Родительские собрания
методическая разработка (9 класс) по теме

Хаванцева Елена Александровна

Родительские собрания. 8-9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

О задачах обучения и воспитания учащихся 8 классов

Рост умственных сил восьмиклассников, характерные черты умственной активности, проявление большего внимания к тем предметам, которые вызывают интерес.

Проявление факторов, мешающих правильной организации домашней работы ученика.

Роль родителей в привитии старшим подросткам интереса к учению и самостоятельной учебной работе.

Форма занятия - лекция.

Каждый ребенок в любом возрасте любознателен и умен по- своему. В юности же умственная активность приобретает несколько весьма характерных черт. Они складываются и закрепляются именно в этом возрасте, знаменуя собой новые возможности интеллектуальной деятельности растущего человека.

Одна из особенностей познавательной сферы старших подростков - теоретичность их умственной деятельности. В этом возрасте обнаруживается живой интерес уже не только и не столько к самим фактам, сколько к их анализу, к обсуждению их и размышлению над ними. Юных часто интересуют весьма отвлеченные вопросы: «Что такое случайность? Что за Вселенной?». И один из самых, как мы знаем, животрепещущих для них вопросов - «В чем смысл жизни?» - при всей его актуальности также зачастую исследуется в весьма абстрактном плане.

Уже гораздо меньше внимания привлекают наглядный учебный материал, сами по себе конкретные факты, сообщаемые учителем или учебной книгой; даже демонстрация эффектных опытов не производит на старшеклассников того впечатления, которое она произвела бы на подростков. В этом возрасте интересно обобщать факты, искать теории, объясняющие тот или иной физический или химический эффект. Хочется слушать об этом, спорить, размышлять.

Новый характер интеллектуальной активности сказывается уже и на отношении к урокам, к их оценке. Если подростку-ученику средних классов нравятся учителя, которые «хорошо рассказывают», т. е. могут ярким, занимательным рассказом увлечь класс, то теперь среди ребят немало таких, кто предпочитает даже суховатое, но «богатое идеями» изложение.

Тяготение к теоретическим проблемам имеет иногда своей обратной стороной пренебрежение к конкретным фактам, многие ребята готовы рассуждать по многим вопросам, в том числе и по таким, которые им совершенно незнакомы. Порой они любят рассуждать, интересуясь самой логикой рассуждений, а не реальными явлениями.

Психологи изучали развитие любознательности у школьников. Онипришли к выводу, что существует достаточно распространенное явление; безразличие школьников к учебным дисциплинам. Равнодушие - одно из воплощений того печального явления, которое зовется формализмом знания. От ученика ускользает смысл важнейших понятий изучаемого материала, а он даже не пытается преодолеть преграду. Он слушает объяснения учителя, читает учебник, художественные произведения, рекомендованные программой, но не вникает, да и не стремится вникнуть в неясное.

Ленивы и не любопытны... А кто в том виноват? Ученики? Или все мы: семья, школа? Будем откровенны: и все хорошее, и всё дурное, что есть в детях, - результат влияния взрослых. Любой недостаток в работе школьников — так или иначе зеркало наших промахов.

Основная книга, с которой работает школьник все годы учения, - это учебник. Как же складываются отношения между школьником и учебником? Материал учебника может быть далек от интересов школьников. Учебник может быть неинтересен и потому, что для одних он слишком труден, а для других слишком легок. Наконец, ребята часто не вооружены умениями самостоятельно работать с книгой, а механическое заучивание вызывает лишь утомление и скуку. Кроме всех этих частных причин отчуждения, есть и одна общая: позиция школьника по отношению к учебе. В самом деле, какую задачу ставим мы, взрослые, перед школьником, когда он берется за учебу? Очень простую: 4йыучи и ответы. Выучи, т. е. запомни и будь в состоянии воспроизвести, А воспроизвести надо, по мнению некоторых взрослых, как можно ближе к тексту. Чем ближе — тем лучше; между тем именно дословный пересказ нередко свидетельствует о непонимании текста и о том, что ребенок и не ставил перед собой задачу понимания.

В чем же слабые стороны извечной задачи «выучи и ответь»? Прежде всего, в том, что ученик оказывается пассивным исполнителем, а не активным творцом своего знания. Пассивный же умственный труд гораздо менее эффективен, чем активный, творческий. К тому же он гораздо менее привлекателен, более тяжел и отнюдь не вызывает радостных эмоций. Потому-то знания, добытые таким путем, и остаются формальными, не встраиваются в духовный мир растущего человека, не становятся источником умственного и нравственного развития.

