школьные традиции и их роль
статья по теме

Жильцова Ирина Владимировна

методическое пособие для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnye_tradicii_i_ih_rol.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьные традиции и их роль

 в формировании творческой личности.

                                                                                           Жильцова И.В.

                                                                           учитель английского языка

                                                                                         МБОУ СОШ № 4

  Одна из важнейших сторон сегодняшнего воспитательного процесса развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, формирование личности школьника независимо от его умственного развития.

Личность каждого человека всегда индивидуально окрашена, интересна своей непохожестью. Смотреть на школьника следует через призму его своеобразия, учитывать и уважать непохожесть, ни в коем случае не гасить особенностей.

С этой стороны интересен каждый школьник, вне зависимости от его отметок, поведения на уроке и отношения к учителю. Усредненный подход, таким образом, устраняется провозглашением личностного.

Тема эксперимента нашей группы" Личностно-ориентированный подход при осуществлении целостного процесс а обучения и воспитания школьников на положительных традициях."

Мы считаем, что воспитать личность можно и нужно на традициях нашего народа, на лучших традициях семьи и школы. Тогда маленький человек будет гордиться, что он живет в России, будет гордиться своими родителями и своей школой.

Русские народные традиции обладают большой воспитывающей силой, и во все времена с их помощью решалась задача формирования подрастающего поколения высоких нравственных качеств.

Белгородской средней школе N4 в сентябре 2001 года исполняется 30 лет, ее традиции устанавливались с первых лет ее существования.

Наши школьные традиции несут в себе определенный заряд нравственности, что позволяет использовать их возможности для развития личности школьника.

Мы убедились, что школьные традиции необходимы, как необходимы традиции в жизни семьи, определенных организаций, наконец, в жизни общества.

Наш край -- край богатых художественных традиций. Здесь издавна ткали, вышивали, пряли, славились изделиями гончары.

Уже в 1-3-м классах учащиеся знакомятся с пословицами, поговорками, потешками, предметами быта, старинной одеждой. Учитель Голдахе Оксана Анатольевна 4-ый год ведет факультативный курс Н.Ю. Новицкой "Введение в народоведенье." Цель которого - приобщение детей младшего школьного возраста к традициям русского народа. Дети изучают фольклор, обрядовые праздники, изготавливают атрибуты обрядовых действий. Силами родителей и детей были проведены массовые обрядовые праздники "Прощай, масленица" (I кл,1998 год)," Встреча весны"(П кл,1999г.), "Кузминки"(Зимние посиделки)(l999), "Рождество"(Зимние святки) (2000,3кл.). В качестве зрителей были учащиеся 3-х- 5-х классов. Эти зрелищные яркие

мероприятия способствуют развитию национального самосознания, исторической памяти, развитию творческих способностей, воспитывают патриотическую личность.

Работы мальчиков учащихся 9-х классов (учителя обслуж. труда В.Н.

Копунов и д.п. Попов)- дощечки разделочные; шкатулки с искусной резьбой по дереву не раз выставлялись в школе и во дворце творчества. Традиционными стали поездки учащихся по· родному краю. Поощрение отличников и хорошистов такими поездками, бесплатные концерты для них артистов филармонии.

В этом учебном году наш совет школьников посетил село Купино Шебекинского р-на. Там ребята побывали в уникальном краеведческом музее, где JIюбовно собрана история села, начиная с 7 века и до наших дней. Наши учащиеся познакомились с удивительным человеком, директором центра народного творчества Николаем Николаевичем Кузюлевым, это бывший учитель, автор тысячи статей по краеведенью, хранитель музея, увлеченный человек.

Ребята не только увидели изделия ткачества, но и сами работали на ткацком станке. На их глазах кусок глины в течение 1 О минут превратился в изящную вазу для цветов под руками умелого гончара Виталия Никитовича Калашникова, а некоторые тоже попробовали себя в роли мастеров гончарного дела.

Наши учащиеся - частые гости в Борисовке, где ребята также знакомятся с народными промыслами, побывали в Хогковских пещерах, в домемузее м.с. Щепкина, в селе Красном, доме В.Ф. Раевского.

Все это воспитывает учащихся в духе патриотизма - гордости за свою Белгородчину и ее замечательных земляков.

Школьные традиции выполняют по крайней мере 2 функции в жизни школы. Во-первых, они придают ей определенную надежность, прочность. Традиции вводят стабильность в жизнь школы. Они формируют общие интересы, придают школьной жизни размеренность, постоянство. И к этому надежному и постоянному можно приобщиться, принять его и сделать достоянием своей личности. И, конечно же, традиции придают свое особое, неповторимое лицо школы.

