Классный час "Женщины и война 1812 года"
классный час по литературе (9 класс) по теме
МКОУ Урожайная ООШ Зонального района Алтайского края
Учитель русского языка и литературы Рейнер Ольга Васильевна
Классный час "Женщины и война 1812 года"
Приложение к классному часу "Женщины и война 1812 года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_zhenshchiny_i_voyna_1812_goda.zip | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Урожайная ООШ
Зонального района
Алтайского края
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ЖЕНЩИНЫ И ВОЙНА 1812 ГОДА»
Мероприятие разработала:
классный руководитель 9 класса
Рейнер Ольга Васильевна
МКОУ Урожайная ООШ
2012 г
Тема: Женщины и война1812 года.
Цель: Сформировать и расширить представления об Отечественной войне 1812 года.
Задачи:
- Расширить представления об Отечественной войне 1812 года.
- Развивать познавательную активность, устную речь и умение делать выводы.
- Воспитывать патриотизм через любовь к родной истории, литературе и живописи.
Оснащение:
- технические средства обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
Ход занятия:
"Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин».
Генрих Гейне
В манифесте Александра I были такие слова: «Да встретит враг в каждом дворянине — Пожарского, в каждом духовном — Палицына, в каждом горожанине — Минина», русский народ без подсказки определил степень беды, надвигавшейся на Отчизну. Людская молва быстрее, чем официальные депеши, разносила весть о французах-грабителях, мародерах-истязателях.
(Слайд № 1)
Пламень мщения
Ударил молнией по вспыхнувшим сердцам.
Все бранью вспыхнуло, все ринулось к мечам.
Слова поэта достаточно точно характеризовали обстановку в России того времени. Страна превратилась в единый и огромный военный лагерь, готовый к схватке со смертельным врагом. В напутствиях матерей, сестер, дочерей, кроме веры в победу, звучало неуемное желание быть полезными Родине. В Петербурге оно выразилось в создании «Дамского патриотического комитета» под покровительством императрицы Елизаветы Алексеевны.
(Слайд № 2)
Современник, заглянувший в двери комитета, мог наблюдать приблизительно такую картину. Одна из комнат была отведена под склад одежды и обуви, другая была наполнена прочно устоявшимся запахом махорки: здесь готовили солдатские кисеты, в третьей властвовали врачи, упаковывая в походные корзины медицинские препараты, в четвертой вели записи денежных средств, поступавших в комитет. «Как пожертвования шли отовсюду на нужды государственные от богатых дам, так и баба несла последнюю свою куделю или кусок холста в общее казнохранилище». Барьер сословной розни, существовавший с незапамятных времен, отступил, позволив простой русской женщине в полный голос заявить о своих гражданских чувствах. «Я не затем это сделала, чтобы про меня знали», — сказала крепостная графа Орлова, отдавая 100 рублей «на укрепление воинства расейского». Читателю предлагается сравнить: накануне войны «рабочую девку» можно было выторговать за 150 рублей, мужика — за 200, а «смышленого в грамоте» — за 300 рублей.
В числе достоинств великой княжны Марии Павловны – покровительство наукам, искусству, ею был создан музей, посвященный памяти многих поэтов и художников: Гете, Шиллера, Виланда и других. В 1813 году, во время военных действий в Европе, Мария Павловна заложила свои драгоценности, чтобы на полученные средства устроить госпитали для русских солдат.
(Слайд № 3)
Благотворительная забота о раненых, уход и попечение за ними великой княгини Екатерины Павловны – это продолжение традиции ее матери, императрицы Марии Федоровны. В 1812 году Екатерина Павловна горячо поддерживала мысль о созыве народного ополчения и из своих удельных крестьян сформировала Егерский великой княгини Екатерины Павловны батальон, участвовавший почти во всех главных сражениях той эпохи. Руководствуясь девизом «Экономь сейчас – не будешь нуждаться в беде», она основала первые и по сей день существующие сберегательные кассы.
(Слайд № 4)
С 1813 года членом Общества была дочь знаменитого полководца А.В.Суворова графиня Наталья Александровна Зубова.
(Сайд № 5)
«Царица муз и красоты» (А.С.Пушкин) Зинаида Александровна Волконская, превратившая проводы М.Н.Волконской в сибирскую ссылку в политическую демонстрацию.
(Слайд № 6)
Целью Общества была благотворительная и просветительская деятельность.
