Обобщение педагогического опыта
методическая разработка на тему

Федорова Ирина Дмитриевна

В этой работе я обобщила мой опыт работы  классного руководителя. Модель воспитательной системы "Семья и школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.opyt_.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ « Семья и школа».

      Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги, участники конкурса « Самый классный Классный». Я - Фёдорова Ирина Дмитриевна,  работаю учителем истории и обществознания в МБОУ «СОШ № 1», в настоящее время классный руководитель 5 «А» класса.

    Говорят, что фундамент всей жизни закладывается в детстве. Я с этим полностью согласна, так как родилась в очень дружной многодетной семье: нас две сестрички и трое братьев. Папа-председатель совхоза, мама – учитель географии. Я продолжила нашу династию, и вот уже 15 лет я – учитель и классная мама для своих воспитанников. И считаю, что семья играет главную роль в становлении личности ребёнка. Это моё педагогическое кредо. На нём основаны мои уроки, моя работа классного руководителя.. Об этом я хочу сегодня рассказать.

        Главным лицом в школе для ребенка является классный руководитель. Именно кл. руководитель организует его познавательную деятельность, формирует его социальные взаимоотношения, прививает основы духовно-нравственных ценностей, вместе с родителями воспитывает зрелую личность. Именно кл.руководитель создает в коллективе добрую уютную обстановку, как в семье, где ребенок с радостью учится и, не испытывая тревожности, беззаботно растет со своими сверстниками. Именно кл. руководитель  старается окружить ребенка любовью, заботой, вдохнуть в него веру, что он интересен и нужен себе и окружающим. Именно кл. руководитель  может обнять, понять и выслушать, как мама.

    Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют меня размышлять о будущем нашего города, о будущем России, о моих воспитанниках и их месте в современном обществе. И я хочу надеяться, что в жизни мои «классные» дети  выйдут разносторонне развитыми, здоровыми, толерантными, духовно-нравственными. А такого результата я смогу достичь только тесно взаимодействуя с семьей моего воспитанника.

     Поэтому основным смыслом воспитательной работы классного руководителя считаю – подготовить своих учеников к будущей самостоятельной жизни. А этого можно достигнуть только посредством тесного сотрудничества с семьей.

     На протяжении долгих лет работы в школе мною разработаны основные направления воспитательной системы  класса «Семья и школа». Ее главной задачей является взаимодействие классного руководителя с родителями. Без участия родителей, на мой взгляд, в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Только в процессе взаимодействия семьи и школы можно успешно решить проблему развития и социализации ребенка.

     Еще не выпустив в большую жизнь одиннадцатиклассников, я начинаю большую кропотливую работу по изучению четвероклассников, детей, которые должны прийти ко мне в пятом классе: это посещение уроков, беседы с классным руководителем, присутствие на классных собраниях, тщательное изучение портфолио ребенка, из которого я черпаю сведения о ребенке, о его увлечениях, чему он хочет научиться, где занят ребенок помимо  школы, а также анализирую его творческие работы и занятость в проектной деятельности. Такой личностно – ориентированный  подход к моим будущим пятиклассникам оградит нас  от последующих трудностей: переход от начального звена к среднему будет намного мягче и адаптация пройдёт успешнее.

     Большое внимание я уделяю  изучению семьи каждого ребенка: социальный статус, образование родителей, полная - неполная семья, их место работы и увлечения.

     1 сентября. Я становлюсь классной мамой пятиклассников. Я волнуюсь… Получится ли? Примут ли они меня после своей первой учительницы? Хочется стать им верным другом.

    Имея первоначальные сведения о детях, я продолжаю пополнять свою копилку. Тесно сотрудничая с психологом, я изучаю психо-физиологические особенности детей и определяю способы эффективного управления процессом развития ребенка. ( слайд – психолог).

