Тезисы "Нравственное воспитание подростков как одна из проблем классного руководства"
статья (8 класс) по теме

Плотникова Анна Николаевна

Данные тезисы обобщают мою работу по нравственному воспитанию подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plotnikova_statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.Н. Плотникова,  

МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа №35»,

  г. Каменск-Уральский.

Тезисы

«Проблема нравственного воспитания подростков как одна из проблем классного руководства».

-В современном обществе  в связи  с концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с новым  поколением образовательных стандартов    перед школой ставятся качественно новые цели и задачи в обучении и воспитании. Приоритетным направлением становится духовно-нравственное развитие и воспитание - важный компонент социального заказа.

-Проблема  воспитания – одна из   самых острых и актуальных не  только  в  педагогическом, но и социальном плане. Нравственное воспитание подростков является   важнейшей целью   общества. Ошибки в  нравственном  воспитании  наносят обществу    невосполнимый  урон и носят необратимый характер.   По сложившейся традиции в нашем обществе главную роль в плане нравственного воспитания по-прежнему отводят школе и классному руководителю.

-Нравственность – сложное и многогранное понятие. Моральные нормы    не  имеют обязательного  характера,    их  соблюдение зависит от самой личности.  Нарушители моральных норм в лучшем случае осуждаются     обществом;  а в худшем – равнодушно  игнорируются этим обществом.    Таким   образом,   соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным  образом  на сознательности самой  личности,  на  понимании  ею  этих  норм  и  правил  и необходимости их соблюдения.

−Процесс  воспитания  осуществляется  в  различных  формах  при   помощи разнообразных методов,  приемов  и  воспитательных  средств.  Формы   воспитания  классифицируют в   зависимости   от   количества воспитанников: охвачен весь класс, небольшие  группы или отдельные  ученики (фронтальная,    групповая,    индивидуальная    работа).  Основные приемы нравственного воспитания – убеждение и упражнение.

-Основные формы и методы  нравственного    убеждения школьников, которые выделяет педагогическая наука: классный час, беседа, читательская конференция, диспут, метод коррекции поведения.

-Выделяют   типа   упражнений:    организация   нравственного  опыта воспитанников  путём  вовлечения   их   в  разнообразную   деятельность   и специальные упражнения для детей (воспитание в труде,  метод игровых ситуаций,  методы стимулирования,  методы воспитывающих ситуаций,  методы дилемм).

-Мы   проанализировали   методы    формирования    нравственного поведения    школьников.   В   реальных   условиях педагогического  процесса  методы   воспитания   выступают   в   сложном   и противоречивом единстве. Решающее значение имеет не  логика  отдельных «уединенных»   средств,   а   гармонично    организованная    их    система.

-Система мероприятий по нравственному воспитанию разрабатывалась с учетом особенностей 7 «Б» класса Средней общеобразовательной школы №35 (2011-2012 учебный год): недостаточная степень сплоченности коллектива, неустойчивость  и несформированность нравственных позиций, низкий уровень культуры общения и культуры взаимоотношений. Эти особенности были выявлены в результате анкетирования, проведенного в начале учебного года.

-Классный час  остается  самой распространенной  и привычной в современной школе формой убеждения.  В связи с этим была разработана серия классных часов по теме «Нравственность» («Добрые слова», «Этикет», «Как избежать конфликтов?», «Добро должно быть с кулаками?», «Что такое милосердие», «Толерантность»). Данные классные часы проводились в открытой форме для классных руководителей школ города.

 - Еще одной формой убеждения, принесшей ощутимый результат, была читательская конференция по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции». В рамках конференции обсуждались нравственные проблемы, поднимаемые автором.

- Новой формой  убеждения для моего опыта классного руководителя стал диспут «Что значит быть порядочным человеком?». Финал диспута остался открытым. На уроках литературы мы вновь обращаемся к этому вопросу, так как поставить точку здесь  достаточно сложно.

-Различные типы упражнений, направленных на воспитание нравственности, позволяет применить и реализовать социально-педагогический проект «Формула смелости – 2013», участником которой стал в этом учебном году 8 «Б». Кроме того, этот проект  способствует постоянному взаимодействию с родителями, ставшими равноправными участниками данной игры.

-Результатом такого системного подхода к воспитанию нравственности стало повышение культуры межличностных отношений внутри класса, полное отсутствие конфликтных ситуаций с педагогами и сотрудниками школы, увеличение степени сплоченности коллектива;  формирование умения различать понятия нравственность/безнравственность. Администрация школы отмечает положительную динамику в развитии отношений между родительским коллективом и учителями, между учащимися класса.

Литература

  1. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.
  3. http://pedsovet.su/load/321-1-0-34463

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Патриотическое воспитание на уроках английского языка, во внеклассной деятельности и в классном руководстве"

Т Е З И С ЫПатриотическое воспитание на уроках английского языка,во внеклассной деятельности и классном руководстве.(обобщение  педагогического опыта) Воспитание гражданского самосозна...

Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"

Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....

Сценарий спектакля по мотивам трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта" (публикация в журнале "Классное руководство и воспитание школьников, Изд-во Первое сентября, Москва, 2015 год)

Публикация в журнале "Классное руководство и воспитание школьников, Изд-во Первое сентября, Москва, 2015 годСценарий на русском языке.Текст спектакля составлен на основе перевода Б.Пастернака и тексто...

Пути решения проблем воспитания подростков

ТЕКСТ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ...

Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса

Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...

Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»

В ходе мастер-класса будет продемонстрирован   метод восстановительной технологии,  прием   работы в рамках модуля    «Классное руководство» ...


 

Комментарии

Гаврикова Елена Федоровна

Очень актуальная тема! Спасибо за информацию. Очень полезный и нужный материал!