Тезисы "Нравственное воспитание подростков как одна из проблем классного руководства"
статья (8 класс) по теме
Данные тезисы обобщают мою работу по нравственному воспитанию подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plotnikova_statya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Н. Плотникова,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»,
г. Каменск-Уральский.
Тезисы
«Проблема нравственного воспитания подростков как одна из проблем классного руководства».
-В современном обществе в связи с концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с новым поколением образовательных стандартов перед школой ставятся качественно новые цели и задачи в обучении и воспитании. Приоритетным направлением становится духовно-нравственное развитие и воспитание - важный компонент социального заказа.
-Проблема воспитания – одна из самых острых и актуальных не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственное воспитание подростков является важнейшей целью общества. Ошибки в нравственном воспитании наносят обществу невосполнимый урон и носят необратимый характер. По сложившейся традиции в нашем обществе главную роль в плане нравственного воспитания по-прежнему отводят школе и классному руководителю.
-Нравственность – сложное и многогранное понятие. Моральные нормы не имеют обязательного характера, их соблюдение зависит от самой личности. Нарушители моральных норм в лучшем случае осуждаются обществом; а в худшем – равнодушно игнорируются этим обществом. Таким образом, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения.
−Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Формы воспитания классифицируют в зависимости от количества воспитанников: охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Основные приемы нравственного воспитания – убеждение и упражнение.
-Основные формы и методы нравственного убеждения школьников, которые выделяет педагогическая наука: классный час, беседа, читательская конференция, диспут, метод коррекции поведения.
-Выделяют типа упражнений: организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей (воспитание в труде, метод игровых ситуаций, методы стимулирования, методы воспитывающих ситуаций, методы дилемм).
-Мы проанализировали методы формирования нравственного поведения школьников. В реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система.
-Система мероприятий по нравственному воспитанию разрабатывалась с учетом особенностей 7 «Б» класса Средней общеобразовательной школы №35 (2011-2012 учебный год): недостаточная степень сплоченности коллектива, неустойчивость и несформированность нравственных позиций, низкий уровень культуры общения и культуры взаимоотношений. Эти особенности были выявлены в результате анкетирования, проведенного в начале учебного года.
-Классный час остается самой распространенной и привычной в современной школе формой убеждения. В связи с этим была разработана серия классных часов по теме «Нравственность» («Добрые слова», «Этикет», «Как избежать конфликтов?», «Добро должно быть с кулаками?», «Что такое милосердие», «Толерантность»). Данные классные часы проводились в открытой форме для классных руководителей школ города.
- Еще одной формой убеждения, принесшей ощутимый результат, была читательская конференция по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции». В рамках конференции обсуждались нравственные проблемы, поднимаемые автором.
- Новой формой убеждения для моего опыта классного руководителя стал диспут «Что значит быть порядочным человеком?». Финал диспута остался открытым. На уроках литературы мы вновь обращаемся к этому вопросу, так как поставить точку здесь достаточно сложно.
-Различные типы упражнений, направленных на воспитание нравственности, позволяет применить и реализовать социально-педагогический проект «Формула смелости – 2013», участником которой стал в этом учебном году 8 «Б». Кроме того, этот проект способствует постоянному взаимодействию с родителями, ставшими равноправными участниками данной игры.
-Результатом такого системного подхода к воспитанию нравственности стало повышение культуры межличностных отношений внутри класса, полное отсутствие конфликтных ситуаций с педагогами и сотрудниками школы, увеличение степени сплоченности коллектива; формирование умения различать понятия нравственность/безнравственность. Администрация школы отмечает положительную динамику в развитии отношений между родительским коллективом и учителями, между учащимися класса.
Литература
- Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.
- http://pedsovet.su/load/321-1-0-34463
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта "Патриотическое воспитание на уроках английского языка, во внеклассной деятельности и в классном руководстве"
Т Е З И С ЫПатриотическое воспитание на уроках английского языка,во внеклассной деятельности и классном руководстве.(обобщение педагогического опыта) Воспитание гражданского самосозна...
Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"
Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....
Сценарий спектакля по мотивам трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта" (публикация в журнале "Классное руководство и воспитание школьников, Изд-во Первое сентября, Москва, 2015 год)
Публикация в журнале "Классное руководство и воспитание школьников, Изд-во Первое сентября, Москва, 2015 годСценарий на русском языке.Текст спектакля составлен на основе перевода Б.Пастернака и тексто...
Пути решения проблем воспитания подростков
ТЕКСТ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ...
Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса
Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...
Программа воспитания. Классное руководство
Классное руководство...
Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»
В ходе мастер-класса будет продемонстрирован метод восстановительной технологии, прием работы в рамках модуля «Классное руководство» ...
Комментарии
Очень актуальная тема!
Очень актуальная тема! Спасибо за информацию. Очень полезный и нужный материал!