Безвредного табака не бывает
классный час по теме

Клен Татьяна Михайловна

Классный час "Безвредного табака не бывает"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_-_bezvrednogo_tabaka_ne_byvaet.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Агентство науки и профессионального образования

Администрации Красноярского края

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ   УЧИЛИЩЕ   №  57

Методическая разработка классного часа

Разработала:

классный руководитель группы № 25

Клён Татьяна Михайловна

Норильск 2006 г.

Цели: формирование отрицательного отношения  к курению; помочь осознать

           масштабы вреда курения для здоровья человека.

Форма проведения: лекция классного руководителя, доклады учащихся,

                                    дискуссия.

Участники: классный руководитель: Клёен Т. М.,

                      мастер производственного обучения: Мишина Н.В.,

                      учащиеся группы № 25:

  1. Жванко Анна
  2.  Котенко Людмила
  3.  Баранюк Диана
  4.  Стороженко Светлана
  5.  Алимова Зульфия
  6. Талалаева Анна

Подготовительная работа:

  1. Учащимся предлагается найти материал по заданной теме (статьи в периодике, информация из медицинской литературы и т.д.) и подготовить доклады.
  2. Ещё одним заданием будет являться изготовление плаката или стенгазеты на тему классного часа. (газету выполнила Болычева Екатерина).

Ход классного часа

Трудно себе представить то

благотворное изменение,

которое произошло бы во всей жизни

людской, если бы люди перестали

одурманивать и отравлять себя

водкой, вином, табаком и опиумом.

Л. Н. Толстой.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе.

Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Но курильщики только посмеивались: видно, я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив! Утешали себя: табачный деготь остается на фильтре. А как врачи? Разве они не боролись против курения?

  1. Доклады учащихся

Врачи также выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 60-х годов XX века, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 года; если выкуренных от 20 до 39 сигарет – на 6,2 года.

Установили, что люди начавшие курить до 15 летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те которые начали курить после 25 лет. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка и в 30 раз раком легких.

Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.

Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростков полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, и прекращалось дыхание.

Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабее память, вот почему среди них чаще встречаются плохо успевающие.

Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте.

Окись углерода (угарный газ) вступает в соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков не редкость рыхлость десен, язвочки во рту, часто восполняется зев, что приводит к возникновению ангин. От длительного курения происходит сужение голосовой цели, появляется осиплость голоса.

В последние годы ученые уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К ним в первую очередь, относятся бензопирен и радиоактивный изотоп полоний-210. Если курильщик наберет в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный деготь. В нем особенно много веществ вызывающих рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то у животного образуется раковая опухоль.

Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке, их ведь насчитали почти 1200!

В течении нескольких лет ученые проводили наблюдения над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.

Болезни

Курящие

Некурящие

1. нервные

14%

1%

2. понижение слуха

13%

1%

3. плохая память

12%

1%

4. плохое физическое состояние

12%

2%

5. плохое умственное состояние

18%

1%

6. нечистоплотны

12%

1%

7. плохие отметки

18%

3%

8. медленно соображают

19%

3%

Оказалось также, что на организм девочки табак действует гораздо сильнее:  «вянет кожа», быстрее сипнет голос.

За последние десятилетия ученые выяснили, что у людей не курящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Причина? Не курящие люди длительное время находились в помещении вместе  с курильщиками. При курении в организм человека проникает 20-25 % ядовитых веществ, а 50 % вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что не курящие «курят». Появился даже специальный термин «пассивное» курение.

Даже в США, при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. Тоже происходит и в Англии, Швеции и Финляндии. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией к новому веку.

Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.

  1. Беседа и подведение итогов классного часа.

В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях и курортах, и  на транспорте.

- Почему же все-таки продают сигареты в киосках?

Да потому, что категорическим запретам не всегда повлияешь на заядлого курильщика. Всякого рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, приготовленный в фабричных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, еще не возможно, а вот убедить бросить курить можно.

