"Ракета, космос. мечты".
классный час (6 класс) по теме
Документ содержит конспект классного часа подготовленного ко дню космонавтики и авуиации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raketa_kosmos_mechty.docx | 393.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Ракета, космос, мечты».
Цель: развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах и первооткрывателях космоса.
Задачи:
познакомить с историей создания ракетной техники;
- познакомить с историей возникновения государственного праздника.
развивать у детей любознательность, мышление, речь, память, внимание,
воспитывать дисциплинированность, любознательность, гордость за свою страну, за Родину
обучать активности, коллективизму.
Оборудование:
презентация, ноутбук, проектор; 2 газеты; карточки с заданиями.
ХОД УРОКА.
I. Организация класса.
Здравствуйте, ребята. Я предлагаю Вам самим догадаться, о чём будет наш сегодняшний классный час. А для этого отгадайте загадки:
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Большая Медведица)
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит. (Солнце)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут. (Месяц)
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект… (Комета)
Все загадки отгадали, так о чём мы будем сегодня говорить? Верно, о небе, о космосе и обо всём, что с ним связано.
II. Постановка темы и цели занятия.
Педагог: Ребята, вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. А тема нашего классного часа: «Ракета, космос, мечты».
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли её перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо.
Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как?
Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история.
С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был создан дирижабль, а затем самолет. И стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.
И вот 53 год назад обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Космонавт - такого слова не было среди многих, многих тысяч слов. Привез его на Землю с неба летчик Юрий Алексеевич Гагарин.
В глубины бесконечной дали,
Что мы Вселенною зовём,
Галактик звёздные спирали
Плывут, в величии своём.
В том сил небесных проявленье,
Но мы не в силах их понять.
Отсюда звёзд обожествленье,
Ведь нам фантазий не унять.
Имён из мифов в хороводе
Созвездий, звёзд или планет
Не счесть на нашем небосводе.
А может, боги дарят свет,
Чтоб этой дивной красотою
Воображение будить,
И чтобы лунною тропою
На Землю ночью приходить...
Богаченко Татьяна.
Учитель: Ребята, вы хорошо слушали, а теперь мы немного поиграем. Для этого нужно разделиться на две команды.
Даются названия команд («Ракета», «Корабль») Словарная работа.
Учитель: Ребята, а вы бы хотели побывать в космическом пространстве? Почему? (ответы ребят) Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полет по нашей солнечной системе. Наш отряд юных космонавтов состоит из двух экипажей, в каждом из них свой командир. Космонавты! Во время полета будьте очень внимательны! Слушайте команды своих командиров!
(Звучит музыка в исполнении ансамбля «Земляне». Все дети выполняют физические упражнения под команды учителя.)
Учитель: Но чтобы лететь, нам нужен космический корабль.
Конкурс 1.
Открывается рисунок ракеты на плакате. Второй экземпляр рисунка разрезан на детали. Команды экипажей приглашаются для сборки корабля (по образцу). Показывается рисунок с изображением ракеты. У команд конверты, в которых такие же ракеты, только разрезанные. Задача: как можно быстрее собрать рисунки.
Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием!
Учитель: Дети, а вы знаете, кто создал проект космической ракеты?
Это был Константин Эдуардович Циолковский. В детстве он почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 году экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику. К.Э. Циолковский сделал ряд важных открытий в аэродинамике, дирижаблестроении. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, создал проект многоступенчатой космической ракеты. Нашел ряд важнейших инженерных решений жидкостного ракетного двигателя.
Корабль подготовлен к полету, а экипаж нет. Ребята, а во что одеты космонавты?
Дети: В скафандры.
Учитель: Правильно. А где ваши скафандры?
Конкурс 2. Из геометрических фигур нарисовать скафандр.
Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век!
И первый из первых в ракете
Наш русский летит человек!
Не с целью разведки военной,
На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к земле! (Сергей Михалков)
Учитель: Дети, а слышали ли вы о Сергее Павловиче Королёве? Кем он был?
Сергей Павлович Королёв — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР. Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности. Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.
Учитель: Ребята, а вы знаете, сколько планет в Солнечной системе?
Конкурс 3. Назвать планеты, вращающиеся вокруг Солнца вместе с Землей. (Команды называют по очереди. За каждую планету команды получают балл.)
Учитель: А как располагаются планеты солнечной системы? Это покажут наши космонавты.
Они должны разложить планеты по порядку и прочитать свой девиз.
(Командам раздаются листы с названием планет. На обороте каждого листа – слово из девиза)
Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.
Только сильных звездолет может взять с собой в полет.