Какую же иную систему самостоятельной работы с книгой мы можем себе представить? По-видимому, она должна предусматривать значительно более активную позицию того, кто учится. Не запомнить, а прежде всего проанализировать, осмыслить, понять материал, проявить собственную умственную активность в усвоении учебного материала - вот к чему следует приучать наших ребят. Тогда и запоминание станет более легким и прочным. Надо научить не заучивать все подряд, а выделять главное, устанавливать в тексте смысловые связи и отношения, соотносить новые знания с тем, что было усвоено раньше, при этом контролировать себя, самостоятельно ставить вопросы к тексту, и еще многому другому.

Надо научить останавливать внимание на том, чего не знаешь или не понимаешь. Порой ребята не понимают не только отдельных слов и выражений: они, читая учебник, встречают и непонятные мысли. Задерживают ли они на них свое внимание? Пытаются ли их «расшифровать»? Всегда ли устанавливают для себя такой факт: в тексте есть непонятная мысль?

Учим мы ребят выделять главное и непонятное? Становится ли это систематической привычкой старших подростков? Скорее всего, нет. И мы, взрослые, не только не способствуем воспитанию такой привычки, но иногда препятствуем этому. Нередко и в семьях, и в школьных коллективах складывается неправильное отношение к тому, что школьник не понимает чего-то: непонимание ставится ему в вину, может вызвать упрек, выговор или насмешку. (Вспомним эпизод из повести И. Грековой «Вдовий пароход»: учительница, а вслед за ней и все ребята осмеяли первоклассника Вадика, который не понимал слова «башмачок», и эта насмешка сыграла немалую роль в создании у него отрицательного отношения к школе. Это первоклассник, насколько же труднее психологически признаться в своем незнании восьмикласснику!

Отношение старших здесь должно быть ободряюще-внимательным, и отвечать на вопросы надо терпеливо и доброжелательно, а охоту за непонятным поощрять. Надо стремиться к тому, чтобы умение увидеть это непонятное стало непременной составной частью умственной работы. Это умение - первая ступень активной обработки получаемых знаний. Посмотреть в глаза своему незнанию или не- пониманию - это первый толчок к тому, чтобы захотеть узнать и понять. Именно узнать и понять, а не просто выучить.

У того, кто садится за уроки, должны быть три заповеди: «Найди незнакомые слова и выясни их значение», «Найди непонятные выражения и выясни их значение», «Найди непонятные мысли и постарайся разобраться в них». А задача родителей - помочь ребенку.

А теперь попробуем на основе рассказанного составить нечто вроде инструкции, предлагающей рациональные способы работы с учебником:

1. Работайте с заголовком. Прочитав заголовок, остановитесь:

  1. Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.
  2. Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.
  3. Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы.
  4. Попытайтесь, насколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
  5. После этого приступайте к чтению текста. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.

2. Обращайте внимание на непонятное.

  1. Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснение в словарях или справочниках или обратитесь с вопросом к тем, кто это может знать.
  2. Непонятным может оказаться само содержание текста. Подумайте, не вызвано ли это тем, что вы плохо усвоили предыдущий материал. Подумайте, что именно из этого материала необходимо для пониманий данного текста, повторите его.

3.Ведите диалог автором.

  1. По ходу чтения ставьте вопросы к тексту, пробуйте предугадать, что будет дальше.
  2. Проверяйте свои предположения в ходе чтения.
  3. Если вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в тексте.
  4. Если не удалось найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях попытайтесь разыскать недостающие сведения в других источниках.

4.Старайтесь увидеть главное.

  1. Читая текст, не забывайте о необходимости выделить в нем главное и второстепенное.
  2. Обдумывайте, в какой части текста выражена главная мысль; что эту главную мысль поясняет или дополняет.
  3. По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста.
  1. Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
  2. Если необходимо, делайте выписки.

5.Старайтесь зримо представить себе то, о чем вы читаете, - создавайте для текста зрительный ряд.

6. Запомните отобранное.

  1. Для этого коротко переберите в уме содержание текста.
  2. Перескажите текст по плану (устно или в уме).
  3. Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.

7.Проверьте себя.

Методические рекомендации

Перед лекцией проводится анкета с последующей дискуссией.

Анкета для родителей

«Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка»

1.Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день? (Выберите вариант ответа.)