Ведущие направления Общества:
- раздача разоренным от войны денежных пособий на первые необходимые потребности;
- помещение бедных, слабых и увечных в казенные и частные больницы;
- ходатайство о помещении детей бедных родителей на казенное содержание или для обучения ремеслам;
- предоставление помещения тем из бедных, кто своими трудами не могли обеспечить себе пропитания;
- предоставление разоренным ремесленникам средств к возобновлению работ;
- забота о сиротах, оставшихся после убитых, раненых и разоренных родителей.
Романовы положили начало, остальные же продолжили. Благотворительность стала не только модой, но и признаком порядочности того, кто ею занимался.
Народная мудрость, сравнивавшая нашествие французов с нашествием всепожирающей саранчи, оказалась права, а пока над Родиной нависла смертельная опасность, народу грозило порабощение, родным очагам - разорение. Чувство гнева разгоралось в многомиллионных массах по мере того, как враг продвигался вглубь страны, сжигая деревни и села, оскорбляя священные реликвии, грабя и увозя добытое трудом и потом.
В истории войны 1812 года есть немало примеров, когда рядом с мужьями, отцами, братьями сражались с неприятелем русские женщины. «Даже женщины сражаются! — восклицал Федор Глинка.
В селе Сычевка Пореченского уезда знали, что французы заняли Смоленск, но староста Дмитрий Кожин полагал, что негоже оставлять созревшие хлеба в поле, да и значительная отдаленность от города вселяла надежду, что французы сюда не доберутся. И все же они не обошли Сычевку. Начали с уговоров, кончили повальным грабежом. Ни крики негодования, ни плач женщин и детей не остановили грабителей. За отказ выдать требуемое многие в тот жаркий августовский день поплатились жизнями. Удар сабли решил судьбу непокорного старосты. Так Василиса Кожина стала вдовой. Односельчане, справив скромные поминки, единодушно избрали ее старостой, сопроводив избрание словами: «Будь ты на место мужа. Ты - баба с головой».
(Слайд № 7)
«Плетью обуха не перешибешь», — гласит пословица, но коль так, то в ход были пущены изобретательность и хитрость. Пригодились лесть, чарующая улыбка, задорный смех в ответ на корявые сальности.
В этот визит в Сычевку французам казалось, что хлебосольству русской женщины не будет предела. На столе одна за другой появлялись наливки, пиво, всевозможные закуски. Но, как говорится в народе, на пиру наступило похмелье, обломки избы, подожженной Василисой, навсегда похоронили под собой жаждущих легкой наживы.
Сколько их полегло от кос и рогатин, не счесть, еще больше попало в плен. Летом это были наглецы и истязатели, а в начинавшуюся стужу пришедшие от голода в отчаяние люди по своему виду более напоминали бродяг. Позднее слова Василисы, обращенные к ним, нашли отражение в стихах.
Добрых людей
Да званых гостей
С честью у нас встречают
И в передний угол сажают.
А незваных нахалов,
Грабителей басурманов
С бесчестием прогоняют
И кулаком провожают.
Знать, в Москве-то не солоно хлебали,
Что хуже прежнего и плоше стали,
А кабы занесло вас в Питер,
Он бы вам все бока вытер.
Уже упоминалось об удивительной скромности героинь нашего рассказа. И те, что отдавали последнее во имя Победы, и те, что открыто смотрели в лицо смерти, предпочитали остаться безызвестными, нежели требовать воздаяния за свершенное. Так произошло и с Василисой Кожиной, получившей серебряную медаль «В память Отечественной войны» и пять рублей. Не сохранили источники имя дочери, сражавшейся рядом с нею. Та же участь постигла казначейскую горничную из Волоколамска, заколовшую в чулане двух гвардейцев, не повезло и старушке бобылке, с которой связан анекдотический случай.
Вот как гласит о нем предание:
«Заехало несколько французов в одну смоленскую деревню. По обыкновению обшарили все хаты, забрали у крестьян мало-мальски ценные вещи и деньги. В конце-концов зашли в крайнюю избушку, в которой жила старушка бобылка, все имущество которой заключалось в козе. Заслышав о приближении французов, спрятала ее в подполье. Когда французы зашли к ней в хату и стали требовать денег, угрожая пистолетами, она ответила: «Ничего у меня нет и дать вам нечего!» Но французы не унимались, и пришлось старушке открыть погреб: «Бог с вами, забирайте козу!» Глядит, а французы стоят, словно громом убитые, побледнели, на месте замерли. А потом как бросятся из избы, да на лошадей и кричат: «Казак, казак!»
Так вышеприведенный эпизод остался запечатленным на карикатуре И. И. Теребенева «Французы, испугавшиеся козы».