Диаграмм

Мною совместно с психологом были проведены диагностические исследования учащихся,  которые выявили наличие огромного барьера между родителями и их детьми и как следствие - возникновение трудностей взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса: родителями, детьми и учителями. (анкета родителям). В результате проведенных исследований было выявлено:

- среди учащихся: влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%; средств массовой информации - 30%; школы - 20%; улицы - 10%;

- среди родителей: ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей-80,2%;  значительные различия во взглядах на жизнь членов своих семей- 55,4%; недостаточное знание членами семьи друг друга-53%; отсутствие возможности контролировать поведение детей -53,3%; слабое  владение методами и приемами воспитания- 52%; отсутствие взаимопонимания с детьми -45,7 % (слайд)

     Таким образом, сам факт существования таких проблем подтверждает необходимость взаимодействия школы и семьи.

Проведя глубокое исследование собранного материала, я создала проект воспитательной модели  моего класса, рассчитанный на 5 лет.

        Он предполагает три последовательных этапа.

I.Этап – начальный -  2012 - 2013 учебный год.

На этом этапе, как я уже сказала, было проведено тестирование, анкетирование по   изучению семьи, социального  положения  родителей, уровня их образования,  семейных традиций,  состояния семейного воспитания и семейного микроклимата.  Определен  уровень воспитанности школьника, уровень его самоопределения.  Совместно с детьми родители пишут историю своей семьи, оформляют фотоматериалы, составляют генеалогическое древо, пишут рефераты на тему: «Традиции нашей  семьи».

      Заключительный момент этого этапа – защита работ в конце учебного года на родительском собрании совместно с детьми.

 Чтобы ликвидировать психологический барьер в общении,  я пригласила родителей совместно  с детьми  в туристический поход на озеро Великое. Сколько же было у всех неподдельной радости! «Веселые старты», игра «Картошка», футбол между командами  мальчиков-пап и девочек-мам, в котором победила дружба… А вечером  папа Кириллова Вадима играл на гитаре, а мы дружно пели походные песни.

На первом родительском  собрании мы решили в марте этого года поехать в Валдай, в музей колокольчиков и действующий мужской монастырь.

.

 II. Этап – основной –2013 - 2015  учебные года.

На втором этапе спланирована система работы по сотрудничеству семьи и школы, нормализации семейных отношений между родителями и детьми.

 За основу воспитания мною взяты идеи личностно-ориентированного подхода  (И.С. Якиманской, Г.К. Селевко), гуманного обучения и воспитания (К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили), технологии обучения и воспитания в сотрудничестве (А.С.Макаренко).

Намечены  методы педагогического взаимодействия с семьей, запланирована необходимая педагогическая помощь,  разработаны рекомендации по проблемам семейного воспитания.

Планирую использовать  инновационные формы работы с родителями:

а) массовые (собрания родителей в форме тренингов, диспутов, встреч за «круглым столом», семейных праздников с использованием информационных технологий,);

б)  групповые  (работа с родительским комитетом);

в) индивидуальные (беседы, консультации, посещение семей на дому).

Также активное участие в общешкольных и районных мероприятиях: Мама, папа, я – спортивная семья, Вахта памяти, творческие конкурсы…

III. Этап – заключительный – 2015 - 2017  учебные года.

  1. В это время мы уже будем стоять на пороге школы.
  2.  И у нас будет два пути: пойти в 10-й класс или продолжить обучение в других учебных заведениях. Поэтому основная моя работа будет профориентационная. Мы расширим связи с социумом: обязательно посетим День открытых дверей Бологовского аграрного колледжа и технического училища №7,а также пригласим в гости специалистов колледжей и техникумов Тверской области. В центре занятости мы пройдем тесты и проанализируем: в какой области мы можем стать специалистами и куда нам пойти учится.
  3. Учеба как никогда на этом этапе будет важнейшей. Поэтому я усилю взаимодействие с учителями-предметниками и индивидуальный контроль за учебой.
  4. Предполагается определение перспектив сотрудничества семьи и школы, дальнейших путей и способов взаимодействия.