А. Да.

Б. Нет.

2.Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из школы?

А.Какие оценки ты сегодня получил?

Б. Что было интересного в школе?

В.Ты что-нибудь сегодня натворил?

3.Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в школе?

А.Я знаю многое, так как много об этом читал.

Б. Я мало что об этом читал.        

В.Не знаю ничего.

4.Знаете ли Вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?

А.Да, знаю.        

Б. Знаю, но хотелось бы знать больше.

В.Не знаю ничего.

5.Нужен ли Вам совет на тему осуществления контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?

А. Да, необходим.

Б. Нет.

6. Считаете ли Вы, что повышенные и агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

А. Да, это единственный способ воздействия на ребенка.

Б. Да, но я избегаю этого.

В. Нет, это недопустимо.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания

Что такое семья. Каковы особенности современной семьи и тенденции ее развития,

В чем специфика семейного воспитания, его отличие от вое- питания общественного, школьного. Каковы его противоречия, его плюсы и минусы.

Причины слабой эффективности семейного воспитания на современном этапе. Система психолого-педагогического просвещения родителей.

Форма проведения - беседа.

Сегодня наша с вами встреча посвящена краткому изложению теоретических основ современной семьи и семейного воспитания. Чтобы давать вам, родители, рекомендации по воспитанию детей, организовывать какие-либо формы работы с вами, нужно попытаться ответить на вопросы:

  1. Что такое семья?
  2.  Каковы особенности современной семьи и тенденции ее развития?
  3. В чем специфика семейного воспитания, его отличие от воспитания общественного, школьного? Каковы его противоречия, его плюсы и минусы?

В этимологическом словаре русского языка даются различные значения слова «семья», отражающие суть этого всеобъемлющего понятия, его исторический и национальный смысл. В современной литературе семья определяется как «малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».

В настоящее время семья выполняет различные функции, важнейшими из которых следует считать такие:

  1. общения, возникающая задолго до образования семьи;
  2. организации быта и ведения хозяйства;
  3. поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;
  4. организации досуга;
  5. создания условий для профессиональной деятельности;
  6. продолжения рода: рождения и воспитания детей.

Изучение функций семьи выводит на осознание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднозначна. Рассмотрим более подробно следующие функции.

Функции семьи и родителей:

  1. воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;
  2. поддержка увлечений ребенка;
  3. дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
  4. сотрудничество с родителями других школьников и школьными учителями.

Функции ребенка:

  1. получение навыков, необходимых для школьного образования;
  2. стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
  3. постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;
  4. включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
  5. знакомство с правилами поведения;
  6. расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли;

-осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.

СЕМЬЯ С РЕБЕНКОМ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Функции родителей:

  1. передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи;

определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;

  1. поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  2. воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);
  3. понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.

Функции подростка;

  1. положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
  2. прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению;

-достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;

  1. выбор профессии, стремление к материальной независимости;
  2. подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;
  3. постепенное формирование собственного мировоззрения.

В настоящее время современная семья характеризуется следующими особенностями:

  1. в основе создания семьи - любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение его в браке);
  2. преимущественное преобладание гражданских светских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных и церковью);
  3. равноправие мужчины и женщины в браке; защита всех прав членов семьи законодательно (правда, в связи с изменяющимися условиями политической, экономической и социальной жизни общества очевидно несовершенство законодательства о семье);
  4. свобода заключения и расторжения браков;
  5. тенденция демократизации семейно-брачных отношений; экономическая и нравственная закрепощенность всех членов семьи;
  6. потребность в свободе и самостоятельности молодых семей;
  7. семьи в основном одно-двухдетные, многодетной в настоящее время считается семья с тремя детьми; регулирование рождаемости (известно, что впервые подмечена печальная тенденция снижения рождаемости и даже превышение смертности над рождаемостью с 1992 г.).

В последнее время все чаще и чаще в специальной литературе и периодической печати появляется термин «кризис семьи». Очевидно, следует признать, что частичные признаки его действительно наблюдаются. Следствием этого являются реалии последних трех-четырех лет, свидетелями которых мы являемся:

  1. болезненный переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, драк, разборок, затаенной зависти;
  2. развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
  3. расширение безнадзорности и даже появление беспризорности;
  4. рост детской и подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;
  5. сокращение влияния внешкольных учебно-воспитательных учреждений, падение в некоторых случаях престижа школы и образования;
  6. приобщение детей к алкоголю, никотину, наркомании и токсикомании; усиление бродяжничества детей и подростков;

-появление подростковой и юношеской проституции; рост проступков и преступлений, связанных с половой распущенностью;

  1. резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой.