Учитель: И всё же ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках – собаках. Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик. Затем 3 ноября 1957 года в космос полетела собака по кличке Лайка. 19 августа 1960 года стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами – Белкой и Стрелкой. Они провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз. Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений. А в марте 1961 года в космическом полете оказались другие путешественники – Чернушка и Звездочка.
Утро 12 апреля 1961 г. для миллиардов жителей Земли начиналось, как обычно. Лишь несколько человек знали, что этот день откроет эру полетов людей в космос. В 9 часов 7 минут с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». На его борту находился первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр».
Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос, всего их было двадцать человек (Группа ВВС № 1). Они не были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королёв, важен был рост, вес и здоровье: возраст не должен был превышать 30 лет, вес — 72 кг, а рост — 170 см. Только при таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле «Восток», так как размеры и вес корабля были сильно ограничены мощностью ракеты-носителя «Восток».
Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов.
Юрий Гагарин
"А кто такой Юрий Гагарин? Наверное, он очень важный, А я про него мало знаю..." И папа тогда мне ответил: "Я рад, что об этом меня ты спросил, Он летчик отважный и смелый, Прославил страну на весь мир. Гагарин был первым на свете, Кто в космос однажды полет совершил. Мальчишкам на нашей планете Мечту космонавтами стать подарил". Теперь я горжусь тем, что знаю, Кем же был Юрий Гагарин. Спросите меня, отвечу вам гордо: Он - космонавт, первым вышедший к звездам! |
Герман Степанович Титов был дублером Ю. Гагарина. Совершил полет на корабле «Восток – 2», став вторым космонавтом Земли. Полет Юрия Гагарина дал толчок к дальнейшему освоению космоса. Вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты сели на Луну и Венеру и привезли оттуда образцы грунта.
16 июня 1963 года на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток – 6». Его пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Ее корабль «Восток – 6» совершил 48 витков вокруг Земли и успешно приземлился. В полете ей присвоили позывные «Чайка».
Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство.
Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых могли бы работать сразу несколько космонавтов. Искусственные спутники Земли по-прежнему день за днем несут свою вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звездами, атмосферой. С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.
Когда-то Циолковский назвал Землю «колыбелью» разума, но добавил, что «…нельзя же вечно жить в колыбели!» Человек стремится покинуть «колыбель», чтобы освоить бесконечное пространство космоса и уже сейчас появились первые космические туристы!
Физкультминутка.
Учитель: Ну, а теперь, ребята, прежде чем продолжить наш классный час давайте немного отдохнём.
Играющие идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:
"Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет - опоздавшим места нет!"
После этих слов все бегут к ракетодрому и занимают места в любой из ракет. Оставшиеся без места, идут в центр площадки. Затем все опять становятся в круг вместе с опоздавшими и снова начинают игру. Побеждают те участники, которые ни разу не остались без мест в ракете. Игру начинать только по сигналу учителя.
Конкурс 6. /С болельщиками/
Разгадать кроссворд.
1. Летательный аппарат, на котором передвигалась Баба Яга.
2. Её видно только ночью.
3. Самая большая планета.
4. Самая ближайшая звезда, видимая днем.
5. Кличка собаки, которая первой отправилась в космическое пространство.
6. На каком космическом корабле Ю. Гагарин побывал впервые в космосе.
7. Спутник Земли.
8. Летательный аппарат инопланетян.
Учитель: Молодцы! А у вас есть мечты? Давайте запишем их на листочках и положите их в один большой конверт. Это письмо мы отправим в центр полёта космонавтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия. « Первые шаги в космос» (Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением)
Методическая разработка занятия по техническому творчеству содержит: подробный план конспект занятия, технологическую карту, кроссворд. Ребус, презентацию «Первые шаги в космос», викторину...
Из мечты в реальность (космос)
Мечты и реальности человека покорившего космос. Исследования космоса вчера и сегодня. Первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин....
План сочинения «Дорога в космос - мечта человечества».
План сочинения «Дорога в космос - мечта человечества»....
СОЧИНЕНИЕ ДОРОГА В КОСМОС- МЕЧТА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Есть некий час в ночи всем...
Ракета -дорога в космос
Разработка учащегося, посвященная 60-летию полета в космос...
Сочитение. Космос - моя мечта.
конкурс сочинений....
Межрайонные показательные старты моделей ракет "Открытый космос",
18 марта 1965 года Алексей Архипович Леонов, второй пилот космического корабля Восход-2, впервые вышел в открытый космос.58-летию этого события были посвящены межрайонные показательные старты моделей ...