Воспитательная система "Вперед, к вершинам!"
методическая разработка по теме
Данная воспитательная система работы разработанна с учетом ФГОС 2013 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vpered_k_vershinam.doc | 196.5 КБ |
esse.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система «Вперед к вершинам!»
Воспитывать – значит возвышать ум и
характер, значит вести к вершинам.
Андре Моруа
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Школа - один из институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности. Большая часть этой работы ложится на плечи классного руководителя, который, работая с классом, должен создать образовательно-воспитательное пространство, которое позволит ему модернизировать воспитательную работу, сделать ее системной и адресной.
Актуальность.
Государство ставит перед школой задачу - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для раскрытия полноценного духовного, умственного и физического совершенствования.
На сегодняшний день выпускнику, чтобы занять достойное место в жизни, недостаточно хорошо учиться. Конечно, это немаловажно, но нужно обладать навыками коммуникабельности, уметь отстаивать свою точку зрения, адекватно воспринимать критику, стремиться к самообразованию, найти себя в каком-нибудь виде деятельности. Эти навыки должны формироваться в школе[1], а главным направляющим фактором должен явиться классный руководитель. В результате возникает потребность в воспитательной системе, актуальной именно для определенного класса.
Создание воспитательной системы я начала с изучения:
-плана воспитательной работы лицея,
- эффективности мероприятий, в том числе традиционных для нашей школы,
- интересов, потребностей учащихся, творческих возможностей,
-уровня развитости ученического коллектива,
- с анализов планов воспитательной работы прошлых лет,
- ситуации в классе:
Для этого я использовала разнообразные методы педагогического исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации.
Проведенные исследования выявили ряд проблем:
1. Достаточно высокая степень социальной пассивности учащихся.
2. Недостаточно развитые нравственно-эстетические качества личности.
3. Низкий уровень культуры межличностных отношений и культуры поведения;
4. Отсутствие осознания значимости трудовой деятельности.
Выявленные проблемы легли в основу создания генеральной цели воспитательной системы класса.
Цель: создание социально-педагогической поддержки, способствующей становлению и воспитанию свободной, творчески активной, физически здоровой личности, способной самореализоваться, самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной человека.
Выбор данной цели является не случайным, во-первых, она не противоречит цели воспитательной системы лицея, во- вторых, современное общество нуждается в воспитании ответственного, инициативного и компетентного гражданина России[2], который справится с любыми житейскими трудностями и решит самые сложные задачи, сможет проявить и применить свои таланты и знания во благо.
«Вести к вершинам!» - именно эта фраза Андре Моруа стала главной объединяющей идеей моей воспитательной системы. Жизнь ребенка в школе – это горный хребет с множеством пока еще не покоренных горных вершин, моя задача - помочь определиться с маршрутом покорения, стать проводником. «Вперед к вершинам!» - так я назвала свою воспитательную систему.
г. Мир знаний – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.
г. Патриотическая – любовь к России, своему народу, своему краю. Осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни. Все это является основой для становления и воспитания свободной личности, способной построить свой вариант жизни, достойной человека.
г. Листья в ладонях - формирование у школьников умения придать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.
г. Мир красоты – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры. Необходимо развивать способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, общественной жизни.
г. Здоровье – осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально – психологического, репродуктивного, духовного.
г. Большая жизнь – воспитание положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Надо создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.
Теоретико – методологическую основу моей воспитательной системы класса составляют:
1.Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
2.Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения),
3. Воспитательная система МБОУ лицей «Вектор»,
4. Система Г.К.Селевко,
5. Концепция воспитания И. М. Ильинского, который предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе.
Жизнеспособность, по мнению И. М. Ильинского — это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, но и развиться, духовно возвышаться, быть не менее жизнеспособным в биологическом и социальном плане, чем родители. Задача жизнеспособной личности - стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Выбранная концепция одновременно удовлетворяет потребности развития классного коллектива и не противоречит социальному заказу общества образовательным учреждениям.
Программа «Вперед к вершинам!» – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение вверх по склону личностного развития и успеха ребёнка.
Задачи программы:
- Формировать систему ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- Помочь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- Формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе;
- Создать условия для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, пропаганде здорового образа жизни, повысить активность родительского сообщества; привлечь родительскую общественность к участию в самоуправлении класса и лицея.