Ожидаемый результат: 

  1. Активное вовлечение учащихся в учебно–воспитательный процесс школы.
  2.  Возникновение воспитательного пространства, где царят добро, культ знаний, терпимость, где никто не останется  непонятым и непринятым.
  3.  Заинтересованность в совместной работе (родителей, учителей, учеников, социальных партнеров), приводящей ученика к успеху.  
  4. Просвещение детей в вопросах сохранения психологического здоровья и роли семьи в жизни человека через кабинет Здоровья.
  5. Профилактика вредных привычек и противоправных поведений учащихся.
  6. Высокий уровень воспитанности учащихся.
  7.  Творческая самореализация детей.
  8. Здоровый микроклимат в семье и школе.
  9. Взаимопонимание между родителями, детьми и педагогами.

   Здоровье детей – это приоритет в деятельности любого классного руководителя. Стараюсь все знать о состоянии здоровья своих учащихся и учитывать это при работе с ними. Возникает тесная взаимосвязь классного руководителя – методического кабинета школы – кабинета Здоровья.

Безусловно, пропаганда здорового образа жизни – не разовая акция, а моя систематическая ежедневная работа. Она заключается в следующем:

- Знания о здоровье – важны для детей. Провожу беседы, классные часы.

Спорт – это здорово. Систематический контроль уроков физкультуры.

Рекомендую режим дня на классном часе.

    Правильное питание с детства – это приоритетное направление работы кабинета Здоровья нашей школы. Я тоже подключилась к нему со своим классом и провела классные часы:

  1. «Здоровое питание»
  2. «Ваше здоровье в ваших руках»

   На собраниях и в индивидуальных беседах я предложила родителям буклеты, разработанные кабинетом Здоровья:

  1. Здоровый образ жизни: Советы родителям.
  2.  «Быстрый способ «зарядить батарейки».

     Так как здоровье у нас  является приоритетным направлением  я решила ввести в практику проводить лектории для родителей. Я разработала несколько тем:

  1. «Как сберечь зрение ребенка»
  2. «Одежда школьника»
  3. «Питание школьника»
  4. «Основные вопросы воспитания ребенка в семье»

   И пусть на первый лекторий пришло совсем мало родителей я считаю это положительным результатом.

    Также в  нашей школе в кабинете Здоровья большое внимание уделяется правильному дыханию по системе Александра Сметанкина при помощи биологической обратной связи. После уроков мы с детьми учимся правильно дышать.

       Я считаю, что именно в 5 классе появляется риск для ребенка «свернуть на кривую дорожку». Здесь главное – не упустить!  В процессе начатой работы с учащимися 5 класса провожу диагностику уровня воспитанности, успехов в обучении. Дисциплинарных моментов, бесед с родителями и систематических наблюдений за учащимися.

    Вредные привычки. Здесь обычно труднее всего: как, не привлекая излишнего интереса, отбить у ребятишек желание курить, например? И вот через совместный просмотр видеороликов, о последствиях курения, пропаганду здорового образа жизни я добиваюсь этого.

    Показываю пример сама: всегда подтянута, часто улыбаюсь, сдержана. Рассказываю ребятам (как бы между прочим) о своей любви к спорту, прогулкам на свежем воздухе. В ответ слышу от них предложения сходить покататься на санках с Красной горки, ватрушках, а буквально в это воскресенье мы катались на лыжах в Березовой роще.(пришлось купить лыжи).

    Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют «трудными». Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. При работе с такими детьми я составляю план индивидуальной   работы. (показать)Занимаясь проблемами таких учащихся, следует определить воспитательные возможности семьи, в которой растет ребенок, возможности самого детского коллектива, причины, приведшие к трудностям в поведении учащихся. Всегда задаюсь вопросами:

- какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?

- какие  неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно, какие с помощью родителей, какие  с помощью учителя, а какие с помощью учащихся?

После выявления проблем использую следующие приемы:

- проведение индивидуальных  и коллективных бесед, при помощи которых идет благоприятное воздействие на ребенка.

    Немаловажную роль в воспитании учащихся имеют социокультурные связи.

    Нахождение школы в центре города, удобное и близкое расположение центров системы дополнительного образования, культурных центров, дает детям и учителям больше возможностей в развитии. Ведь от занятости ребенка зависит и проведение его свободного времени, будет оно полезным или бесполезным. ( слайд)

Свою работу мне хочется направить на индивидуальное самовыражение каждого ребенка, а также развитие личности. Раскрытие всех потенциальных способностей ребенка – одна из важнейших моих задач.