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий... - он там свой.

Семья — это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного, которая определяет и характер семейного воспитания, и его содержание, и организационные формы, и, в конечном счете, логику, содержание и методику педагогического взаимодействия школы и семьи.

Прежде всего эта специфика выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, какправило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувство долга... Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей...

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит различные ценностные ориентации, различные, критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения... Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения...

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения.

Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать, следует считать такие:

  1. неадекватное воздействие фактором материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность, изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
  2. бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
  3. авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
  4.         безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
  5. безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);
  6. противоправное поведение взрослых.

Повышение педагогической культуры родителей - важный элемент в работе с родителями учащихся, ибо семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который позволяет им сделать семейное воспитание процессом целенаправленным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка, в единстве со школой и общественными организациями.

Разумеется, уровень педагогической культуры родителей зависит и от их образовательного, и от общекультурного уровня, от общественной направленности личности, от индивидуальных особенностей, богатства жизненного опыта, уровня воспитанности...

Однако немаловажную роль в повышении их педагогической культуры может играть и работа классного руководителя. Как профессионал, владеющий теорией и методикой воспитания, хорошо изучивший особенности конкретных детей конкретного класса, для бесед с родителями он отбирает материал с учетом внешних факторов воспитания в данном регионе, с учетом конкретных возможностей родителей данного класса.

Охарактеризуем примерную тематику таких бесед:

  1. Особенности психофизиологического развития учащихся и учет их в семейном воспитании.
  2. Наиболее острые проблемы воспитания школьников... возраста: «Психология взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте», «Новая мотивация учебной деятельности учащихся 10 класса», «Семья и духовное развитие старшеклассников».
  3. Темы, определяемые стратегией и тактикой воспитательной работы классного руководителя: «Как развивать мотивы общественно полезной деятельности школьников», «Материальные и духовные потребности в жизни человека», «Алкоголь и никотин в развитии подростка», «Проблемы самоопределения старшеклассников».
  4. Темы, определяемые психолого-педагогической ситуацией,

сложившейся в классном коллективе: «Нравственная позиция человека в сложных жизненных ситуациях», «Правовая ответственность несовершеннолетних».

- Темы, связанные с проблемами воспитания, вызывающими наибольшие трудности у родителей (нередко они предлагаются самими родителями): «Как помочь ребенку в учебе», «Острые углы воспитания», «Если ребенок попал в дурную компанию».

Материал лекций и бесед может быть проиллюстрирован конкретными фактическими данными, ситуациями из жизни класса, при соблюдении педагогического такта, не рекомендуется употреблять против учащихся и родителей негативную информацию.

Методические рекомендации

Перед проведением собрания классному руководителю можно дать анкету № 1. По окончании беседы можно провести тест и предложить опросник для дальнейшей корректировки работы классного руководителя с детьми.

Методика изучения удовлетворенности родителей работой школы

(разработана доцентом Е. Н. Степановым)

Родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родитель должен обвести цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4- совершенно согласен;

3 - согласен;

2 — трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - категорически не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным

4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно

4 3 2 1 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку

4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка

4 3 2 1 0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший микроклимат

4 3 2 1 0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка

4 3 2 1 0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка

4 3 2 1 0

В школе и в классе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку

4 3 2 1 0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок

4 3 2 1 0

Учителя дают нашему ребенку глубокие и прочные знания

4 3 2 1 0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка

4 3 2 1 0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка

4 3 2 1 0

Учительский коллектив создает условия для проявления и развития способностей нашего ребенка

4 3 2 1 0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни

4 3 2 1 0

Обработка результатов теста.

Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Опросник

  1. Что дает родителям знание педагогики и психологии?
  2. Что является трудным для Вас в воспитании ребенка?
  3. Какие методы воздействия Вы используете в воспитании ребенка?
  4. В чем состоит влияние отца на ребенка?
  5. Как Вы организуете свободное время Вашего ребенка?
  6. Ваши предложения по улучшению работы с детьми в микрорайоне школы.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Проблема вредных привычек у детей и подростков

Вредные привычки.