  1. Слово классного руководителя

Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против «пассивного курения»… Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например, Дарвин, Ньютон, Алексей Максимович Горький, композитор С.В. Рахманинов и даже ученый-терапевт С. П. Боткин – курили. Значит, курение не мешало достичь успехов? Хочу привести здесь некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки. Писатель Александр Дюма – младший: «…я отложил свою сигарету и поклялся , что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь». Лев Николаевич Толстой, бросив курить, сказал так: «Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове…». Великий врач С. П. Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, еще сравнительно не старым (57 лет), он сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет». Сколько бы еще он сделал бы для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти и себя.

А вот мнение величайшего шахматиста А. Алехина: «… никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли – способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность, выигравши матч за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку».

При первом курение першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связаны с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться – отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.

  1. Слово мастера производственного обучения

Месяц назад мы объявили конкурс среди учащихся группы «Испытаем свою силу воли!». Дали им советы и рекомендации как бросить курить. Сегодня мы хотим подвести итоги этого конкурса. В нашем конкурсе приняли участие следующие учащиеся:

  1. Болычева Екатерина
  2. Талалаева Анна
  3. Каретина Инна
  4. Федосеева Галина
  5. Анохина Евгения

Остальные учащиеся группы наблюдали за этим экспериментом.

И сегодня мы выявим победителей конкурса и проведем награждение этих учащихся.

Надеемся, что результаты этого конкурса помогут бросить курить многим учащимся нашей группы, а возможно такие конкурсы проведут и в других группах и он примет общеучилищные масштабы.

  1. Дополнительный материал для проведения классного часа

«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее 3 – 4 тяжки, выпуская дым через ноздри». (Х. Колумб)

Туземцы угощали путешественников табаком, причем сначала курили сами, потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.

На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит, спутался с нечистой силой.

Курильщики завезли семена табака и стали его культивировать.

Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену.

В Россию табак, по-видимому, попал в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание – от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь.

 Но постепенно запрет на курение отменялся в одной за другой странах. С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам мужественность. Обязательно принадлежностью теле- и киногероев стала сигарета.

Методические рекомендации

Классный руководитель должен уделять большое внимание в работе с группой по формированию у учащихся умения противостоять и бороться с вредными привычками.

Но для того, чтобы бороться с вредными привычками учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. С этой целью необходимо организовать в группе серьезную профилактическую просветительскую работу через систему внеклассных мероприятий.

Внеклассные мероприятия должны быть направлены на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного  становления вредных привычек.

Данный классный час помогает сформировать у учащихся отрицательное отношение  к курению; помогает осознать масштабы вреда курения для здоровья человека.

Некоторым учащимся данный классный час поможет бросить курить.

Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.

Список используемой литературы

Дереклеева Н. И.  

Справочник классного руководителя. Начальная школа 5-11 классы.

М.: «ВАКО», 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безвредного табака не бывает

Цели: формирование отрицательного отношения к куренью; помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека.Форма проведения: лекцыя классного руководителя,доклады  учащихся,дискуссия.Под...

Классный час "Безвредного табака не бывает!"

Классный час посвящен искоренению вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде....

"Безвредного табака не бывает"

Классный час по профилактике вредных привычек у учащихся...

Классный час "Безвредного табака не бывает"

Разработка классного часа о вреде курения для 7-8 классов....

"Безвредного табака не бывает"

Беседа на тему о вреде курения...

Занятие с элементами тренинга. Тема: «Безвредного табака не бывает». 6 класс

Занятие  с элементами тренинга. Тема: «Безвредного табака не бывает». 6 класс. Форма проведения: доклады учащихся и  беседа с элементами тренинга....

Внеклассное мероприятие. Тема : « Безвредного табака не бывает!»

Цели: - сформировать первоначальные знания о вреде курения; - способствовать росту самосознания и самооценки подростков; развивать умение анализировать и применять пол...