворенности

  Затем производится подсчет числа учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью.

2.Методика Филипса. Тест Филипса  диагностирует особенности испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями. Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов:

1.Общая тревожность в школе.

2.Переживания социального стресса.

3.Фрустрация потребности в достижении успеха.

4.Страх самовыражения.

5.Страх ситуации проверки знаний.

6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8.Проблемы и страхи в отношении с учителями.

В связи с тем, что опросник содержит 58 вопросов, мы не видим необходимости приводить его весь, а только предоставим таблицу интерпретации тревожности в следующей главе. При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается: 1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности. 2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

3. Анкета для определения школьной мотивации учащихся. Анкета разработана Лускановой Н. Г. , она позволяет отнести ученика к следующим группам по результатам.

I. Высокая школьная мотивация, учебная активность – 25–30 баллов.

II. Нормальная школьная мотивация – 20–24 балла.

III. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами – 15–19 баллов.

 IV. Низкая школьная мотивация – 10–14 баллов.

 V. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – ниже 10 баллов.

Анкета состоит из следующих вопросов:

1.Тебе нравится в школе? 
– не очень 
– нравится 
– не нравится 
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью думаешь о том, что пойдёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? 
– чаще хочется остаться дома 
– бывает по-разному 
– иду с радостью 
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? 
– не знаю 
– остался бы дома 
– пошел бы в школу 
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 
– не нравится 
– бывает по-разному 
– нравится 
5. Хочешь ли ты, чтобы тебе не задавали домашних заданий? 
– хочу 
– не хочу 
– не знаю 
6. Хочешь ли ты, чтобы в школе остались одни перемены? 
– не знаю 
– не хочу 
– хочу 
7. Часто ли ты рассказываешь о школе родителям? 
– часто 
– редко 
– не рассказываю 
8. Хочешь ли ты, чтобы у тебя была менее строгая учительница? 
– точно не знаю 
– хочу 
– не хочу 
9. У тебя в классе много друзей? 
– мало 
– много 
– нет друзей 
10. Тебе нравятся твои одноклассники? 
– нравятся 
– не нравятся 
– не очень 

Интерпретация ответов: ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1, положительный – 3 балла). Учащиеся, набравшие 25–30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20–24 балла характерны для средней нормы, 15–19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10–14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьная дезадаптация.

И в конце года – в апреле 2013 был проведен еще микропрактикум по методике «Я и мой класс». Учащимся было предложено обозначить себя и своего товарища на рисунке, в зависимости от положения результаты обрабатывались.

Анализ результатов:

1. На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса  школьника.

2. Позиция «один, вдали от учителя» – эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.

3. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре – доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.

4. Место рядом с учителем:  учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.

5. Игровая позиция отождествление себя с детьми, играющими в классе и на улице: не соответствует учебной позиции.

Диагностика и анализ результатов адаптации начала учебного года

На первом этапе исследования мы провели диагностику адаптации, тревожности и школьной мотивации пятиклассников в начале учебного года.

Данные, полученные в результате анкетирования удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреев) интерпретированы в таблице 1.

Таблица 1.

Количество учащихся,

чел.,/ %

Высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью.

Средний удовлетворенности школьной жизнью.

Низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью

17

3

8

6

100

17,6

47,4

35

Как видно из таблицы у большинства детей (65 %) высокий и средний уровень удовлетворенности школьной жизнью, что в целом положительно характеризует начала адаптационного периода.

Тревожность в начале учебного года. Методика Филипса

Среди 17 пятиклассников трое имели повышенную тревожность (72 %, 71 %, 57 %), показатели тревожности остальных 14 ребят были на уровне 23 %. (при разбросе от 8 % до 35 %). У большинства пятиклассников отмечается тревожность страха самовыражения, ситуации проверки знаний. Далее шел показатель фрустрации потребности в достижении успеха и проблемы и страхи в отношении с учителями. В целях более наглядной интерпретации результатов, мы разбили ребят на две группы с низким и повышенном уровнем тревожности. У ребят с уровнем тревожности 72 % и 71 % несколько отличная от общепринятых норм обстановка в семье, с родителями этих пятиклассников была проведена соответствующая беседа.

Таблица интерпретации тревожности по Филипсу по группам тревожности.

Таблица 2.