у нас есть немало старшеклассников, которые едут на занятия в школу издалека: из пас. Разумного, из Таврово, из Дубового, из пос. Майский, со Старого города. На вопрос, что побуждает их тратить столько времени на дорогу, обычно следуют ответы: " В школе интересно. Здесь дают прочные знания."

Можно с уверенностью сказать, что во многом любовь к школе определяют традиции, которые делают школу чуть непохожей на другие, она становится особенной, которой можно гордиться.

Собственный гимн школы, который исполняют первоклассник и выпускник, учитель и директор, вечера встречи с выпускниками, праздники Знаний и Последнего Звонка, прощание выпускников со школой, конкурс У ченик года, спортивные праздники - все это создает общность переживаний, определенное единство, укрепляет контакты, обогащает эмоциональную жизнь школы, растит творческую личность.

Мы провели анкетный опрос в 1 l-x классах, учащиеся отвечали на 2 вопроса: " Какие традиционные мероприятия школы вам по душе? Почему? 85% опрошенных ответили, что это праздники улицы Победы, встречи с ветеранами, участие вместе с товарищами - юнармейцами в параде 9 Мая на площади Революции, День памяти афганцев, а также традиционные спортивные праздники, конкурс" Ученик года".

Что же привлекает ребят и педагогов в той или иной традиции? Почему одни из них живут долго, при обретают новые краски, другие незаметно "вянут", не успев раскрыть свои потенциальные возможности.

Изложим наше понимание этого вопроса, как оно складывалось в ходе практической жизни школы. " Традиция,- читаем мы в словаре русского языка С.И.Ожегова,- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколениЙ ... "

Вырастить традиции, сохранить их чрезвычайно важная задача воспитательной работы ... Ведь традиции украшают жизнь ребят, учащиеся чувствуют себя в обстановке своего особого коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшить. Без таких традиций становится невозможным правильное воспитание.

Создание, накопление и приумножение школьных традиций побуждает каждого педагога и школьника определенным образом вести себя, мыслить, тру диться И переживать, служить благодатной почвой для образования нравственно ценных привычек. Не только обязывает к чему-то коллектив и его членов, но и связывает их крепкими узами сотрудничества и творческой деятельности, воплощая в себе известным образом самоуправление.

В воспитательной работе особенно хорошо школьные традиции прослеживаются в патриотической, эстетической, спортивно-оздоровительной и методической работе.

Традиционно учителя школы изучают новые методики в педагогике.

Несколько лет изучали и опробовали у себя методику Иванова, проводили КТД ( коллективные творческие дела) - Например, "Мир твоих увлечений", где ребята ярко раскрыли свои увлечения живописью, мы увидели различ-

ные коллекции, которые собирают наши учащиеся, услышали их игруна различных музыкальных инструментах, увидели их питомцев: собак, кошек, попугаев, рыбок, черепах и узнали об этих домашних животных и их хозяевах много нового.

4 года изучали методику Н.Е. Щурковой " Групповая деятельность учащихся во внеурочное время. Эта методика помогает ребятам общаться непринужденно, прививает навыки культурного общения со старшими и сверстниками. Только в этом учебном году я провела уроки общения в б-б, б-г, 8-в и 8-а классах. Хотелось бы, чтобы такие уроки по методике Щурковой Н.Е. были у нас в расписании. Ребята любят эти уроки, которые позволяют им чувствовать себя личностью. Ежегодно обобщаем опыт лучших классных руководителей. Уже обобщен опыт Москаленко Н.Д., Божковой Н.К., Андреевой Л.В., Светлицкой В.С.

Более всего в нашей школе прослеживаются военно-патриотические традиции.

В течение 15 лет 30 сентября мы отмечаем День памяти воинов, бывших учеников нашей школы, В. Малакеева, Р.Мельтешинова, погибших в Афганистане и Чечне. Сложилась добрая традиция утром 30 сентября идти в школу с цветами. В вестибюле стоит стенд, где расположены фотографии наших воинов - интернационалистов. У стенда застыли в почетном карауле лучшие учащиеся. Сюда идут малыши- первоклассники и старшеклассникиэкскурсоводы рассказывают им о том, как славно воевали и геройски погибли наши выпускники, честно выполнив свой интернациональный долг. А после уроков едем на кладбище и возлагаем цветы на могилы, встречаемся с их родителями. Светлана Тихоновна Малакеева - почетная гостья школы и друг наших ребят. Она была приглашена на семинар директоров школ Белгорода, в "Визитке школы" ее сыну была отведена страница, она бывает на наших праздниках и концертах, на классных часах, она посещает Зал Боевой Славы, где висит стенд, посвященный ее сыну.

