Классный час "История появления первых газет"
классный час (7 класс) по теме

Истомина Любовь Николаевна

Данное внеклассное мероприятие предназначено для классных руководителей,работающих в 6-8 классах.Это информационный час,в котором отражена история появления газеты.

Цель данного информационного часа-расширить кругозор учащихся,развивать их интеллектуальные способности,прививать любовь и уважение к истории своей страны,а также к истории своей "малой Родины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_poyavleniya_gazety.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

История появления газеты.

   Цели: расширить кругозор учащихся; развивать познавательные способности учащихся.

   Оборудование: презентация, газеты; выставка стенгазет учащихся.

Ход мероприятия:

    Учитель: Газета-первое, старейшее средство массовой информации. Всемирная газетная ассоциация признала доказательства, подтверждающие что в 2009 году исполнилось 400 лет со дня появления первой печатной газеты. Ученые считают годом появления первой печатной газеты 1609 год- именно к этому году относятся самые ранние из сохранившихся до наших дней печатных изданий.

Сегодня на нашей планете более миллиарда человек каждый день берут в руки газету. Посмотрите на экран. Вы видите слова, сказанные о газете историком Генри Стил Коммаджером в 1951 году. Как вы их понимаете?

« Вот живое опровержение старой поговорки. Что нет ничего более мертвого ,чем вчерашняя газета... Это картина того, что происходило на самом деле, нарисованная свободной прессой для свободных людей. Это сырье для истории, летопись нашего с вами времени.»

   Учитель: сейчас вы увидите этапы развития газеты. Но прежде, чем мы поговорим о них подробнее, давайте выясним, почему газета называется газетой.

    Ученик: Происхождение слова « газета» принято вести от названия серебряной венецианской монеты чеканки 1538 года. За одну гадзетту житель Венецианской республики мог купить рукописный листок, в котором сообщались разные новости.

Прошло 100 лет, и в 1631 году французский медик Теофраст Ренодо использовал это слово в названии первого во Франции еженедельного издания «Ла газет». Это был небольшой листок размером в половину обычной писчей бумаги. Во французском произношении буква»д» исчезла, и слово стало звучать как « газет». Со временем это слово превратилось из существительного собственного в нарицательное- наименование особого типа периодических изданий -газета.

   Правда, в некоторых западных странах, в частности во Франции, газеты чаще именуются словом « журналь», что означает «ежедневник.» В России журналами называются многостраничные издания, которые выходят чаще всего 1 раз в месяц, иногда 2 или 4.

   Учитель: А теперь скажите, как люди в древности передавали информацию?

    Ученик: В древности первобытные люди использовали наскальные рисунки для передачи информации.

    Учитель: Путь, пройденный газетой от ее зарождения до наших дней, можно разделить на несколько этапов. Первый из них начался в 1 веке до нашей эры. Люди нуждались в информации. Как же они ее получали в это время?

    Ученик: В Древнем Риме с 1 века до нашей эры для всеобщего прочтения выставляли сводки новостей на досках, покрытых гипсом. Их копии на папирусе направляли чиновникам, отвечающим за управление римскими провинциями.

     В 59 году до н.э. Юлий Цезарь решил, что необходимо информировать публику о главных событиях, и приказал вывешивать эту информацию во всех основных городах. Конечно, это нельзя назвать настоящей газетой, так как настоящую газету вы можете взять с собой куда захотите. За первой в мире газетой мы должны отправиться в Древний Китай.

   Около 1300 лет назад правительство Китая выпустило газету под названием «Тчинь Пао» ,что значило « Новости столицы» .Таким образом правительство информировало своих граждан о важнейших событиях.

    Ученик: В Китае в 7 веке открыли способ приготовления хлопковой бумаги; но до Европы он дошел лишь в 9 веке- в Италию и в 13 -во Францию. Лишь в 13-14 веках здесь начали изготавливать бумагу, перерабатывая тряпье.

