Презентация к классному часу - диспуту "Свобода внутренняя и внешняя"
презентация к уроку (9 класс) на тему
Иллюстрационный материал к класснлому часу - диспуту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas-disput.ppt | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свобода – это право выбирать, С душою лишь советуясь о плате, Что нам любить, за что нам умирать, На что свою мечту нещадно тратить.
Цель работы: Раскрыть понятия внутренней и внешней свободы человека, показать их взаимосвязь.
Задачи: Определить какой смысл вкладывается в понятие «свобода». Доказать, что «жить в обществе и быть оторванным от общества нельзя». Доказать независимость внутренней свободы от внешней (на примере выдающихся людей)ю Доказать, что свобода внутренняя ценней свободы внешней.
Гипотеза: Я считаю, что не бывает внешней свободы, если человек несвободен внутренне.
Этапы работы: привести различные толкования понятия «свобода»; найти и изучить литературу по теме; найти примеры отношения известных людей к свободе; провести социальный опрос разновозрастного населения и сделать вывод; сделать соответствующие выводы.
Что такое свобода ? «Свобода – возможность проявления воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами, отсутствие ограничений…», но «свобода есть право делать то, что дозволено законом» Ш.Монтескье
От чего зависит свобода человека? Внутренняя Внешняя Законы природы Свобода выбора Свобода воли Экономические условия Свобода совести Свобода личности Политическая сфера Нормы морали и права Общественный строй Традиции и обычаи Свобода религии
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» Общество каждый день «стучится в наши двери». Это заставляет человека действовать по законам общества: нормы морали и права традиции общественное мнение Личность вырастает из общества и перерастает его. Личность не способна оторваться от общества, но она творит – и принимая, и отвергая, и приспосабливаясь, и бунтуя, и преобразуя. Бороться за индивидуальность невозможно вне борьбы за человечность. Свобода – возможность действовать по своему усмотрению и воле, но только в рамках либо законов, либо нравственных норм, либо тех и других одновременно. Современное демократическое общество предоставляет человеку разные права и свободы.. Молодой человек имеет много возможностей обрести, казалось бы, внешнюю свободу, но вместе с тем, он рискует потерять себя, стать зависимым от вещей.
От чего зависит внутренняя свобода человека? Внутреннюю с вободу каждого человека определяет уровень воспитанности. По версии Зигмунда Фрейда по настоящему воспитанным человеком можно назвать того, кто успешно прошел процесс социализации, т.е. в нем сформированы все три формы разума: «Ид» - «оно» (инстинкты, т.е. то, что дано человеку от природы) «Эго» - «я» (общественная мораль, контролирующая инстинкты) «Супер – эго» - «сверх я» (самоконтроль) Вывод: от степени развития этих ступеней зависит внутренняя свобода человека
При внешней несвободе личность человека «заблокирована» извне для самовоплощения. При внутренней – он не может, не желает ничего знать о собственной личности, уникальности, незаменимости, смертности, т.е. о личной свободе, поскольку всецело отождествляет себя со своим «господином»: ролью, обществом, государством, вещами. При внутреннем рабстве мы служим деспоту не за страх, а за совесть, не знаем о своей несвободе, не помышляем о побеге и бунте. Считаем нашего «господина» чем-то священным и естественным. Осознание реального положения дел, противопоставление себя и «господина», внутреннее отделение от него – вот важнейший шаг на пути самоосвобождения. Без внутренней свободы и самосознания, без открытия собственного «я» и устранения помех к его воплощению любые права и свободы, предоставленные извне, ничто, поскольку раб, готовый служить и подчиняться, плыть по течению, не способен ими воспользоваться. Свободный же внутренне человек, даже попав в рабство, не перестанет мечтать об освобождении и бороться за него.
«Нельзя человека внешним образом освободить больше, чем он свободен внутренне» Александр Герцен. Доказательством этого высказывания может служить жизнь и творчество А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова.
«Находясь в заключении, преодолевая тяжелые обстоятельства жизни, я чувствовал внутреннюю свободу». А.И.Солженицын:
«Никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в камере»
Вывод: Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такой человек даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдет до состояния духовного упадка и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем.
Выводы: Таким образом, свободу можно рассматривать не как осознанную необходимость, но как осознанную возможность, торжество возможного над существующим, идеала над данностью, внутреннего над внешним. Свобода оказывается синонимом самой человечности. Видеть в другом человеке человека, уважать его достоинство – значит признавать его свободу, непредсказуемость, ответственность, право быть иным. Таким образом, свобода – это состояние духа.
Результаты социального опроса «Свободен ли ты?» «Ответственен ли ты?» из 100 человек опрошенных: возраст Мужчины свободен Мужчины ответственен Женщины свободна Женщины ответственна 7-10 Да – 35% Да – 13% Да – 5% Да – 7% Нет – 16% Нет – 36% Нет – 35% Нет – 53% 10-15 Да – 48% Да – 32% Да – 35% Да – 50% Нет – 8% Нет – 2% Нет – 7% Нет – 8% 15-25 Да – 53% Да – 36% Да – 45% Да – 50% Нет – 7% Нет – 14 % Нет – 5% Нет – 0% 30… Да – 47% Да – 48% Да – 61% Да – 30% Нет – 2% Нет – 3% Нет – 9% Нет – 0%
PS : Наиболее свободными себя считают мужчины от 15 до 25 лет Это возраст, когда мужчина, в основном, еще не связан узами брака, когда он свободен сделать свой выбор в учебе и работе. Наиболее свободными себя считают женщины от 30 лет и выше Это возраст, когда женщина уже достигла каких-то успехов в карьере, создала семью и, наверное, она считает себя уже вправе заниматься собой и быть более свободной в своих действиях и помыслах.
Список литературы: http :// exposter.ru /sell.4202.html - портреты http://cpsy.ru/cit2.htm - цитаты http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=4832&i_id=51 - выдержки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация для классного часа "Александр Невский"
На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 г. за вклад в защиту русских земель от врагов. Александр Нев...
Презентация к классному часу"Человек и обстоятельства" 6-7 кл.
Данная презентация поможет учителю в проведении классного часа "Человек и обстоятельства"....
Внеклассная работа. Классный час для 10 класса. Презентация к классному часу.
Классный час для 10 класса " Человек рожден для счастья!"...
Классный час: "Профессии, которые мы выбираем". Презентация к классному часу: "Профессии".
Классный час был разработан для учащихся 9 - х классов и вызвал большой интерес. В 16 лет ученики начинаются задумываться над выбором своей будущей профессии. В презентации рассказывается о проф...
Юбилейные даты России в 2014 году (история и культура) Презентация к классному часу Тема презентации: «Первая точно датированная книга «Апостол» и ее создатели».
Презентация : «Первая на Руси точно датированная книга «Апостол» и ее создатели». предназначена для внеклассного мероприятия . Рассчитана для учащихся 7-8 классов. Цель работы: привлечь внимание ...
Классный час "Права нужны, а обязанности важны"( презентация к классному часу)
Презентация к классному часу в 7 классе "Права нужны, а обязанности важны"...
классный час "Мы сдадим" презентация к классному часу.
Цель: сообщить школьникам об эффективных способах подготовки к экзаменам и поведении во время и после него.Задачи:- провести занятия с учениками по снятию психологического напряжения у выпускников...