(Слайд № 8, 9)
Не требовала для себя никакой награды Анфиса из деревни Юхны Вяземского уезда Смоленской губернии. Стоны, проклятия, жалобные крики, ругательства часто оглашали лес и дороги. На них бесследно исчезали конные и пешие солдаты и офицеры. В плен «команда Анфисы» никого не брала. Это было в некотором роде соперничество в уничтожении врага. О послевоенной судьбе Анфисы и ее боевых подруг вдов Лукерьи и Настасьи, девушек Марии, Ульяны, Анны и других ничего не известно.
А вот имя Надежды Андреевны Дуровой вошло в историю как первой в русской армии женщины – офицера.
С малых лет Надежда была отдана на воспитание гусару Астахову. «Седло, - говорит Дурова, - было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка - первыми детскими игрушками и забавами». В такой обстановке ребенок рос до 5 лет и усвоил себе привычки и наклонности резвого мальчика.
(Слайд № 10)
Восемнадцати лет была выдана замуж за судебного заседателя Василия Степановича Чернова, и через год у неё родился сын. К сыну, как и её мать к ней, она не питала никаких чувств. И влюбившись в казачьего есаула, ускакала с ним на черкесском коне Алкиде (был подарен отцом) в 1806 году вслед за полком, переодевшись в казачье платье.
(Слайд № 11)
Она участвовала в битвах при Гутшадте, Гейльсберге, Фридлянде, всюду обнаруживала храбрость. За спасение раненого офицера в разгар сражения была награждена солдатским Георгиевским крестом и произведена в унтер-офицеры. Поразительно, но участвуя в сражениях, она ни разу не пролила чужую кровь.
Её конь Алкид неоднократно спасал её жизнь, и для неё стало страшным потрясением нелепая его смерть. Застоявшись в стойле, он стал прыгать через плетни и распорол себе брюхо одним из колов.
Она находилась в Тильзите, когда там подписывался Тильзитский мир (1807 г), и влюбилась в Александра I. Выдало её письмо отцу, написанное перед сражением, в котором она просила прощения за причинённую боль. Отец, задействовав все свои связи, разыскал её и потребовал вернуть в родительский дом. Это письмо живший в столице дядя показал знакомому генералу, и вскоре слух о кавалерист-девице дошёл до Александра I. В полку её лишили оружия и свободы передвижения и отправили с сопровождением в Санкт-Петербург, где её сразу принял Александр I.
Император, пораженный самоотверженным желанием женщины служить родине на военном поприще, разрешил ей остаться в армии. А чтобы родня больше не смогла её найти, перевёл её в Мариупольский гусарский полк в чине подпоручика под именем Александрова Александра Андреевича, производным от его собственного имени, и разрешил обращаться к нему с просьбами.
В Отечественную войну она командовала полуэскадроном. Участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким монастырем, при Бородине защищала Семеновские флеши, где была контужена ядром в ногу, и уехала для лечения в Сарапул. Позднее была произведена в чин поручика, служила ординарцем у Кутузова, который знал кто она.
В мае 1813 она снова появилась в действующей армии и приняла участие в войне за освобождение Германии, отличившись при блокаде крепости Модлина и взятии города Гамбурга.
(Слайд № 12)
В 1816 г, уступив просьбам отца, она вышла в отставку в чине штабс-ротмистра и пенсионом и жила то в Сарапуле, то в Елабуге.
(Слайд № 13)
Считается, что Надежда Дурова послужила прототипом Шурочки Азаровой - героини пьесы Александра Гладкова «Давным-давно» и фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».
(Слайд № 14, 15)
Костям убийц и грабителей еще долго суждено было покрывать российские поля и дороги. А в памяти наших героинь еще многие годы жили славное время, славные дела...
(Слайд № 16)
Список использованных источников:
1. http://www.militera.lib.ru/bio/pushkin_kostin/04.html
2. http://waterloo.ucoz.ru/index/zhenshhiny_1812_goda/0-19
3. Дурова Надежда Андреевна - Википедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Отечественная война 1812 года" для 7-9 класса
Классный час "Отечественная война 1812 года" посвящён 200-летию победы русского народа над Наполеоном. Цели занятия:развитие у детей чвства патриотизма и гордости за своё Отечество;формирование а...
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"
Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....
Классный час "Отечественная война 1812 года"
Цель; раскрыть причины войны 1812 года, показать её справедливый , отечественный характер, воспитание патриотизма и национальной гордости...
Классный час, посвященный войне 1812 года.
Классный час, посвященный войне 1812 года....
Классный час "Отечественная война 1812 года"
Познакомиться с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время, памятниками в Москве, посвященные героям Отечественной войны....