Благодаря мужественным и решительным действиям Владимира IМалакеева экипаж его танка сумел своевременно занять выгодную позицию и успешно выполнить поставленную задачу по прикрытию мотострелковых подразделений. За этот подвиг Владимир Малакеев, как и Валерий Акименко, был посмертно награжден орденом Красной Звезды. Наши учащиеся знают многое о погибших героях и гордятся ими. В этом учебном году совет школьников пригласил С.Т.Малакееву и вручил ей 500 рублей, собранных после благотворительной ярмарки, для оказания семье материальной помощи.

Одна из самых ярких традиций военно-патриотического воспитания праздник улицы Победы, который проходит накануне Дня Победы на площадке возле крыльца школы.

Впервые такой праздник был проведен в мае 1979 года. К нему коллектив школы готовится в течение года, все лучшие рисунки, поделки, номера художественной самодеятельности - на праздник. Дети украшают окна школы разноцветными шарами и плакатами. Готовят ветеранам сладкий стол.

На первых пяти праздниках мы встречали ветеранов 185 стрелковой Панкратово-Пражской дивизии (их было более 200, съезжающихся к нам со всех концов страны).

Гремит духовой оркестр. Дети, нарядные и взволнованные, образуют живой коридор, у них яркие цветы. Они берут за руки ветеранов и ведут к школе. Начинается линейка-митинг. Затем дети читают стихи, поют песни о войне, танцуют, старшеклассницы в гимнастерках приглашают на вальс ветеранов. А для гостей готово угощение, начинается сладкая ярмарка.

Сейчас, когда ветераны 185 стрелковой дивизии приехать не могут изза болезни и старости, мы приглашаем на праздник ветеранов нашего микрорайона, а ветеранам 185-0Й шлем свои поздравления.

За каждым классом нашей школы закреплены ветераны, дети заботятся о них, приглашают на Уроки мужества, поздравляют с праздниками. В подарок Залу Боевой Славы оформлен рукописный журнал " Не стареют душой ветераны", где рассказывается о встречах со своими старшими друзьями.

Герой Советского Союза, бывший военный летчик Левин Григорий Тимофеевич - наш друг - приходит к нам на концерты, на конкурс чтецов, его можно видеть с ребятами 8"В" класса (кл. руководитель Божкова Н.К.) - отрядом юных патриотов России.

7 лет дружили с ветераном 185 с. дивизии Александром Степановичем Шевченко, который помогал нам в создании Зала Боевой Славы, учащиеся 1] "В" класса (кл. рук. Абросимова Н.Д. ). Они проводили в квартире Александра Степановича на улице Воровского уроки Мужества, пили чай, слушали удивительные истории из военной жизни ветеранов 185 с. дивизии. 15 апреля 2000 года поздравили своего родного человека с 90-летием. Об этой дружбе рассказало Белгородское телевидение. Ребята сердечно читали стихи ветерану, которые сочинила Гаврилова Екатерина, пели песни, дарили подарки. Выпускники записали 2 кассеты с рассказами Шевченко А.С. и подарили их Залу Боевой Славы. JTOT материал используется в военнопатриотической работе школы. С этого года шефство над ветераном взял 6Б класс (кл.рук. Уварова Т.А.) Хочется думать, что не прервется связь вре-

мен. Так же, как и выпускники будут рады этим встречам, ведь, несмотря на свой солидный возраст, ветеран сохранил крепкую память, эмоциональную взволнованность речи и последовательность в изложении. Вот что писал А.С.Шевченко Сергей Шопин, ныне студент юридического института МВД: " Дорогой Александр Степанович, мы никогда не забудем Ваши Уроки - Уроки Жизни. Рядом с вами хочется быть Личностью. Живите долго, мы придем к Вам на Ваш столетний юбилей. Вы так нужны молодым."

Традиционны в школе конкурсы на лучшее исполнение военно - патриотической песни. Приглашаем на них ветеранов, солдат местного гарнизона. Когда учащиеся поют эти песни, проникаются патриотическим духом песен, приобщаются к ратной истории нашей России.

Таким образом, не бывает на наших военно-патриотических праздниках все дети принимают участие: одни рисуют, другие поют, третьи танцуют, четвертые украшают школу, пятые готовят угощение. Эти праздники потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе.

