Береги себя смолоду
методическая разработка (5 класс) по теме
Профилактика курения.
Цель занятия:
- Воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье, бережного отношения к нему как к главной ценности человека.
- Способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни;
- Дать детям необходимые поведенческие приемы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurenie.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Береги себя смолоду.
Класс: 5-6
Цель занятия:
- Воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье, бережного отношения к нему как к главной ценности человека.
- Способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни;
- Дать детям необходимые поведенческие приемы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников.
Подготовительная работа с детьми: За несколько дней до классного часа предложить детям ответить на вопросы анонимной анкеты:
- Пробовали ли вы курить?
- Если «да», то в каком возрасте?
- Первую сигарету выкурили: а) один; б) с другом; в) в компании.
- Курю: а) для того, чтобы считать себя взрослым; б) за компанию; в) ради интереса.
Нарисовать плакат против курения.
Оборудование: фотографии легких курящих людей, 2 стандартных листа розового цвета.
Оформление класса: Перед классным часом подготовить классную доску:
а) написать тему: «Береги себя смолоду!»;
б) написать Эпиграф «Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать»
План классного часа
- Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока
- Информационный блок о курении.
- Интерактивная беседа «Причины курения».
- Дискуссия «Что дает курение?»
- Знакомство с формами давления и способами отказа
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?
Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
- Что на свете дороже всего? (здоровье)
- Давайте вспомним, от чего зависит здоровье человека? (подвижный образ жизни, правильное питание, отказ от вредных привычек, режим дня, активный отдых, полноценный сон, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции…)
- Да, ребята, здоровье человека во многом зависит от образа его жизни. Значит, мы должны знать, что полезно для нас, а что нет.
- Прочитайте, пожалуйста, хором утверждение.
Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать.
- Согласны вы с ним или нет? Почему?
- Распределите эти слова на две группы. (Спорт, жизнь, алкоголь, курение, книги, наркотики)
ДА! | НЕТ! |
(спорту) | (курению) |
(здоровью) | (алкоголю) |
(жизни) | (наркотикам) |
(книгам) |
- Чему мы ещё можем сказать “ДА!”? (Движению, хорошему настроению, режиму, правильному питанию, закаливанию …)
- Все слова, собранные под словом “НЕТ!”, называются дурманом. Дурман - это то, что туманит сознание, отупляет ум. Посмотрите, какое слово спрятано в нем? (…)
2. Сообщение цели классного часа
- Сегодня мы поговорим о вреде курения. По результатам анкеты в нашем классе никто еще не пробовал курить. Это очень хорошо. Поэтому цель классного часа научить вас отказываться от курения.
А как вы думаете, ребята, много ли людей на земле курят? (Дети высказывают предположения.)
По подсчетам ученых, каждый третий человек на земле курит. А это значит, что некурящих людей на земле значительно больше, чем курильщиков.
3. Информационный блок о курении
Курение - это не просто вредная привычка. В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Самый страшный из них никотин, который по своей ядовитости равен синильной кислоте - смертельному яду. Со временем у человека, который вовремя не остановился, развивается зависимость от никотина, содержащегося в табаке. Действие различных ядовитых веществ, выделяющихся при курении, оказывается для организма человека разрушающим.
Однако это не проявляется мгновенно. Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, так как еще не сформировавшемуся организму противостоять токсическому действию табака.
Органы дыхания. Табачный дым поступает в организм курильщика через органы дыхания. Компоненты, находящиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая ее воспаление. Появляется мучительный кашель. Голосовые связки, расположенные в дыхательных путях, также воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хрип, сиплым.
В легких при курении постепенно скапливаются табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани легкого, снижается их эластичность, накапливается слизь, происходит вздутие легких, значительно ослабевает дыхание.
Нервная система. При курении возникают изменения в нервной системе, обусловленные, прежде всего действием никотина.
Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время эти клетки, устав, затормаживаются, снижают свою деятельность.
Кроме того, углекислый газ, соединяясь с гемоглобином, лишает его возможности усваивать кислород и снабжать им органы и ткани. Нарушается питание головного мозга, следствием чего является ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость глаз, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число совершаемых ошибок.
Сердце. Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно: учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению тяжелых заболеваний сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляются головная боль, отеки и боль в нижних конечностях, ощущение тяжести при ходьбе.
Органы пищеварения. Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, трескается эмаль (защитный покров зубов), открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развиваются гастрит, язвенная болезнь. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний.
А сейчас я предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом?
Ребята, предлагаю вам рассмотреть фотографии и сравнить легкие курящего - больного человека и здорового не курящего.
По сравнению с взрослыми, организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов. От действия табачных веществ его организм менее защищен.
Курящие школьники отстают в физическом и умственном развитии. Курящие ученики в сравнении с некурящими более нервны, рассеянны, чаще не успевают в учебе. Особенно это заметно среди школьников 11-18 лет, так как чем раньше начинает курить ребенок, тем его организм оказывается для табачных веществ более ранимым, а наносимый курением ущерб более выраженным, в особенности для организма девочки, будущей матери.
Вывод:
Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет.
Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдают от табака. Курильщики в 10-30 раз чаще умирают от таких болезней, как инфаркт, рак, язва желудка.
Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.
Курение отнимает наши деньги, которые можно было бы потратить на что-то полезное. Ученые подсчитали, что каждый курильщик тратит в среднем по 2000 рублей в год на сигареты.