Основные принципы программы воспитания
Принцип идентификации.[3] Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно – смысловой сферы личности. Духовно – нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм, происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока еще скрытые в нем самом.
Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для создания необходимых условий. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребенка. Природа – это корни, воспитание – это крона.[4]
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Планируемые формы воспитательной деятельности по основным направлениям
- Учебно-познавательная деятельность - г. «Мир знаний».
С переходом в 5 класс или несколько позже у подростка снижается общий интерес к учению. Мотивы, способствующие его успешности в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты учебного труда и т.д.), уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, не сложились. К тому же меняются сами условия школьной жизни:
- несколько учителей-предметников, а не один, как в начальной школе;
- увеличение числа учебных предметов и объема учебного материала;
- переход от игровых формы работы на уроке к более серьезным, требующим максимальной концентрации внимания.
- усложнение учебного материала;
- завышенная самооценка (в начальной школе ребенок получал высокие оценки, благодаря общему уровню развития, и не привычке систематически работать);
- заниженная самооценка, комплексы;
- ослабление контроля со стороны родителей;
- преобладание внешних интересов.
С целью преодоления трудностей на новом этапе обучения планирую отслеживать успеваемость каждого ребенка, анализировать причины возникающих проблем, прогнозировать возможные будущие затруднения. Результаты учебной деятельности отображаются графически по четвертям и по учебным годам, это является стимулирующим фактором, способствует возникновению духа соревнования. Отличников, хорошистов и детей, у которых наблюдается рост качества знаний, в конце каждой четверти поощряются.
Для повышения родительской компетентности на собраниях предлагаю рассмотреть примеры ситуаций, в которых родители должны сориентироваться и принять правильное решение, обращая внимание на возрастные трудности и резервы развития. С учениками также проводятся занятия по культуре учебного труда, развитию памяти.
Также предполагается работа с учителями-предметниками:
- систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
- осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
- знакомство учителей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье;
- выявление причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место быть;
- участие класса в проведении предметных недель, которое помимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.
Ожидаемые результаты:
- высокий уровень познавательной деятельности;
- умение определять учащимися свои реальные учебные возможности и ближайшую зону развития;
- сформированность культуры интеллектуального развития и совершенствования.
2. Гражданско-патриотическая деятельность - г. «Патриотическая»
Данное направление реализую через внеклассные мероприятия:
- Посещение Мемориального комплекса на пл. Славы.
- Посещение Краеведческого музея города и музея истории г. Хабаровска как способа приобщения к прошлому, без которого невозможно будущее.
- Уроки мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами).
- Беседы и диспуты на патриотическую тему.
- Участие в проводимых в лицее акциях «Милосердие», «Оранжевое детство».
- Проведение правовых бесед (правонарушения несовершеннолетних и ответственность за это, права и обязанности учащихся, изучение семейного кодекса и других правовых документов).
Также сотрудничаю с учителями истории, обществознания и литературы, на уроках которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей своей семьи, района, города.
Ожидаемые результаты:
- умение руководствоваться в ситуациях нравственно – правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
- сформированность активной гражданской позиции, чувства патриотизма;
- потребность к служению Отечеству и его защите;
- знание истории культуры Отечества и родного края.
- Эколого-краеведческая деятельность - г. «Листья в ладонях»
С раннего возраста ребенок должен понимать единство пространства планеты Земля. Каждому человеку нужно осознать, что бережное отношение к природе – это залог не только его здоровья, но и здоровья следующих поколений. Человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.
Поможет в этом направлении подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к утвержденным памятным датам:
11 января – День заповедников и национальных парков – викторина «Заповедные уголки родного края»;
22 марта – всемирный день водных ресурсов – экскурсия на городской водоканал;
1 апреля – международный День птиц – брей - ринг « В мире удивительных птиц!»;
22 апреля – Международный День Земли – фотовыставка «Земля - наш общий дом»;
24 мая – День парков – к/ч «История возникновения в городе парка им. Гагарина»;
4. Художественно – эстетическая деятельность - г. «В мире прекрасного!»
Для полноценного, гармоничного развития личности необходимо развивать у учащихся способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, в общественной жизни, в обычных вещах. Это способствует формированию духовного мира человека, его самовыражению в творчестве и искусстве.