     Ученик: В средние века в монастырях писали и переписывали книги в том числе летописи. На пергаменте- обработанной коже животных, но это было очень дорого и не годилось для распространения новостей.                           Учитель: Второй этап развития газет наступил примерно в 14 веке и продолжался до 17 века. В Москве новости выкрикивались на Ивановской площади. В Англии новостями обменивались в кофейнях, в Германии новости разносили бродячие музыканты» шпильманы», которые часто снабжали свои сообщения едкими комментариями.

   В Париже люди, склонные к обмену новостями, просто собирались для общения на улицах и площадях города. Затем они завели специальные бюро новостей, где размножали необходимую информацию для богатых парижан. Затем такие бюро появились в Германии, Италии и других странах. Люди в России не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя месяцы , а то и годы. Как же они узнавали новости?

    Ученик: Если надо было сообщить что-то важное, правительство рассылало по городам и селам гонцов с царскими указами и распоряжениями. Но они доходили не до всех граждан. В большинстве случаев новости разносили странники, которые узнавали о том, что где произошло, от таких же, как и они сами, странствующих людей.

     Ученик: В 1447 г. Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок. Это было начало эры Гуттенберга, которая продолжалась почти 5 столетий. Появились условия для появления первых газет. Однако, их нельзя было быстро распространять. Это препятствие было устранено лишь с появлением в Европе почты.

     Учитель: Появление в начале 17 в. В Европе настоящих газет знаменует собой начало третьего этапа в истории этого периодического издания. До сих пор спорят, где появилась первая печатная газета. Но известно, что в 1609 г. в Германии стали издавать газету "Relation oder Zeitung". В Англии появилась еженедельная газета"Weekly News"в 1622г.,в Японии в 1870г, во Франции "La gazette".

А что вы знаете о первых печатных газетах?

    Ученик: К 18 столетию газеты выходили более или менее регулярно и содержит не только новости, но и комментарии к ним. Одна из таких газет была выпущена в Лондоне в 1663 году и называлась» Осведомитель».

Большинство газет выходило раз в неделю, что было связано с медленным ее производством и доставкой.

   Ученик: Первая в Америке газета называлась « Общественные события». Впервые она вышла в свет в Бостоне, штат Массачусетс, в 1690 году. В 1752 году в Америке было всего 2 газеты.

Одна из самых влиятельных газет, лондонская газета «Таймс», впервые вышла в свет в 1785 году и выпускается и по сей день.

   Учитель: Когда в России появилась первая газета? Как она называлась?

    Ученик: Первая печатная газета стала выходить в России с января1703г. по указу Петра I. Она называлась «Ведомости». Каждый номер « Ведомостей» выходил через 2-3 дня, иногда реже.

    Ученик: Первая печатная газета была небольшого размера, меньше тетрадного листа, иногда она состояла из нескольких листков. В ней излагались « грамотки», пересказ иностранных газет, привезенных из разных городов Европы.

Кроме того, в « Ведомостях» печатались и русские известия, которые было велено доставлять из приказов на Никольской улице в Москве, где и печаталась газета.

    Ученик: Первый номер газеты правил сам Петр I, и там, между прочим сообщалось, что « повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют.» В первом номере « Ведомостей» сообщалось также, что» в Москве ноября с 24 по 24 декабря 1702 года родилось мужска и женска полу 386 человек,»а из Олонца пишут,» что тамошний поп Иван Окулов набрал с тысячу человек охотников, перешел шведский рубеж побил 50 человек шведской конницы да 400 пехоты. Сжег до тысячи дворов и добычу отдал своим солдатам, а из попова войска только ранено 2 солдата.»

   Ученик: За 1703 г. вышло 39 номеров газеты»ведомостей». Просуществовав до 1728 г. эта газета стала называться « Санкт-Петербургские новости» . А первый день издания « Ведомостей»- 2 января - стал днем Российской Печати.

   Учитель: 4 этап истории газеты связан с расцветом журналистики в 19 -20 веках. В 1798 г. была изобретена офсетная литография.

В 1844 г. изобрели телеграф. Информацию стало возможно передать за считанные секунды.