Наша будничная жизнь, как оптимистично мы к ней не относились, все-таки однообразна, перегружена непростыми заботами. И хорошо, когда есть праздник, когда можно выйти на яркий свет из обыденности.

Мы стараемся сделать такие праздники запоминающимися надолго, яркими, разноцветными, объединяющими родных людей, друзей в их радости. Они способствуют развитию у детей чувства прекрасного, осознанию себя личностью. В ткань праздника вплетаем поисковый материал, когда дети применяют накопленный материал для выступлений, а также музыкальный опыт в танцевальных, игровых импровизациях.

Можно считать уже традиционным конкурс "Ученик года". Нелегкой была борьба претендентов за этот титул: хорошая учеба, уважение товарищей, эрудиция, мир увлечений. И вот, наконец, чествование победителей от каждой параллели. Это настоящие творческие личности. Взгляните на лица этих ребят: у всех умные, пытливые глаза, добрая улыбка, яркий талант. Этот конкурс - признание личности развивающегося человека, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, признание его прав и свобод.

А как любят и ждут наши ребята традиционные спортивные конкурсы "Олимпийская регата", "Праздник Защитников Отечества", праздник "Спорт. Грация. Здоровье", конкурс спортивных танцев, Веселые старты. Проводят их учителя физкультуры. А С.И.Дремов каждый год думает, как сделать эти праздники яркими и незабываемыми, для чего включает в них показательные выступления гимнастов, тхэквондистов, акробатов, демонстрацию моделей художественно-эстетического центра "Шарм".

традиционные мероприятия воспитывают в детях уважение и любовь к спорту и спортсменам, желание быть сильными и выносливыми, красивыми и здоровыми.

Традиционно проходят в школе благотворительные акции, т.к. они находят путь к сердцам детей, воспитывают в учащихся отзывчивость к чужому горю, к чужой беде, понимание своего, пусть небольшого вклада в общее доброе деJЮ. Это такие акции, как сбор книг для госпиталя ветеранов в 1999 -м году, сбор средств для родителей погибших воинов - интернационалистов в 2000 году, акция милосердия по сбору вещей семьям беженцев и малоимущим, это акция "Посылка в Чечню", помощь детям -сиротам, брошенным на произвол инвалидам-ветеранам.

Есть еще одна трогательная традиция: провожать выпускников всей школой. Директор школы обращается к ним со взволнованным словом, чтобы помнили своих учителей, чтобы гордились родной 4 школой, были достойными гражданами России. Идут взволнованные выпускники по коридорам школы, с ними прощаются все учащиеся, дарят сувениры, пироги и торты, яркие воздушные шарики с пожеланиями, поют песни, говорят задушевные слова, и ощущает себя выпускник личностью, которая воспитала школа, так как в школе преобладают уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению учащихся, доброта, внимание, создание психологически комфортной атмосферы.

И вот выпускной вечер. В десяти минутной традиционной Визитке перед нами проходит не только жизнь класса, но и предстает личность каждого выпускника. Этот- поэт, этот- спортсмен, ЭТО- модельеры, это - труженикимедалисты, это - артисты, а это - танцоры и музыканты. А помогла им раскрыться школа.

Таким образом, роль традиций в формировании личности велика. Сохраним и при умножим положительные традиции нашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование школьных традиций в развитии образовательного пространства

Статья о "Лихачевском проекте" ГБОУ школы № 47 имени Д.С.Лихачева. "Лихачевский проект" - система работы, основанная на сохранении лучших традиций школы, определяющая уклад школьной жизни....

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Долгосрочный социально значимый проект "Русские обряды и традиции. Народная кукла. Роль куклы в воспитании ребенка"

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегод...

Роль школьных традиций в формировании личности

Одна из важнейших сторон сегодняшнего воспитательного процесса, ­развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, формирование личности школьника независимо от его умственного развития.Школьн...

«Искусство театра: традиции, новации и роль в воспитании личности»

Театр – это одно из мощнейших средств, приобщения к культуре, духовности, это воспитание нового поколения просвещенных людей. Он один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей...

Родительское собрание «Семейные традиции и их роль в воспитании личности ребенка»

В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Да, много интересных семейных традиций было в России. Взят...

Консультация для родителей Семейные традиции и их роль в развитии личности ребенка

Семья для ребенка играет важное значение в его развитии и становлении как личности. Семья – это первый коллектив, в котором у ребенка начинают формироваться зачатки нравственности, то есть те ду...