Данное направление реализуется через внеклассные мероприятия, развивающие творческую активность каждого ребенка и отвечающие их интересам.
Потребность в общении со сверстниками у детей очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным.
Необходимо проведение следующих мероприятий:
- Пешеходная экскурсия по улицам города (в рамках знакомства с городом, в котором мы живем), автобусная экскурсия по городу, знакомство с памятниками архитектуры.
- Посещение театров города с просмотром спектаклей, затрагивающих проблемы молодежи, помогающих определить морально-нравственные ценности общества.
- Посещение Художественного музея, галереи им. Федотова в рамках создания предпосылок в необходимости общения с прекрасным.
- Посещение цирка, концертных залов и других досуговых центров.
- Посещение Храмов и соборов города, символизирующих духовное возрождение общества.
- Проведение автобусных однодневных экскурсий по интересным местам.
Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса во всех общелицейских мероприятиях согласно годовому плану работы лицея. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса, будет способствовать повышению уровня общительности каждого в отдельности; развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой – лицей; формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.
Участие класса во всех общешкольных мероприятиях поможет классному руководителю заполнить досуг школьника интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старшеклассников.
Ожидаемые результаты:
- развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
- развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
- эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, природы;
- индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
- Спортивно-оздоровительная деятельность - г. «Здоровье»
Здоровье детей – это национальное достояние, забота о котором возлагается на медиков, педагогов и родителей. Педагог выполняет свою задачу, используя здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Чтобы сохранить и укрепить здоровье ребят класса, сформировать стремление к здоровому образу жизни, планирую провести следующие мероприятия:
● классные часы «Курить – здоровью вредить», «Уберечь от беды (Как сказать «НЕТ!» алкоголю и наркотикам)»,
● валеологические беседы «Здоровые привычки – здоровый образ жизни».
Большое значение имеет проведение бесед по ПДД и ОБЖ, бесед «Береги себя...», занятия спортом, способствующие физическому развитию каждого и сплочению коллектива в целом.
Ожидаемые результаты:
- физическое совершенствование детей, укрепление здоровья;
- повышение количества учащихся, занимающихся спортом;
- сплочение классного коллектива и развитие личности каждого ребенка в нем;
- повышение самооценки и самоутверждение в обществе.
- Деятельность, направленная на воспитание трудолюбия и подготовку к сознательному выбору профессии - г. «Большая жизнь»
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. В пятом и шестом классах основная задача классного руководителя состоит в формировании навыков, способствующих дальнейшему сознательному выбору профессии. К этим навыкам относятся ответственность, усидчивость, способность быстро принимать решения, умение импровизировать. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
По данному направлению провожу:
● тематические классные часы «Встречи с интересными людьми разных профессий», с привлечением родительской общественности.
● экскурсии на различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Способствую участию ребят в различных видах общественно-полезной деятельности на базе лицея и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, в результате которой учащиеся приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками взрослыми в учебно-трудовой деятельности.
Ожидаемые результаты:
- способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
- умение выживать в трудных жизненных ситуациях;
- формирование интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствоваться;
- позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Все эти направления не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны.
Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения коррективов в первоначально созданную модель.
Формы работы:
- индивидуальные (беседа¸ консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи; совместный поиск решения проблемы)
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и т.д.)
- коллективные (коллективно – творческие дела, игры, дискуссии, состязания, соревнования, походы, экскурсии, общественно – полезный и творческий труд, художественно – эстетическая деятельность, ролевой тренинг)
Ключевые дела
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. (Приложения №4, 5)
Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел.
Название (краткая расшифровка дела) | |
День знаний | Классный час |
День рождения лицея | Участие в концертной программе |
День учителя | Поздравительные открытки учителям, участие в праздничном концерте |
День здоровья | Спортивно-туристический поход |
Новый год | «Мастерская Деда Мороза» совместно с родителями |
8 Марта и 23 Февраля | Проведение конкурсно - игровой программы |
День рождения учащихся | Чаепитие, конкурсная - игровая программа |
Трудовой десант | Участие в акциях «Чистый двор» и т.д. |
День защиты детей | Конкурсная – игровая программа совместно с родителями |
Участие класса в общелицейских делах.
