Классный час "День Земли"
классный час по теме

Нехорошева Наталья Владимировна

М. Л. Налбандян

Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_den_zemli.docx189.91 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель английского языка

ГБОУ  СОШ № 901

Нехорошева Н.В.

Г. Москва

Сегодня у нас с вами урок природоведения, но не совсем обычный, а с экологическим уклоном.

Наша с вами встреча посвящена особому дню в календаре – 22 апреля.

(слайд)

22 апреля планета людей отмечает День Земли. Нет, это не очередной праздник, “красная дата”, которую обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью! Этот день – напоминание. В третьем тысячелетии новой эры проблемы охраны природы становятся всё актуальнее.

День Земли впервые стали отмечать американцы в 1970 году, после того, как в 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. Ныне он вошел во все календари мира.

Близится 22 апреля. Ластится солнце к Земле, как и тысячи лет назад, оживляя её. Но какая всё же густая тень лежит на ней сейчас. Забыли, забыли мы о том, что каждый из нас – каждый человек и всё человечество – кормится от Земли. Плохо ей – и нам не хорошо.

Можно много ещё рассуждать, а не пора ли перейти к конкретным делам. И если хорошо подумать, это не так и сложно – конкретный вклад в заботу о Земле!

Убирать мусор и грязь со школьного двора и прилегающих территорий.

Посадить деревья.

Благоустроить двор, то есть навести порядок в городе после долгой уральской зимы.

  1. Ох, какая сегодня плохая экология, от неё у меня разболелась голова.

  1.  Да уж, - экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах всё время пишут, и по телевизору показывают. Надо её исправлять.

  1.  Кто же такая, это экология, от которой у нас болит голова, и что она такого сделала?

  1.  Плохо себя вела или не убирала за собой? Громко кричала или капризничала?

3.  И если она такая плохая, зачем о ней пишут в газетах?

  1.  Может, она похожа на домоправительницу Фрекен Бок, которую тоже показывали по телевизору и которую “низводил” Карлсон?

3.  И как её собираются  исправлять – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?

  1.  Давай, спросим , что такое экология. Может, быть они скажут.

3.  Что такое экология?

  1.  Это когда вокруг всё плохо, нечем дышать, воду нельзя пить, а продукты – есть.

  1.  Но тогда за что же наказывать эту таинственную экологию, в чём она виновата?

  1.  Экология ни в чём не виновата. Во всём, что случилось с природой, виноват человек.

  1.  Для того, чтобы понять, почему это произошло, давайте сначала выясним, что же такое “экология”.

  1.  И я думаю, что в этом нам смогут помочь ребята из 5 в класса.

Ученик  3: Вы хотели узнать, что такое экология? Так вот. Что же такое экология? Слово это нерусское, это такая наука, такая же, как физика или математика. И уже, поэтому она не может быть плохой или хорошей. Наука либо есть, либо её нет.

Ученик  4: Любая наука что-то изучает, помогает нам познавать то, что нас окружает. Что же изучает экология? Об этом говорит первая часть слова “эко” (или “ойкос”), что означает дом. Получается, что экология – наука о доме.

  1.  Домоводство какое-то?! Как печь пирожки, варить компоты, убирать в квартире и тушить зайцев в собственном соку.

Ученик  5: Вы правы. В чём – то она и впрямь похожа на домоводство, а в чём-то совершенно не похожа.

Ученик  1: В книгах по домоводству написано, что в доме нужно как можно чаще убирать (даже если нам совершенно не хочется этого делать), разводить цветы, не сорить, желательно не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, не топтать ценный ковёр, выносить мусор каждый день.

3: Но если природа – тоже наш дом, то получается, что и здесь уместны некоторые правила домоводства.

Ученик  2: Да, например, нужно убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, беречь цветы, не ломать деревья, не смывать грязную воду в реки, не топтать траву.

Ученик  3: А вот по части рецептов экология совсем не похожа на домоводство.

1: Да-да. В книгах по этой домашней науке о зайцах и куропатках, можно прочитать только одно – как их тушить и под каким соусом лучше всего подавать этих бедняг к столу.

Эколог 4: Да, таких ужасов в книжках по экологии вы не найдёте, зато сможете узнать, почему заяц зимой белый, а летом серый (для приготовления блюд это абсолютно не важно), для чего у него зубы, уши, почему он косой, чем питается, где живёт и кто может его скушать (увы, волки готовы съесть зайцев и без всякого соуса, таков закон природы).

Ученик  5: В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Если развалились стены, упадёт крыша, от дома ничего не останется. А природа, тоже дом, но особый, наш настоящий.

Ученик  1: Необъятный, общий для всех людей дом. Дом, без которого нам не прожить?

Ученик 2: Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные – с другими животными, а всё вместе – с ласковым солнцем, землёй, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в нашем доме, какое-то время он ещё постоит, но потом начнёт разрушаться.