В это время происходит деление газет на разные типы. Какие типы газет вы знаете?

    Ученик: Газеты бывают общенациональные, региональные, республиканские, краевые, областные, окружные, межрегиональные. Городские, районные и газеты коллективов.

   Учитель: назовите общенациональные газеты( «Труд», «Известия», « Российская газета»),региональные(« Красноярский рабочий», « Уральский рабочий», « Республика Татарстан») ,областные(«Курская правда»), районные (« Районные новости»)

Когда появился первый номер нашей районной газеты?

(7 ноября1931г.)

Как раньше она называлась?

(« Вперед к социализму», «Коммуна», «Заря октября»)

В каком году наша районная газета отмечала 75-летний юбилей?

(в 2006г.)

Какие типы газет вы еще знаете?

   Ученик: Существуют газеты для людей разных профессий, детские, молодежные, спортивные, экономические и деловые, для дачников и садоводов.

   Учитель : Какие есть газеты для детей? («Класс», «Мурзилка», « Родничок») В 20 веке для всех детей нашей страны выходила газета « Пионерская правда» посмотрите, как она выглядела.

    Ученик: Иногда в связи с проведением каких-либо мероприятий -открытием выставки, проведением конференции и т.п.- выпускают разовые газеты.

    Учитель: Последний 5 этап развития газеты начался во2 половине 20 века. В это время происходит возникновение новых средств массовой информации, появление новых технологий- компьютеров, интернета и других. Ученые предсказывали, что газета исчезнет. Но этого не произошло. Когда в середине 20 века появилось телевидение , выпуск газет сократился. Но они сумели приспособиться к новому времени. Например, газета "USA Today " стала выходить с цветной печатью.

Почему же газета до сих пор существует? Какие у нее преимущества ?

    Ученик: Это связано с тем , что бумага, на которой напечатана газетная информация, обеспечивает долговременную сохранность содержания. Газету можно прочитать полностью или частично, сложить ее, спрятать в стол или портфель и принести домой и там дочитать ее до конца.

    Ученик : Номер газеты можно передать для чтения родным или соседу, положить его в архив и перечитать через любое время, пока он сохраняется.

      Ученик: Его можно переслать по почте товарищу и потом получить его тем же способом обратно. Такого эффекта пока нельзя добиться ни на телевидении, ни на радио. Можно, конечно, сохранять пленки с теле- или радиозаписью, но для их воспроизведения требуется соответствующая аппаратура. Для получения содержащейся в газете информации не требуется никаких дополнительных приборов или устройств -радиоприемника, телевизора или компьютера.

   Учитель: Ну ,вот, мы и рассмотрели все этапы развития газеты. Думаю, что вам было интересно и, вы узнали много нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Оказание первой помощи"

Данный материал поможет школьникам не растеряться в экстримальных ситуациях и оказать первую помощь как себе, так и другим....

Классный час «Оказание первой помощи при несчастных случаях»

Классный час «Оказание первой помощи при несчастных случаях»(беседа – диалог)...

Классный час «Оказание первой помощи при несчастных случаях"

Классный час «Оказание первой помощи при несчастных случаях»(беседа – диалог)...

Классный руководитель двадцать первого века. Наталья Юрьевна Хамицевич учитель математики руководитель МО «Точных наук» Шолаксайская средняя школа

Классный руководитель двадцать первого века. Что же изменилось в ХХI веке? Мы изменились! Сменились социальные ценности, идеалы померкли, в материальных проблемах потерялось самое дорогое, ...

Методические рекомендации по проведению классного часа « ВЫПУСК ЭКСПРЕСС – ГАЗЕТЫ «НАША КЛАССНАЯ ЖИЗНЬ»

Рекомендации по подготовки и проведению классного часа "Выпуск экспресс-газеты "Наша классная жизнь" :              - создать условия для раскрытия творческих способ...

Конспект библиотечного мероприятия «Появление первых книг: от рукописной до печатной книги»

Цель и задачи занятия, по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности Основной целью является: развитие интеллектуальных и творческих с...