Мероприятие | Время проведения (дата) | Кол-во участвовавших | Результат |
Общешкольный туристический слет | сентябрь | 29/6 | Сплочение классного коллектива, подготовка команды для участия в городском туристическом слете – 2 место (Приложение №4) |
Школьная легкоатлетическая эстафета | сентябрь | 12 | 1 место, развитие командного духа, осознание своей значимости для достижения единой цели (Приложение №5) |
Викторина среди 5-6 классов «Люби и знай свой лицей» | октябрь | 12 | 1 место |
Участие в концерте ко Дню учителя | октябрь | 4 | Развитие творческих способностей учащихся |
Акция «Оранжевое детство» | декабрь | 14 | Грамота за активное участие |
Акция «Милосердие» | декабрь | 8 | Награждение грамотами активных участников |
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку | декабрь | 6 | 3 место в школе |
Акция «Помоги зимующим птицам» | январь | 11 | Развитие бережного отношения к природе |
Смотр строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества. | февраль | 14 | 4 место в школе. |
Выставка рисунков « Мамы милые глаза» | март | 25 | Подойницына Дарья 1 место. Соболева Соня 3 место |
Поздравление ветеранов ВОВ | май | 14 | Формирование чувства патриотизма |
Акция «Ветеран живет рядом» | май | 16 | Сбор материала о ветеранах для школьного музея. |
Дела класса
Мероприятие (огоньки, поездки и т.п.) | Время проведения | Количество участвовав-ших | Результат (для развития личности учащегося и для обеспечения жизнедеятельности класса и школы) |
1.Экскурсия в зоосад им. Сысоева | сентябрь | 29 | Расширение кругозора, знакомство с редкими и исчезающими животными края (Приложение №4) |
2.Экскурсия в краеведческий музей | сентябрь | 18 | Знакомство с историей родного края. |
3. Просмотр фильма «Загадки Вселенной» | октябрь | 29 | Расширения кругозора, осознание целостности Вселенной |
4.Подготовка и проведение концерта ко Дню Матери | ноябрь | 14 | Воспитание внимательности, заботливости и уважительного отношения к матери |
5. Экскурсия «Хабаровск - православный» | ноябрь | 22 | Воспитание духовных и нравственных ценностей. |
6. Новогоднее представление. | декабрь | 26 | Развитие творческих способностей учащихся. |
7. «Рыцарский турнир» | февраль | 29 | Формирование умений работать в команде, воспитание отношения дружбы и сплоченности коллектива. (Приложение №4) |
8.Классный час «День св. Валентина» | февраль | 29 | Формирование положительной оценки таких человеческих качеств, как доброжелательность, дружелюбие. |
9.Конкурс-игра «А ну-ка, девочки!» | март | 20 | Формирование умений работать в команде, воспитание отношения дружбы и сплоченности коллектива. |
10.Экскурсия на конеферму «Кобылкино счастье» | апрель | 20 | Осознание себя частью природы, формирование бережного отношения к животным. |
11.Литературно-музыкальная композиция«Этих дней не смолкнет слава» | май | 20 | Воспитание патриотического отношения к Родине, развитие интереса к отечественной истории. |
Активно принимали участие во всероссийских олимпиадах «Кенгуру», «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Британский бульдог».
Самоуправление в классном коллективе
В начале каждого учебного года формируются органы самоуправления класса, состав которых год от года меняется незначительно. Наличие органов самоуправления в классе помогает осуществить воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, способствует выявлению уровня притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, а главное – способствует развитию личности и формирует умение соотносить свои интересы с интересами коллектива, помогает ребенку определить свое место в коллективе.