Ученик 3: А чтобы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. А помогает всё это узнать нам наука экология.

(приложение)

Обещай зверей не обижать.
Пощади букашку на цветочке.
Жителей лесных ты не смущай.
Добрым будь, а значит человечным!

Найди ошибки в алгоритме
похода в лес.

  1. 1.     Взять продукты, компас, магнитофон.
  2. 2.     Включить в лесу громкую музыку.
  3. 3.     Если по дороге в лесу попадется съедобный гриб, то срезать его или вырыть из земли.
  4. 4.     Если встретится незнакомый гриб, то сбить его палкой.
  5. 5.     Для отдыха быстро наломать веток и разжечь костёр.
  6. 6.     Заварить чай и перекусить.
  7. 7.     Выбросить оставшийся мусор в кусты.
  8. 8.     Оставить горящие угли костра подмигивать тебе на прощанье.
  9. 9.     Продолжить путь.

(приложение)  

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой...

А.А. Фет

Лес, точно терем расписной-

Лиловый, золотой, багряный ,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляною.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной

Просветы неба, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

И. Бунин

Три клада у Природы есть: вода,

земля и воздух — три ее основы.

Какая бы ни грянула беда —

целы они — все возродится снова.

В прозвучавшем сейчас четверостишье Сергея Викулова вы услышали, что вода, земля, воздух – три основы природы. В чем заключается значение природы?

Для человека вода, земля, воздух, растения, животные — это клад. Огромно их значение в нашей жизни.

Гидросфера – водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, реки, озера, подземные воды, ледники, на 94% представлена солеными водами океанов и морей. Из 6% пресной воды 5,8% – подземные воды и вода, заключенная в ледниках. И лишь 0,2% – это вода озер, рек, почвы и пары воды в атмосфере.

Прямо скажем, немного. Именно этим объясняется острота проблемы обеспечения человечества пресной водой. Ее не только мало, она еще легко загрязняется и становится непригодной для питья и даже для использования в сельском хозяйстве или промышленности.

Вода (гидросфера) – неразлучный спутник человека с рождения и до смерти. Вода – колыбель жизни. Это минерал, который входит в состав всего живого. Сам человек на 50% состоит из воды.

Атмосфера обеспечивает нас кислородом, защищает от вредных космических излучений, регулирует температурный режим планеты. Земля, ее твердая оболочка, дает нам полезные ископаемые, без которых представить сейчас нашу жизнь невозможно, верхний плодородный слой – почва – необходим для выращивания сельскохозяйственных растений. Растения – это уникальные организмы, которые способны улавливать энергию солнца, при помощи фотосинтеза образовывая органические вещества и пополняя запасы кислорода в воздухе

Растения выделяют особенные вещества – фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии, очищают воздух от пыли и вредных газов, влияют на климат. Растения поглощают индустриальные шумы, вредные для здоровья. Аромат и яркие краски цветов снижают нервное напряжение, создают хорошее настроение, приносят радость. От животных человек издавна получает продукты питания, сырье для промышленности, лекарства. (Термины записываются в тетрадь)

Человек – сам часть природы, поэтому, живя среди животных, растений, воды и воздуха, почвы, он на нее оказывает воздействие, как положительное, так и отрицательное.

Старики уходят. Дети
Начинают новый век.
Человек за всё в ответе,
Помни это, человек!

В наш бурный век индустриализации, когда человек поднялся в космос, опустился на дно океана, он стал выступать как сила, которая может изменить природу, чему можно привести массу доказательств. Например, орошение, осушение, постройка водоканалов и плотин и т.д. Изменение природы в таком глобальном масштабе привело к экологическим проблемам, которые срочно надо решать.

(Приложение)

М. Л. Налбандян

Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять...

В природе нет ничего бесполезного.

Сила природы велика.

Моя планета – человеческий дом,

Но как ей жить под душным колпаком?!

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

(Приложение)

Ученик:

С загрязнением атмосферы ученые связывают и разрушение озонового слоя. Это слой атмосферы, на него губительно действуют созданные человеком химические соединения, которые применяются в холодильниках, аэрозольных баллончиках, испаряясь, эти вещества “ убивают” молекулы озона. Молекулы озона поглощают ультрафиолетовое излучение солнца, губительное для всего живого.

Ученик:

Когда-то лесами была занята большая часть поверхности суши планеты. Однако с развитием цивилизации ситуация изменилась, и сейчас все леса занимают около трети поверхности суши. Леса выжигались, вырубались. Уничтожались многие животные, птицы, растения. Сокращение лесных площадей стали одной из глобальных экологических проблем. Если лес уничтожить, то почвы быстро размоет водой, уменьшение площади лесов влечет за собой сокращение запасов биомассы на планете, снижает возможность биосферы поглощать углекислый газ, тем самым, способствуя усилению парникового эффекта, что ведет к изменению климата.