    Конечно, ученик ходит в школу, в первую очередь, чтобы получать знания. И здесь роль классного руководителя неоспоримо высока. Повысить эффективность в формировании познавательного  интереса школьников возможно, если во-первых, в этом ему помогают не только учителя-предметники, но и классный руководитель; во-вторых, этому будет уделяться должное внимание; в-третьих. Важно применять различные приемы и методы.

Сущность познавательного интереса.

Интерес как очень сложный и значимый нюанс для развития личности имеет множество трактовок:

- Интерес  - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека.

- Интерес – это структура, состоящая из потребностей.

- Интерес – это эмоционально -познавательное отношение человека к миру.

    Очень важно достижение таких моментов:

- положительных эмоций по отношению к своей деятельности;

- радость познания;

- наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама  

  по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений).

    Большое значение в своей работе я отвожу духовно-нравственному воспитанию школьника. Опираясь на свой опыт классного руководителя я сделала вывод, что встречи с интересными и заслуженными людьми оказывают на ребят неизгладимо сильное впечатление ( слайд с Осиповым ВОВ).   Неоднократно мною были организованы встречи с ветеранами ВОВ, в частности с Ю.Осиповым, с детьми войны – председателем Совета ветеранов Локомотивного депо, почетным железнодорожником Трофимовым Борисом Павловичем (слайд)

   В рамках школьного социального проекта «Кто, если не мы» в течение нескольких лет веду тимуровскую работу. На классном часе я рассказала ребятам историю тимуровского движения, мы прочитали книгу А.Гайдара «Тимур и его команда», исключенную, к сожалению, из школьной программы. Поведала о том, как мой предыдущий выпуск шефствовал  над заслуженным учителем Валентиной Александровной Тетерядченко, оказывая ей посильную помощь. И с нынешними пятиклассниками мы решили продолжить эту работу. Взять шефство над ветераном ВОВ, живущим около нашей школы.

   Ежегодно со своими детьми мы ходим в туристические походы с целью изучения малой родины. С предыдущими выпусками  мы были на Мщенцах, в Лыкошино, Березовском  Рядке.

К празднику Великой Победы я на уроках истории, классных часах рассказываю о героических подвигах советского народа, бологовцев. К этой знаменательной дате ежегодно я провожу экскурсию в краеведческом музее локомотивного депо. ( слайд) Глядя на фотографии военных лет, макеты, созданные работниками депо, дети проникаются атмосферой тех событий.

   Мы готовим открытки и поздравляем ветеранов.

    Благодаря теплым и доброжелательным отношениям, которые  складываются у нас с родителями, мы решаем многие воспитательные задачи: дисциплинарные, учебные, социальны, проблемы поведения и т.д. Родители помогают в подготовке классных мероприятий:

- мы подготовили  совместно с родителями праздник ко Дню матери «Милым мама посвящается»;

- дети вместе с мамами и папами готовили поделки на школьный конкурс «Урожай – 2012», рисовали рисунки на темы: «МЧС глазами детей», «Знание ПДД», «День матери», «Волшебный зимний мир».

- родители помогли изготовить костюмы для новогоднего представления «Приключения Маши и Вити».

- с огромным удовольствием дети дома делали новогодние игрушки для школы.

- в конце каждой четверти мы устраиваем  чаепития с родителями, где подводим итог совместной деятельности за этот период.

     Английский писатель Оскар Уальд писал: « Дети только в начале своей жизни любят своих родителей, потом они их судят и редко прощают». Но так обстоит дело в буржуазном обществе. Иная картина отношения детей к родителям у нас. Я хочу чтобы мои воспитанники гордились своими родителями, их трудовыми достижениями, хотели во всем походить на них.

    Родители, принимая во внимание мой большой жизненный опыт: дочери учительницы; мамы двоих сыновей, классного руководителя, сделавшего 3 выпуска  советуются со мной в вопросах воспитания детей и прислушиваются к моим рекомендациям. А многому я учусь и у них.

  «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»

А. С. Макаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...