От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.
Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.
День 31 мая объявлен как Всемирный день без табака. В России приняты законы против курения. В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях, на курортах и транспорте.
4. Интерактивная беседа «Причины курения»
- Ребята, факты, о которых мы здесь услышали, известны каждому курильщику. Что же заставляет их постоянно покупать сигареты? Итак, почему же ваши сверстники курят?
Примерные ответы детей:
- За компанию.
- Из любопытства.
- По незнанию.
- Чтобы успокоить нервы.
- Чтобы снять напряжение.
- Чтобы казаться старше, взрослее.
- Чтобы казаться современным.
- Чтобы лучше работала голова.
5. Дискуссия «Что дает курение?»
- Как вы думаете, ребята, неужели курение обладает такой магической силой, что может сделать человека взрослым, современным, уравновешенным? (..)
Примерные аргументы детей:
- Нет, курящий ребенок все равно выглядит ребенком. Взрослый человек - тот, кто умеет отвечать за свои поступки.
- Сигарета не делает человека современным. Курили люди и сто лет назад. А девушка с сигаретой выглядит не современно, а вульгарно.
- И нервы табачный дым не успокаивает, наоборот, делает человека более раздражительным.
- От курения голова работает хуже, ухудшается память.
- Значит, люди скрывают от себя истинную причину курения. Давайте все-таки выясним, в чем же она состоит?
Итак, истинная причина курения - это наркотическая зависимость.
Большинство курильщиков выкуривает одну пачку в день. Но, когда они начинали, то думали, что будут выкуривать не больше 5 сигарет в день и что смогут бросить в любой момент.
6. Знакомство со способами давления и с формами отказа.
- Давайте поиграем. Представьте себе, что в классе есть ученик, который не желает петь. Но мы сговорились заставить его петь.
(Каждой группе учащихся раздаю карточки с фразами.)
Спой! У тебя голос лучше, чем у Пугачёвой!
Спой! Мне так нравится твоё пение.
Если споёшь, я подарю тебе игрушку.
Если не споёшь, я не буду с тобой играть.
- Обратите внимание, каким способом заставляют ученика петь и как происходит отказ.
На доске появляется запись:
Способы давления:
- Лесть
- Угроза
- Обещание награды
- Дружеское давление
- Авторитет
- Вот, ребята, точно так же можно предлагать заставлять делать другие вещи.
- Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться.
Игра «Зеркало и обезьяна».
Дети разбиваются на пары и встают друг против друга. Один из пары - обезьяна, которая смотрится в зеркало, другой - зеркало, в котором отражаются все движения обезьяны. Через некоторое время участники меняются ролями.
-Какая роль вам понравилась больше? Почему?
Обсуждение ситуации: одноклассники вам предлагают попробовать покурить. Ваш выбор?
Давайте научимся отказывать.
Ситуация: вы просите у родителей купить дорогой мобильный телефон. Какой ответ вы хотели бы услышать, если родители по какой-либо причине не могут выполнить просьбу?
- Нет, у нас и так много других проблем.
- К сожалению, у нас нет таких денег.
- Мы обязательно купим тебе телефон, когда у нас для этого будут возможности.
Продолжить предложение «Умей сказать "нет"»:
Я бы мог воспользоваться вашим предложением - попробовать покурить, но…
Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы:
- Просто сказать «нет» без объяснения.
- Отказаться и объяснить причины отказа.
- Отказаться и уйти.
- Говорить как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать «нет», «не буду».
- Не обращать внимания на предложения закурить.
- Постараться объединиться с кем-то, кто тоже не курит.
- Постараться избегать курящих компаний.
7. Подведение итогов (рефлексия)
- Покажите свои рисунки и расскажите, что они обозначают.
- Наш классный час подошел к концу. Как вы считаете, был ли полезным наш сегодняшний разговор? Что он дал вам?
Каждый ученик высказывает свое мнение. «Сегодня я понял…» - и заканчивает
- Я думаю, что вы не растеряетесь, если окажетесь в трудной ситуации. Будьте сильными и рассудительными. Не поддавайтесь на рекламные трюки, на авантюры «лже-друзей», предлагающих вам покурить. Давайте беречь своё здоровье смолоду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"
Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....
Социальный проект "Береги здоровье смолоду"
Почему я стала заниматься этим проектом?На современном этапе актуальной проблемой здоровья у подростков стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему ...
Устный журнал "Береги здоровье смолоду"
Устный журнал "Береги здоровье смолоду" можно проводить в рамках классного часа, можно в рамках общешкольного праздника, посвященного Дню Здоровья....
Научно-практическая работа "Береги здоровье смолоду"
Актуальность проведённого исследования состоит в том , что рассматривается не просто вопрос о здоровье подростка, а поднимается серьёзная проблема о состоянии здоровья будущего поколения. Ведь для общ...
Исследовательская работа" Береги здоровье смолоду"
Цель исследования.Познакомить с правилами здоровьесбережения. Понять и доказать, что курение вредит здоровью.III. Задачи исследования.– Проанализировать научную информацию по теме;– описать, как табак...
Береги здоровье смолоду
Цели: 1. повысить уровень информированности детей по проблемам связанных с наркотиками;2. Дать детям представление о том, что такое зд...
Комментарии
ЗОЖ
Спасибо. Хорощий урок для всех - проведу такой же.
А ещё проведу акцию 31 мая о борьбе с курением во всей деревне.