Духовно - нравственное воспитание
учебно-методический материал (8 класс) по теме
Развитие духовно – нравственной культуры учащихся на базе классного объединения – военно – патриотического клуба «Русичи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie.doc | 989.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие духовно – нравственной культуры учащихся на базе классного объединения – военно – патриотического клуба «Русичи».
Корнелюк Ж. В.
МОУ СОШ №65 г. Тула
В 9а классе третий год реализуется воспитательная программа «Я гражданин». Одними из направлений которой является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся. Где я стараюсь системно, последовательно осуществлять в процессе социализации расширение и укрепление ценностно - смысловой сферы личности, формирование способности учащегося оценивать и сознательно
выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В рамках этого направления на базе класса сформирован и работает военно-патриотический клуб «Русичи».
Клуб работает под девизом «Есть память, которой не будет забвенья и слава, которой не будет конца.»
Цель работы клуба – воспитание гражданина России, создание благоприятных условий для самореализации и саморазвитии личности на основе изучения героических страниц нашей истории.
Поставленные задачи:
- включение учащихся в активную творческую деятельность, при этом использовать такие формы работы с детьми, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность и помогут им качественно изменяться;
- создание условий и использование таких форм работы с детьми, которые будут направлены на саморазвитие учащихся и самосовершенствование при косвенном воздействии педагога, формирование культуры самообразования;
- формирование нравственной культуры учащихся, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых, взрослых и юных, волевых качеств личности;
- приобщение учащихся к сохранению истории своей страны, её самобытности, неповторимости
Для полноценного духовно – нравственного развития и воспитания в реализации программы выстроены, на мой взгляд, педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: МУК ДК «Косогорец», ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн (Косогорское отделение воинов – интернационалистов). Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся.
Организация социально - педагогического партнёрства осуществляется путём согласования социально – воспитательных мероприятий.
Программа воспитания обучающихся интегрирована в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.
Реализация поставленных задач.
1. Включение учащихся в активную творческую деятельность, при этом использовать такие формы работы с детьми, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность.
Решая данную задачу была подготовлена и проведена для жителей посёлка литературно – музыкальная композиция об освобождении Косой Горы от немецко – фашистских заватчиков. Материал для выступления учащиеся подбирали изучая информацию и экспонаты музея Косогорского металлургического завода.
Участие в концертной деятельности, посвящённой Дню Победы, Дню Матери России.
Учащиеся класса с помощью ДК «Косогорец» подготовили и провели информационно – музыкальную композицию «Люди тянутся к звёздам», посвящённую 50-летию полета Ю. А. Гагарина.
Думаю, что данные виды деятельности подготовят и будут способствовать реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно - нравственной установки «становиться лучше».
2. Создание условий и использование таких форм работы с детьми, которые будут направлены на саморазвитие учащихся и самосовершенствование при косвенном воздействии педагога, формирование культуры самообразования.
Изучали историю памятников на Косой Горе, посвящённых Великой Отечественной войне. Выступили с данной информацией перед учащимися школы, жителями посёлка.
Ежегодно участвуем в конкурсе исследовательских работ о Великой Отечественной войне.
Тема 2009 г. – «Оборона Тулы», посвященная героическим дням обороны Тулы и ее защитникам.
Тема 2010 г. – «Ветеран в моей семье», рассказывающая о участнике Великой Отечественной войны Дорофееве Филиппе Матвеевиче, прошедшем героический путь в конной армии генерала Белова, награжденном Орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
Тема 2011 г. – «Четвероногий боец» о применении собак в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.
Работая в этом направлении, я стараюсь создать условия для формирования личности школьника через познавательный интерес к героическому, духовному наследию России и малой родины – Тульскому краю, Косой Горе, принятию ими базовых национальных ценностях, национальных духовных традиций.
3. Формирование нравственной культуры учащихся, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых, взрослых и юных, волевых качеств личности.
Ребята ездили с экскурсией в 51 парашютно десантный полк, где со всей серьёзностью, вниманием были приняты офицерским и солдатским составом дивизии.
Ежегодно участвуем в спортивных мероприятиях «Зарница», проводимых УВД по Тульской области.
Учащиеся общались с ветеранами Великой Отечественной войны, узнавая и восхищаясь подвигами советских людей.
Воспитательная программа предусматривает добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных проблем, задач. В связи с этим проведены трудовые десанты на могилу Козычева, юных разведчиков замученных фашистами в деревню Пиррово.
Данные виды работы помогают формированию способности руководствоваться в ситуациях нравственно выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Происходит формирование культуры общения учащихся, осознание детьми необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками; передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений; воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению.
4. Приобщение учащихся к сохранению истории своей страны, её самобытности, неповторимости.
Изучали оборону Тулы в музее Тульского артиллерийского института.
Узнавали о подвигах милиционеров в годы Великой Отечественной войны в музее УВД на улице Сурикова.
Ездили на места захоронения репрессированных в Тульской области.
Участвуем в торжественных шествиях посвящённых Дню Победы , освобождению Косой Горы от немецко – фашистских захватчиков .
На мой взгляд, так гораздо эффективнее происходит усвоение школьниками патриотических, гражданских понятий и норм поведения.
Данная программа, на мой взгляд, способствует
- воспитанию нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;
- развитию волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- гордости за отечественную историю, народных героев;
- сохранению исторической памяти.
- выбору жизненного пути и ответственности за него.
Это актуально для моего класса, так как в нем обучаются дети как с высоким образовательным потенциалом, так и с очень низким. Ребята растут в однодетных семьях, родители заняты своей профессиональной деятельностью, карьерным ростом. Много семей с разведёнными родителями, двое учащихся под опекой. Присутствуют проблемы психологического плана в семьях. Мои воспитанники , как и многие подростки в их возрасте, не всегда проявляют к словам и поступкам взрослых доверие, терпение, не всегда они хотят подражать даже самым близким людям. Этот возрастной период крайне важен с точки зрения выстраивания траектории нравственного поведения.
Подростки нуждаются в нравственных и эстетических критериях для верной ориентации. Им нужны примеры, образцы, достойные подражания.
История подвигов фронтовиков, мужества, верности долгу и Отечеству представляет нам замечательный материал такого содержания.
Надо учить детей быть благодарными потомками!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».
Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...
Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"
В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения и примеры использов...
Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...