Антиалкогольная пропаганда и предупреждение курения. Природа и значение предрасполагающих факторов к наркомании и токсикомании. Меры борьбы, их сущность.

Форма занятия - «круглый стол».

Вредными следует считать те привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества.

Вредные привычки снижают продуктивность труда, не позволяют принести обществу ту пользу, на которую оно вправе рассчитывать, т. е. привычки, которые мешают человеку прилежно и квалифицированно трудиться; здесь речь, разумеется, идет о должном минимуме пользы, которую обязан человек принести за свою жизнь. Вредными следует считать те привычки, которые чем-либо вредят людям, окружающим данного человека: его близким, товарищам по работе, отражаются на их здоровье и работоспособности. Наконец, вредными нужно считать привычки, которые приводят к порче того, что создано людьми и ими используется или может быть использовано будущими поколениями. Все эти привычки в той или иной степени снижают социальную ценность человека, препятствуют гармоничному развитию личности.

В основе формирования вредных привычек может лежать отсутствие направляющей и побуждающей роли старших. В результате этого дети оказываются предоставленными самим себе, их активность находит случайные и порой нежелательные выходы, плохие их побуждения своевременно не пресекаются, что способствует их закреплению, а при отсутствии у них достаточной активности формируется пассивное отношение к окружающему.

С невниманием взрослых связано и формирование тех вредных привычек, в основе которых лежит плохо или неправильно усвоенный навык. Это может быть небрежное выполнение различных действий, недобросовестность, стремление отделаться минимумом усилий. Отсутствие контроля взрослых за правильным, тщательным, добросовестным выполнением действия приводит к тому, что ребенок, подросток, а потом и взрослый делают все лишь в «основном», формально, не задумываясь над тем, насколько далеко от этого в «основном» до подлинного выполнения данной работы. Если еще при этом взрослые не контролируют сроков осуществления действия, не учат начинать дело своевременно и доводить намеченное до конца, человек будет растягивать работу, переносить сроки ее окончания, находить оправдания некачественному и несвоевременному ее выполнению.

Многие взрослые стремятся хорошо воспитывать ребенка, но проявляют беспомощность в реализации своих благих намерений, не умея правильно отнестись к тем или иным особенностям его поведения, не зная, как его проинструктировать, не имея должного терпения и настойчивости. Наконец, взрослые порой сами служат ребенку дурным примером, не понимая своих недостатков или будучи не в силах от них избавиться.

Вредные привычки можно разделить на три категории в зависимости от того, на какой объект они преимущественно направлены: на самого себя, на других людей, на окружающие предметы. Существует, например, немало вредных привычек, которые, не принося вреда самому человеку, мешают окружающим. Это и привычка громко сморкаться, и чихать не сдерживаясь, и привычка бросать различные предметы где попало; последняя привычка вредна и для самого человека, так как в нужный момент ему приходится затрачивать немалые усилия для того, чтобы найти предмет, который следовало бы всегда держать в определенном месте.

Существенно отягощать совместную жизнь взрослых и детей могут не только вредные привычки, но и вполне законное и неизбежное порой желание их исправить, когда родители, наконец, спохватываются и начинают бороться с тем, что выработалось благодаря их беспечности и невниманию и что вовремя было бы довольно просто предотвратить. Именно по этой причине родителям приходится без конца напоминать своему сыну или дочери: «Ты опять не повесила форму», «Ты опять хлопнул дверью», «Ты опять разбросал свои вещи», «Ты опять не вымыла руки» и т. д. - и заставлять их сделать необходимое. В результате возникает и поддерживается атмосфера недовольства, раздражительности, жизнь заполняется мелкими ссорами и конфликтами.

Можно назвать множество в той или иной степени вредных привычек. К ним, в частности, относится и привычка к употреблению нецензурных выражений. Однако особая группа вредных привычек- злоупотребление алкоголем и курение, их относят к так называемым пагубным пристрастиям. В чем же сходство между ними и прочими привычными действиями и в чем различие?

Сходство заключается в том, что все это привычные действия, укореняющиеся в результате повторения, и все они предметно направлены, а также в том, что все приносят вред.

Курение и употребление алкоголя - пагубные пристрастия, значит, особенно вредные, порой гибельные. Пагубные пристрастия являются сущностными, характерологическими привычками человека - формируется особый психический склад человека, особый его характер.