(Приложение)

Дядя мыл свою машину

Вместе с тётей у реки.

Я кричала им: «Не надо!

Губите природу вы!

Люди мусорят повсюду:

                                         И на пляже, и в лесу.

  Мы очистим мать-природу,

                                         Так как любим чистоту

Колючая красавица

К нам из лесу пришла.

И много-много слёз она

Бедняжка пролила.

Мы грибочки собирали,

Ножичком срезали их.

Мухоморы увидали

И прошли, не тронули.

Угощайтесь, друзья.

 Для вас пикник устроил я.

  А когда домой пойдём

За собой всё уберём.

 Ах, ты, баня, хороша!

Веники душистые.

Ради веника такого

Дерево убили мы. 

Люди мусорят повсюду:

И на пляже, и в лесу.

Мы очистим мать – природу,

Так как любим чистоту!

Встречает  лес нас всей душой,

Сокровища свои нам отдаёт.

Не научились мы её ценить.

Всё норовим её мы погубить.

В чаще леса развели

Мы костёр из веток.

Позабыли потушить,

Роща вся сгорела.

Костёр в лесу мы разожгли,

Погрелись и поели,

А уходя, набрав в ручье воды,

Его мы потушили.

 

Мальчик ради шутки

Ветку обломил.

Он ещё не понял,

Что дерево убил.

Про природу мы читали,

Много нового узнали.

И с сегодняшнего дня

Для животных мы друзья.

Кромсая лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого... пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

– Человек придет просить прощения у природы за то, что он ее уничтожает, а без природы мы – люди не сможем существовать. Все погибнет. Человек сам часть природы и поэтому , чтобы жить он должен охранять и беречь ее.

(Приложение)

Сочини рассказ

«Последняя ромашка на земле»,

«Война консервных банок с людьми»,

«Продавец воздуха».

Учитель биологии. Какие формы охраны природы вы знаете? Что такое заповедник, заказник?

(Приложение)

Заповедники – участки территории или акватории со всеми находящимися в их пределах природными объектами, полностью исключенные из всех видов хозяйственного использования, на которых естественные ландшафты сохраняются в ненарушенном состоянии. На территории округа расположены два государственных заповедника.

Заказники – участки территорий или акваторий, где постоянно или временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов.

Учитель: У нас в Дагестане 9 января 1987 года  был создан заповедник «Дагестанский» объединяющий в себя Кизлярский залив и Сарыкумский бархан.  (Приложение)

– Что такое Красная книга? Назовите растения и животных , входящих в нее.

История Красной книги

О том, что такое Красная книга, сегодня знают все – это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли.

Первая Красная книга – международная – появилась в 1966 г. Ее изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли. Результат ошеломил всех: опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплет этой книги неслучаен, он как бы предупреждает о возможной беде.

Через некоторое время выяснилось, что одной только международной книги недостаточно, ведь она отражает состояние животного и растительного мира в целом на планете. А в каждой стране положение редких или даже вымирающих видов неодинаково. Поэтому и стали создавать Красные книги отдельных стран. Красная книга нашей страны увидела свет лишь в 1983 г. и повторно в 1988 г. Красная книга Краснодарского края вышла в свет в 1994 г.

Название “Красная книга” вполне конкретное и в то же время символическое. Символичны и ее страницы: черная – содержит названия исчезнувших видов, красная – находящихся на грани исчезновения, желтая – названия видов, численность которых восстанавливается благодаря вмешательству человека, зеленая – перечень малоизученных видов, белая – практически не изученных видов животных и растений.

(Приложение)

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики...

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите

Чудо песен

Городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий...

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье,

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу —

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите

Времени крутые повороты,

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства

Откровение земли и неба —

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю!

И все от вас приемлю!

Только

Берегите

Эту Землю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)

Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...

разработка единого Всекубанского классного часа «Земля отцов – моя земля»

Цели:·         воспитывать любовь к Кубанской земле;·         развитие интереса к истории родного края;·...

Классный час "Земля отцов-моя земля!"

Дорогие коллеги! 1 сентября, в День знаний, мы проводим урок гражданственности и патриотизма, посвященный 71-летию со дня образования Краснодарского края и 216-летию со дня освоения казаками кубанских...

классный час "Земля отцов-моя земля"

Цели:1.Воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма.2.Расширить знания учащихся  о Краснодарском крае.3.Привить чувство гордости за свой край и его жителей....

Конспект классного часа "Земля отцов-моя земля".

Данный материал содержит конспект классного часа "Земля отцов-моя земля"....

Классный час "Земля отцов - моя земля"

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗЕМЛЯ ОТЦОВ – МОЯ ЗЕМЛЯ!»Задачи:          - привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории.  ...