Показатель

(в исследовании 17 учащихся)

Группа ребят с повышенном уровнем тревожности N=3

Группа ребят с повышенном уровнем тревожности N=14

В целом по тесту

67

23

1.Общая тревожность в школе.

72

17

2.Переживания социального стресса.

24

20

3.Фрустрация потребности в достижении успеха.

64

26

4.Страх самовыражения.

66

38

5.Страх ситуации проверки знаний.

83

30

6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

80

20

7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

80

4

8.Проблемы и страхи в отношении с учителями.

71

23

Таблица интерпретации результатов определения школьной мотивации (Лусканова Н. Г.) учащихся.

Таблица 3.

Количесвто учащихся, чел, / %

Высокая школьная мотивация

Нормальная школьная мотивация

Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами

Низкая школьная мотивация

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

17

3

4

8

2

-

100

17,7

23,5

47,1

11,7

0

Как видно из таблицы 3 у более половины ребят отсутствует нормальная и высокая мотивация, им нравится посещать школу, но ребята до сих пор не готовы к активному познавательному процессу. Два ученика имеют низкий уровень школьной мотивации: ни посещают занятия неохотно, испытывают серьезные трудности в учебной деятельности. Таким образом, в мотивационной сфере определенные проблемы в адаптации к школьной жизни испытывают 59 % школьников. Однако, в целом можно сделать вывод, что у большинства ребят нет серьезных проблем в начале адаптационного периода.

Основываясь на данных начального периода адаптации, была проведена работа с педагогическим коллективом школы, непосредственно занимающихся с учащимися пятых классов. В октябре на педагогическом совете учителя были ознакомлены с результатами периода адаптации, имели возможность задавать и обсуждать вопросы, связанные с адаптацией детей. Также была проведена беседа с родителями пятиклассников «Трудности адаптационного периода в пятом классе», и анкетирование родителей.

По результатам анкетирования родителей мы также выявили определенные проблемы: половина ребят (56 %) не садятся за уроки без напоминаний родителей, могут бросить задание при возникновении трудностей, т.е. ученики себя несколько переоценивают. Родители почувствовали, что нагрузка на ребят увеличилась, вследствие этого им нужна помощь в приготовлении домашнего задания, иногда вечером некоторые ребята бывают излишне возбуждены, раздражительны, подавлены или даже плаксивы. После анкетирования родителям были розданы «Памятки для родителей пятиклассников». К сожалению, в нашей школе отсутствует психолог, поэтому вся работа по адаптации детей заключалась в беседах классного руководителя с учащимися, родителями. С ребятами были проведены классные часы адаптационной направленности, конкурс рисунков «Я и мой класс», адаптационные упражнения «Твоя школа такая, какой ты ее видишь», для сплочения коллектива организованы три поездки  (музей, зоопарк, кинотеатр), также проводились беседы и тренинги социального педагога.

Диагностика и анализ адаптации пятиклассников в конце учебного года

Второй этап диагностики был проведен в апреле 2013 г. Ребята были проанкетированы по трем анкетам, в связи с низкой тревожностью и большой трудоемкостью выполнения теста тревожности Филипса по этой методике были проанкетированы только ребята из группы повышенной тревожности, приятно отметить, что только один ребенок остался в зоне повышенной тревожности (самое начала низкого порога 51 %), два других перешли в зону низкой тревожности (38 %).

Таблица интерпретации тревожности по Филипсу по группе повышенной тревожности.

Таблица 4.

Показатель

(в исследовании 3 учащихся)

Группа ребят с повышенном уровнем тревожности

В целом по тесту

42

1.Общая тревожность в школе.

20

2.Переживания социального стресса.

22

3.Фрустрация потребности в достижении успеха.

42

4.Страх самовыражения.

46

5.Страх ситуации проверки знаний.

50

6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

56

7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

52

8.Проблемы и страхи в отношении с учителями.

50

Следует отметить, что к классный коллектив в ноябре 2012 года добавился еще один мальчик, поэтому к концу года общее число учащихся составило 18 человек. И в апреле анкетирование проходило 18 пятиклассников.

Данные, полученные по результатам удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреев) в апреле 2013 г. интерпретированы в таблице 5.

Таблица 5.

Количество учащихся,

чел., / %

Высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью.

Средний уровень удовлетворенности школьной жизнью.

Низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью

18

6

8

4

100

33

44

22

Как видно из таблицы значительно повысилась удовлетворенность школьной жизнью у ребят, что говорит о хорошей адаптации учащихся. У 77 % высокий и средней уровень удовлетворенности школьной жизнью.

Таблица интерпретации результатов определения школьной мотивации учащихся в апреле 2013 г.

Таблица 6.

Количество учащихся, чел, / %

Высокая школьная мотивация

Нормальная школьная мотивация

Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами

Низкая школьная мотивация

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

18

3

7

6

2

-

100

17

39

33

11

0

Мы видим, что в апреле значительно улучшилась школьная мотивация, 56 % ребят имеют высокую и нормальную мотивацию. Примечательно, что признаки дезадаптации не выявлены.

Микропрактикум «Я и мой класс» был проведен в апреле 2013 г., что вполне целесообразно, с учетом работы классного руководителя по сплочению классного коллектива и рекомендациям к адаптации. Результаты микропрактикума «Я и мой класс» представлены в таблице 7.

Таблица 7.

Количество учащихся,

Чел. / %

Адекватность социально-психологического и учебного статуса  школьника.

Трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе

Благополучной социально-психологической позиции ребенка

Учитель является значимым лицом для испытуемого

Не соответствует учебной позиции

18

5

1

7

4

1

100

27

6

39

22

6

Как видно из таблицы 66% ребят хорошо адаптированы в классе, у 22 % учитель является важным и авторитетным лицом. Только один ученик не соответствует учебной деятельности (у этого мальчика большие проблемы с учебной деятельностью, учителя применяют индивидуально-личностный подход, классный руководитель регулярно беседует с родителями ребенка) и один ребенок до конца не влился в классный коллектив (это мальчик пришедший в класс в ноябре 2012 года), но другим методикам ребенок в группе нормальной школьной мотивации и в группе средней удовлетворенностью школьной жизнью.

Заключение

Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Итак, подводя итоги проведенной работы, мы можем сделать следующие выводы: В начале учебного года у трех пятиклассников были отмечены повышенная школьная тревожность. Для большинства учащихся характерным являлось беспокойство и снижение учебной мотивации, что говорит о среднем уровне школьной адаптации.

Однако следует отметить, что МОУ «Цыбинская СОШ» является небольшой сельской школой, где дети испытывают меньший дискомфорт при переходе из начального в старшее звено, хотя бы по потому, что они уже знают многих учителей, да и все проблемы взаимоотношений «видны как на ладони», школа действительно является для учеников своеобразной семьей, поэтому серьезных проблем с дезадаптацией выявлено не было, уровень тревожности остался повышенным на апрель 2013 г, лишь у одной девочки, и то этот показателю близок к  пороговому (51 %). У 56 % ребят высокая и нормальная школьная мотивация, 33 % положительно настроены на общение в школе. 77 % удовлетворены школьной жизнью.

После реализации рекомендаций, включающих работу с учителями, родителями и пятиклассниками, по итогам контрольной диагностики, было отмечено снижение школьной тревожности, повышение учебной мотивации и повышение уровня удовлетворенностью школьной жизнью у пятиклассников. По результатом качества знаний 5 класс не понизил, а даже улучшил показатель с 62 % (май 2012 года) до 68 % (март 2013 года), что также свидетельствует о хорошей адаптации учащихся.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 2003.-357с.

2. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях.\\ Педагогика и психология.-2008. №10. С.36-38.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008.-398с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004.-378с.

5. Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. М, 2002.-390с.

6. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа, 2006. - №7. С. 21-24.

7.  Цукерман Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема. // Вопросы психологии, 2001. - №5. С.19-35.

8. Фельдштейн Д.И. Психология младшего подростка. - М.: Просвещение. 2004.-357с.

9. Души прекрасные порывы: классные часы на нравственные и патриотические темы. 5-7 классы / сост. Е.В. Васильева. – Волгоград: Учитель, 2008 г.- 127с.

10. Спутник классного руководителя. 5-7 классы / авт.-сост. Н.И.Билык. – Волгоград: Учитель, 2007 г.- 139с.

11. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. - М: ТЦ «Сфера», -2000. - 528с.

12. http://azps.ru/tests/tests_philips.html

13. http://do.gendocs.ru/docs/index-241942.html

14. http://psihologschool.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене

Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...