Правда, следует отметить, что по степени вреда на центральную нервную систему и организм в целом, по скорости развития пристрастия наркотические вещества значительно различаются. Например, пристрастие к курению табака развивается довольно быстро, но глубоких изменений личности, ее деградации при курении не происходит, вред курения сводится, главным образом, к нарушениям в состоянии здоровья и тем неудобствам, которые несет с собой потребность все время обращаться к сигарете независимо от окружающих условий, обстановки и т. д. Напротив, спиртные напитки человек в течение некоторого времени может периодически употреблять без того, чтобы сделаться алкоголиком, хотя алкоголизм начинается с этого. Сначала употребление алкоголя - просто вредная привычка и лишь потом — пагубное пристрастие. Вместе с тем в отличие от курения алкоголизм означает и постепенную деградацию личности, нарастание степени психической и физической инвалидности. Еще более опасны другие наркотические вещества - производные опия, барбитураты. К ним пристрастие развивается особенно быстро, и они ведут к полной деградации личности и полному истощению организма.

Понятие о наркомании, ее разновидностях, особенностях ее развития, ее опасности в первую очередь должны иметь родители и педагоги. Сегодня уже не секрет, что почти каждый третий школьник знает вкус наркотика. Число смертельных случаев от употребления наркотиков увеличилось за последние десять лет среди подростков в 42 раза.

При прочих равных условиях очень важную, порой определяющую роль играет особый склад личности, формирующийся в процессе воспитания и вместе с тем зависящий от врожденных особенностей психики. Не случайно при одних и тех же условиях жизни одни люди становятся алкоголиками, наркоманами, другие - нет.

Какие же черты личностипредрасполагают человека к употреблению наркотических веществ и что ведет к формированию этих черт?

Первый вариант. Ребенок не находится под должным контролем родителей, которые руководили бы его действиями, ставили бы перед ним определенные цели" задачи и следили за их достижением, приучали бы преодолевать трудности. В результате такого воспитания у него вырабатывается способность самостоятельно ставить перед собой какие-либо цели, а следовательно, и проецировать свои действия на будущее. Это порождает безответственность в поведении, т. е. неспособность или нежелание предвидеть или учитывать последствия своих действий. Не обладая навыками сознательного усилия над собой, которые могут вырабатываться лишь в ходе сложной деятельности, подчиняемой достижению какой-либо более или менее отдаленной цели, он сразу выбирает путь наименьшего сопротивления, тот, который не требует от него особых усилий и вместе с тем сулит немедленное удовольствие. При этом стремление к удовольствию как единственно приемлемому результату действия полностью определяется фактом упрощенности его деятельности, неспособностью ставить перед собой достаточно отдаленные и сложные цели.

Второй вариант. Родители делают из ребенка кумира: его постоянно и безосновательно хвалят, восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности, совершенно не замечая недостатков и не реагируя на его неправильные действия. Атмосфера неумеренных похвал, восторгов, а заодно немедленного удовлетворения всех желаний ведет к завышенной самооценке, развитию неоправданных, непомерных претензий, нетерпимости к любым отказам. Он не способен критически взглянуть на свои поступки и должным образом их корригировать. Оторванность от реальности, неспособность найти место среди других людей, объективно оправдываемое его достоинство ведет к срыву в случае какого-либо неодобрения, неудачи или даже просто реальной оценки его личности и его действий. Для такого человека наркотическое средство оказывается вполне приемлемым способом достижения душевного равновесия.

Третий вариант. Родители жестко регламентируют деятельность ребенка, осуществляют мелочный контроль за ним, постоянно поучают и наставляют, строго одергивают, жестко диктуют, с кем можно водиться, а с кем нет, что можно делать, а чего нельзя и т. д. В результате такого воспитания могут формироваться различные дефекты характера: не вырабатывается способность отличать важное от неважного, существенное от несущественного в поведении его самого и других людей, он по-настоящему не знает, что хорошо и что плохо, а следовательно, и не имеет навыков самоконтроля, самостоятельной регуляции своего поведения, собственных критериев его оценки. Испытывая такие трудности, человек или приобретает склонность усваивать все обычаи своей среды, подражать поведению других людей, сколь бы пагубным оно порой ни было, или же нуждается как бы в психологической поддержке, которую он не может обрести в общении с другими людьми, и поэтому при определенных условиях оказывается склонным к наркотизации.

Все эти черты психики явно формируются в подростковом возрасте, хотя закладываются намного раньше. В подростковом возрасте они начинают реально сказываться в поведении и вместе с тем в ходе его закрепляются. Это связано с тем, что родители контролируют подростков меньше, чем детей более раннего возраста, сфера же их деятельности расширяется.