Система самоуправления в нашем классном коллективе:
Название сектора | Состав | Направление работы |
Управленческий | Староста – Василевский А. | Координирует работу всех членов классного коллектива |
Учебный | Ответственный за пропуски – Туманова Е. | Ведет учет посещаемости учащихся |
Ответственный за учебу – Михайлова М. | Комплектует группы для участия в предметных олимпиадах, принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин | |
Сектор досуга | Сценаристы - оформители: Баренбаум А., ЯшкинаЕ., Архипов З. Щетинникова Л. Вздыханько П. | Составляют и воплощают в жизнь с помощью одноклассников сценарии для проведения различных классных и школьных мероприятий Оформляют классный уголок, выпускают стенгазеты, поздравительные открытки |
Труд и забота | Ответственный за дежурство по классу – Петрук А. Ответственный за участие в акциях- Захарова С. | Организует дежурство по классу (поливка цветов, уборка учебной доски, генеральная уборка класса в конце четверти), организует трудовой десант на субботники Организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школой акциях милосердия и прочих акциях |
Спортивный | Физорг – Стрекалов Э. | Формирует команду для участия в спортивных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе |
Состав секторов, входящих в актив класса, каждую четверть может меняться, в зависимости от желания детей, если учащиеся не справляются с данным поручением. Также при организации конкретного коллективного дела образуются временные инициативные группы, включающие в себя как актив класса, так и других членов классного коллектива.
Работа с родителями:
Путь к вершинам воспитания долог и труден, для преодоления этих трудностей не обойтись без опытных – инструкторов, наставников, которые в трудную минуту помогут, подскажут, укажут нужное направление. Такими наставниками являются родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества – также важное направление функционирования воспитательной системы класса.
Цель работы:
Повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.
Формы работы с родителями:
1) Индивидуальные формы: беседа; разговор; консультация; выполнение индивидуальных поручений; совместный поиск решения проблемы; переписка.
2) Групповые формы: взаимодействие с родительским комитетом; групповые консультации; практические занятия с родителями; тренинги; встречи с отцами.
3) Коллективные формы: родительские собрания (классные и общешкольные); дни открытых дверей; “круглые столы”; конференции по обмену опытом воспитания; родительский лекторий; вечер вопросов и ответов; диспут; встречи с администрацией, учителями класса.
Направления работы:
1. Диагностика семьи: изучение образа жизни семей; выявление особенностей семейного воспитания; составление характеристик семей обучающихся, состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень; выявление положения детей в системе семейных отношений.
2. Работа с социально неблагополучными семьями: составление социального паспорта класса; составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей; обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей;
3. Взаимодействие семьи и школы: создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы; организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета; работа родительского лектория.
4. Организация полезного досуга: создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; пропаганда здорового образа жизни; включение семей в воспитательный процесс.
5. Просветительская деятельность: организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительские собрания; индивидуальные беседы; педагогические лектории; дни открытых дверей; оказание психологической помощи; предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.
Предполагаемый результат работы воспитательной системы «Вперед к вершинам!»
Все вершины, направления воспитательной работы, способствуют формированию современного национального воспитательного идеала.
Под современным национальным воспитательным идеалом нужно понимать[5] высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Конечно, достигнуть максимальной вершины воспитания смогут не все, у каждого будет своя высота, к которой он целенаправленно прокладывал маршрут, но стремление к идеалу - это обязательное условие динамического развития личности.
Мониторинг эффективности функционирования воспитательной системы.
1.Количественные показатели:
Показатели | 2011-2012 г. | 2012-2013 г. (первое полугодие) |
1.Занятость детей в кружках, секциях. | 58% | 62% |
2.Социальная активность (участие в акциях) | 20% | 41% |
3. Участие родителей в мероприятиях. | 59% | 63% |
4.Количество призовых мест в городских конкурсах и олимпиадах. | 6 | 6 |
5. Число детей на административном учете. | 1 | 0 |
2. Качественные показатели:
Показатели | 2011-2012 г. | 2012-2013 г. (первое полугодие) |
1.Качество знаний | 39,9% | 44,8% |
2.Уровень воспитанности | 4,6 б. | 4, 65 б. |
3.Сформированность нравственного потенциала (методика С.М. Петровой «Пословицы») (устойчивость желательных ценностей) | 42% | 45% |
4.Сформированнсть коммуникативного потенциала (методика Н.В. Овнаровой) | 0,55 (ниже среднего) | 0,64 (средний) |
[1] ФГОС
[2] Данилюк А.Я Концепция духовно-нравственного развития// М. Просвещение.-2011.- с 23
[3] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2011. – 342с. – (Стандарты второго поколения). Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования.-234.
[4] Научно – методический журнал «Классный руководитель»№1-2012. Программа воспитательной деятельности в классе «Вместе». Лукичева О. Н.