Подростки в силу психологических особенностей возраста склонны порою противопоставлять себя окружающему миру, взрослым. И в этом для них приобретают «как особенности их поведения, имеющие демонстративный характер, так и разного рода приметы их независимости и противопоставленности взрослым».

Таким образом, особенности формирования вредных привычек наглядно демонстрируют тесную связь, существующую между эмоциональной сферой, потребностями и деятельностью человека, а также связь между характером воздействия на ребенка в процессе его развития и особенностями протекания в его нервной системе определенных процессов. Действуя первоначально на эмоциональную сферу, наркотические вещества затем превращаются в потребность и в этом качестве преобразуют деятельность человека; меняются при этом и такие высшие черты его характера, как взгляд, убеждения, его мировоззрение.

Методические рекомендации

Учитель в ходе работы «круглого стола» анализирует ответы на проведенный тест. Рекомендуется пригласить специалистов по проблеме.

Анкета для родителей

I. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли он выполняет поручения?

  1. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.
  2. Часто непослушен и неисполнителен.
  3. Не всегда исполнителен и послушен.
  4. Всегда исполнителен и послушен.

П. Каково поведение ребенка дома?

1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т. д.

2. Часто ведет себя плохо и на замечания не реагирует.

3. Не всегда. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.

4. Всегда хорошо.

III. Насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к родителям и близким?

  1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.
  2. Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм.
  3. Не всегда отзывчивый и заботливый.
  4. Отзывчивый, заботливый, добрый.

IV. Насколько ребенок трудолюбив?

  1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.
  2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.
  3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.
  4. Любит труд, постоянно помогает старшим.

V. Насколько воспитаны простота и скромность у ребенка по отношению к родным и близким?

  1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.
  2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.
  3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.
  4. Всегда прост и скромен.

VI.  Проявляется ли критичность у ребенка по отношению к другим людям?

  1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи, товарищей.
  2. Очень редко высказывает свои мнения, критические суждения.
  3. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.
  4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.

VII. Проявляет ли при этом самокритичность?

  1. Озлобленно воспринимает критику членов семьи, на замечания грубит.
  2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.
  3. Не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний.
  4. Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.

VIII. Как относится к учению дома?

  1. Проявляет безответственность в учении, уроки дома не учит, школу посещать не хочет.
  2. Проявляет безответственное отношение к домашним заданиям, требует постоянного контроля.
  3. Не всегда добросовестно готовит домашние задания.
  4. Ответственно и добросовестно готовит домашние задания.

IX. Как относится к общественным поручениям?

  1. Не любит общественную работу, не выполняет ее.
  2. Чаще всего безответственно относится к общественной работе, поручениям, требует постоянного контроля родителей.
  3. Не всегда проявляет ответственность и желание выполнять общественные поручения.
  4. Охотно выполняет общественные поручения, рассказывает об их выполнении дома.

X. Каково отношение ребенка к своему классу, школе?

  1. Не любит свой класс и школу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.
  2. Равнодушен к делам класса, школы.
  3. Любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это хорошими делами.
  4. Любит свой класс и школу и всегда подкрепляет это хорошими делами.

Обработка полученных данных. Получив от родителей листочки с номерами вопросов и ответов, учитель суммирует номера ответов (для каждого школьника) и полученную сумму делит на 10. Степень проявления нравственных качеств в поведении школьников в представлении родителей оценивается по следующей шкале:

от 1 до 1,5 - по мнению родителей, указанные качества не проявляются;

от 1,5 до 2,5 - по мнению родителей, качества проявляются слабо;

от 2,5 до 3,5 - по мнению родителей, качества проявляются;

от 3,5 до 4 - по мнению родителей, качества проявляются ярко.

На основе полученных данных учитель сопоставляет оценку родителей со своим представлением. В случае их несовпадения необходимо выяснить причину этого несоответствия (скрытность, позерство, двуличие, необъективность родителей и т. д.), с помощью других методик наметить индивидуальную работу с этим учеником (а при необходимости и с родителями).

Обнаруженные негативные поступки, а также условия и причины, их породившие, послужат указанием в направлении дальнейшего нравственно-психологического развития личности подростка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....


 

Комментарии

Хаванцева Елена Александровна

Разработки классных часов. Формы проведения: беседа, лекция, круглый стол.