[5] Данилюк А.Я Концепция духовно-нравственного развития// М. Просвещение.-2011.- с 23
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
В своем стихотворении «Кем быть?» В. Маяковский писал: «Все работы хороши, выбирай на вкус». Вот и я выбрала свою профессию: стала учителем. Сколько себя помню, я всегда хотела быть учителем, правда, долгое время не могла понять почему. В моей семье не было педагогов, да и мои родители никогда не настаивали именно на этой профессии.
Впервые я захотела стать учителем, когда пошла в первый класс. Впервые побывав на уроке, дома я начала учить кукол, используя дверцы шкафа, который стоял в моей комнате, как классную доску. До сих пор вспоминаю, как мне досталось от мамы за мою «любовь к учительству», когда она увидела множество царапин на новенькой полировке шкафа. Прошли года, многое изменилось в моей жизни, уже 15 лет нет рядом со мной моей любимой мамочки, но не изменилось только одно: я - учитель.
Еще в школе в старших классах, когда я уже точно знала, кем я буду, мне довелось прочесть книгу А.С.Макаренко «Педагогическая поэма». Трудно передать ту бурю эмоций, которая захлестнула меня в тот момент, но помню одно, что тогда я впервые задумалась: «А смогу ли я так? Хватит ли у меня сил и терпения и, конечно, такой безграничной любви к детям и к своему делу? Сумею ли я стать для детей другом и наставником?»
Свои первые шаги в профессии я начинала делать в небольшой поселковой школе п. Архара в Амурской области. Все было: радости и огорчения, взлеты и падения и даже слезы (дома в подушку, пока никто не видит). Потом был переезд в Хабаровск. Я устроилась на работу в лицей «Вектор» учителем биологии. Трудно было начинать все опять, на новом месте, в незнакомом коллективе, но мне повезло, помогли коллеги, да и новый мой класс требовал к себе пристального внимания, приходилась импровизировать, поражать, применять нестандартные подходы к воспитанию.
Каждый день я вхожу в класс. Звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные, пытливые глаза, оценивающие каждый мой шаг, жест, поступок. Они много ожидают от меня. И как осторожно нужно выбирать дорогу к их сердцу, чтобы не напугать, не разочаровать, не отдалить их от себя.
Ни один класс не похож на другой, у каждого свои особенности и к каждому нужно найти свой подход. Каждый новый день – это маленькое открытие ребенка как личности, и хочется верить и надеяться, что эти открытия будут только радостными и приятными. Проработав в школе уже двенадцать лет, я поняла, что школа требует самопожертвования, твердости характера и безграничной любви к детям. Но встречаясь потом со своими выпускниками, понимаешь, что все было не напрасно, что тебя помнят, хотят видеть и благодарят тебя за то, что ты была с ними сама собой и всегда старалась понять и дать совет, и пусть не всегда к этому совету прислушивались.
Я поняла, что быть учителем - это не просто профессия, это особая миссия, особый вклад души, это ответственность, огромное терпение, постоянное самообразование и самовоспитание. Размышляя, все ли удалось, всего ли достигла, о чем мечтала в своей жизни, прихожу к выводу, что все еще только начинается, но знаю точно: я ни разу не пожалею о выбранной профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вершинам физики
Внеклассное мероприятие по физике для 8 класса...
План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"
Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает кр...
К Вершине Света
Статья о путешествии учащихся школы №16 в Национальный парк Таганай, Челябинская область. Уроки краеведения, 7 класс. ...
Интегрированный урок физика+литература "Вершина"
Каждый год в нашей школе проходят мероприятия, посвященные предметным неделям. Цели таких мероприятий - развить у детей интерес к предмету и их творческие способности, дать возможнос...
Звездный час « Восхождение к вершине»
Внимание! Начинаем наше состязание умных и смекалистых, находчивых и умелых!...
Восхождение на вершину "Интеграл".
Презентация к повторительно - обобщающему уроку по теме: «Интеграл». Содержит 16 слайдов.Содержит :Повторение формул первообразных;Использование формул первообразных при помощи устного сче...
Презентация "Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин".
Представлена презентация "Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин".Многое из нашей повседневной жизни можно смоделировать при помощи граф...